p> Наиболее распространенной формой государственного предпринимательства
является публичная корпорация. Такие корпорации создаются по
правительственным указам в форме АО, все акции которых принадлежат
государству. Такие АО не входят в систему органов государственного
управления, они лишь согласовывают с ними планы своей деятельности и
контролируются ими. Управляющие публичных корпораций назначаются
государством, однако ни они сами, ни остальной персонал не считаются
государственными служащими. В случае необходимости публичная корпорация
легко преобразуется в смешанное акционерное общество. Частногосударственное предпринимательство. Широкие возможности для участия государства в предпринимательской
деятельности открываются благодаря смешанным формам, акции которых
принадлежат и государству, и частным вкладчикам, определяемых как
частногосударственное предпринимательство. Его целью является реализация целей частного предпринимательства (т.е.
максимизация прибыли) в направлениях и сферах хозяйственной деятельности,
соответствующих целям государственного предпринимательства. В России одной из форм частногосударственного предпринимательства
является финансово-промышленная группа (ФПГ) – как совокупность юридических
лиц, действующих как основные или дочерние общества либо полностью
объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора с
целью технологической и экономической интеграции для реализации
инвестиционных и иных проектов, направленных на повышение эффективности
деятельности в болльших масштабах (повышение конкурентоспособности, научно-
техническое развитие). Участниками ФПГ выступают: 1. Производственные организации; 2. Банки и иные кредитные учреждения. Частногосударственное предпринимательство осуществляется в соответствии
с нормами гражданского законодательства, как правило через создание АО или
ООО. Такие смешанные компании обладают привилегиями, во-первых, по сравнению
с частным предпринимательством: . предоставление субсидий и дотаций; . льготный режим получения импортных лицензий; . гарантированные поставки сырья и полуфабрикатов с других государственных предприятий по твердо фиксированным ценам; . экспортные дотации;
во- вторых, по сравнению с государственным: . обладают большими возможностями заемных средств; . диктат государственных ведомств в управлении нейтрализуется процедурой принятия решения квалифицированным в области рынка большинством. Основные функции и цели предприятия. Аспекты функционирования. Различают следующие виды целей:
1. Монетарные цели - это цели, которые можно измерить в денежном выражении. . Маркетинговые: > увеличение оборота, > увеличение выручки, > снижение издержек. . Цели по рентабельности: > повышение прибыли, > рентабельность по обороту, > рентабельность капитала, > рентабельность собственного капитала . Финансово-экономические: > повышение ликвидности, > изменение структуры капитала, > снижение затрат капитала
2. Немонетарные цели - такие цели, которые не могут быть представлены в денежном выражении. . Экономические: > увеличение доли рынка > повышение качества продукции > бережное отношение к окружающей среде > улучшение инноваций > улучшение сервисного обслуживания . Социальные: > повышение доходов работников > социальная защищенность > удовлетворение от работы > социальная интеграция > развитие персонала . Цели престижа: > независимость > имидж & престиж > политическое влияние > общественное влияние Таблица 1 Классификация целей менеджмента
|Критерии классификации |Группы целей | |
|Период установления |Стратегические |Оперативные |
| |Тактические | |
|Содержание |Экономические |Социальные |
| |Организационные |Технические |
| |Научные |Политические |
|Структурные |Маркетинговые |Производственные |
| |Инновационные |Финансовые |
| |Кадровые |Административные |
|Среда |Внутренние |Внешние |
|Приоритетность |Особо приоритетные |Прочие |
| |Приоритетные | |
|Измеримость |Количественные |Качественные |
|Повторяемость |Постоянные |Разовые |
| |(повторяющиеся) | |
|Иерархия |Организации |Подразделений |
|Стадии жизненного цикла|Проектирование и создание |Зрелость объекта |
| |объекта |Завершение |
| |Рост объекта |жизненного цикла |
| | |объекта | Предприятие преследует краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные
цели. Все эти цели образуют систему целей предприятия. Различают: взаимоотношение целей, ранги целей и конкретизацию целей. Цели находятся в определенных взаимоотношениях друг к другу: > Комплиментарные цели , при которых мероприятия по достижению одной цели одновременно ведут к достижению другой цели. > Конкурирующие цели , когда мероприятия по достижению одной цели приводят к снижению степени достижения другой цели. > Индифферентные цели, когда достижение одной цели никак не влияет на достижение другой цели. Цели предприятия находятся в иерархической подчиненности : > Цели высшего порядка - задаются на уровне руководства предприятия и важны для стратегического планирования. > Цели среднего уровня - определяются на уровне менеджеров среднего звена и имеют преимущественно тактическое значение. > Цели нижнего уровня - устанавливаются на нижнем уровне управления и носят оперативный характер. Отделение целей среднего и нижнего уровня от высших целей не должно
