p> Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости,
производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных
разработках. О том, что малые предприятия способны в больших масштабах обеспечивать
работой незанятые трудовые ресурсы говорит то, что в США в мелких фирмах в
1990 году было сосредоточено 40%, а в Германии 49% всей рабочей силы. В
этом заключается социальная роль предприятий мелкого предпринимательства. Для самостоятельного анализа малого бизнеса важно найти метод
подразделения предприятий на мелкие и крупные. Существует много способов.
Часто выделяют понятие монополии, а все, что не подходит под это
определение, относят к мелкому предпринимательству. Понимая, что этого
недостаточно, сравнивают обороты средств, объемы прибыли и продаж. В
настоящее же время предприятия классифицируют по количеству занятых в них
человек. Но часто, в зависимости от важности малого бизнеса в экономике страны,
он самостоятельно разделяется на различные группы. В Германии, например,
существует 4 категории: - от 20 до 49; - от 50 до 99; - от 100 до199; - от 200 до 499. В Германии, чтобы фирму признали малой, ее годовой оборот должен
составлять от 3,5 до 11,5 млн. DM, в США - 3-12 млн. $. На Украине к малым предприятиям относят: - в промышленности и строительстве до 200 человек; - в других отраслях производственной сферы до 50; - в науке до 100; - в розничной торговле до 15; - в других отраслях непроизводственной сферы до 50 человек. Но в любом случае система градации фирм и их отнесение к разряду малых
или средних является достаточно проблематичным, тем более, что малым
предприятием быть выгоднее, так как для него осуществляется практика
государственной поддержки посредством льготных кредитов и государственных
заказов. Малые предприятия как возникают, так и распадаются по многим причинам.
Например, в Германии в1990 году более 14500 предприятий из числа малых
потерпели крах, причем 40% из них просуществовали не более 5 лет. Доля
банкротов среди предприятий малого бизнеса всегда выше, ибо, идя на риск,
предприниматель решает сложную проблему конкурентоспособности выпускаемой
продукции. Ведь начальная стоимость ставит основателей фирмы в невыгодное
положение по сравнению с действующей фирмой. Новичку нужно в самом начале
проводить свою работу при более высоких издержках, чем предпринимателю
действующей фирмы. Поэтому начинающая фирма всегда имеет более высокую
себестоимость продукции. Наиболее частые причины банкротства малых
предприятий - это неудачи в сфере сбыта продукции, а также недостаточная
компетентность и отсутствие опыта. Но все же, несмотря ни на что, количество вновь создаваемых фирм
превосходит число ликвидированных, что говорит об абсолютном увеличении
числа предприятий малого и среднего бизнеса в экономике. Причем достаточно важно то, что часто малое предприятие становится
банкротом не полностью, а лишь выкупается более крупной фирмой или само
становится таковой. В 80-х годах обозначилась тенденция к увеличению числа малых
предприятий в Германии. Поэтому правомерно утверждать, что в эти годы,
одновременно с укреплением позиций верхушки монополистического капитала
(данное утверждение ни у кого не вызывает сомнений) в экономике стран
Запада наметился процесс возрастания значения мелких и средних фирм в ряде
областей как материальной, так и нематериальной сферы производства.
Относительно состояния промышленности Германии, хотелось бы привести
следующие цифры. Доля 10 ведущих концернов в общем промышленном обороте со
второй половины 70-х годов до середины 80-х не возрастала, а по экспорту
даже несколько снижалась. Наиболее же наглядной эта тенденция была в США.
