Предпринимательство в России
смотреть на рефераты похожие на "Предпринимательство в России" МАТИ - Российский Государственный Технологический Университет Реферат по предмету «Основы Предпринимательства» на тему: Предпринимательство в России студента гр. 6МП-III-49 Горбатова Михаила Проверил: Москва 2000 г. Содержание Введение …………………………………………………………………………стр. 2 Исторические предпосылки предпринимательства в России и тенденции его развития в рамках современной экономической ситуации ………………………………………………………………….стр. 2 Заключение …………………………………………………………….стр. 18 Список литературы .…………………………………………………..стр. 18
Введение Исследование истории русского и российского предпринимательства его
культурно-исторических предпосылок, получившее новый импульс в связи с
реформированием экономики современной России и развитием
предпринимательской деятельности, позволяет глубже понять истоки, причины и
последствия социально-экономических трансформаций, оценить их влияние на
общество. Взаимосвязь и взаимодействие экономики и государственной политики
очевидны. Общее состояние этих взаимоотношений – это фактор, который самым
наглядным образом отражается в развитии предпринимательства. Российской
экономической среда имеет ряд отличительных особенностей, обусловленных
уникальными чертами русского характера, одни из которых формировались на
протяжении веков, а другие появились лишь в последние время в условиях
открытого рынка. В этой работе я хотел бы показать влияние особенностей
этой среды на развитие предпринимательской деятельности в России, и
перспективы этого развития. Мне кажется, что эта исследование актуально,
поскольку в последние время, при проведении экономических преобразований
все меньше берутся в расчет не только культурные и исторические традиции
Российского общества, но даже и современная психология общественного
сознания. Безусловно, существуют проверенные временем устойчивые
экономические модели, но они не применимы, если они не адаптированы к
конкретной стране с ее традициями и сформировавшимся под влиянием этих
традиций настоящим. В этой работе я постарался наглядно показать, как
теоретически правильные теории развития предпринимательства искажались при
попытке их применения к Российской действительности. Исторические предпосылки предпринимательства в России и тенденции его развития в рамках современной экономической ситуации В России сейчас идет процесс формирования слоя предпринимателей,
претендующего на ведущую роль в рыночной экономике. Процесс этот протекает
противоречиво и сложно, что вызывается многими обстоятельствами. Прежде всего, в России исторически сложилось отрицательное отношение к
предпринимательству. Считалось, что основные характеристики
предпринимателя, собственника, делового человека - прагматический
склад ума, расчетливость, рациональность, материальный интерес, выгода
и. т. д. противоречат этическим ценностям русского народа. Прагматический
человек всегда вызывал презрительное отношение русской интеллигенции, что
отражено в русской классической литературе. Новые капиталистические отношения не стали тогда органической частью
национальной хозяйственной системы, сохранявшей в значительной мере свой
традиционный облик. Подавляющее большинство населения оказалось фактически
не включенным в процессы капитализации страны. Вхождение населения в рынок
отставало от темпов роста самого рынка и масштабов обогащения новой элиты.
Слой крупных предпринимателей оторвался от своих социальных резервов.
Крупный предприниматель и в начале XX века оставался одинокой фигурой, не
вызывающей симпатий и не имеющий общественной поддержки не только за
пределами своей среды, но часто и внутри ее. Именно социальная изоляция в
обстановке общенационального кризиса, отсутствие поддержки в народных низах
парализовало капиталистическую альтернативу в стране. Опыт предпринимательской деятельности того времени показывает, что
процесс капитализации должен быть эволюционным, стимулирующим и
поддерживающим, но никак не форсирующим естественное развитие рыночных
отношений. Он не должен насаждаться в жизнь силой, применение которой к
решению чисто экономических задач, кстати, стало отличительной чертой
ближайшей отечественной истории. В СССР предпринимательство официально рассматривалось в негативном
аспекте, полностью несовместимым с плановой экономикой. Такая установка в
действительности часто не совмещалась с практикой. Последняя не могла
вписаться в жесткие рамки всеохватывающего плана, и для его же выполнения
предприимчивым хозяйственникам то и дело приходилось проявлять инициативу,
стремиться к нововведениям, к нетрадиционным подходам. Но мытарства,
которые приходилось переносить рационализаторам, беспокойным
хозяйственникам, сопротивление, которое они встречали в бюрократических
кругах, подавляли предпринимательскую активность. А частное
предпринимательство в сколько-нибудь крупных размерах вообще считалось
уголовно наказуемым преступлением. Здесь так же сразу же необходимо подчеркнуть, что условия для
возрождения предпринимательства в России существенно отличаются от тех, в
которых развивалось предпринимательство на Западе, где принципы
экономической свободы, конкуренции, частной собственности и индивидуализма
формировались на протяжении столетий. Дело в том, что формирование
