Меню
Поиск



рефераты скачать Предложение как экономическая категория, функция предложения, факторы, определяющие предложение

p> Раз уж наша работа посвящена «предложению», надо рассказать, что такое
«теория предложения» и в чем она заключается. Большой экономический словарь дает такое определение теории предложения:

Теория предложения, как говорится в большом экономическом словаре, это теория, основанная главным образом на теории поведения производителей и анализирующая то, каким образом фирма или предприниматели доставляют на рынок товары и услуги.

Глава 1. Предложение и рынок.

В Соединённых Штатах и в других странах со смешанной экономикой большинство решений о распределении ресурсов реализуется через систему цен, в рамках которой предложение и спрос взаимодействуют на многочисленных рынках товаров и услуг. Здесь, как и в экономической науке вообще, спрос - это сжатая характеристика поведения покупателей, а предложение относится к поведению продавцов.

1.Рынки.

Понятие рынок является центральным для анализа распределения ресурсов посредством системы цен. Этот термин является многозначным : Рынок - это любой набор соглашений, с помощью которых покупатели и продавцы товара вступают в контакт по поводу купли-продажи данного товара. Обычно в каждую категорию продающихся на реальных рынках товаров и услуг входят блага, не являющиеся полностью идентичными, - будь то автомобили, банановое мороженное или бейсболисты.. Однако рынки всегда определяются применительно к совокупности сходных продуктов. Какой агрегат наилучшим образом подходит для каждого конкретного случая, определяется той задачей, которая должна быть решена. Так, чтобы объяснить оклады танцовщиц варьете, мы должны были бы сосредоточить внимание на спросе и предложении именно танцовщиц варьете, тогда как для того ,чтобы объяснить общий уровень ставок зарплат и окладов в экономике ,мы должны были бы иметь дело с более широким рынком всех услуг труда.

Рынки могут представлять собой специальные места, где продавцы и покупатели встречаются для совершения торговых сделок, как, например продуктовые рынки в большинстве крупных городов. Но даже и на одном рынке и среди продавцов, и среди покупателей может также наблюдаться большой разброс. Например, на рынке подержанных машин среди продавцов есть дилеры и частные лица, желающие продать свои машины. Покупатели выходят на продавцов
, читая рекламные объявления в газетах, посещая дилеров , изучая предложения, вывешенные на досках для объявлений или на самих машинах, а также получая сведения от друзей о людях , которые хотят продать.

Некоторые рынки, как, например , Нью-йоркская фондовая биржа, действуют через посредников или маклеров. Покупатели и продавцы акций отдают свои распоряжения по телефону со всех концов страны, а возможно, и мира, и их распоряжения могут быть исполнены в считанные минуты. Операции на международных рынках таких товаров , как пшеница и медь, ведутся преимущественно по телефону. С помощью которого потенциальные покупатели и продавцы со всего мира ведут переговоры друг с другом и заключают сделки.

Рыночные цены устанавливаются многими различными способами. На рынке подержанных машин продавец и покупатель договариваются о цене друг с другом. На аукционе покупатели выступают как конкуренты, пока не достигнута окончательная цена. В супермаркетах продавцы заполняют полки товарами с проставленными на них ценами , которые в свою очередь могут быть приняты или отвергнуты покупателями.

Все рынки, несмотря на эти явные различия, имеют общую исходную экономическую сущность. Модель спроса и предложения упрощает действительность, концентрируя внимание именно на этих сущностных чертах.

Нельзя рассматривать предложение в отдельности от спроса, поэтому надо хотя бы вкратце рассказать, что такое спрос.

Спрос.

Под спросом следует понимать сумму товаров и услуг, которую потребители хотят приобрести в текущем периоде по действующим ценам.

Рынок реагирует только на спрос, подтвержденный деньгами, т.е. спрос должен быть платежеспособным.

В экономике действует закон спроса: чем цены выше, тем спрос ниже и наоборот, чем цены ниже, тем спрос выше. Таким образом главным фактором, который оказывает влияние на спрос является цена.

На спрос также оказывают влияние неценовые факторы:

1.Доходы

2.Наличие данного товара на рынке (дефицит).

