Предложение денег и банковская система, кредитно-денежная политика
Хабаровская
государственная академия экономики и права
Коммерческий
факультет
Кафедра
ЭКОНОМИКИ
по предмету
«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
ТЕМА: Предложение денег и банковская система. Кредитно-денежная
политика.
Выполнил:
Домашний адрес
Содержание:
1. ДЕНЕЖНАЯ МАССА. ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СПРОС НА ДЕНЬГИ
2.
МОДЕЛЬ ДЕНЕЖНОГО РЫНКА. РАВНОВЕСИЕ НА ДЕНЕЖНОМ
РЫНКЕ
3. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ
БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
4. КОММЕРЧЕСКИЕ
БАНКИ И ИХ ОПЕРАЦИИ.
Список
литературы
1. ДЕНЕЖНАЯ МАССА. ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СПРОС НА ДЕНЬГИ
Денежная масса — совокупность всех денежных средств,
находящихся в хозяйстве в наличной и безналичной формах, обеспечивающих
обращение товаров и услуг в народном хозяйстве.
В структуре денежной массы выделяется активная часть,
к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный
оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах,
которые потенциально могут служить расчетными средствами. Особое место в
структуре денежной массы занимают так называемые «квазиденьги» (от латинского —
как будто, почти), т.е. денежные средства на срочных счетах, сберегательных
вкладах, в депозитных сертификатах, акциях инвествивонных фондов, которые
вкладывают средства только в краткосрочные денежные обязательства.
Совокупность наличных денег (металлические деньги и
банкноты) и денег для безналичных расчетов в центральном банке (бессрочные
вклады) составляют деньги центрального банка. Их называют монетарной или
денежной базой, так как они определяют суммарную денежную массу в народном
хозяйстве.
Денежная масса, которой располагает народное хозяйство
для осуществления операций обмена и платежа, зависит от предложения денег
банковским сектором и от спроса на деньги, т.е. стремления учреждений
небанковского сектора иметь у себя определенную денежную сумму в виде наличных
денег или вкладов до востребования (схема 1).
Под предложением денег обычно понимают денежную массу
в обращении, т.е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в
данный момент.
Однако ни среди государственных должностных лиц,
отвечающих за регулирование денежного предложения, ни среди экономистов нет
единой точки зрения на то, из каких отдельных элементов состоит денежное
предложение: разнообразие форм вложения финансовых средств достигло такой степени,
что переход от собственно денег (банкноты, вклады до востребования) к ликвидным
и полуликвидным формам их размещения совершается незаметно. В результате
граница между деньгами и неденежными авуарами теперь не такая четкая, как
раньше.
Для характеристики денежного предложения применяются
различные обобщающие показатели, так называемые денежные агрегаты. К ним обычно
относят следующие.
1) Агрегат М-1 — («деньги для сделок») — это
показатель, предназначенный для измерения объема фактических средств обращения.
Он включает на личные деньги (банкноты а разменные монеты) и банковские деньги.
2) Агрегаты М-2 и М-З включают, кроме М-1, денежные
средства на сберегательных и срочных счетах, а также депозитные сертификаты.
Эти средства не являются деньгами, поскольку их невозможно непосредственно
использовать для сделок купли-продажи, а их изъятие подчинено определенным
условиям, однако они похожи на деньги в двух отношениях: с одной стороны, они
могут быть в короткие сроки выброшены на рынок товаров и услуг, с другой — они
позволяют осуществлять накопление денег. Не случайно их называют «почти
деньгами».
3) Наиболее полные агрегаты денежного предложения — L и D. L наряду
с М-3 включает про ликвидные (легкореализуемые) активы, такие, как
краткосрочные государственные ценные бумаги. Они называются ликвидными, так как
без особых трудностей могут быть превращены в наличность. Агрегат D
включает все ликвидные средства н закладные, облигации и другие кредитные
инструменты.
Агрегаты М-3, L и D более четко отражают тенденции в развитии
экономики, чем M-1: резкие изменения в этих агрегатах часто
сигнализируют об аналогичных изменениях в ВНII. Так, быстрый рост денежной
массы и кредита сопровождает период подъема, а их сокращение часто
сопровождается спадами. Однако большинство экономистов предпочитают
использовать агрегат M-1, так как он включает активы,
непосредственно используемые в качестве средства обращения.
Схема
1
Каким образом деньги поступают в экономику, позволяя
ей функционировать и развиваться с наибольшей эффективностью, или, другими
словами, кто определяет денежное предложение? Деньги эмитируются (выпускаются в
обращение) тремя типами учреждений: коммерческими банками, государственным
казначейством и эмиссионным банком.
