Меню
Поиск



рефераты скачать Предприятие в системе рыночных отношений

                 К сожалению, такой системы в России нет ввиду отсутствия адекватной инфраструктуры для ее создания. Хотя последняя помогает установить связи между поставщиками и потребителями, организовать оборот капитала. Однако для ее воссоздания, по мнению экспертов, в первую очередь необходимо наличие следующих условий:

1)отмена ограничений во внутренней торговле;

2)отлаженная сеть оптовых и розничных предприятий;

3)система информации о потенциальных поставщиках и потребителях;

4)эффективная транспортная сеть для доставки товаров от места производства до места потребления;

5)условия для хранения товаров;

6)надежная система связи, позволяющая компаниям согласовывать контракты и при необходимости вносить в них изменения;

7)оперативное осуществление платежей и расчетов, облегчающее финансовые расчеты за продукцию и услуги;

8)эффективная система договорного права, позволяющая фирмам, не имеющим солидной репутации, вести дела.

            Проведенный анализ показывает, что трудности в распределении усиливают ориентацию предприятий на выживание. Для переключения предприятий на рыночные отношения необходимо, чтобы их отказ от традиционных поставщиков обошелся бы им не слишком дорого. И государственные капиталовложения могут сыграть в перестройке производственных связей важную роль, тем самым сокращая длительность переходной стадии перестройки экономики.


Действия предприятий в условиях недостаточности финансовых средств


            Как показывает анализ, в реальной российской экономике есть факторы, определяющие поведение предприятий в гораздо большей степени, нежели жесткие меры кредитно-денежной политики. Их можно выделить две группы.

            Первая группа — это политика государства, давшая прецеденты неустойчивости в отношениях с директорским корпусом и трудовыми коллективами. При этом финансовые вливания в экономику зачастую проводились бессистемно и иногда были просто реакцией на давление, а не результатом продуманной промышленной политики. Так, в последнее время на первый план среди льгот вышли взамен прямых субсидий косвенные их формы, связанные с возведением протекционистских барьеров, ограждающих отечественного производителя от внешней конкуренции.

            Вторая же группа отражает собственно внутренние детерминанты в экономическом поведения предприятий, обусловленные институциональными факторами (традициями).

            Например, в российской переходной экономике значительную роль играют корпоративные структуры, большей частью реорганизованные из бывших отраслевых министерств и их подразделений. Многие предприятия (более 60%) продолжают входить в подобные структуры. Это позволяет получить помощь в снабжении и сбыте, во внешнеэкономической деятельности, но что особенно важно — финансовую поддержку корпоративных финансовых институтов, а также обеспечить лоббирование интересов в верхних эшелонах власти. Взамен от предприятий требуется соблюдение определенных правил, часто противоречащих рыночным установкам.

            Стремление сохранять объединения по отраслевому принципу связано не только с привычкой или реальной помощью, но и с желанием не потерять уже сложившиеся деловые связи и неформальные контакты.

            Неформальной частью и основой сохранения корпоративных структур в промышленности становится директорская этика, воздействующая и на экономическое поведение предприятий. Она предполагает наличие упомянутых выше норм поведения во взаимоотношениях руководителей определенного круга, который не обязательно строго должен быть частью какой-либо формальной структуры.

            Однако финансовые ограничители постепенно размывают эти нормы, сокращая круг делового общения до тех традиционных партнеров, которые сами активно помогают данному предприятию. Встречаются также и примеры успешного сотрудничества крупных государственных предприятий с новым частным бизнесом в освоении и продвижении на рынок новой продукции.

            Компонентом директорской этики можно считать и ориентацию на сохранение коллектива. В определенной мере представляется возможным интерпретировать эту ситуацию как формирование негласного соглашения между администрацией и самим трудовым коллективом. Последний консервирует рабочие места, а директорат в ходе приватизации упрочивает свой контроль над собственностью. Тем самым создаются предпосылки для совместного давления на государство в целях получения финансовой поддержки.

            Предприятия продемонстрировали способность адаптироваться к более жестким финансовым ограничениям, однако, не слишком быструю. Более того, направление изменения нельзя характеризовать однозначно как движение в сторону рыночного поведения. Безусловно, сказывается отсутствие рыночной среды, механизмов конкуренции и инфраструктуры рынка. Тем не менее перемены налицо. И пять лет реформ показали: предприятия постепенно адаптируются к новым условиям, при этом у них сформировалась ориентация на конкурентную борьбу за существование.

