Меню
Поиск



рефераты скачать Преимущества и недостатки рыночного механизма

Важную роль в рыночном механизме играет конкуренция. Она сдерживает частные интересы, направляет их на производ­ство общественно необходимых товаров. Конкуренция непремен­но приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно. Они устремляются в те отрасли, ко­торые производят необходимую для потребителя и рентабель­ную для товаропроизводителя продукцию. Нерентабельные же предприятия лишаются возможности получать редкие ресурсы. Конкуренцию называют основной регулирующей и контролиру­ющей силой в рыночной экономике.

Но так ли идеально действует рыночный механизм? Конеч­но, нет. Как у всякого явления, у рынка есть свои преимущест­ва и свои недостатки.

К преимуществам рынка западные экономисты относят:

1)       эффективное распределение ресурсов - рынок направля­ет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;

2)       возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации - достаточно иметь дан­ные о цене и издержках производства. Например, фермеру, занимающемуся производством молока, не нужно знать, сколько
потребляют молока малыши, сколько других фермеров выращи­вают коров молочной породы, сколько денег тратят на молоко,
а не на сахар. Ему достаточно информации о ценах на молоко
и на корма,    о затратах на различные породы скота, электро­энергию, рабочую силу. Имея такую информацию, фермер смо­жет производить приблизительно то количество молока, которое необходимо для потребителей;

3)       гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся услови­ям. Так, когда в 70-е годы резко повысились цены на энергоно­сители, рынок ответил на это разработкой альтернативных ис­точников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий,
введением режима жесткой экономии энергоресурсов;

4)        оптимальное  использование  результатов  НТР.  Стремясь,
получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители
идут на  риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие
технологии,  что  позволяет им   иметь  временные  преимущества
перед конкурентами;

5)        свободу выбора и действий потребителей и предпринима­телей. Они независимы в принятии своих решений, заключении
различных сделок, найме рабочей силы и т. п.;

6)        способность к удовлетворению разнообразных потребно­стей, повышению качества товаров и услуг, более быстрой кор­ректировке неравновесия.

Чтобы поддерживать конкурентоспособность своей продук­ции, фирмы стремятся расширять ассортимент, повышать каче­ство, снижать издержки и т. д. Если же в отрасли неправильно оценили спрос и выпустили, скажем, много женских платьев и меньше блузок, то рынок незамедлительно отреагирует на это: цены на блузки возрастут, соответственно выручка пойдет на увеличение выпуска блузок, а производители женских платьев будут заинтересованы в перепрофилировании производства на пошив блузок и на изменение фасона платьев.

     Следует отметить, что рыночный механизм характеризуется ориентацией производителей па спрос потребителей. Изменение спроса за­ставляет производителей перераспреде­лять ресурсы между отраслями и видами производств, сокра­щать выпуск одних товаров и налаживать производство других, пользующихся спросом. Тем самым рыночная экономика вы­ступает как механизм регулирования распределения ресурсов, структуры экономики в соответствии со структурой изменяю­щихся в обществе потребностей

В центре рыночного хозяйства стоит потребитель. Без вме­шательства извне участники рыночного процесса решают во­прос о том, что производить, в каких количествах. Длительный разрыв между рыночным спросом и производством здесь не­возможен, так как это противоречит интересам всех участников рыночного процесса. Поэтому рыночный механизм исключает дефицитность экономики (разумеется, в пределах ресурсов, ко­торыми располагает данная страна).

Теперь рассмотрим, как справляется рыночный меха­низм с тремя основными экономическими задачами: что производить, как производить и для кого производить.

На вопрос: что производить — рынок отвечает спросом, т.е. желанием потребителей заплатить деньги за нужный товар. Поэтому рыночный спрос всегда означает оплачен­ный спрос и его нельзя смешивать с потреблением, которое потенциально безгранично. Чтобы подчеркнуть демократический характер рынка, в западной литературе сравнивают спрос с голосами на выборах. Из совокупности таких голосов складывается рыночный оплаченный спрос, который информирует про­изводителей, в каких товарах нуждается рынок. Получив такую информацию, производители начинают расширять выпуск товаров или производить изделия, пользующиеся наибольшим спросом. Если товар не пользуется заметным спросом, они снижают объемы его производства.

В качестве механизма, регулирующего спрос, выступает денежная цена товара. Одна из важнейших ее функций состо­ит в информировании участников рынка о ресурсах, произ­водственных возможностях, потребностях и вкусах покупате­лей и т.п. Вторая функция цены, тесно связанная с первой, заключается в том, чтобы вызывать у людей стимулы к изы­сканию методов наиболее экономного производства товаров из наличных ресурсов. Из нее вытекает третья функция цены - обеспечить такое распределение дохода, при котором учи­тывались бы количество и качество труда, вложенного в про­изводство товаров[5]. Как справедливо подчеркивает американ­ский экономист М.Фридмен, все эти функции следует рассматривать в неразрывной связи друг с другом, ибо именно в своей совокупности они координируют и регулиру­ют экономическую деятельность на рынке. Между тем суще­ствовали и до сих пор имеются попытки заменить принцип рыночного распределения дохода более совершенным, осно­ванным на ложно понятом равенстве. Но тогда подрывается ценовой механизм регулирования рынка, подрываются стиму­лы к добросовестному труду, к поискам более совершенных методов производства и наиболее экономному использованию ограниченных ресурсов и, в конечном счете, к рациональному ведению хозяйства. Поэтому стремление к использованию двух функций ценового механизма в отрыве от рыночного распределения приводит, по сути дела, к отказу от рынка.