Спрос на деньги вытекает из двух функций денег — как
средства обращения и средства сохранения богатства. В первом случае речь идет о
спросе на деньги для заключения сделок купли- продажи (трансакционный спрос),
во втором — о спросе на деньги как средстве приобретения прочих финансовых
активов (прежде всего облигаций и акций). Трансакционный спрос объясняется
необходимостью хранения денег в форме наличных или средств на текущих счетах
коммерческих банков и иных финансовых институтов с целью осуществления
запланированных и незапланированных покупок и платежей. Спрос на деньги для
сделок определяется главным образом общим денежным доходом общества и
изменяется прямо пропорционально номиналу ВНП. Спрос на деньги для приобретения
прочих финансовых активов определяется стремлением получить доход в форме
дивидендов или процентов и изменяется обратно пропорционально уровню процентной
ставки. Эта зависимость отражается кривой спроса на деньги (рис. 1).
Кривая общего спроса на деньги Dm обозначает общее количество денег. которое население и фирмы хотят
иметь для сделок приобретения акций и облигаций при каждой возможной величине
процентной ставки.
Рис.
1
2. МОДЕЛЬ
ДЕНЕЖНОГО РЫНКА. РАВНОВЕСИЕ НА ДЕНЕЖНОМ РЫНКЕ
Денежный рынок — это рынок, на котором спрос на деньги
и их предложение определяют уровень процентной ставки, «цен» денег; это сеть
институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса и предложения денег.
На денежном рынке деньги не продаются и не покупаются
подобно другим товарам. В этом специфика денежного рынка. При сделках на
денежном рынке деньги обмениваются на другие ликвидные средства по
альтернативной стоимости, измеренной в единицах номинальной нормы процента.
На рис. 2 приведены типичные
кривые спроса и предложения денег. Кривая предложения Sm имеет форму вертикальной прямой при допущении, что ЦБ, контролирующий
денежное предложение, стремится поддерживать его на фиксированном уровне
независимо от изменений номинальной процентной ставки. Как и на любом рынке,
равновесие на денежном рынке имеет место в точке пересечения кривых спроса и
предложения.
Из анализа графика видно, что население и фирмы будут
держать на руках точно 150 млрд. руб. лишь при процентной ставке, равной 7%.
При более низкой норме процента они будут стараться увеличить количество денег
в своих портфелях, тем самым снижая цены на ценные бумаги и повышая норму
процента, достигая таким образом равновесия, и наоборот.
А сейчас попробуем оценить влияние изменений,
возникающих в предложении или спросе на деньги. Сначала рассмотрим реакцию
денежного рынка на и изменение денежного предложения. Допустим, предложение
денег увеличилось с 150 до 200 млрд. руб. (рис. 3).
рис.
2
рис.
3
Результатом увеличения количества денег в обращении
будет уменьшение ставки процента с 8 до 5%. Почему? При ставке процента, равной
7%, людям потребуется лишь 150 млрд. руб. Излишек предложения в 50 млрд. руб.
они инвестируют в ценные бумаги или другие финансовые активы. В итоге курсы ценных
бумаг будут расти, что эквивалентно падению процентной ставки. По мере падения
процентной ставки цена хранения денег также уменьшается, население и фирмы
увеличивают количество наличности и чековых вкладов. При ставке, равной 5%,
равновесие на денежном рынке будет восстановлено: спрос и предложение денег
будут равны 200 млрд. руб. Что произойдет при уменьшении денежного предложения?
При сокращении предложения денег возникает временный их дефицит. Население
пытается преодолеть нехватку денег путем продажи акций и облигаций. Рост
предложения на рынке ценных бумаг понизит их рыночную стоимость и одновременно
увеличит процентную ставку. Более высокая процентная ставка повышает цену
хранения денег и уменьшает их количество, которое люди хотят иметь на руках. Спрос
на деньги сокращается и денежный рынок возвращается к равновесию.
Проанализируем последствия изменения в спросе на
деньги (рис. 4). Первоначально рынок находится в равновесии в точке Е1
при номинальной ставке, равной 7%. Рост номинального дохода сдвигает кривую
спроса на деньги в положение Dm2.
При исходной процентной ставке население и фирмы
хотели бы держать на руках 200 млрд. руб.. несмотря на то, что банковская
система может предложить лишь 150 млрд. руб. Население и фирмы предпринимают
попытки приобрести больше денег, продавая ценные бумаги. Эти действия приводят
к повышению номинальной ставки процента до 12%, что обеспечивает соответствие
количества денег, находящихся в обращении, количеству денег, хранящихся у
населения и фирм согласно с их желаниям. денежный рынок достигает нового
положения равновесия. Уменьшение спроса на деньги запускает рассмотренные
процессы в обратную сторону.
рис. 4
3. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ
БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Правовой
статус ЦБ РФ, его права и обязанности определены Федеральным законом о
Центральном Банке Российской Федерации (ЦБР) от 12 апреля 1995 г. В законе
зафиксировано, что имущество Банка находится в собственности государства, и в
своей деятельности он подотчетен законодательным и исполнительными органами
государственной власти. Наряду с этим Банк представляет собой юридическое лицо,
самостоятельно выполняющий возложенные на него функции и в текущей деятельности
независим от органов государственного управления экономикой. Высшим органом
Банка является Совет директоров, который руководит деятельностью Банка по
реализации денежно-кредитной политики правительства. В состав Совета входят
Председатель Банка и 12 Членов Совета. Председатель и члены Совета директоров
назначаются Государственной Думой на 4 года по представлению Президента РФ.