Согласно официальным данным с 1980 по 1989 года доля фирм малого
предпринимательства увеличилась с 18% до37%. В общем, в 70-е - 80-е годы сначала наметилась, а затем еще очевидней
стала проявляться тенденция, при которой доля крупнейших компаний в выпуске
продукции, инвестициях, обороте и других показателях многих отраслей
оставалась стабильной или даже несколько снижалась. Установилось
сбалансированное состояние между мелким и средним бизнесом. Этот временный
период можно считать звездным часом малого бизнеса, поскольку для
предпринимательства все более важной становится быстрая, гибкая,
инновационная адаптация внутренней среды и внешних взаимосвязей фирм к
возрастающей неопределенности хозяйственной среды. Предприниматели все чаще
осознают необходимость использовать не только преимущества специализации,
особую атмосферу творчества и заинтересованности, традиционно царящую в
малых фирмах, но и возможности, которые открываются при производственной
кооперации: экономия на масштабах, совместные научно-исследовательские
разработки, разделение риска. 2. Проблемы и перспективы украинского предпринимательства. Рассмотрев опыт Германии и США, можно перейти к вопросу о том, какие
же условия необходимы для развития малого предпринимательства в нашей
стране. Может ли малый бизнес стать основой экономики? Или в наших условиях он
может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную
работу крупных промышленных предприятий? Для начала следует определить те
отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют
решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические
услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования;
консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых -
торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность. Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в Украине
экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить
ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства
и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор
экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро
реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся
ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места,
является основным источником формирования среднего класса, то есть
расширяет социальную базу проводимых реформ. Сектор малого бизнеса формируется в Украине с 1986-1988 гг. после
принятия постановления, а затем и закона о кооперативах. Тогда это была еще
квазиформа малого частного бизнеса, но она положила начало развитию
негосударственного малого и среднего предпринимательства и до 1992 года
наблюдался бурный рост малых предприятий, который резко замедлился. в 1993
году Потеря административного управления, экономический хаос и
законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные
предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в
чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие
налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету.
Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке
малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных
помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное
положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации
преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность. Среди видов деятельности МП до сих пор преобладают розничная торговля
(35 %), промышленность (15 %), строительство (16 %). Тенденции в отраслевом
распределении малых предприятий и кооперативов таковы, что сокращается доля
предприятий, занимающихся производством, а растет доля и , соответственно
значение для нашей экономики, предприятий, занимающихся торговлей,
посредническими услугами, финансовых и страховых компаний, в том числе бирж
и брокеров. Кроме того, существует большое количество предприятий,
зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров
народного потребления, оказания различных услуг ), но тем не менее
занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной. Достигнутый к 1997 г. уровень развития негосударственного частного
предпринимательства можно оценить как недостаточный по следующим
соображениям: составляет 10—15 %, тогда как в развитых странах—от 50 до 80 %; — по
объему деятельности (производство товаров и услуг) малый бизнес Украины
настолько мал, что не может ни удовлетворить общественные потребности, ни
играть роль полноценного рыночного фактора, то есть влиять на достижение
рыночного баланса и составить конкуренцию крупным монопольным
государственным предприятиям (по числу МП, приходящихся на 10 тыс. чел.
населения, Украина в несколько раз отстает от стран Балтии и России, в 10
раз—от Румынии и Словении, в 50 раз— от Польши, Венгрии, Чехии); — доля работающих в малом бизнесе Украины составляет около 8 % от
численности всех работающих, тогда как в странах с рыночной экономикой—не
менее 50 %; — вклад малого бизнеса Украины в создание ВНП составляет 10—15 % по
сравнению с 60—80 % в развитых странах. Что касается внутреннего механизма жизнедеятельности, то малый бизнес
не достиг порога «критической массы», при котором начинает действовать
эффект саморегулирования и самовоспроизводства. Рассмотрим причины сложившейся ситуации. В прессе, в кругу
специалистов, изучающих малый бизнес, в среде предпринимателей фигурирует
перечень, в который входит около двух десятков причин, препятствующих
развитию малого бизнеса в Украине. Среди них — несовершенные законы и часто
изменяющиеся правила; чрезмерные налоги; узость источников финансирования;
неравные возможности в конкурировании с крупным номенклатурным бизнесом;
всеобъемлющая коррупция и рэкет; отсутствие поддержки или же
препятствование со стороны государства (его органов); неразвитость
инфраструктуры (банки, связь, информация и т. п.); профессиональная
неподготовленность самих предпринимателей и т. д. Из общих проблем, с
которыми сталкиваются бизнесмены всех регионов Украины в своей повседневной
деятельности, выделим следующие. Трудности с регистрацией открытия собственного дела занимают в списках
проблем последнее место. Это отнюдь не означает, что проблемы нет или что
она незначительна. Конечно, за 5 лет массового развития малого бизнеса в
Украине острота ее заметно уменьшилась. Многие желающие начать бизнес уже
располагают необходимой информацией о процедуре регистрации, могут получить
в органах регистрации, у консультантов-индивидуалов или в
специализированных фирмах образцы документов и необходимые советы. Тем не
менее, по затратам времени, денежных средств, нервных усилий действующая в
Украине процедура регистрации предприятия все еще остается громоздкой и
излишне усложненной, особенно по сравнению с той, что действует в развитых
странах. Опрос начинающих и уже действующих предпринимателей показал, что 75 %
их не первое место среди других проблем ставят дефицит финансов.
