Преддипломная производственная практика в АО «Казахстан темір жолы»
Преддипломная производственная
практика в АО «Казақстан
темір жолы»
Отчет выполнила: Шокпарова А.Б., студентка 4 курса
специальности «БУиА» заочной формы обучения
Университет международного бизнеса
Кафедра «Бухгалтерский учет и аудит»
Алматы 2005
История магистрали
Железные дороги сыграли огромную
роль в развитии экономики Казахской Советской Социалистической Республики, а
затем и суверенного государства Казахстан. Огромная территория , размещение
производительных сил по окраинам республики , природные ресурсы, в первую
очередь –уголь, руда, нефть- делали безальтернативным развитие железнодорожного
транспорта .
Строительство железных дорог на
территории Казахстана началось в 1893 году, тогда была построена узкоколейная
железная дорога от Волги к городу Уральску . В 1913 году эта линия была
перешита на широкую колею и сыграла свою положительную роль в освоении
производственных сил Западного Казахстана . По самому северу республики на
протяжении 182 километра в середине 90-х годов 19 века прошла Транссибирская
магистраль. В то время были построены так называемые горнозаводские
узкоколейные железные дороги, которые обеспечивали доставку грузов и вывозов
угля, руды- от Риддера и Экибастуза к Иртышу . Такую же функцию выполняла и
Спасская железная дорога в Центральном Казахстане.
В 1901 году было принято решение
о начале строительства железной дороги Оренбург-Ташкент. Рассматривалась
несколько вариантов трассы, восточнее западнее этого направления , но
окончательный выбор оказался самым оптимальным, и почти на всем своем
протяжении стальная магистраль прошла по территории Казахстана . Эта линия
положила начало массовому железнодорожному строительству на территории
республики. Магистраль Оренбург-Ташкент в 1904 году было открыто движение от
Оренбурга до Казалинска , чуть позже – до Ташкента , 1906 году начала
действовать вся магистраль. Первая железная дорога оживила бескрайние степи просторы
Казахстана и внесла огромный вклад в освоение природных богатств края и
развития экономики.
Сразу же после окончания
строительства встал вопрос о ее соединении с Транссибирской магистралью. Было
начато сооружение так называемой Семиреченской дороги отАрыси до Пишпека , но
оно закончилось уже в советское время.
В начале 20 века от
Транссибирской магистрали были построены несколько ответвлений, заходящих на
территорию Казахстана . Это: линия Челябинск-Троицк- Кустанай, Алтайская дорога
от Ново-Николаевска (Новосибирска ) до Семипалатинска , от Татарской до
Славгорода , Кулунды и затем позже – до Павлодара . Именно эти линии послужили
плацдармом для дальнейшего развертывания строительства железных дорог в глубь
территории Казахстана.
Известно, какое внимание
уделялось хлебу, выращиваемому на степных просторах Казахстана. И в 1920 году ,
в трудное для новой власти время , было начато строительство железной дороги
Петропавловск- Кокчетав , затем ее продлили до Курорт- Борового . В 1929 году
первые паровоз пришел на станцию Акмола- ныне столицу суверенного Казахстана .
Участок Акмолинск- Карталы - западная
часть Южно-Сибирской магистрали- был построен только в начале сороковых годов и
тогда же организована самостоятельная Карагандинская дорога с местом
расположения аппарата управления в городе Алмолинске.
Железная дорога не остановилась в
Акмолинске , она сразу же была продолжена к Караганде, к открытым в те годы
огромным запасам угля.От Караганды в 30-х годах 20 столетия железная дорога
была продлена до Балхаша к Коунрадскому медно- рудному месторождению , от
станции Нельды (Жарык)- на запад к другому богатейшему Джезказганскому
месторождению.
К началу тридцатых годов между
станциями Семипалатинск и Луговая был построен легендарный Турксиб. В 1930-м
году состояла стыковка северного и южного участков линии , и в 1931-м году
организована самостоятельная Туркестано-Сибирская железная дорога,
управленческий аппарат которого находился в городе Алма- Ате.