приводить к искажению или изменению целей высшего уровня. Цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы степень их
достижения можно было измерить. Конкретизация целей происходит на всех уровнях предприятия:
Содержание - повышение прибыли на..., Показатель -... 3%... Срок -… в 1997 году. Таблица 2. Примеры ключевых целей промышленного предприятия
|Функциональная подсистема| Ключевая модель |
|Маркетинг |Выйти на первое место по продаже продукции |
| |(определенного вида) на рынке. |
|Производство |Достичь наивысшей производительности труда при |
| |производстве всех (или определенных) видов |
| |продукции. |
|Научно-исследовательские |Завоевать лидерские позиции по вводу новых видов |
|разработки (инновации ) |продукции (услуг), используя на исследования и |
| |разработки определенный процент доходов от объема|
| |реализации (продаж). |
|Финансы |Сохранять и поддерживать на необходимом уровне |
| |все виды финансовых ресурсов. |
|Персонал |Обеспечить условия, необходимые для развития |
| |творческого потенциала работников и повышения |
| |уровня удовлетворенности и заинтересованности в |
| |работе. |
|Менеджмент |Определить, критические области управленческого |
| |воздействия и приоритетные задачи, обеспечивающие|
| |получение запланированных результатов. | Конкретно поставленные цели дисциплинируют производственные отношения
между сотрудниками, т.к. их достижение легко измерить. С одной стороны,
работники имеют представление, каковы их достижения, С другой стороны,
нереальные завышенные цели могут вызвать слишком сильное давление на
работника. Поэтому цели предприятия должны быть связаны, насколько это
возможно, с индивидуальными целями сотрудников. Основной целью предприятия является получение прибыли. Это утверждение
верно, но вряд ли достаточно. Не менее важной целью любого предприятия
является обеспечение стабильной финансовой устойчивости в его работе. Предприятия могут достигать этой цели только в том случае, если в
своей работе будут придерживаться определенных принципов и выполнять
необходимые функции. Видный немецкий экономист Г.Шмален выделяет следующие «краеугольные
камни»[4] управления предприятием: . экономичность, . финансовая устойчивость, . прибыль. Принцип экономичности требует, чтобы достигался: . Определенный результат при наименьших затратах – принцип минимизации; . При заданном объеме затрат наибольший результат – принцип максимизации. Принцип финансовой устойчивости означает такую деятельность
предприятия, при которой оно могло в любой момент времени расплатиться по
своим долгам или собственными средствами, или путем отсрочки, или за счет
получения кредита. Высшей целью предпринимательской деятельности является превышение
результатов над затратами, т.е. достижение как можно большей прибыли или
возможно высокой рентабельности. Для достижения поставленной цели предприятия должны:
1) Выпускать высококачественную продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;
2) Рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;
3) Разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;
4) Систематически внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление;
5) Заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышении их жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе;
6) Обеспечивать конкурентоспособность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия;
7) Проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции. Основные черты предприятия: . Организационное единство: предприятие – это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления. Базируется на иерархическом принципе организации экономической деятельности; . Определенный комплекс средств производства: предприятие объединяет экономические ресурсы для производства экономических благ с целью максимизации прибыли; . Обособленное имущество: предприятие имеет собственное имущество, которое самостоятельно использует в определенных целях; . Имущественная ответственность: предприятие несет полную ответственность всем своим имуществом по различным обязательствам; . Предприятие предполагает единоначалие: основывается на прямых, административных формах управления; . Выступает в хозяйственном обороте от собственного имени: (наименования); . Оперативно-хозяйственная и экономическая самостоятельность: предприятие само осуществляет разного рода сделки и операции, само получает прибыль или несет убытки, за счет прибыли обеспечивает стабильное финансовое положение и дальнейшее развитие производства. Внешнеэкономическая деятельность Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет собой совокупность
методов и средств торгово-экономического, научно-технического
сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными
странами. Важнейшей частью ВЭД выступает внешнеторговая деятельность (ВТД),
которая определяется как предпринимательская деятельность в области
международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и
результатами и интеллектуальной деятельности. Предприятие-участник ВТД- это самостоятельное юридическое лицо,
обладающее обособленным имуществом, имеющее право от своего имени
приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести
обязанности, а также быть истцом в суде, арбитраже и третейском суде.