Собственных капиталов большинство не имеет, банковские кредиты даются на
2—3 месяца и с высокой процентной ставкой, а других массово доступных
источников финансовой поддержки малого бизнеса в Украине нет. Частные
благотворительные фонды отсутствуют, союзы и ассоциации предпринимателей не
располагают средствами для кредитования малого бизнеса. Известны лишь
четыре потенциально доступных источника выделения финансов: Украинский фонд
поддержки предпринимательства; Государственный инновационный фонд;
средства, выделяемые местными органами власти безработным для организации
своего бизнеса; средства местных органов власти, которые образуются из
отчислений от стоимости приватизированных объектов. Оба центральных фонда
дислоцируются в Киеве, но имеют региональные отделения в областных городах
(фонд поддержки предпринимательства—в 9, а инновационный фонд—в 19
областях). Первый фонд ежегодно получает из государственного бюджета
установленную сумму для кредитования мелких частных предпринимателей;
средства второго фонда образуются из фиксированного процента отчислений,
производимых всеми предприятиями от объема реализации продукции (работ,
услуг). Эти фонды выделяют кредиты предпринимателям как для начала своего
дела, так и под текущее производство, на конкурсных принципах, путем оценки
их бизнес-планов. Однако поступают средства в фонды в недостаточном объеме
и нерегулярно. Инновационный фонд оказывает кредитную поддержку только
проектам, реализующим новые технологии, но его возможности также невелики
относительно потребностей малых предприятий. В 1993 г. начало действовать положение о выделении ссуд безработным
для того, чтобы они могли начать свое дело, но, во-первых, выделяемая сумма
недостаточна для этого, а во-вторых, получить ее весьма трудно из-за
сложной процедуры оформления. Последний из четырех названных источников кредитования—средства
местных властей, образуемые за счет отчислений от стоимости приватизируемых
объектов, — также практически бездействует, поскольку не отработан механизм
выделения средств предпринимателям. Что касается получения кредитов в коммерческих банках, то в качестве
их клиентов могут выступать лишь торговые и посреднические организации, но
не производственные, а тем более не мелкие, потому что у них нет ни
большого уставного капитала, ни дорогостоящих основных фондов и имущества,
ни значительного личного имущества, которые могут служить залогом под
кредиты. В последние годы расширяют масштабы деятельности в Украине
зарубежные и международные финансовые фонды и программы, но они охватывают
локальные зоны и поэтому не оказывают существенного влияния на поддержку
малых предприятий. Далее в порядке убывания трудностей назовем проблемы доступа к
помещениям и оборудованию (55 % опрошенных), дефицита информации (50 %) и
недостатка квалифицированного персонала (46 %). Этот набор проблем типичен
для всей Украины. Проблема помещения для малого бизнеса находится в одном ряду с
проблемой финансирования. Уровень их сложности варьируется в зависимости от
ситуации на местах. Так, ситуация в Киеве отличается парадоксальностью: с
одной стороны, здесь выше, чем в других городах, уровень предложения
кредитов и помещений, а с другой — намного выше и ценовой фактор (размер
прямых и непрямых выплат). Первое понятно само собой (фактор концентрации
деятельности в столице), а второе объясняется тем, что уровень цен на рынке
кредитов и помещений определяется спросом не всей массы потенциальных
клиентов, а верхушки самых платежеспособных из них. В спросе на помещения
цена устанавливается в расчете на таких клиентов, как посольства,
иностранные торговые палаты и представительства, совместные с иностранными
партнерами предприятия, магазины и филиалы транснациональных фирм,
представительства зарубежных и международных фондов и программ, банки,
холдинговые, инвестиционные, страховые компании, рекламные и туристические