3.Психология покупок и вкусы потребителей.

4.Эффекты ожидания: рост или снижение цен

5.Наличие на рынке товаров-заменителей (субститутов).

6.Наличие на рынке дополняющих друг друга товаров (комплиментарных).

Все неценовые факторы рассматриваются в экономике не в динамике, а в статике, т.е. постоянными. Это означает, что ни один из этих факторов не может оказать на спрос такого решающего влияния как цена. Поэтому употребляется термин «при прочих равных условиях».

2.Кривая предложения.

«Предложение» - это обобщающий термин , характеризующий поведение фактических и потенциальных продавцов товара.

*Объем предложения товара - это количество товара, которое продавцы желают продать за некоторый период (например, день или год). Объём предложения зависит от цены товара и других факторов, прежде всего от цен используемых в производстве ресурсов и имеющихся в распоряжении продавцов производственных технологий.

«Желание продать» здесь означает , что продавцы действительно желали и могли бы поставить на рынок предлагаемое количество товара при наличии достаточного числа покупателей.

Важно отличать объём предложения от объёма продаж. К примеру предположим, что цена на голубые джинсы была зафиксирована в законодательном порядке на уровне 100 $ за пару. Тогда объём предложения , вероятно , был бы большим, так как джинсы можно произвести с затратами, гораздо меньшими , чем 100 $, и доля прибыли в цене оказалась бы высокой.
Но так как лишь немногие покупатели согласились бы купить джинсы по такой цене, фактический объём продаж был бы ,по всей видимости, значительно ниже объёма предложения. Объём предложения определяется только поведением продавцов , тогда как объем продаж определяют и продавцы ,и покупатели.

Цена играет ведущую роль в модели «спрос - предложение».Объем предложения обычно увеличивается с ростом цены товара. Чем выше цена ,по которой ,например, может быть продана рыба, тем больше ресурсов - кораблей, электронного оборудования, труда - будет использовано в рыболовстве и тем больше рыбы будет предложено для продажи. По мере роста цены на рыбу рыбаки используют свои суда более интенсивно , и новые рыбаки выходят на рынок.
При более высоких ценах может стать прибыльным ввоз рыбы из других регионов страны и даже из-за границы . Если цена рыбы падает , то уменьшается желание рыбаков нести эти издержки и наращивать усилия по лову рыбы, так что в результате объем предложения падает.

Шкала предложения в сжатом виде отражает связь между ценой и объемом предложения. Она характеризует поведение продавцов точно так же , как шкала спроса - поведение покупателей.

*Шкала предложения (функция предложения) отражает зависимость между объемом предложения товара и его ценой. Другие факторы ,такие, как цены производственных ресурсов и имеющиеся производственные технологии, которые могут повлиять на объем предложения , остаются неизменными при построении шкалы предложения.

Шкала предложения показывает, сколько продавцы захотят продать по каждой из множества цен.

Таблица 1 показывает гипотетическую шкалу предложения рыбы в районе
Чикаго.

Таблица 1. Шкала предложения рыбы в районе Чикаго.

|Цена, $ за фунт |Объем предложения, млн. фунтов в |
| |месяц |
|0 |0 |
|1 |0 |
|2 |3 |
|3 |6 |
|4 |9 |
|5 |12 |
|6 |15 |

Объем предложения рыбы увеличивается по мере роста цены. Количество предлагаемой для продажи рыбы равно нулю при нулевой цене. Действительно, цена должна подняться выше 1 $ , прежде чем рыба появится на рынке. При 2 $ за фунт объем предложения уже составляет 3 миллиона фунтов в месяц. Объем предложения продолжает расти с увеличением цены.

Полезно представить поведение продавцов в графическом виде. Наиболее широко используемой формой для этого является кривая предложения, представляющая собой просто график шкалы предложения.

*Кривая предложения показывает в графическом виде количество предлагаемого товара при каждом значении цены, при этом другие факторы, влияющие на объем предложения остаются неизменными. Кривая предложения обычно является возрастающей.

