Меню
Поиск



рефераты скачать Предмет исследования экономической теории и ее функции

p> Он систематизировал и развил взгляды маржиналистов, сформулировал теорию предельной производительности, которая используется в современной экономической науке для обоснования распределения доходов.

Современная экономическая теория в западных странах преимущественно называется «Экономикс» и представляет попытку синтеза маржинализма и классической политической экономии. Название «Экономикс» ввел в научный оборот Альфред Маршалл (1842 – 1924 гг.), профессор Кембриджского университета. Главный труд А. Маршалла – «Принципы экономикс» – 1890 г., оставался основным учебником по экономической теории в западных странах вплоть до окончания второй мировой войны. Дж. М. Кейнс – ученик А. Маршалла
– назвал его величайшим экономистом XIX века. Маршалл пришел к выводу, что ни спрос, ни предложение не имеют приоритета в определении цен; использовал понятие рыночного равновесия для характеристики баланса спроса и предложения, разработал концепцию эластичного спроса.

Эволюция терминов «экономика», «политическая экономия», «экономикс» и
«общая экономическая теория» обусловлены историческими причинами, но, по существу, являются названиями одной и той же постоянно развивающейся науки
– науки об экономической жизни отдельных людей, групп и общества в целом.

Джон Мейнард Кейнс (1883 – 1946 гг.) – сторонник «регулируемого капитализма», его теория служит важнейшим обоснованием государственного регулирования рыночной экономики посредством финансовой и кредитно-денежной политики. С помощью этого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, объемы национального производства, подавлять экономические кризисы. Основной труд Кейнса – «Общая теория занятости, процента и денег»
(1936 г.). Эта теория имеет многочисленных сторонников, она послужила основой для выработки экономических политики развитых государств Запада.
Кейнса считают основоположником современного макроэкономического анализа.
Главный элемент концепции Кейнса – принцип эффективного спроса.

Предмет экономической теории

Предмет экономической теории формировался в результате развития, длительной эволюции науки, выявления и преодоления противоречий между различными научными школами.

Предметом научных исследований меркантилистов было богатство, национальное богатство.

Продолжили их традицию и физиократы, перенеся научные интересы из сферы обращения в сельскохозяйственное производство.

Представители классической школы расширили предмет экономической теории до исследования условий производства и накопления, а также распределения богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства.

Понимание сущности национального богатства, его форм и условий создания в экономической мысли менялось. Если меркантилисты в качестве реального богатства рассматривали только деньги, а еще лучше – золото, то классики считали богатством материальный продукт производства. В современных экономических системах все большее значение приобретают услуги
– невещественный результат экономической деятельности. В развитых обществах в национальное богатство стали включать информацию, другие виды интеллектуального продукта.

Несколько особняком в определении предмета экономической теории стоит марксистская политическая экономия. Предметом марксистской политэкономии рассматриваются производственные отношения, то есть отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ. Причем главными признаются отношения между классами и социальными группами общества, обусловливающиеся, по мнению марксистов, в конечном счете, отношениями собственности на средства производства.

Впоследствии и представители других направлений экономической науки стали уделять все больше внимания отношениям людей (экономических субъектов) в процессе их экономической деятельности и в общественной жизни в целом, так как результативность экономического развития во многом предопределяется характером отношений между людьми.

А. Маршалл определил предметом экономической теории «Исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества: исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию…».

П. Самуэльсон в своем знаменитом учебнике «Экономика» пишет:
«Экономика – наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей».

В западных учебниках по экономической теории достаточно распространено понимание предмета экономической теории как изучение редкости, ограниченности ресурсов. Действительно, только в условиях редкости и ограниченности ресурсов, на основе которых создаются блага, возникают проблемы экономического характера. Экономические проблемы не возникают, если объемы благ и ресурсов, с помощью которых удовлетворяются человеческие потребности, неограниченны.

Все определения предмета экономической теории раскрывают его с разных сторон, ибо в них за основу берутся многообразные отдельные аспекты экономической и социальной деятельности людей.

Сегодня наиболее полным признано следующее определение предмета экономической теории:

Общая экономическая теория – это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их использование.

В этом определении содержатся следующие ключевые характеристики предмета экономической теории:

. присутствует поведенческий аспект,

. подчеркивается редкость и ограниченность ресурсов,

. выделяется то, что экономическая теория изучает закономерности и факторы экономического развития и роста в пофазной динамике воспроизводства: в производстве, распределении, обмене и потреблении.

Экономическая теория включает в себя микроэкономику (поведение отдельных экономических субъектов) и макроэкономику (функционирование национальной экономики в целом); выделяются также мезоэкономика (поведение подсистем национальной экономики) и метаэкономика (поведение мировой экономики в целом).

Экономическая теория является методологической основой для целого комплекса конкретных экономических наук: отраслевых (экономика промышленности, транспорта, строительства, непроизводственной сферы); функциональных (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент); межотраслевых
(экономическая география, демография, статистика), историко-экономических.

Экономическая теория является основой экономической политики. Вместе с тем не стоит отождествлять экономическую теорию и экономическую политику.