Заключение


            Подводя итог, следует отметить, что нерешенность задач финансовой стабилизации на макроэкономическом уровне особенно остро проявляется в финансовом положении предприятий и организаций, которое для большей их части продолжает оставаться сложным.

            В целом по отраслям экономики за 1993 и 1994 г. было получено прибыли в действующих ценах соответственно40.6 трлн. рублей и 71.3 трлн. рублей, в январе 1995 г. — 8.8 трлн. рублей, что в 2.8 раз больше, чем за соответствующий период предыдущего года. Прибыль, полученная в промышленности составила 6.9 трлн. рублей и выросла в 2.7 раза.

            Хотя в абсалютном значении ее сумма постоянно увеличивается, но фактически с учетом опережающего роста цен (в промышленности январские цены 1995 г. по сравнению с январем 1994 г. выросли в 3.4 раза) происходит реальное снижение прибыли.

            Собственные финансовые ресурсы, которыми в настоящее время располагают предприятия, не могут в полной мере обеспечить бесперебойный процесс не только расширенного, но и простого воспроизводства. В то же время предприятия испытывают трудности в привлечении кредитных ресурсов.

            Недостаток средств заставляет предприятия прибегать к дорогостоящим кредитам банков. В общем объеме поступивших собственных и привлеченных средств основным их источником продолжает оставаться прибыль (38%), кредиты банков (33%) и займы (29%).

            Отсутствие на предприятиях необходимых финансовых ресурсов, низкий уровень платежной дисццциплины привели к возникновению взаимных неплатежей.

            Продолжает сохраняться значительное убыточных предприятий , нет располагающих потенциалом для достижения положительной струтуры баланса. Положение усугубляется тем, что  вмеханизме реформ пока не вполной мере отработан и введен в действий блок банкротств, не задействованы рычаги ликвидации неперспективных и реорганизации потенциально жизнеспособных предприятий.

            Значительная часть предприятий не сумела быстро адаптироваться к формирующимся рыночным отношениям, нерацционально использует имеющиеся оборотные средства, не создает финансовые резервы. Немаловажно и то, что в условиях инфляции, неотработанности хозяйственного законодателоьства неплатежи вошли в сферу интересов предприятий, которые умышленно задерживают расчеты с поставщиками и тем самым реально уменьшают свои платежные обязательства из-за снижения покупательной стоимости рубля.

            Многие предприятия продолжают работать без учета складывающегося спроса на их продукцию и соответственно испытываюттрудности с ее сбытом. При этоми был потерян гарантированный заказчик в лице распределительных органов государства.

            Трудности со сбытом продукции стали одной из главных проблем промышленных предприятий. За январь1995 г. с ними связано 37.8% свех потерь рабочего времени (в 1994 — 52.6%).

            Рентабельность предприятий по всем отраслям экономики снизилась с 29% в 1992 г. до 26% в 1993, а в 1995 ожидается уровень рентабильности в 14%. Такое снижение рентабильности вызвано в основном упомянутым ростом неплатежей. Например, наибольшую часть просроченной кредиторской задолженности на начало февраля 1995 г. (всего кредиторской задолженности на 1 февралья 1995 — 186.8 трлн. рублей) составляла задолженность поставщикам — 55.6%, или 55.1 трлн рублей (см. таблицы 1 и 2). При этом самую крупную задолженность поставщикам имеют промышленные предприятия, их доля в сумме последней составляла 74%..

            Дебиторская задолженность предприятий на 1 января 1994 г. составила 43.8 трлн. рублей, из нее просроченная — 18.1 трлн., за год их величины сответственно выросли в 3.4  и 4.4 раза.

            Рост неплатежей предприятий оказывает негативное влияние на общую социально-экономическую ситуаццию. В первую очередь это проявляется на снижении налоговых поступлений в бюджет.

            Просроченная задолженность по платежам в бюджет отраслей промышленности, сельского хозяйства и транспорта на 1 января 1994 года составила 2.6 трлн. рублей, за год она возрасла в 7.3 раза и достигла на 1 января 1995 г. 19.3 трлн. рублей.

            Таким образом, как у предприятий, так, следовательно, и у государства до сих пор открытыми остается большое количество пробем, но, несмотря на сохранение достаточно сложного экономического положения, реформирование экономики в 1993 — 1995 гг. способствовало освоению принципиально новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. Контуры современной российской экономики стали определять: направление на доминирование частного сектора, либерализация практически всех отраслей экономики и активизацция рыночных регуляторов, локализация очагов кризиса, ориентация на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности.


Список использованной литературы


1.    Годовой аналитический доклад сотрудников Экспертного института Союза российских промышленных предприятий. Банкротство в России: яд или лекарство // Российская газета. 1995. 18 марта.