[pic]

Рис. 1. Кривая предложения. Цены и соответствующие объемы предложения из таблицы 1 можно изобразить в виде точек, чтобы получить представленную здесь кривую предложения. Например, точка А показывает, что если цена составляет 4 $ за фунт, то для продажи будет предложено 9 млн. фунтов в месяц. Кривая предложения направлена вверх ( является возрастающей функцией) , показывая тем самым, что с увеличением цены то же происходит с объемом предложения.

Положение и угол наклона кривой предложения определяются главным образом издержками производства товара. Фирмы не намерены поставлять товары
, пока цена не перекроет затраты на их производство. Кривая предложения направлена вверх , поскольку для увеличения объема предложения в отрасль должно быть направлено больше ресурсов, а это в целом увеличивает издержки.
Чтобы выловить больше рыбы, рыбаки должны работать сверх установленного времени и получить за это сверхурочные или более высокую зарплату. Если есть необходимость нанять больше рыбаков , то, возможно, придется поднять ставки заработной платы . Если рабочая нагрузка на рыбацкие суда и оборудование увеличивается , то случается больше поломок и требуются большие затраты на поддержание оборудования в рабочем состоянии .

Рисунок 1, полученный на основе таблицы 1 , показывает кривую предложения рыбы в районе Чикаго. Повторю: значения цены откладываются по вертикальной оси, а предлагаемое в месяц количество - по горизонтальной.
Каждая точка кривой предложения представляет собой комбинацию цены и объема предложения , как показано в таблице 1. Например, точка А показывает, что при цене 4 $ за фунт для продажи будет предложено 9 миллионов фунтов рыбы в месяц.

3.Взаимодействие спроса и предложения : рыночное равновесие.

Реальная цена на любом рынке и фактический объем покупок и продаж определяются в результате взаимодействия спроса и предложения. Чтобы показать, каким образом это происходит , объединим шкалы спроса и предложения в таблицу 2 . При низких ценах объем спроса превышает объем предложения ; потребители хотят купить больше рыбы , чем поставщики хотят продать . При высоких ценах объем спроса ниже объема предложения; поставщики желали бы продать много рыбы, но покупатели на желают покупать ее в больших количествах по высоким ценам.

Таблица 2. Шкала спроса и предложения и рыночное равновесие (в млн. фунтов в месяц)
|Цена, $ за |(2) |(3) |(4)=(2)-(3) |Направлен. |
|фунт. |Объем спроса. |Объем |Избыточный |изменения |
| | |предложен. |спрос |цены. |
|0 |15 |0 |15 |Растет |
|1 |12 |0 |12 |Растет |
|2 |9 |3 |6 |Растет |
|3 |6 |6 |0 |Постоянна |
|4 |3 |9 |-6 |Падает |
|5 |0 |12 |-12 |Падает |
|6 |0 |15 |-15 |Падает |

Столбец (4) представляет собой разность между столбцами (2) и (3). Эта разность - превышение объема спроса над объемом предложения - называется избыточным спросом на рыбу. То, что избыточный спрос положителен при низких ценах , означает что спрос превышает предложение. Если цена каким-либо образом оказалась бы зафиксированной на низком уровне, то имел бы место дефицит рыбы ; покупатели были бы не в состоянии найти то количество рыбы, которое они хотели бы купить. Отрицательная величина избыточного спроса при высоких ценах означает, что спрос ниже предложения. Когда избыточный спрос отрицателен ,мы говорим, что имеет место избыточное предложения товара на рынке. Если цена была зафиксирована каким-либо образом на высоком уровне , то наблюдался бы излишек рыбы; продавцы были бы не в состоянии найти достаточно покупателей для того, чтобы реализовать свою рыбу, которую они хотели бы предложить для продажи.

Таблица 2 показывает, что при цене 3 $ за фунт объем предложения равен объему спроса . По этой цене не существует ни избыточного предложения, ни избыточного спроса на рыбу. Продавцы могут найти покупателей на всю рыбу , которую они хотят предложить, а покупатели могут получить всю рыбу , которую они хотят купить.

*Равновесная цена - это такая цена , при которой объем спроса равен объему предложения, и этот объем соответственно является равновесным объемом.

Так, в таблице 2 показано, что 3 $ за фунт - это равновесная цена , а 6 миллионов фунтов в месяц - это равновесный объем. При любой цене ниже равновесной имеет место избыточный спрос , или дефицит. При любой цене выше равновесной имеет место избыточное предложение, или излишек.