Экономическая политика – это целенаправленная система мероприятий государства по регулированию национального социально-экономического развития.

В экономической политике используются рекомендации и выводы экономической теории. Какие средства следует использовать для преодоления инфляции, стабилизации экономики в условиях ее кризисного развития? Следует ли применять ограничения во внешней торговле по отношению к иностранным партнерам? Какие меры способствуют росту благосостояния населения? На все эти вопросам в арсенале экономической науки имеются полезные рекомендации.
Задача политиков, да и населения выбрать те меры, которые наиболее адекватны создавшимся условиям. Для этого важно глубокое знание экономической теории.

Результаты теоретических исследований в экономике имеют важное значение для предпринимательства. Понимание макроэкономических тенденций, овладение методологией микроэкономического анализа важны для принятия оптимальных хозяйственных решений в бизнесе.

Функции экономической теории

Существуют несколько функций экономической теории:

. познавательная функция;

. методологическая, т.е. экономическая теория исследует общее (и экономические отношения, и производительные силы) и является методологической базой для других наук, т.к. выявляет общие экономические законы, которые являются исходной методологической посылкой для исследования в других науках.

. практическая функция – обеспечить на основе теоретических разработок экономическую политику.

Хотелось бы подробнее остановиться на методологической функции экономической теории, т.к. методология экономической теории – это наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений.

Следует иметь в виду как субъективный, так и объективный подходы.

Методы – инструменты, совокупность приемов исследования в науке и воспроизведения их в системе экономических категорий и законов.

Экономическая теория использует общенаучные методы познания, такие как:

. метод научной абстракции

. анализ и синтез

. индукцию и дедукцию

. исторический и логический методы.

Все эти методы и инструменты используются в единстве.

При исследовании экономических явлений делаются многие упрощения, которые принято определять как метод научной абстракции.

При этом исследователь отвлекается от всего второстепенного, чтобы выявить наиболее существенные стороны явлений, повторяющиеся черты. Так возникают понятия: производство вообще, потребности, распределение, обмен и т.д.

Логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономической жизни общества, называются экономическими категориями.

В экономике, несмотря на внешний хаос и случайности, действуют определенные, типичные, характерные связи.

Внутренние существенные, повторяющиеся, устойчивые, необходимые, постоянные, качественно и количественно определенные причинно-следственные связи между экономическими явлениями и процессами называются экономическими законами.

Экономическая теория призвана устанавливать эти причинно-следственные связи.

Анализ – мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей отдельно. Путем синтеза воссоздается целостная картина процесса или явления. Например, при изучении механизма рыночного ценообразования мы будем изучать сначала отдельные стороны рыночного механизма: спрос и предложение, а затем перейдем к синтезу этих частей и исследованию процесса формирования рыночной цены.

Посредством индукции обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция – переход от общего к частному.

Оба метода имеют равное значение в экономических исследованиях и дополняют друг друга. Отмечают, что для традиционной отечественной экономической теории характерно стремление к более активному использованию дедуктивных умозаключений: изучив общие закономерности в развитии экономических процессов, имевших место в отечественной или зарубежной экономической истории и хозяйственной практике, исследователи формулируют рекомендации и выводы. Западные экономисты более активны в использовании индукции как метода познания. Для них характерна оценка экономических процессов с позиций отдельного человека: потребителя или предпринимателя.

Используя исторический метод, экономическая теория исследует экономические явления и процессы в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одно другими. Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному. Логический (теоретический) анализ также есть восхождение от простого к сложному. То есть имеет место единство исторического и логического, но это не означает их полного совпадения.

Изучение экономической действительности допускает проведение экспериментов, правда, их возможности существенно ограничены по сравнению с естественными и точными науками. Сознательное массовое экспериментирование на микроуровне связано с деятельностью Р. Оуэна[1], Ф. Тэйлора[2], на макроуровне – с именами Дж. М. Кейнса и М. Фридмена. Многократные эксперименты на макро- и микроуровне проводились и в нашей стране.

В силу нежелательности проведения частых экспериментов, особую роль в экономических исследованиях играет моделирование.

Экономическая модель состоит из предпосылок и условий, которые служат для установления взаимосвязей между экономическими переменными.

Переменные, значения которых принимаются в модели в качестве заданных,
– это параметры модели. С помощью логики, графических построений и математики моделирование позволяет выявить влияние предпосылок и условий на явление, которое экономическая теория стремится объяснить.

Ключевая поведенческая предпосылка в моделях, используемых в современной экономической науке, заключается в том, что в качестве главного мотива экономической деятельности рассматривается желание получить максимальную выгоду (максимальную прибыль, максимальную полезность и т.п.).
Этим предопределяется рациональное экономическое поведение каждого человека. Предположение о максимизации выгоды – упрощение. Наряду с рациональными мотивами человек в экономической жизни руководствуется и иррациональными мотивами. Особенно это присуще потребителям. Вместе с тем ориентация на максимизацию выгоды доминирует в современной экономической жизни, что делает данную предпосылку достаточно удобной и эффективной.

