Предмет, метод и функции политэкономии. Экономические школы. Экономические законы
Предмет, метод и функции политэкономии. Экономические школы. Экономические законы.
1. Зарождение экономических знаний.
Политэкономия - составная часть экономической теории. Экономическая теория состоит из
политэкономии, макроэкономики, микроэкономики, истории экономических учений.
Макро- и микроэкономика конкретизируют общетеоретические положения политэкономии. Макроэкономика на уровне страны,
микроэкономика на уровне отдельных отраслей.
В целом экономическая теория является методологической основой всех экономических дисциплин.
1. Хозяйственно-экономические проблемы всегда находились в центре внимания людей. Донаучные фиксированные проблемы
встречаем в мифах, легендах, религиозных верованиях. Первые научные проблемы встречаем также в древности в рамках единой философской науки.
Становление экономической отрасли научных знаний.
Накопление больших объемов экономических знаний приводит к их расчленению и обособлению. Возникновение специальных
исследований относится к началу 17 в. (зарождение капитализма и формирование национальных рынков). Выражала интересы буржуазии. Тогда и возник термин
политэкономия. Он был впервые применен французским ученым- меркантилистом Антуаном де Монкретьеном в 1615 г. в "трактате адресованном королю и
королеве". Меркантилизм- первая школа политэкономии. Происходит от итальянского слова мерканте (купец). Богатство общества отождествляли с золотом.
Источником богатства- торговлю. Меркантилисты способствовали разложению феодализма, первичному накоплению капитала.
2.Классическая политэкономия
Классическая ПЭ возникла в связи с проникновением капитала в сферу производства. Классическая ПЭ была
господствующей школой во 2 пол.18- нач.19 в. Первые представители этой школы - физиократы (природа и власть). Родоначальник Франсуа Кенэ, которые источником
богатства считали производство, но лишь с/х. Главная их заслуга - первая попытка провести анализ общественного воспроизводства.
Классическая ПЭ: Вильям Петти, Адам Смитт, Давид Рикардо обосновали, что источником общественного богатства является все
общественное производство. 1.Ввели метод абстрагирования, открывающий возможности проникновения в глубинную сущность исследуемых явлений. 2.Заложили
основы трудовой теории стоимости. 3.Исследовали механизм воспроизводства общественного капитала. 4.Предприняли попытку объяснить законы, управляющие
экономическими явлениями. 5.Выступали за ограничение вмешательства государства в экономику, за свободу торговли.
В середине и второй половине 19в. в трудах Сисмонди и Прудона развивалась мелкобуржуазная ПЭ. Она отражала интересы и
взгляды мелких товаропроизводителей; не смогла открыть законы экономического развития и потому оказалась бесплодной.
3. Современные школы экономической теории.
Современная экономическая теория характеризуется большим кол-вом направлений, школ, течений. Основные: 1)
Неоклассическое; 2) кейнсианское; 3) монетаризм; 4) институционально-социологическое. Они различаются трактовкой роли рынка и
государства, их соотношения и взаимодействия в экономическом развитии.
1) Неоклассическое исходит из коренного положения классической школы о рынке и конкуренции, как о естественных условиях
функционирования и развития экономики. Рыночный механизм саморегулирования считается единственно эффективным способом функционирования экономики.
Государственное вмешательство может привести к нарушению экономического равновесия, к снижению эффективности. Основывается на теориях предельной
полезности и производительности.
2) Кейнсианство возникло в 30-е годы, в связи с необходимостью вывода буржуазной экономики из мирового кризиса 29-33
гг. Кейнс выпустил в 1936 г. работу "Общая теория занятости, процента и денег".
Основные положения: рыночный механизм не способен полностью устранить кризисы и безработицу, необходимо государственное
регулирующее вмешательство, с использованием налогов, субсидий, ссудного процента.