2.    Концепция государственной промышленной политики на 1994 — 1995 годы // Деловой мир. 1994. 1 — 7 августа.

3.    Отчет о состоянии экономики, финансов и денежно-кредитной сферы Центрального Банка Российской Федерации за 1994 год, утвержденный Советом директоров Банка России 15 мая 1995 г.

4.    Прогноз социальноз-экономического развития Российской Федерации на 1996 год, подготовленный на базе Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию, среднесрочной программы Правительства Российской Федерации “Реформы и развитие российской экономики в 1995 — 1997 годах”, указов Президента, постановлений Правительства, других нормативных актов, определяющих политику государства в экономической и социальной сфере, а также поведение экономических агентов на российских рынках и во внешнеэкономической деятельности. М. 1995.

5.    Социально-экономическое положение России в 1993 — 1994 гг. Материал подготовлен Государственным комитетом Российской Федерации по статистике с участием Центра экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации. М. 1995.

¨  ¨  ¨

·      Аристов Г. В. Ликвидация взаимных долгов предприятий и финансовая стабилизация // ЭКО. 1994. №2.

·      Башин М. Л. Оборотные средства предприятия в условиях рынка // Финансы. 1994. № 1.

·      Безуглов А. Призрак банкротства бродит по России // Деловой мир. 1995. 16 — 22 января.

·      Беккер А. Российский директор имеет больше свободы, чем западный менеджер: но предпочитает интересам производства свои собственные // Сегодня. 1995. 18 февраля.

·      Беляев С. Эффект банкротства // Экономика и жизнь. 1994 № 29.

·      Большаков С. В. Финансы предприятий и кредит // Деньги и кредит. 1994. №1.

·      Долгопятова Т. Г. Государственные предприятия в переходный период: изменение организационно-хозяйственных структур // ЭКО. 1994. № 3.

·      Журавлев В. Формула выживания // Деловой мир. 1995. № 11.

·      Краснопояс А. Как получить достоверную информацию о фирмах // Бизнес и банки. 1994. № 22.

·      Кринина М. Методы оценки платежеспособности предприятия // Экономика и жизнь. 1994. № 12.

·      Масленченков Ю., Команов В. Учетная политика предприятия и кредитный анализ // Бизнес и банки. 1995. № 20.

·      Промышленность России: структурные изменения // Деловой мир. 1995. 30 января — 5 февраля.

·      Российские предприятия: процесс адаптации // Общество и экономика. 1993. № 7/8.

·      Трокаревская Л. Е. Государственные предприятия и финансовая политика в период проведения реформы // Финансы. 1993. № 6.

·      Устинов В. Предотвращение массовых банкротств. Рынок активов промышленных предприятий // Экономика и жизнь . 1995. № 1.

·      Философов Л. О системе критериев для определения банкротства //  Экономика и жизнь. 1995. № 13.

·      Финансовые проблемы государственных предприятий // Общество и экономика. 1993. № 5.

·      Фирма как экономический агент // Учебник по основам экономической теории. М. 1994. С. 133 — 164.


Приложения



Таблица 1


Изменение просроченной задолженности предприятий (в млрд. рублей)[6]


 

Дата

Просроченная задолженность поставщикам на начало квартала

 

Прирост за квартал

 

ВВП за квартал

Прирост просроченной задолженности поставщикам в процентах к ВВП

1.01.93

1254

8561

1.04.93

1844

590

15801

3.7

1.07.93

2872

1028

30012

3.4

1.10.93

6271

3399

44093

2.5

1.01.94

11331

5060

72347

7.0

1.04.94

20194

8863

94200

9.4

1.07.94

30740

10546

141300

7.5

1.10.94

4636.4

15624

167600

9.3

1.01.95

56780

10416

226900

4.6



Таблица 2


Динамика соотношения денежных средств и просроченной задолженности поставщикам в 1993 — 1995 гг.[7]


 

1.07.93

1.01.94

1.07.94

1.01.95

1.02.95

Денежные средства в % к просроченной задолженности поставщикам

119.6

52.3

25.1

18.0

18.7

в том числе:

промышленность

124.6

33.3

23.3

17.1

21.1

сельское хозяйство

19.4

20.1

16.8

11.9

транспорт

90.5

59.3

21.2

19.9

стороительство

67.4

19.6

18.9

21.2

21.1



[1] См. источник 1.

[2] См. источник 3.

[3] См. источник 4.

[4] См. источник 3.

[5] См. источник 5.

[6] См. источник 5.

[7] Там же.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.