Новым важным шагом стало
железнодорожное строительство в годы освоения целинных и залежных земель. В
1954 году принимается программа строительства 3 тысячи километров узкоколейных
железных дорог на территории Северного Казахстана . Строились железные дороги и
на юге республики: от Джамбула к месторождению фосфоритов в Каратау, от Коксу к
Талдыкургану и Текели – месторождение полиметаллических руд , от
Усть-Каменогорска- к Зырьяновску и др. Логическим завершением всех этих событий
стала организация в 1958 г. Единой Казахской железной дороги.
Общее положение
Республиканское государственное
предприятие «Казақстан темір жолы» создано 01 февраля 1997 г. путем
слияния республиканских государственных предприятий :Управления Алматинской
железной дороги , Управления Целинной железной дороги и Управления
Западно-Казахстанской железной дороги (Постановление Правительства Республики
Казахстана от 31 Января 1997 года №129) .
Основными задачами
Республиканского государственного предприятия «Казақстан темір жолы»
являются перевозки железнодорожным транспортом грузов и пассажиров в Республике
Казахстан . РГП «Казақстан темір жолы» осуществляет свою деятельность в
соответствии с законодательством Республики Казахстан на основе права
хозяйственного ведения , сочетая экономические методы управления с
централизованным руководством перевозочным процессом .
Республиканское государственное
предприятие «Казақстан темір жолы» является юридическим лицом и
осуществляет свою деятельность на основе действующего законодательства Республики
Казахстан и своего Устава . Финансовая и производственная деятельность
Республиканское государственное предприятие «Казақстан темір жолы» осуществляется
на основе хозяйственной самостоятельности . Республиканское государственное
предприятие «Казақстан темір жолы» имеет самостоятельный
(консолидированный) баланс, расчетный , валютный и др. счета в банке , гербовую
печать с указанием своего наименования на казахском и русском языках .
В состав Республиканское
государственное предприятие «Казақстан темір жолы» входят- дочерние государственные
предприятия со своими филиалами , такие как пассажирские перевозки , Центр
фирменного транспортного обслуживания , Желдорстрой , Транстелеком и др.
Имущество Республиканского
государственного предприятия «Казақстан темір жолы» составляют его
основные фонды и оборотные средства , а также иные материальные ценности и
финансовые ресурсы которые отражаются в самостоятельном балансе .
Система бухгалтерского учета и финансовая
отчетность
Регулирование системы
бухгалтерского учета и финансовой отчетности в РГП «Казақстан темір жолы»
ведется в соответствии со следующими нормативными документами :
Указом Президента РК , имеющий
силу закона «О бухгалтерском учете » от 26 декабря 1995г №2732
Стандартами бухгалтерского учета
, утвержденными Национальной комиссией Республики Казахстан по бухгалтерскому
учету 13-15 ноября 1996г., Постановления 3,4,5; и методические рекомендации к
ним
Генеральный план счетов Б/У
финансово хозяйственной деятельности субъекта , утвержденным Национальной
комиссией РК по бухгалтерскому учету
План счетов бухгалтерского учета финансово
– хозяйственной деятельности предприятия железнодорожного транспорта РК ,
утвержденным приказом генерального директора РГП «Казақстан темір жолы»
Другими документами генеральной
дирекции РГП «Казақстан темір жолы» по вопросам экономики , финансов ,
бухгалтерского учета и финансовой отчетности
Для структурных подразделений и
филиалов , независимо от того в какой орган государственного предприятия они
входят , и для дочерних государственных предприятий Генеральной дирекцией РГП
«Казақстан темір жолы» устанавливают следующие обязанности и права в
области бухгалтерского учета и финансовой отчетности .
В состав сводной
(консолидированной ) бухгалтерской отчетности РГП «Казақстан темір жолы» включаются
финансовая (бухгалтерская ) отчетность дочерних предприятий и филиалов ,
входящих в РГП «Казақстан темір жолы» .
Указом Президента Республики
Казахстан от 21.12.95г. «О бухгалтерском учете » установлено, что финансовая
отчетность субъекта включает в себя :
бухгалтерский баланс
отчет о финансово- хозяйственной
деятельности
отчет о движении денежных средств
Для предприятий, структурных
подразделений и филиалов РГП «Казақстан темір жолы» устанавливаются
следующие объемы и периодичность предоставления форм финансовой отчетности,
разработанных в соответствии со стандартами бухгалтерского учета №2,3,4.