3) Монетаристические теории интенсивно развиваются. В центре их внимания - антикризисные мероприятия: стимулирование
экономической активности с использованием финансово-кредитной системы, денежного обращения, инфляций для повышения спроса и подстегивания
производства.
4) Институционально-социологическое. Объектом исследования являются такие общественные институты как корпорации, профсоюзы,
государства. При этом в центре внимания - общечеловеческие ценности. Выступают против чрезмерной идеологизации общественной жизни, против милитаризации
экономики, за индикативное государственное планирование экономики, за гарантированные доходы, за расширение государственных социальных программ, за
организацию государством переквалификацию работников в связи с технологической безработицей.
Характерной чертой является технологический детерминизм. Различаются теории: индустриального, постиндустриального,
технотронного, информационного общества.
4. Марксистское экономическое учение, его недостатки и достижения.
Марксистское учение вышло на арену экон. теории с середины 19в. как одна из вершин теорет. мысли того времени. Таким оно
в основном и остается.
В "Капитале" дано достаточно глубокое теорет. отражение условий развития капитализма свободной конкуренции
к. 18в. н. 19в. Именно экон. учение марксизма явилось прочным фундаментом формирования ПЭ как науки с четко определенным предметом. Марксов анализ
производств. отношений в единстве с произв. силами, создание им системы экон. категорий и законов, анализ внутр. противоречивости экон. системы -
общепризнаны мировой наукой. Марксизм внес принцип историзма, который позволил Марксу открывать законы экон. развития. Метод исследования общественных явлений
Маркса явл. в основном эффективным и сейчас. Однако некоторые положения или устарели, или изначально были ошибочными. Процесс развития челов. общества
многопричинен и многофакторен. Маркс сосредоточился лишь в сфере интересов рабочего класса и она была им заидеологизирована. Все основные соц. взгляды
Маркса относительно экон. положения раб. класса сложились в 1840-е гг. на начальных ступенях развития капитализма.
В связи с этим не подтвердились выводы Маркса об абсолютном и относительном обнищании раб. класса с развитием
капитализма. В бывшем СССР марксистская теория оказалась в тепличных условиях, обрела монополию на истину, лишилась противников. Экон. наука Украины в совр.
условиях должна творчески использовать мировой потенциал эк. мысли.
5. Предмет политэкономии. Организационно-экономические и социально-экономические отношения.
ПЭ - общественная наука. Изучает отношения между людьми в процессе их произв.-хоз. деят-ти. Экон. отношения - отношения 1) по
поводу экон. соединения работников со средствами пр-ва; 2) по поводу организации производственного процесса; 3) по поводу присвоения и использования
результатов пр-ва. Выясняет законы, которые управляют пр-вом, распределением, обменом и потреблением жизненных благ в чел. обществе и выясняет пути и
направления их использования.
Экон. отношения между людьми объективны, т.е. не зависимы от их воли и сознания, т.к. объективна их произв.-хоз.
деятельность. Экон. отн. системно организованы, их системообразующим фактором явл. отношения собственности на средства и результаты пр-ва. В системе экон.
отношений функционируют две подсистемы: 1) организационно- экономические отношения; 2) социально- экономические отн.
Орг.-экон. отн.- это отношения по поводу организации пр-ва как процесса создания жизненных благ. Они имеют место в связи
с разделением труда, специализацией пр-ва, экон. интеграцией.
Концентрация - укрупнение, расширение предприятий, фирм.
Централизация - объединение нескольких предприятий в единое целое.
Экон. интеграция - хоз. объединение предприятий, отраслей, стран.
Соц.-экон. отн. - это отношения по поводу обладания факторами пр-ва и использования его результатов. Сюда отн.: отношения
собственности, вся совокупность экон. интересов, отношения хозяйствования, отн. распределения, обмена и потребления.
ПЭ осуществляет экскурсы в другие науки. Затрагивает политические, идеологические отношения, особенно экон. и соц.