В современной экономической теории широко распространен предельный анализ – технический прием в экономическом моделировании, в соответствии с которым исследуется, каким образом каждое дополнительное действие влияет на цель, к которой стремится в своей экономической деятельности человек.
Например, покупатель приобретет дополнительную единицу блага, если предельная (дополнительная) выгода, которую он получит, превысит предельные
(дополнительные) издержки. Применение предельного анализа показывает, что он является мощным орудием принятия решений.

При изучении экономических проблем часто используют позитивный и нормативный подходы. Позитивный анализ означает изучение экономической реальности, то есть того, что было или есть и составление на основе наблюдаемых явлений экономических прогнозов. С помощью позитивного анализа мы делаем утверждения «… если, то…». Например, позитивный анализ того, как изменяются доходы бюджета Российской Федерации в 2000 году, может быть применен для выяснения того, как будут финансироваться бюджетные расходы этого года. Это – прогноз государственных расходов при определенных тенденциях в формировании доходов. При увеличении доходов против плановых повысятся возможности запланированных бюджетных выплат, а если доходы не собираются в полной мере, то и расходы придется сократить. Позитивный анализ не содержит в себе положительных или отрицательных оценок того, что произойдет или произошло. Позитивные утверждения не всегда бывают верными, но их можно проверить фактами.

Нормативный анализ используется для оценки и выдачи рекомендаций, что должно иметь место. Для нормативного анализа характерно следующее утверждение: «следует сделать это или то…». Пример: «Для структурной перестройки экономики необходимо проводить селективную поддержку предприятий». Нормативные утверждения чаще всего выводятся из позитивных, но имеющимися фактами нельзя доказать их истинность или ложность.

Экономическая теория формулируется в виде позитивных утверждений, но большинство расхождений между экономистами возникает при рассмотрении вопросов нормативного плана.

Заключение

Экономическая наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни. Но предметом ее исследований являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни. Каждый сколько-нибудь достойный человек отдает хозяйственной деятельности лучшие свои качества, и здесь, как и в других областях, он подвержен влиянию личных привязанностей, представлений о долге и преданности высоким идеалам. Правда, самые способные изобретатели и организаторы усовершенствованных методов производства и машин посвящают этому делу все свои силы, движимые скорее благородным духом соревнования, нежели жаждой богатства как такового. Но при всем этом самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности служит желание получить за нее плату, которая представляет собой материальное вознаграждение за работу. Она затем может быть израсходована на эгоистичные или альтруистические, благородные или низменные цели, и здесь находит свое проявление многосторонность человеческой натуры.

Однако побудительным мотивом выступает определенное количество денег.
Именно это определенное и точное денежное измерение самых устойчивых стимулов в хозяйственной жизни позволило экономической науке далеко опередить все другие науки, исследующие человека. Но экономическую науку нельзя приравнять к точным естественным наукам, ибо она имеет дело с постоянно меняющимися, очень тонкими свойствами человеческой натуры.

Список литературы

1. Курс экономической теории / Под ред. Рузавина Г. И. – М.: Издат. объединение ЮНИТИ, 1994.

2. Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А.

– Киров: Изд-во «АСА» – 1998.

3. Современная экономика / Науч. ред. Мамедов О. Ю. – М.: «Зевс» – 1997.

4. Экономика: Учебник / Под ред. Булатова А.С. – М.: Изд-во БЕК, 1997.

5. Экономическая теория / Под ред. Добрынина А. И., Тарасевича Л. С.:

Учебник для вузов, 1997.

6. Экономическая теория. Хрестоматия / Сост., коммент., словарь, предмет. указ. – Борисов Е. Ф. – М.: Высшая школа, 1995.
-----------------------
[1] Роберт Оуэн – английский социалист-утопист (1771 – 1858), предприниматель. В 1800 – 1829 гг. управлял как совладелец крупным текстильным предприятием в Шотландии. Создал хорошие условия труда рабочим: сократил рабочий день, организовал детский сад для детей рабочих, образцовую школу, выплачивал з/пл рабочим даже во время х/б кризиса. Хотел внедрить эти мероприятия во всю английскую промышленность, но не получил поддержки предпринимателей. Перешел к пропаганде идей утопического социализма. Представлял себе новое общество как систему самоуправляющихся общин. Основал колонию “Новая гармония” в США. Начинание потерпело неудачу.
В 1832 г. создает в Лондоне меновой базар, на котором в обмен на товар выдавались боны, в которых указывалось количество трудового времени, затраченного на производство товара. На боны можно было получать другие товары. Базар вызвал большой интерес среди лондонских рабочих. Но по причине несостоятельности безденежного обмена в 1834 г. базар пришлось ликвидировать.
[2] Ф. Тейлор (1856-1915) – американский инженер, впервые внедривший на предприятиях компании “Мидвейл стил” нормирование труда и систему дифференцированной заработной платы (со штрафами и надбавками). В одноименной работе Ленин назвал эту систему “научной системой выжимания пота”, однако в “Очередных задачах Советской власти” призывал к ее использованию на социалистических предприятиях.

-----------------------

Выполнила студентка 1-го курса
Самушия Елена Нодаровна

курсовАя работа

по дисциплине:

«Основы экономической теории»

на тему:

«Предмет исследования экономической теории и ее функции»



Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.