Представительские расходы. Первичные документы
Представительские расходы. Первичные документы
Итак,
организация осуществила представительские расходы… Что делаем далее?
Для
того, чтобы учесть данные расходы и в бухгалтерском, а с 1 января 2002 года и в
налоговом учете, организация должна иметь на руках все первичные документы,
подтверждающие, что данные расходы были произведены.
Нужно
отметить, что представительские расходы представляют собой планируемые и
целевые расходы.
Попробуем
разобраться, что же из себя будут представлять первичные документы, на
основании которых можно принять к учету представительские расходы. Согласно
требованиям бухгалтерского законодательства, предъявляемых к документированию
бухгалтерских операций, все хозяйственные операции, проводимые организацией,
должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными
учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Причем в
соответствии с требованиями Положения по ведению бухгалтерского учета и
отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29 июля
1998 года №34н, первичные учетные документы должны быть составлены по форме,
содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Если в данном альбоме не содержится необходимой формы документа, который
необходим организации, она вправе разработать нужную ей форму самостоятельно.
Однако нужно иметь в виду, что такой самостоятельно разработанный документ
будет признан первичным учетным документом только при условии того, что он
содержит все необходимые реквизиты, а именно:
а)
наименование документа;
б)
дату составления;
в)
наименование организации, от имени которой составлен документ;
г)
содержание хозяйственной операции;
д)
натуральные и денежные измерители хозяйственной операции;
е)
наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции
и правильность ее оформления;
ж)
личные подписи указанных лиц.
Данное
требование к первичным документам вытекает из пункта 2 статьи 9 Федерального
закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Налоговое
законодательство также выдвигает аналогичное требование к документированию. Это
закреплено в статье 252 Налогового кодекса Российской Федерации, где указано,
что под документально подтвержденными расходами понимаются затраты,
подтвержденные первичными документами, оформленными в соответствии с
законодательством России.
Таким
образом, включение представительских расходов, в расходы по обычным видам
деятельности, возможно только при наличии первичных учетных документов, в
которых должны быть указаны дата и место проведения деловой встречи (приема),
приглашенные лица, участники со стороны организации, конкретное назначение
расходов и их величина.
Оформление
первичных документов, связанных с представительскими расходами состоит
фактически из трех последовательных этапов:
1)
оформление общих документов;
2)
оформление документов, связанных с конкретным мероприятием;
3)
оформление документов, подтверждающих фактическое расходование денежных средств.
Первый
этап включает в себя составление сметы представительских расходов на отчетный
год. Данная смета утверждается протоколом общего собрания учредителей
(акционеров).
После
этого руководитель организации издает внутренние организационно-распорядительные
документы, в которых отражается:
перечень
лиц, имеющих право получать средства в подотчет на представительские расходы;
порядок
выдачи подотчетных сумм на представительские расходы;
порядок
расходования таких сумм;
документальное
оформление и порядок списания подотчетных сумм по представительским расходам;
нормы
отдельных видов представительских расходов.
Второй
этап документирования представляет собой оформление документов, связанных с
конкретным мероприятием. К таким документам относятся: приказ руководителя о
назначении ответственного за проведение официальной встречи (переговоров);
приказ о направлении приглашения на встречу; и, конечно же, программа встречи с
указанием даты, места, сроков проведения и Ф.И.О. участников.
Принимая
решение о проведении официального приема (встречи), руководитель принимающей
организации должен издать приказ о направлении приглашения на деловую встречу,
содержащий, в обязательном порядке, цель прибытия представителей сторонней
организации. Такой целью могут быть: либо проведение переговоров в рамках уже
заключенного контракта, либо установление взаимного сотрудничества по основной
деятельности организации. В обязательном порядке назначается ответственное лицо
за проведение официального мероприятия.
В
бухгалтерскую службу организации представляется программа проведения деловой
встречи с указанием даты, места и сроков проведения деловой встречи, количества
приглашенных лиц и участников со стороны организации и со стороны приглашенных.
Кроме того, в бухгалтерию должна быть представлена утвержденная руководителем
смета представительских расходов, составленная на основании применяемых в
организации норм расходования средств на отдельные виды представительских
расходов. После утверждения такой сметы подотчетному лицу в виде аванса
выдаются денежные средства по расходному кассовому ордеру.
Как
правило, денежные средства на представительские расходы, выдаются сотрудникам
организации под отчет. Следовательно, в организации должен быть приказ
руководителя о порядке выдачи подотчетных средств, в котором должен содержаться
перечень лиц, которым такие денежные средства могут быть выданы. Порядок
осуществления контроля над расходованием и списанием средств на
представительские расходы также устанавливается приказом по организации.
Ниже
приведена примерная форма Приказа по организации о представительских расходах:
ООО
«Мелена»
г.
Москва от 11.01.2005 года
Приказ
№______
О
представительских расходах на 2005 года
Приказываю:
1.
Установить на 2005 года следующие нормы расходования средств на
представительские расходы:
Вид представительских расходов
|
|