российского предпринимательства началось в весьма неблагоприятных
экономических и социально-политических условиях. Главные среди них -
разрушение механизмов государственной власти; углубление экономического
кризиса с общей утратой управляемости народным хозяйством, банкротством
старого хозяйственного механизма и отсутствием нового; ошибки в определении
направлений и способов реализации экономической политики; разрыв
хозяйственных связей внутри страны, а также с бывшими союзными республиками
и странами, ранее входившими в СЭВ. Все это в совокупности с другими
факторами мешает становлению предпринимательства, деформирует его природу,
сковывает реализацию имеющихся творческих, экономических и социальных
ресурсов. В последние несколько лет ситуация изменилась. Формирующийся класс
предпринимателей стал пользоваться поддержкой государства. Однако щедрое
предоставление прав и возможностей пока не подкрепляется механизмами их
реализации. Отсутствие продуманных шагов в этом направлении прикрывается
популистскими лозунгами о приватизации, о формировании класса
собственников. Все это означает необходимость создания условий для
формирования и расширения социальной базы реформ - экономически активного
слоя населения, всемерного укрепления предпринимательских начал, особый
упор, при этом делая на их конструктивность. Предпринимательство как сложное и многообразное социально-экономическое
явление прошло исторически длительный этап своего становления. На
протяжении нескольких столетий вырабатывались самые целесообразные типы и
формы предпринимательской деятельности. Это нашло отражение в определении
ее сущности. Форма предприятия оказывает прямое непосредственное
воздействие на характер и масштабы привлечения капиталов. В процессе формирования предпринимательских структур в настоящее время
можно выделить две главные тенденции. Первая: преобладание государственных
структур, отличающихся негибкостью и слабой степенью приспособляемости к
изменяющимся условиям рынка, а также ограниченных в финансовых средствах. И
вторая: возникновение и развитие предпринимательского сектора, более
гибкого и быстро приспосабливающегося к изменяющемуся рыночному спросу. Между тем, осуществление предпринимательства возможно лишь при наличии
определенной предпринимательской среды, под которой понимается общественная
экономическая ситуация, включающая в себя степень экономической свободы,
наличие (или возможность появления) предпринимательского корпуса,
доминирование рыночного типа экономических связей, степень доступа к
возможности формирования предпринимательского капитала, возможность
использования необходимых ресурсов. Как конституционная организация,
способная использовать определенные сочетания ресурсов для производства
товара, принимать решения, создавать новшества и идти на риск -
предпринимательство является типичным проявлением сущностных черт рыночной
экономики. В свою очередь, переход к рынку немыслим без развития
предпринимательства в самых разнообразных ею видах и формах. Естественно,
что степень цивилизованности и эффективности предпринимательства находится
в прямой зависимости от характера и структуры макросреды своего
функционирования. Базовым свойством предпринимательства является экономическая свобода
хозяйствующего субъекта, то есть наличие определенной совокупности прав,
гарантирующих автономное, самостоятельное принятие решений по поиску и
выбору вида, формы и сферы активности, методов ее осуществления,
использование продукта и дохода, приносимого данной деятельностью.
Показателем степени экономической свободы предпринимательства является
число вновь появляющихся (в течение какого-то определенного временного
периода) самостоятельных (независимых) предприятий. Для развития предпринимательства необходимой является конкурентная
среда - наличие большого числа производителей - продавцов одинаковой по
своему функциональному назначению или взаимозаменяемой продукции.
Конкуренция, по общему признанию, является ключевым звеном в
функционировании рынка и рыночной экономики в целом. Под конкуренцией в
рыночном хозяйстве понимается экономический процесс взаимодействия,
взаимосвязи и борьбы собственников товаров и услуг за наиболее выгодные
условия производства и реализации. Это предполагает отсутствие монопольного
производства, препятствующего развитию конкуренции. Роль конкуренции в
формировании предпринимательства состоит в выявлении наиболее
результативных, эффективных путей развития путем сравнения, отбора лучших
способов деятельности. В условиях конкуренции происходит жесткая проверка идей и личных
качеств предпринимателей, уровня их образованности, способности верно
ориентироваться в окружающем мире. И на вершину поднимаются лишь те, кто
умеет правильно понять и, верно оценить и удовлетворить общественные
потребности. Таких оказывается немного. Большинство из огромного числа
новых предприятий, как правило, терпит неудачу и исчезает. Одни объявляют
себя банкротами, другие самоликвидируются, когда становится ясно, что
надежды па успех не сбудутся. Но достаточное число предприятий работают
успешно, создавая новые рабочие места, новые области деятельности и новую
добавленную стоимость, в которой нуждается современная экономика.