агентства и т.п. Действующие бизнесмены отмечают также проблемы с реализацией продукции
и с доступом к сырью и материалам. Последнее не нуждается в объяснении,
поскольку в Украине еще не создан механизм свободной рыночной реализации
сырья и по-прежнему осуществляется его распределение между государственными
предприятиями, доля которых по отраслям колеблется от 60 до 90 %. Крупные
биржи с мелким бизнесом не работают, а мелкооптовая торговля решает вопросы
снабжения предпринимателей через неформальные каналы. Частично этим
объясняется такой феномен нынешней Украины, как расчеты между
негосударственными предприятиями преимущественно в виде наличных денег. Проблема реализации продукции имеет два аспекта — внутренний и
внешний. Реализовать продукцию на внутреннем рынке Украины трудно не
потому, что она не нужна: спрос есть, но у потребителей нет денег для
расчетов. В многозвенной цепочке предприятий, поставляющих друг другу
продукцию, ни у кого нет денег для оплаты. Эта ситуация длится уже не один
год и известна как «кризис взаимных платежей». Бизнесмены называют еще две проблемы, которые, по их мнению, имеют
сугубо местное происхождение, но, как показали обследования по областям,
достаточно типичны для Украины. Это отношения с налоговой администрацией
(63 % ответов) и с банками (54 %). Речь идет о недоразумениях между
клиентами, с одной стороны, и банками и налоговой администрацией — с
другой. Бизнесмены отмечают некомпетентность служащих налоговой
администрации и банков, порождающую необоснованные претензии, а также
неправильное понимание служащими того, каким должен быть характер
взаимоотношений с клиентами, из-за чего к клиенту относятся как к
раздражающей помехе или же с готовым предубеждением как к субъекту с
заранее предполагаемой презумпцией виновности. Многие предприниматели среди проблем, затрудняющих развитие дела,
выделяют недостаточную собственную подготовленность к бизнесу. Это и
понятно: ведь сфера подготовки к предпринимательству находится в Украине в
зародышевом состоянии. Бизнесмены жалуются на трудности получения
информации (справок, консультаций), Отсутствие литературы по бизнесу
применительно к нашим реальным условиям. Немаловажным фактором развития малого бизнеса является участие
государственных органов в создании благоприятных условий для него. В данном
направлении государство сделало такие шаги. В конце 1991 г. был учрежден
Государственный комитет по содействию малым предприятиям и
предпринимательству (упразднен в 1994 г.). Тогда же образован Национальный
фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции. В 1993 г.
учреждается Государственный инновационный фонд и принимается долгосрочная
программа государственной поддержки предпринимательства. Какова
эффективность мер для развития малого бизнеса? Нулевая или ничтожно малая,
— так следует из опросов предпринимателей и оценок экспертов. В составе
местных органов власти (областных, городских, районов города) имеются
департаменты, призванные осуществлять государственную политику поддержки
предпринимательства, но из-за малочисленности персонала (1—-4 чел.),
отсутствия оборудования и финансовых средств они занимаются только лишь
подготовкой справок и помогают начинающим предпринимателям в процедуре
регистрации. В целом же отношение местных властей к частному
предпринимательству все еще остается или индифферентным, или скрыто
негативным. Реальная помощь малому бизнесу на местах — явление настолько
редкое, что о начале положительных изменений в стереотипах поведения массы
чиновников говорить не приходится. Специальных консультационных пунктов,
которые могли бы внести весомый вклад в дело поддержки предпринимателей,
при местных органах государственной власти пока нет. Программа государственной поддержки предпринимательства за последние
годы, по оценке предпринимателей, не вышла за пределы бумаги, на которой