Одно и то же лицо не имеет права занимать эту должность более трех сроков
подряд (12 лет).
В основные функции ЦБР входит проведение
государственной денежно-кредитной политики по развитию рыночной экономики,
обеспечению устойчивости денежного обращения и покупательской способности
национальной денежной единицы. Выполняя эту функцию, Банк принимает участие в
разработке основ экономической политики правительства и использует различные
методы кредитного управления банковской системой, входящие в его компетенцию.
Государственной денежной единицей Российской Федерации
является рубль, состоящий из 100 копеек. Введение суррогатов денежных единиц и
подделка находящихся в обращении Государственных знаков преследуется по закону.
В отношении бумажных денег, не разменных на золото, официальное соотношение
рубля и золота не устанавливается.
Банкноты, казначейские билеты и разменная монета Банка
России не могут объявляться недействительными без установления соответствующего
срока их обмена на новые денежные знаки.
Выпуск денежных знаков нового образца находится в
компетенции Совета директоров Банка. Совет директоров утверждает купюры,
образцы и защитные сетки.
Для обеспечения бесперебойной циркуляции денег на
Центральный Банк возложен контроль за производством, транспортировкой и
хранением денежных знаков, а также созданием их резервных фондов. Денежные
знаки поступают в обращение после перечисления из резервных фондов в оборотные
кассы банков.
Ещё одной
немаловажной функцией ЦБР является эмиссия денег и организация денежного
обращения.
Выпуск денег – главный источник денежных средств
Центрального Банка, используемый для авансирования расширенного
воспроизводства. Эмиссия денег осуществляется в двух формах: деньги банковского
оборота при кредитовании коммерческих банков; наличные деньги, обеспечивающие
кассовые операции по обслуживанию народного хозяйства и бюджета. При
кредитовании коммерческих банков происходит зачисление денежных средств
Центрального банка на их счета в расчетно-кассовых центрах (РКЦ).
Следующей функцией Банка России можно назвать
кредитование коммерческих банков на основе рефинансирования портфеля их
ресурсов. Главная особенность этой функции состоит в том, что Центральный Банк
как «банк банков» производит кредитование только банковских учреждений.
Функция организации безналичных расчетов народного
хозяйства. При выполнении этой функции ЦБР устанавливает принципы организации
расчетов, способы совершения платежей, формы бланков денежных документов, этапы
бухгалтерской обработки и порядок совершения расчетных операций.
Все предприятия, организации и учреждения обязаны
хранить свои денежные средства на счетах в банках и совершать расчетные
операции только по этим счетам. Главными видами счетов предприятий и
организаций в банках являются расчетные и текущие счета. На расчетные счета
зачисляется денежная выручка от реализации товаров, работ и услуг.
Функция организации банковских операций,
бухгалтерского учета и статистической отчетности о работе банков состоит из
правил, важнейшие из которых - правила кредитования предприятий и хозяйственных
организаций коммерческими банками; правила ведения кассовых операций,
содержащие порядок обращения с наличными деньгами в хозяйствах и банках;
правила бухгалтерского учета, отражают порядок совершения эмиссионных,
расчетных, кредитных и кассовых операций по соответствующим счетам Центрального
и коммерческих банков; правила статистической отчетности, содержащие основные условия
составления отчетных форм и таблиц о работе банков. Отчет же о годовой
деятельности Центрального Банка представляется Государственной Думе,
Правительству и Президенту РФ.
Функция государственной регистрации кредитных
учреждений. Для исполнения этой функции Банк рассматривает пакет документов для
открытия кредитного учреждения и принимает решение о предоставлении лицензии,
выдающейся только кредитным учреждениям, располагающим квалифицированными
кадрами для выполнения возлагаемых на них обязанностей.
Страховые компании, инвестиционные, пенсионные и
благотворительные фонды не относятся к звеньям денежно-кредитной системы, не
имеют права совершать банковскую деятельность. Они находятся на статусе
банковских клиентов и в качестве таковых проводят расчетно-денежные операции в
соответствии с правилами Центрального Банка.
Функция организации государственного контроля за
деятельностью кредитных учреждений. После открытия кредитных учреждений
Центральный Банк осуществляет постоянный контроль за их деятельностью. Эта
работа проводиться расчетно-кассовыми центрами банка, в которых находятся
корреспондентские счета низовых кредитных органов. Анализируя обороты и остатки
денежных средств на этих счетах, РКЦ получают необходимую информацию о
ликвидности, платежеспособности и финансовом состоянии коммерческих банков.
Главные цели государственного контроля за работой коммерческих банков состоят в
обеспечении их ликвидности средств вкладчиков и предотвращении возможных
банкротств.
Страницы: 1, 2
|