Финансовая отчетность
Бухгалтерский баланс формы ФО-1 –
ежеквартально;
Отчет о результатах финансово-
хозяйственной деятельности формы ФО-2 – ежеквартально;
Отчет о движении денежных средств
формы ФО-3 – раз в год с годовым отчетом ;
Пояснительная записка к отчету и
балансу – раз в год с годовым отчетом.
Внутрипроизводственная финансовая
отчетность
Отчет о производственно-
финансовой деятельности предприятия- формы: ФО-11(свод), ВФО-12, ВФО-19(всех
индексов)– ежеквартально;
Отчет о расходах периода форма
ВФО-17 – ежеквартально ;
Отчет о движении собственного
капитала ВФО- 2– раз в год с годовым отчетом ;
Отчет о движении денежных средств
ВФО-3– ежеквартально .
Финансовая отчетность
составляется в соответствии с «Указанием о порядке списания финансовой
отчетности предприятиями и структурными подразделениями РГП «Казақстан
темір жолы» , утвержденным приказом Генерального директора РГП «Казақстан
темір жолы» № 322-Ц от 11.05.98 г.
Внутрипроизводственная финансовая
отчетность (формы с индексом ВФО) охватывает информацию учета, которая
необходима управленческому персоналу для управления производством, для
калькулирования себестоимости продукции (работ ,услуг) а также для планирования
, экономического анализа и контроля . Эта отчетность предназначена для
внутреннего использования в РГП «Казақстан темір жолы» и поэтому внешним
пользователям отчетности не представляется и является коммерческой тайной РГП
«Казақстан темір жолы»
Учет основных средств
Основные средства – материальные
активы, действующие в течение длительного периода времени (более одного года),
как в сфере материального производства , так и в непроизводственной сфере .
Учет ОС в предприятиях РГП «Казақстан
темір жолы» осуществляется в соответствии со стандартами бухгалтерского учета
«Учет основных средств » , постановлением Национальной комиссией РК по
бухгалтерскому учету №6
Все ОС находятся на балансе структурных
подразделений (филиалов ), наделенных правом пользования ОС в соответствии с
Положением о структурных подразделениях .
Учет основных средств в местах их
эксплуатации: структурных подразделениях, филиалах, предприятиях ведется на
бланках типовых межведомственных форм:
Форма № ОС-5 «Инвентарная карточка
основных средств»;
Форма № ОС-6 «Опись инвентарных
карточек по учету ОС»;
Форма № ОС-7 «Карточка учета ОС»;
Форма №ОС-8 «Карточка учета
арендованных долгосрочно арендованных) основных средств» ;
Форма № ОС-9 «Инвентарный список
ОС( по месту их нахождения, эксплуатации )».
Учет движения основных средств
оформляются:
Формой № ОС-1 « Акт приемки-
передачи ОС»;
Формой № ОС-2 « Акт приемки сдачи
отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов»;
Форма № ОС-3 « Акт на списании
основных средств»;
Форма № ОС-4 « Акт на списание
автотранспортных средств»;
В момент оприходования ОС
оцениваются по первоначальной стоимости, определяемой в порядке , изложенном
СБУ « Учет основных средств». Основные средства РГП «Казақстан темір
жолы» разделены на следующие группы :
земля;
здания и сооружения;
машины и оборудования,
передаточные устройства;
транспортные средства;
прочие;
незавершенное строительство.
Изменения первоначальной
стоимости основных средств допускается в случае :
переоценки;
осуществления дополнительных
капитальных вложений или частной ликвидации(демонтажа) объекта в результате
чего увеличивается или сокращается срок службы основных средств.
Выбытие основных средств
производится в следующих случаях:
ликвидация основных
средств(моральный износ, полный износ основных средств и тд.);
реализация основных средств;
обмена основных средств;
безвозмездная передача основных
средств.
Списание основных средств (по
износу) производится согласно инструкции Министерства финансов РК и разъяснения
Госкомимущества.