политику, психологию, юриспунденцию в обл. хоз. и гражданского права. Также соприкасается с науками изучающими технику и технологию пр-ва.
6. Основные методы.
Основные методы познания экономических процессов. Большой арсенал методов научных исследований. Они подразделяются на
две группы: 1) эмпирические; 2) теоретические.
Эмпирические - состоят в сборе фактов, учете всех происходящих с ними изменений, в их группировке, математико-
статистической обработке.
Теоретические методы являются средством проникновения в глубинную сущность исследуемых явлений, раскрытия законов их функционирования
и развития.
В политэкономии теоретические методы состоят главным образом в абстрактных умозаключениях, в выдвижении и проверке гипотез,
гипотетическом моделировании экономических процессов. Широко используется метод абстрагирования: отвлечения от второстепенных, несущественных сторон
рассматриваемого явления с целью выделения первостепенных глубинных свойств, раскрывающих его сущность.
Посредством метода абтракции формируются экономические законы и категории. Лучшим средством проверки выдвигаемых
гипотез, конструированных моделей являются эксперименты, т.е. воссоздание соответствующих процессов в лабораторных условиях. В политэкономии лабораторные
эксперименты невозможны, а экономические эксперименты весьма ограничены. Но в какой-то мере это компенсируется широкими масштабами теоретических дискуссий
ученых-экономистов, ведущихся в печати, на конференциях, симпозиумах, а также методом единства логического и исторического. (Исследование всегда отправляется
от исторически реальных факторов. Наблюдаются все происходящие изменения во времени. Сделанные абстрактно логические выводы постоянно сверяются, уточняются
в соответствии с реальным протеканием исследуемых экономических процессов). При изучении фактов, выдвижении и проверке гипотез используются методы анализа и
синтеза, индукции и дедукции.
Анализ - разложение, расчленение изучаемого объекта на составные части. Один из методов проникновения в глубинную сущность
исследуемых явлений.
Синтез - изучение предмета в единстве и взаимодействии всех его составных частей, его системной целостности.
Индукция - конструирование обобщающих умозаключений, теоретических выводов, экономических законов на основе
эмпирических наблюдений больших кол-в изучаемых явлений.
Дедукция - встречное, противоположное движение исследовательской мысли от общих научных выводов к частным явлениям с
целью: 1) научной оценки; 2) углубления, уточнения, повышения качества общих научных выводов, законов.
7. Экономические законы и категории.
Производственно-хозяйственной деятельности присущи объективные экономические законы.
Экономические законы - внутренние, существенные, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи и
зависимости экономических отношений людей. Объективный характер экон. законов обусловлен такими обстоятельствами:
1) производство жизненных благ осуществляется на основе и с использованием предметов, законов, сил природы
существующих независимо от воли и сознания людей;
2) материальной основой жизнедеятельности людей является их непрерывный обмен веществ с природой; они не могут прекратить
потребление, как важнейший компонент этого обмена, а потому не могут по своему усмотрению прекратить производство, не могут произвольно манипулировать
объемами и видами производства.
Экономические законы выступают как господствующая тенденция соц.-экон. развития общества. Они проявляются не в
каждом отдельном явлении или процессе, а во всей их совокупности на достаточно длинных отрезках времени; они не являются демоническими повелителями,
превращающими людей в покорных слуг, они определяют общую логику экон. развития. Люди не бессильны перед этими экон. законами, не лишены своих
интересов и активной инициативности в их реализации. Законы независимы от воли и сознания людей, но не от их деятельности. Это законы произв.-хоз.
деятельности людей, общественных действий, и они имеют место только в человеческом обществе. Познавая экон. законы и осуществляя свою пр.-хоз.
деятельность в их русле, люди добиваются высоких результатов в своей деятельности; идущая же вразрез с ними деятельность приносит трудности.
Эконом. категории. Всякая отрасль научных знаний осуществляет типизацию, классификацию множества изучаемых явлений.