Являясь участником ВТД, предприятие должно иметь четкое очертание цели
деятельности, которые определяются в его учредительных документах. По российскому законодательству субъектами внешнеторговой деятельности
кроме российских юридических лиц могут быть российские физические лица,
зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, иностранные
юридические и физические лица, а также государство в лице Российской
Федерации и субъектов РФ и муниципальные образования. При существующей самостоятельности ВЭД важнейшие стороны этой сферы
регулирует государство. К числу важнейших нормативных актов, регулирующих
ВТД, относятся: Таможенный кодекс, федеральные законы «О таможенном
тарифе», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О
мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней
торговли товарами» и др. В государственном регулировании ВЭД и ВТД сочетаются экономические и
административные методы при приоритете экономических. Декларируется
равенство участников ВЭД независимо от форм собственности, хотя государство
вправе сохранить монополию на некоторые виды товаров и услуг во внешней
торговле. Основными инструментами государственного регулирования ВТД выступают
таможенные пошлины и таможенные тарифы; нетарифные ограничения;
государственная поддержка экспорта. Организация (фирма), участвующая во внешнеэкономической деятельности,
заключает международную коммерческую (торговую) сделку. Под международной
торговой сделкой понимается договор (соглашение, контакт) между двумя или
более сторонами, находящимися в различных странах. Главное направление ВЭД
предприятия (фирмы) – это заключение внешнеторговых контактов с
иностранными контрагентами. Второе направление – совместное
предпринимательство, привлечение иностранных инвестиций или вывоз
предпринимательского капитала. Виды внешнеторговых сделок. Внешнеторговый контакт. Во внешнеторговой деятельности предприятия выделяются, прежде всего,
операции по обмену товарами в материальной форме. Экспорт – это вывоз товара, а также работ и услуг с таможенной
территории России за границу без обязательства по обратному их ввозу. Импорт – ввоз товара, а также работ и услуг на таможенную территорию
России из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Факт экспорта или импорта товаров фиксируется в момент их перечисления
таможенной границы России. Выделяются еще понятия реэкспорта и реимпорта. Реэкспорт – это вывоз (перепродажа) ранее ввезенного товара без его
переработки на территории России. Реимпорт – ввоз ранее вывезенного российского товара, не
подвергавшегося переработке на иностранной территории. Контакты по сделкам реэкспорта и реимпорта имеют определенные
особенности, а также отличаются по таможенному оформлению. Обширную область внешнеторговых сделок составляет встречная торговля. Встречная торговля – представляет собой
организационно-увязанные экспортно-импортные операции, где экспортер
обязуется принять в оплату стоимости своего товара всю или часть стоимости
встречного импортного товара покупателя. Примером встречных сделок могут
служить бартерное сотрудничество на основе товарообмена, клиринговые
соглашения между государствами, сделки по переработке давальческого сырья,
компенсационные соглашения по оплате поставок оборудования частью товаров,
произведенных на вновь создаваемых предприятиях. Внешнеторговая сделка оформляется внешнеторговым контрактом. Внешнеторговый контракт – это договор о купле-продаже, поставке,
проведении каких-либо работ, услуг, заключаемый двумя или более сторонами.