Начисление амортизации основных
средств в бухгалтерском учете производится по установленным нормам
разномерным(прямолинейным) методом .Для налогового учета и расчета по
налогообложению в соответствии с действующим законодательством структурные подразделения
ведут начисление амортизации по налоговым нормам .
Капитальные вложения
Капитальные вложения ,
реконструкция и модернизация в предприятиях РГП «Казақстан темір жолы» осуществляется
за счет начисленной амортизации основных средств , чистого дохода ,
долгосрочных кредитов и оплачивается РГП «Казақстан темір жолы» в
пределах средств инвестиционного бюджета. Объем капитальных вложений выполняется
хозяйственным способом и подрядчиками . Учет капитальных вложений ведется на
балансе основной деятельности .
Учет капитальных вложений ведется
на счете 126 «Незавершенное строительство». На этом счете открываются
необходимые субсчета для учета приобретенных основных средств , учета
строительно-монтажных работ , выполняемых подрядными и хозяйственным способом ,
для учета затрат увеличивающих стоимость объектов .
По хозяйству пути
замена верхнего строения пути
более тяжелыми типами рельс ;
смена стрелочных переводов на
железобетонных брусьях;
замена деревянных шпал на
железобетонные;
переустройство временных
деревянных мостов на железобетонные трубы и тд.
По пассажирскому (вагонному)
хозяйству
замена агрегатов и узлов на новые
более высокой мощности (редукторы, электродвигатели и тд.);
переоборудование внутреннего и
внешнего интерьера с изменением типа вагонов (пассажирских в багажные ,
пассажирских плацкартных в купировальные..)
Учет нематериальных активов
Нематериальные активы- это
затраты на нематериальные объекты , используемые в течение долгосрочного
периода .
В бухгалтерском учете
нематериальные активы также относятся к долгосрочным активам( сроки службы
более одного года).
Нематериальные активы оцениваются
по первоначальной стоимости , которая складывается из сумм фактических затрат на
их приобретение и проведение и приведение в состояние готовности к
использованию:
цена приобретения ;
расходы по установке и накладке программного
обеспечения и др.
Износ по нематериальным активам начисляют
ежемесячно по установленным нормам. Нормы износа по каждому виду нематериальных
активов определяется исходя из использования на предприятии.
Срок полезного использования нематериальных
активов определяется в зависимости от их вида ( лицензии, права пользования,
патенты и тд.), который предусмотрен соответствующими договорами .
РГП «Казақстан темір жолы» самостоятельно
устанавливает срок полезного пользования нематериальных активов : Программные
подукты, бессрочные морально устаревшие патенты, технологии и тд.
При этом величина ежегодных
амортизационных отчислений будеть зависеть от установленного срока полезного
использования нематериальных активов.
Типы межведомственных форм:
Форма НОК- 1 «Акт приемки-педачи
нематериальных активов»;
Форма НОК-2 « Инвентарная
карточка учета нематериальных активов»
Учет товарно- материальных запасов
Учет товарно- материальных
запасов в РГП «Казақстан темір жолы» осуществляется в соответствии со
стандартом бухгалтерского учета «Учет товарно-материальных запасов» ведется на
складах в карточках или во вторых экземплярах машинограмм.
Учет в бухгалтерии сроится по
одному из методов :
по оперативно- бухгалтерскому
(сальдовому) методу, количественный учет бухгалтер не ведет;
автоматизированному методу , при
котором в бухгалтерии ведется количественный суммовой учет.
В бухгалтерском учете товарно-
материальные запасы группируются: «на складе», «в пути », «отклонение от
учетных цен».
В учете всех видов товарно
–материальных запасов применяется типовая документация и специализированные
бланки применяющиеся на железнодорожных с индексом ФМУ.
Себестоимость
товарно-материальных запасов включает затраты на приобретение запасов ,
транспортно-заготовительные расходы , связанные с их доставкой к их месту
расположению в настоящее время и приведение в надлежащее состояние , затраты на
переработку продукции (выполнение работ и услуг). Затраты на приобретение
товано-материальных запасов включает в себя цену на покупку, пошлины на ввоз ,
комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим , посредническим
организациям, транспортно-заготовительные расходы и прочие расходы , прямо
связанные с приобретением запасов .