она зафиксирована. Для многомиллионной страны ничтожно малы денежные
средства, выделенные на реализацию программы,—250 млрд. крб. на 1993 г.,
или 0,02 % ВНП. Но основная причина бездействия программы, по нашему
мнению, заключается в отсутствии механизма ее реализации, людей и структур,
ее выполняющих. В экономически развитых странах большое внимание уделяется сфере
бизнес-услуг. В инфраструктуру бизнеса принято включать сервисные службы
для начинающих и действующих предпринимателей (справочно-информационные,
консалтинговые, учебные фирмы), ассоциации и союзы, помогающие малому
бизнесу. В Украине до настоящего времени не создана сеть справочно-
информационных и консалтинговых служб для малых предприятий, хотя процесс
идет нарастающими темпами. К началу трансформации Украина не имела
самостоятельно действующих сервисных служб. Все вновь созданные или
преобразованные организации, пытающиеся работать в нынешних условиях,
предоставляют платные услуги, а поэтому потенциально доступны малому числу
бизнесменов и в принципе ориентированы на солидных клиентов в лице
коммерческих структур (банки, биржи, инвестиционные и холдинговые компании,
торговые фирмы, рекламные агентства, совместные предприятия с иностранным
капиталом, филиалы зарубежных фирм и т. п.). Особо следует упомянуть такую комплексную по услугам форму помощи
малому бизнесу, как центры развития бизнеса. В развитом виде они оказывают
консультационные услуги, ведут подготовку к бизнесу. Развитие сети таких
центров позволило бы значительно повысить уровень бизнес-услуг и подготовки
предпринимателей. Примером эффективной помощи такого рода может служить
работа открывшегося в 1995 г. в Киеве Агентства по развитию
предпринимательства в рамках программы TACIS, которое оказывает
консультационные услуги начинающим и проводит обучение основам бизнеса. Но можно сделать вывод о том, что при общей неблагоприятной обстановке
для малого бизнеса уровень развития данного сектора экономики значительно
варьируется по областям (см. табл. 1). Таблица 1. Показатели развития малого бизнеса по областям.
|Показатель |Киевска|Украина |Максимум |Минимум |
| |я обл. | | | |
|Население (млн. |4.5 |50.6 |5,3 |0,9— |
|чел.) | | | |Черновицкая |
| | | | |обл. |
|Количество |11221 |84940 |11170— |1013— |
|действующих МП и | | |Донецкая |Черновицкая |
|кооперативов | | |обл. |обл. |
|Распределение |159,3 |1231 |156,5— |12.1— |
|числа МП и | | |Донецкая |Черниговская |
|кооперативов | | |обл. |обл. |
|(тыс. чел.) | | | | |
|Доля |6.6— |4,3 |6,9— |1,8— |
|трудоспособного |Киев, | |Харьковская |Черниговская |
|населения, |4,8—обл| |обл. |обл. |
|занятого в МП и |асть | | | |
|кооперативах(тыс.| | | | |
|чел.) | | | | |
|Количество МП и |32,9—Ки|16,4 |26,4—Харьков|7,0—Винницкая|
|кооперативов на |ев.12,7| |ская обл. |обл. |
|10 тыс. чел. |—област| | | |
| |ь | | | |
|Доля в суммарной |11,8-Ки|100 |13,3— |0,7— |
|выручке МП |ев, | |Донецкая |Закарпатская |
|Украины (%) |5,5-обл| |обл. |обл. |
| |асть | | | |
|Средняя выручка |252—Кие|216 |344—Запорожс|95—Закарпатск|
|на 1 МП (млн. крб|в, | |кая обл. |ая обл. |
|1996 г.) |423—обл| | | |
| |асть | | | | Данные таблицы 1 демонстрируют не самую большую разницу в показателях
развития малого бизнеса между областями Украины. Этот факт позволяет
сделать вывод о том, что при одних и тех же законах, правилах
налогообложения и других факторах, отнесенных нами к группе базисных,
которые действуют на всей территории страны, разница в уровне развития
малого бизнеса в отдельных областях может достигать двух-, трехкратной
амплитуды. И эту разницу следует отнести на счет действия других факторов —
дополняющих и внутренних. Второе различие, внутриобластного свойства, существует между
областными центрами и остальными населенными пунктами данной области. Это
различие еще более контрастно, чем первое, особенно в областях-аутсайдерах.