Контракт является основным, базовым документам, определяющий меру
материальной ответственности сторон за выполнение обязательств, поэтому от
правильности его составления зависит конечный результат сделки. Контакт составляется в произвольной форме, но должен включать в себя
следующие разделы. . Общие положения; . Предмет контракта; . Цена и стоимость контракта; . Сроки поставки товара; . Условия платежа; . Упаковка и маркировка груза; . Порядок подачи претензий; . Форс-мажор и разрешение споров; Разнообразие видов и форм внешнеэкономической деятельности предприятий
должно способствовать повышению эффективности внешних связей государства в
целом. Это позволит решить такие задачи, как увеличение валютных ресурсов и
объемов торговли, улучшение структуры экспорта и импорта, погашение внешних
долгов, расширение сфер сотрудничества, привлечение капитала и технологий в
страну. Цены внешнеторговых контрактов. В практике внешней торговли используют множество видов цен, связанных
с различными особенностями сделок купли-продажи. В ходе переговоров, на основе предложения продавца, устанавливается
базисная цена, которая также может варьировать в ходе выполнения контакта. Наиболее употребительны следующие виды контрактных цен: . Твердая цена, которая устанавливается в договоре купли-продажи и не подлежит изменению; . Цена с последующей фиксацией, с учетом возможного отклонения от базисной цены на момент поставки или другой обусловленный период; . Скользящая цена, рассчитанная на долгосрочную сделку, в ходе выполнения которой учитываются изменения в издержках производства; Основные отличия экспортной цены от внутренних цен заключаются в
дополнительных расходах, которые включают: . Транспортные издержки; . Расходы по страхованию; . Комиссионные вознаграждения продавцов и покупателей; . Импортные таможенные расходы в стране покупателя; . Резервы, необходимые для покрытия непредвиденных рисков; . Расходы по составлению контракта, оформлению сертификатов и прочих бумаг. Формы расчетов по внешнеторговым контрактам. Форма расчетов - это способ оформления, передачи, оплаты транспортных
документов, сопровождающих груз, а также платежных документов. В условиях
России, так же как и в мировой практике, наиболее применяемы формы
расчетов: . Расчеты по открытому счету; . Перевод; . Инкассо; . Аккредитив. Большинство международных расчетов по хозяйственным операциям
проводится в безналичной форме через банки. Расчеты по открытому счету применимы, как правило, в сделках,
контрагенты по которым хорошо знакомы друг другу, так как степень риска для
постановщика всегда велика. Перевод через банки является также достаточно рискованной для одной из
сторон формой расчетов, но имеет и ряд преимуществ. Перевод осуществляется
в виде поручения одного банка другому выплатить бенефициару (как правило,
экспортеру) определенную сумму.Предприятие, применяющие такую форму
расчетов, выигрывают, во-первых, время, т.к. перевод осуществляется быстро;
во-вторых, деньги, т.к. перевод, как правило, дешев и прост. Инкассовая форма предполагает большую степень защиты от риска, т.к.
платеж осуществляется против выставления документов. Позитивным в данной
форме расчетов является то, что банки осуществляют контроль за платежами,
однако этот же факт приводит к тому, что документы проходят через банк
очень долго, а значит, задерживается оплата товара. Аккредитив – это денежное обязательство банка произвести по указанию,
за счет покупателя платеж продавцу в объеме стоимости поставленных товаров. Бывают аккредитивы следующих видов: . Подтвержденные (неподтвержденные); . Отзывные; . Переводные; . Делимые (неделимые); . Револьверные; . Покрытые (непокрытые). Основным недостатком аккредитивной формы расчетов для пользователей
является его большая стоимость, которая зависит от общей суммы аккредитива,
а также длительность прохождения документов через банк. В свою очередь,
преимуществом является надежное обеспечение платежа, которое имеется уже до
начала отгрузки. Экспортно- импортные операции. Осуществляя экспортную деятельность, предприятие должно иметь четкие
представления о целях экспорта, стратегии экспортной деятельности,
требованиях внешнего рынка, своих возможностях и ресурсах в настоящее время
и в перспективе, поведении конкурентов, иными словами, оно должно
разрабатывать определенную экспортную политику. Предприятия-экспортеры сталкиваются на внешнем рынке с международной
конкуренции. Можно выделить следующие виды конкурентной борьбы: . Функциональная конкуренция связанна с тем, что любую потребность можно удовлетворить разнообразными способами; поэтому все товары, обеспечивающие удовлетворение этих потребностей, являются функциональными конкурентами; . Видовая конкуренция- результат того, что товары, предназначенные для удовлетворения конкретной потребности, могут отличаться существенными параметрами; . Предметная конкуренция- результат того, что идентичные товары могут отличаться лишь качественными характеристиками; . Ценовая конкуренция предполагает, что однородные товары предлагаются по разнообразным ценам. При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемую или имеющуюся продукцию; . Ценовая конкуренция выдвигает на полный план более высокую, чем у конкурентов, надежность, меньшую цену и более временную дизайн. Экспорт отличается от внутренней торговли тем, что сопровождается