Предпринимательство и конкуренция - это звенья одной цепи. Однако не следует особенно полагаться на естественность и независимость
процессов формирования конкурентных отношений и развития
предпринимательства. Об этом ярко свидетельствует хозяйственная практика
развитых стран. Например, высококонкурентная среда Японии насквозь
пронизана государственной регламентацией. Поддержание конкуренции требует
непосредственного, а порой жесткого воздействия государственных органов на
субъекты предпринимательской деятельности. Это обширная проблема, решение
которой требует всестороннею регулирования экономики, включая свободное
развитие и многообразие форм собственности и организационно-правовых форм
предпринимательской деятельности; ясную и четко ориентированную
антимонопольную политику; определение локальных естественных монополий и
механизма государственною контроля и регулирования их деятельности. В российском законодательстве, прежде всего, законе "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (принят 22
марта 1991 г.) имеются конкретные перечисления направлений, по которым
возможны рекомендации со стороны Антимонопольного комитета с целью
содействия развитию предпринимательства и конкурентных методов ведения
хозяйства. Назовем основные из этих направлений: - о предоставлении льготных тарифов, а также об уменьшении налогов или
освобождении от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на данный
товарный рынок; - об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных
цен, в том числе от установления фиксированных цен на товары, производимые
или реализуемые хозяйствующими субъектами, злоупотребляющими своим
доминирующим положением; - о создании параллельных структур в сферах производства и обращения, в
частности, за счет государственных капиталовложений; - о финансировании мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров
в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих
субъектов; - о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенных
тарифов; - о внесении изменений в перечни видов деятельности подлежащих
ликвидированию. В настоящее время в период перехода к рынку российское государство,
встав на защиту рыночной конкуренции, должно противопоставить монополизму
весь свой экономический и политический потенциал, найти действенные
средства антимонопольной профилактики, демонтировать опасные для экономики
монопольные структуры. Без повышения общего конкурентного тонуса не удастся
осуществить ни структурные преобразования производства на основе научно-
технического прогресса, ни переход к экономическому росту. Новые отечественные негосударственные структуры, неготовые к открытой
и честной конкуренции, болезненно реагируют на попытки правительства
ограничить их монополистическое поведение. Известно, например, как
негативно биржевые структуры, тяготеющие к установлению контроля над всей
оптовой торговлей, встретили российские законодательные акты, направленные
на предотвращение монополизации этого рынка. Поэтому демонополизация
экономики была и остается постоянной заботой и обязанностью государства,
одним из основных направлений его деятельности. Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что страна пошла по
азиатскому пути развития предпринимательства, когда между производителем и
потребителем находятся десятки посредников. Между тем, общепризнанно, что
через посредничество благополучия для населения не создать, а дефицита
товаров не преодолеть. Для этого необходимо предпринимательство,
ориентированное на инновационную деятельность, связанную с открытием
собственного дела - созданием предприятия. Для того чтобы предпринимательство получило стимулы развития, а
товаропроизводители начали проявлять инициативу, необходимы определенные
условия, определяющие собой как бы внешнюю среду нормального
функционирования предпринимательства. Рассмотрим самые главные из них,
отрицательно отражающиеся на развитии предпринимательства. Прежде всего, это - снижение уровня рентабельности большинства сфер
экономики, а также уровня ее в целом по народному хозяйству в годы кризиса,
в период существенного снижения темпов развития, а то и отрицательных их
значений. Эта закономерность присуща, как показывает анализ, странам со
сложившейся высокоразвитой рыночной экономикой. Например, во Франции в 1970-
1974 гг. средняя норма прибыли по экономике в целом находилась на уровне 9-
11%. В 1975 - кризисном году - она упала до отметки 3, 8%. Во-вторых, кризисное развитие экономики, разлад финансовой системы,
инфляция огромный бюджетный дефицит, сопутствующие развитию экономики в
этот период, резко ослабляют, снижают возможности правительства оказывать
предпринимательству, в частности, малому и среднему бизнесу,
государственную поддержку, без чего он, как показывает богатая практика
других стран, развиваться практически не может. Если говорить о ситуации и возможностях современной российской
экономики, то эти возможности чрезвычайно скромны. Еще менее они ощутимы в
условиях грабительского налога, отсутствия льготных кредитов,
незащищенности от мафии и рэкета. К тому же основная ее часть, как это уже
неоднократно было, не дойдет до адресата, а осядет у коррумпированных
чиновников. Есть еще один фактор, определяющий или формирующий условия, их
благоприятное или неблагоприятное воздействие на развитие
предпринимательства. Это, как его определяют в западной литературе, -
динамика спроса. Она обусловлена одновременно темпами прироста населения и
эластичностью по ценам и доходам. Причем по различным товарам или различным
группам товаров. В современных кризисных условиях развития России, когда семь лет (1992-
1999 гг.) наблюдался процесс снижения численности населения страны,
ежегодно увеличивается доля бедных слоев, а то и просто неимущего
населения, а покупательная способность основной части населения неуклонно и
резко снижается, влияние спроса на развитие экономики, ее отраслей, на
конкретные ее сферы в плане стимулирования предпринимательства крайне мало.
Между тем, развитие бизнеса не может быть успешным при бедном населении. В
этой связи предприниматели озабочены тем, что в Программе реформ и бюджете
практически предусмотрено крайне мало мер, направленных на создание
условий, благоприятствующих росту доходов населения, бизнеса и, в конечном
счете, бюджета.
Страницы: 1, 2
|