На РГП «Казақстан темір
жолы» товарно –материальные запасы оценивается и учитывается по
средневзвешенной стоимости . Средневзвешенная стоимость товарно-материальных
запасов рассчитывается определением средней стоимости подобных единиц,
имеющихся на начало отчетного периода и приобретенных и произведенных в течении
данного периода . Методы ЛИФО и ФИФО не применяются .
Списание отпущенных в
производство товарно-материальных запасов производится непосредственно на счета
издержек производства с подотчета материально- ответственных лиц.
Для нормирования отпуска товарно-
материальных запасов на производственные нужды в отдельных структурных
подразделениях могут применяться «лимитно-заборные карты ». Основанием для
списания материальных запасов на издержки производства является,
соответствующим образом оформленное требование или лимтно-заборная карта,
подписанная начальником цеха , мастером , бригадир и тп. Распоряжением по
предприятию, структурному подразделению устанавливается перечень лиц, которым
предоставляется право затребовать товарно- материальные запасы со склада для
производственных нужд.
Инвентаризация товарно-материальных
запасов раз в год , но не ранее 01 октября в установленном порядке по
распоряжению руководителя субъекта(дочернего государственного предприятия,
филиала, структурного подразделения). При смене материально –ответственных лиц производится
инвентаризация товарно- материальных запасов на день приемки-передачи дел, а
также при наличии обстоятельств, вызывающих сомнение в сохранности ценностей(взлома
,пожара и тп.)Переоценка товарно- материальных запасов производится в
установленном порядке. В каждом отдельном случае издается распоряжение РГП
«Казақстан темір жолы».
Приобретенные малоценные и быстро
изнашивающиеся предметы, инструменты , постельные принадлежности , специальная
одежда , специальная обувь, предохранительные принадлежности, до передачи их в
эксплуатацию учитываются на счете 206-«прочие материалы», субсчет 04-«предметы
многократного использования на складе».
При выдаче указанных предметов со
склада в эксплуатацию учет производится следующим образом :
малоценные и быстроизнашивающиеся
предметы и инструменты срок службы которых менее одного года списываются с
кредита счета 204.4 в дебет счетов издержек производства(126,811,821,900,904,920,924,930
и др.)
В дальнейшем на них следует
завести оперативный учет в инвентаризационных описях или книгах, для контроля
за их сохранностью.
Предметы , при сроке службы более
одного года признаются основными средствами и стоимость относят дебет
125-«прочие основные средства», субсчета 01-«инструменты, производственный и
хозяйственный инвентарь».
Инструменты, постельные
принадлежности , специальная одежда, спец. обувь, предохранительные
принадлежности по мере отпуска в эксплуатацию списываются с кредита
206.04-«предметы многократного использования в эксплуатации».
По мере выбытия этих предметов из
эксплуатации по износу их стоимость списывается с кредита 206.05 в дебет счетов
издержек производства (126,811,821,900,904,920,924,930 и др.) с составлением
соответствующих документов на списание.
При выполнении различных видов
ремонта возвратную часть капиталов приходуют по ценам возможного использования на
дебет счетов учета материалов в уменьшение фактических затрат, соответствующего
вида ремонта , т.е с кредит счетов учета производственных затрат – 900,920 или
821.05. Оприходование материалов
, полученных при ликвидации основных средств, производится также по ценам возможного
использования на дебет счета материалов с кредит 722.01-«доход от реализации
основных средств.
Учет денежных средств
РГП «Казақстан темір жолы» имеет
расчетный валютный и другие счета в банках , операции по которым совершаются в
установленном законном порядке. В учете денежных средств РГП «Казақстан
темір жолы» и его предприятия строго руководствуются действующими
законодательными и нормативными актами , формирующими учетную политику . По
учету денежных средств в кассе материально - ответственным лицом является
кассир , в обязательности которого входит :
проверка правильности оформления приходных
и расходных кассовых ордеров , наличие и подлинности подписей , приложений ,
перечисленных в ордерах;
принятие и выдача денежных
средств;
регистрация кассовых операций в
кассовой книге;
сдача наличных денежных средств в
банк .
Если для выдачи заработной платы и
других выплат привлекаются по письменному приказу другие лица, то с ними также
заключается договора о их полной материальной ответственности .