Рис. 2. Спрос, предложение и равновесие. Рисунок показывает кривую спроса D и кривую предложения S, изображенную на рис. 1. Точка равновесия обозначена как Е. В этой точке объем спроса равен объему предложения; следовательно, равновесный объем равен 6 млн. фунтов в месяц, а равновесная цена - 3 $ за фунт.

Рисунок 2 соединяет кривые спроса и предложения, с тем чтобы проиллюстрировать графически установление рыночного равновесия. Кривая спроса D расположена правее кривой предложения S при ценах ниже 3 $ за фунт. Рисунок показывает графически , что при низких ценах существует избыточный спрос. При ценах , превышающих 3 $ за фунт , кривая предложения расположена правее кривой спроса, что указывает на наличие избыточного предложения. Кривые пересекаются в точке Е, показывая тем самым, что при цене 3 $ за фунт спрос равен предложению. Точка Е и значение равновесной цены на вертикальной оси, равное 3 $, и равновесный объем - на горизонтальной, равный 6 млн. фунтов рыбы в месяц на рыбном рынке в районе
Чикаго.

Движение к равновесию.

Экономист , используя описанный здесь анализ спроса-предложения, предсказал бы, что цена рыбы в Чикаго составит 3 $ за фунт и 6 млн. фунтов рыбы в месяц будет продано и куплено . Причина заключается в том, что если цена не равняется 3 $ за фунт, то действие рыночных сил приведет ее к этому уровню.

Чтобы посмотреть, как это происходит, предположим для начала, что цена рыбы составляет 2 $ за фунт. Как показано на рисунке 3 , при данной цене на рыбу будет существовать избыточный спрос на рыбу (превышение объема спроса над объемом предложения ) , изображенный графически как отрезок АВ. При цене 2 $ избыточный спрос составит 6 млн. фунтов. Это можно увидеть также в таблице 2 .

Рис. 3 . Избыточный спрос, избыточное предложение и коррекция цены. При ценах , превышающих равновесное значение 3 $ , существует избыточное предложение товаров (излишек) , и это заставляет продавцов снижать цену.
При ценах ниже 3 $ имеет место избыточный спрос (дефицит), и цена растет.
Эти изменения цены изображены вертикальными стрелками. Только в точке равновесия цена остается неизменной.

Когда объем спроса превышает объем предложения , продавцы обнаруживают, что запасы рыбы иссякают. Покупатели суетятся, чтобы сделать покупки. Но купить не могут. Продавцы вскоре понимают, что они могут поднять цену и при этом продавать столько, сколько они хотят продать (т.е. они действительно могут продать предлагаемое количество) по новой, более высокой цене. Таким образом, всегда, когда наблюдается избыточный спрос, цена будет расти.
Направленная вертикально вверх черная стрелка показывает, что цена растет, как только имеет место избыточный спрос, т.е. как только значение цены опускается ниже 3 $.

Предположим, что цена , напротив, выше равновесного значения и составляет , скажем, 4 $ за фунт. В этой ситуации возникнет избыточное предложение, показанное как отрезок СF на рисунке 3 , равное 6 млн. фунтов.
Продавцы желают продавать 12 млн. фунтов рыбы в месяц по такой цене , но объем спроса составляет только 6 млн. фунтов. Продавцы должны снизить цену
, чтобы сбыть излишек рыбы. Следовательно, цена будет иметь тенденцию к падению, как только возникает избыточное предложение, что и показывает направленная вертикально вниз черная стрелка.

Таким образом, если рыночная цена не равна равновесной, то действия покупателей и продавцов двигают ее в направлении к равновесной цене. Когда цена равняется 3 $ (в точке равновесия), то у продавцов нет причин менять цену, поскольку они реализуют столько, сколько они хотят, - не больше и не меньше. Покупатели покупают ровно такое количество, какое они хотят.
Следовательно, не существует давления со стороны покупателей, которое привело бы к изменению цены. В точке равновесия, и только в ней, силы, склонные к осуществлению ценовых изменений, уравновешивают друг друга.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.