Результатом этих обобщений в экон. науке являются экон. категории.
Экон. категория - научное собирательное понятие, абстрактно, обобщенно характеризующее сущность многих однородных,
аналогичных экон. явлений. Инструмент научного познания пр.-хоз-ных явлений и процессов; абстракция, отражающая в научном сознании действительные экон.
отношения.
Экон. категории истинны, поскольку существуют те отношения, отражением которых они являются.
8. Функции политэкономии.
Функции ПЭ. ПЭ изучает отношения между людьми в решающей сфере их жизнедеятельности: в
пр.-хоз. экон. деятельности. Значение ПЭ в жизни общества может быть охарактеризовано ее функциями.
ПЭ как одна из отраслей научного знания, выполняет:
1) познавательную функцию. Ею ПЭ обеспечивает накопление научных знаний в области пр.-хоз. деятельности людей, а
в целом - наращивание интеллектуального потенциала общества, расширяет научный кругозор людей, вооружает их знанием объективных законов экон. развития
общества, силой научного предвидения.
2) методологическую. ПЭ изучает произв.-хоз. отношения людей в глубинной их сущности. Это фундаментальная наука, является
методологической основой всех экон. наук. Это своего рода экон. философия.
3) практическую. ПЭ - теоретическая основа экон. политики гос-ва, предприятий, фирм. На основе открываемых ею законов и ее
теоретических выводов органы госуправления, фирмы определяют свои программные цели, экон. стратегию и тактику. ПЭ способствует наращиванию экон. потенциала.
4) идеологическую. ПЭ формирует взгляды, общественные идеи, общественное сознание. Является исходной основой
формирования экон. и политического мышления. В СССР ПЭ была чересчур заидеологизирована. Проявлялось это в навязывании общественному сознанию
декларативных схем, оторванных от реальности.
9. Экономическая система общества.
. Системная организация природы и общества. Каждое явление в природе и обществе связано с другими явлениями и
взаимодействует с ними. Достаточно тесные связи и прочное устойчивое взаимодействие между определенным кругом явлений приводит к образованию
соответствующих систем.
Система - органически целое образование, состоящее из ряда образующих его частей, закономерно и прочно связанных между
собой причинно- следственными связями и зависимостями.
В окружающем мире взаимодействуют две системы: природа и общество. Человек - часть природы; общественная система
возникла и функционирует на основе природной системы и не существует в отрыве от нее, ибо двойственна сама глубинная сущность человека.
Человеческое общество как система представляет собой взаимодействующую совокупность отдельных индивидов, их различных групп и
объединений как социальных феноменов.
Экон. система - связующее звено между природной и общественной системами. При этом она различными своими сторонами
входит в состав и природы и общества. В сфере экономики функционируют ресурсы, научно-техн., организационные достижения, формируемые общественной системой.
Общественная система формирует потребности, качественные и количественные характеристики производимых продуктов.
Под экон. системой понимается реальная, национальная экономика, т.е. экономика отдельной страны с ее внутриотраслевой
структурой, фирмами, предприятиями, семейными хоз-вами. Все произв.-хоз. ячейки, все отрасли н/х прочно, устойчиво связаны между собой разделением труда
и обменом.
Основные составные части экономической системы:
1) производительные силы общества, представленные личными, вещественными, социальными факторами;
2) технико-экономические отношения;
3) социально-экономические отношения;
4) хозяйственный механизм.
Производительные силы и технико-экономические отношения образуют технологический способ пр-ва. А
технологический способ пр-ва вместе с соц.-экон. отношениями образует социальный или общественный способ пр-ва.
Хозяйственный механизм - совокупность технико-экон., соц.-экон. отношений, юридических отношений в области хозяйства
и гражданского права и экон. политики.
Список литературы
При подготовке данной работы были использованы материалы с сайтов: http://www.referat.ru и http://www.bankreferatov.ru
|