более высоким риском. Обычно выделяют коммерческие и политические риски. Коммерческие риски связаны с реализацией товаров на рынке, перевозкой
грузов, приемкой товара покупателем, его платежеспособностью и желанием
оплачивать товар, а также связаны с колебаниями валютного курса. Политические риски определяются политикой государства. Среди них
введение запретов на экспорт или импорт, товароограничения в переводе
денежных средств и конвертируемости валют, изменения таможенных пошлин и
налогообложения и др. Встречные сделки. Встречная торговля соединяет в себе особенности экспортных и импортных
сделок. При проведении встречных сделок экспортер обязуется принять в
оплату стоимости своего товара всю или часть стоимости встречного
импортного товара покупателя. Бартерные сделки – это наиболее простая форма
взаимодействия сторон, без оплаты в денежной форме. Встречная торговля также может быть реализована: . В рамках совместного предпринимательства; . Во встречных поставках, лежащих в основе производственной кооперации; . В участии продавца в реализации товаров покупателя. Таможенные пошлины и таможенная стоимость. Таможенные пошлины и таможенные штрафы – классический инструмент
регулирования экспортно-импортных операций. Таможенная пошлина – обязательный денежный взнос, взимаемый
таможенными органами Российской Федерации при взносе товара с этой
территории. Таможенный тариф РФ – это систематизированный свод ставок таможенных
пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу
Российской Федерации. Ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ, а собрание
средства перечисляются в федеративный бюджет. Таможенная стоимость ввозимого товара может исчислять различными
методами: . По цене сделки с ввозимыми товарами; . По цене сделки с идентичными товарами; . По цене сделки с однородными товарами; . методом вычитания стоимости; . методом сложения стоимости; . резервным методом. Предприятия с иностранными инвестициями. Почти все страны мира в той или иной форме привлекают иностранные
инвестиции. Однако для притока иностранного капитала необходимо создавать
благоприятный инвестиционный климат, т. е. Систему ориентиров и ценностей,
привлекательных для иностранных инвесторов. Инвестиционный климат
определяется, прежде всего, общим экономическим, социальным и политическим
положением в стране. Инвестиционный климат имеет экономические, социально-
экономические, правовые и политические аспекты. Экономические аспекты
включают валютную, кредитную, налоговую системы. Социально- экономические
аспекты- это стоимость рабочей силы, ее квалификация, трудовое
законодательство, профсоюзная политика, экологические нормативы т. д.
Исключительно важны законодательная база, ее определенность и
последовательность, гарантий и льготы для инвесторов, политическая
стабильность и последовательность в экономической политике. Россия имеет много привлекательных моментов для иностранного капитала.
Это в первую очередь высокий научно- производственный потенциал, особенно в
оборонных отраслях, высокая квалификация и образовательный уровень
работников при невысокой оплате труда, крупные и разнообразные природные
ресурсы – минеральные, земельные, водные, лесные, а также большая емкость
внутреннего рынка. Деятельность иностранных инвесторов в России, в том числе и
организация предприятий с иностранными инвестициями, регулируется рядом
федеральных законов, указами Президента и постановлениями Правительства РФ.
Важнейшие из законодательных актов- федеральный закон от 9 июля 1999 года
«Об иностранных инвестициях», который регулирует прямые иностранные
инвестиции (ПИИ). Иностранными инвестициями являются все виды имущественных и
интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты
предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли (дохода).
Иностранные инвестиции могут вкладываться в любые объекты, не запрещенные
действующим законодательством. -----------------------
[1] Политическая экономия /Под ред. В.В. Радаева. - М.: Изд-во МГУ,1992, С.
103
[2] Право: Учебник для вузов / А.И. Косарева, М.В. Малинкович, С.Д.
Покровская и др.; Под ред. проф. Н.А. Тепловой, проф. М.В. Малинкович. - 2-
е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 1998, С. 33
[3] Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2
т.: Пер. с англ. Т. 1, C. 108
[4] Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. Пер. с нем. – М.:
Финансы и статистика, 1996, с.58
Страницы: 1, 2, 3
|