В большинстве районных и более мелких населенных пунктов начинающий и
действующий бизнесмен лишен какого-либо сервиса: нет ни справочно-
информационных, ни юридических, ни аудиторских, ни консалтинговых, ни
учебных служб. Из-за слабой коммуникационной оснащенности (телефон, факс,
электронная почта, компьютерные сети) и транспортных трудностей
периферийные предприниматели находятся в информационном вакууме. Из сказанного следует, что усилия по созданию среды для развития
малого бизнеса в Украине желательно направлять дифференцированно, с
приоритетами для менее обеспеченных городов и регионов. Те города и
регионы, где уже образовалась предпринимательская среда, имеют лучшие
условия для предпринимательства и располагают потенциалом (критической
массой) для саморазвития. Если в дальнейшем более активно помогать именно
этим городам и регионам, то еще больше увеличится разрыв между лидерами и
аутсайдерами. Возможна, правда, и альтернативная стратегия, когда
поддерживают уже продвинутые регионы, а через них расширяется зона охвата.
Специалисты по переходной экономике выделяют четыре фазы становления
сектора малого и среднего бизнеса: зарождение; бурный рост; насыщение;
саморегуляция с соответствующими структурными преобразованиями. Такие
страны, как Польша Чехия, Венгрия, достигли четвертой фазы; Словакия,
Словения, страны Балтии приближаются к третьей фазе; Румыния, Болгария,
Албания, Россия находятся не разных участках второй фазы. По усредненным
оценкам, первая фаза занимает 1 год, вторая — 2—3 года, третья — менее
года. Отсюда следует, что если бы процессы преобразований в Украине шли
оптимальным образом, то уже в конце 1995 года сектор малого бизнеса должен
был достичь 3-й фазы насыщения. В этой фазе, в соответствии с масштабами
Украины, численностью населения, количеством занятых в общественном
хозяйстве, (см Диаграмму 1) должно быть примерно 2.5 млн. МП, на которых
было бы занято 10 млн. человек. Сейчас 700 000 хозяйствующих субъектов,
которых можно зачислить в сектор малого бизнеса, занято же в этом секторе 2
млн. человек. [pic] Таким образом, и по числу МП и по численности занятых в них мы в 4-5
раз отстаем от ориентиров фазы насыщения. Следует подчеркнуть масштабность
задачи, стоящей перед Украиной: в малый бизнес должны в ближайшие годы
прийти, по меньшей мере 6-7 млн. человек, а общее число владельцев-
предпринимателей достичь 2-3 млн. Но как уже говорилось, главная причина сокращения числа малых
предприятий - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых
предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала,
невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность
налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в
сфере материального производства оказывают неразвитость производственной
инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость
информационной базы. Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес -
непрекращающийся глубокий спад производства. Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных
предприятий малого бизнеса оказывается в состоянии приступить к реальному
производству продукции. Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха
в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и
малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной
государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую
очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов
продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготно банковского
кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических
центров, развития системы страхования, организации материально-технического
снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства,
разработка и реализация конкретных комплексных программ. Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и
развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены
определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но
проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но
экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и
современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое
налогообложение "убивает" в Украине малое предпринимательство
(многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10%
полученной прибыли). Общее направление совершенствования налоговой системы
- усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо
освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии.
И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого
предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного
налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более
низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных
отраслей. К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и
организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в
качестве особого сектора экономики Украины. Действенной системы
стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и
хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная
программа развития малых предприятий. По моему мнению, комплекс
первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в Украине, должен
осуществляться в следующих направлениях: - нормативно-правовое; - информационно-техническое; - финансово-кредитное; - организационное; - кадровое и консультационное обеспечение; - внешнеэкономическая деятельность. Также в государственной программе должны быть отражены механизмы
денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-
технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали
бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской
деятельности. В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных
институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг,
инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной,
консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной
государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства,
включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение
к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить
меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и
привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства. Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько
средства государственного бюджета, сколько возможности частного -
отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же
направлением использования государственных ресурсов должно стать не
выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под
кредит. -----------------------
[1] Хизрич Р, Питере М. Предпринимательство. Вып. 1. М., 1991, с. 20. [2] Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю - «Экономикс», Москва, 1996г [3] Хоскинг А. Курс предпринимательства. М., 1993. См.: Предпринимательство
в конце XX века. М., 1992, с. 20.
-----------------------
Государство Партнер Предприниматель Потребитель Наемный работник Агент Покупатель Принципал
Страницы: 1, 2, 3, 4
|