В РГП «Казақстан темір
жолы» , дочерних предприятиях и структурных подразделениях раз в месяц
производится внезапная ревизия хранящихся в кассе денежных средств и др.
ценностей . Ее проводит комиссия в следующем составе:
главный бухгалтер;
бухгалтер;
представитель отдела внутреннего
аудита и контроля.
Налогообложение
В соответствии с действующим
налоговым законодательством и со Стандартом бухгалтерского учета «Учет
подоходного налога » структурные подразделения и дочерние предприятия РГП «Казақстан
темір жолы» организуют налоговый учет и ведут вспомогательные аналитические
таблицы для налоговых расчетов .
Подоходный налог с юридических
лиц исчисляется в целом по РГП «Казақстан темір жолы» по
консолидированному балансу и консолидированной «Декларации о совокупном годовом
доходе и произведенных вычетах юридического лица ». Уплата в бюджет подоходного
налога с юридических лиц производится согласно действующего налогового
законодательства .
Дочерние предприятия и
структурные подразделения на основании баланса , данных аналитического учета и
налоговых расчетов составляют «Декларация о совокупном годовом доходе и
произведенных вычетах юридического лица », и представляют в РГП «Казақстан
темір жолы» .
При расчетах с дочерними
предприятиями и структурными подразделениями эта операция находит следующее
отражение:
в балансе дочернего предприятия и
структурного подразделения : дебет 851-«расчеты по подоходному налогу», кредит
641.02- «задоженность дочерним товариществам по удержанию подоходного налога с
юридических лиц»;
в балансе РГП «Казақстан
темір жолы» : дебет 321.02-«задолженность дочерних товариществ по удержанию
подоходного налога с юридических лиц», кредит 631.01-«текущий подоходный налог
к выплате».
Расчеты с бюджетом по подоходному
налогу с физических лиц, земельному налогу, налогу на имущество с юридических
лиц, налогу на транспортные средства , социальному налогу, сборы на социальное
обеспечение ведут дочерние предприятия и структурные подразделения по месту
объектов налогообложения.
Учет затрат на оплату труда
Перечень профессий и должностей ,
затраты на оплату труда учитываются в составе себестоимости и расходов периода.
Производственный персонал
(затраты на оплату труда учитывается на счету «основное производство»):
работники, связанные с движением
поездов (эксплуатационная деятельность):
локомативные бригады ,
обслуживающие локомативы(электро возы , тепловозы) и моторвагонный подвижной
состав (электропоезда и дизель-поезда);
рабочие по ремонту и накладке
основного технологического оборудования , подвижного состава; устройства
сигнализации, централизации, блокировки и связи; контактной сети , электро
оборудования , машин, механизмов и тд.
Рабочие занятые на подготовке
вагонов к перевозкам, текущем содержании пути , искусственных сооружений,
других технических средств;
Машинисты , занятые управлением
мощными и особо сложными самоходными путевыми машинами и механизмами .
работники структурных
вспомогательных подразделений и цехов(эксплуатационная и прочая хозяйственная
деятельность ):
рабочие на станочных работах по
обработке металла и др. материалов , изготовление и ремонту инструмента и технологической
оснастки;
рабочие выполняющие погрузочные –
разгрузочные работы ;
телеграфисты, телефонисты междугородней
связи ;
работники по ремонту
оборудования, электровычислительной техники, контрольно измерительных приборов
и тд.;
рабочие в производственных цехах
и подразделениях , связанные с ремонтом и накладкой основного технологического
, электрического и энергетического , экспериментального оборудования и тп.;
Персонал, затраты на оплату труда
которого учитываются на счете «Общие и административные расходы», приведен в
разделе один «перечня должностей работников ,относящихся к аппарату
управления», утвержденного приказом Генерального директора РГП «Казақстан
темір жолы» от 25 января 2001 года, № 40-Ц. Персонал, затраты на оплату труда
которого учитывается по счету «Накладные расходы» и др. счетах в соответствии с
характером выполняемой работы, приведен в Разделе 2 «Перечня должностей
работников, не относящихся к аппарату управления » указанного приказа.
|