Таким образом, ценовой механизм через спрос регулирует производство. Именно цена диктует производителям, какие товары в настоящее время следует выпускать и в каком коли­честве. Поскольку производители конкурируют друг с другом, то рынок может быть перенасыщен какими-то товарами, хотя по другим может возникнуть дефицит. Но здесь снова вступает в действие механизм цен, ибо с падением спроса на товар цена на него падает, что заставляет производителей сокращать его выпуск. Очевидно, что с помощью механизма цен рынок реагирует и координирует производство и оплаченный спрос, а отнюдь не производство и потребление. Ведь потребление ничем не ограничено, а возможность производства всегда ог­раничены как имеющимися ресурсами, так и существующим оборудованием, инструментами и т.п. Ясно также, что хотя производители товаров не согласовывают свои действия и да­же противодействуют друг другу в ходе конкуренции, тем не менее, механизм рынка заставляет их служить общей цели, учитывает и корректирует их стремление и интересы. Не зря, поэтому функционирование рыночного механизма уподобля­ют работе гигантского компьютера[6], но, в отличие от последне­го, он без всяких программ и математического обеспечения регулирует экономические отношения между огромным чис­лом производителей и потребителей, продавцов и покупате­лей. Надежность рыночного механизма, его способность к коррекции и координации действий продавцов и покупателей подтверждена многовековой практикой, в процессе которой он возник и совершенствовался.

На вопрос: как производить — рынок также дает однознач­ный ответ. Речь, конечно, идет не о рекомендациях по техно­логии производства, которая непосредственно не касается экономики, а о том, какое производство оказывается наиболее эффективным и поэтому одерживает победу в конкурентной борьбе. Очевидно, что чем меньше издержки производства и чем больше объем его выпуска, тем меньшую цену может на­значить продавец на рынке и тем самым выиграть в конкуренции с продавцами, издержки которых выше. Но чтобы уменьшить издержки производства, необходимо поднять про­изводительность труда, применить новые достижения науки, технологии и организации производства, сократить непроиз­водительные расходы и т.п. Одним словом, рынок диктует производителям, как рациональнее и эффективнее вести хо­зяйство, чтобы не только выжить в конкурентной борьбе, но и максимизировать свои доходы.

Наконец, на вопрос: для кого производить - рынок недву­смысленно отвечает: для тех потребителей, которые в состоя­нии купить товар, располагают деньгами. Ясно поэтому, что картина демократическою рынка, где каждый покупатель сво­им "голосом" влияет на производство, оказывается далеко не радужной, что в первую очередь относится к распределению товаров, ибо рынок дает товар тому, кто в состоянии запла­тить за него, а не тому, кто в нем больше всего нуждается. На эту социальную несправедливость обычно указывают все кри­тики рынка. Однако рынок как определенная структура орга­низации экономической деятельности и не строился для реа­лизации социальной справедливости в обществе. Его функция заключается в регулировании хозяйственной деятельности, ор­ганизации эффективного обмена товарами.

Что касается социальной справедливости, то она наи­лучшим образом может быть достигнута государством и ор­ганами его управления. Налагая определенные обязательст­ва на граждан в виде налогов, повышая налоги на высокие доходы, государство в состоянии уменьшить разрыв между доходами различных групп населения и тем самым способ­ствовать утверждению социальной справедливости. Рынок же ориентирован, прежде всего, на рациональную организа­цию хозяйства, оптимальное использование ограниченных ресурсов общества путем создания стимулов для умелых и инициативных работников, которые могут обеспечить по­беду в конкурентной борьбе.

Конкуренция является важнейшим элементом рыночной экономики и вместе с механизмом цен служит необходимым ее регулятором. Разумеется, для конкуренции требуется нали­чие на рынке множества производителей однородных товаров, причем каждый из этих производителей не мог бы выбросить на рынок такое количество товаров, которое бы заметно повлияло на установившуюся рыночную цену. Иными словами, свободный рынок должен исключить господство монополий и максимально способствовать конкуренции. Такую конкуренцию называют совершенной или свободной, хотя на реальном рынке она в действительности нигде не наблюдается.

На первый взгляд кажется, что поскольку каждый стремит  продать подороже и побольше, а купить подешевле, то ни­какого порядка и равновесия на рынке возникнуть не может. Ведь никакого согласования о ценах и количестве товаров между производителями не происходит, а потому на рынке может возникнуть либо дефицит одних товаров, либо избыток других. Но здесь вступает в игру конкуренция, или соперни­чество, многочисленных продавцов, их борьба за покупателя. Хотя каждый из них преследует свои цели и интересы, тем не менее, силой обстоятельств они вынуждены считаться с неко­торой средней, равновесной или, как писал А.Смит (1723— 1790), естественной ценой[7]. Этот результат действия конкурен­ции А.Смит сравнивал с действием "невидимой руки" по ре­гулированию рыночных цен. По его мнению, конкуренция че­рез механизм цен информирует участников рынка о воз­можностях, которыми они могут воспользоваться для эф­фективного применения тех ограниченных ресурсов, кото­рыми располагает общество. В то же время рынок способ­ствует концентрации знаний, умений и навыков, которые рассеяны в обществе и могут быть использованы для производства товаров.

§2. Недостатки рыночного механизма.

Говоря о достоинствах  рынка, не следует забывать об его негативных сторонах, а также, разумеется, о тех проблемах, которые он не может решить по своей природе.

Рыночная конкуренция но самой своей природе порождает тенденцию к монополизации. Из массы мелких производителей выделяются наиболее крупные, которые стремятся полностью овладеть рынком. Чтобы предотвратить такое саморазрушение рынка, необходимо на определенном уровне его развития осу­ществлять за этим процессом целенаправленный контроль.

Монополизм порожден рынком[8]. О его существовании можно судить по разрушению рыночных механизмов, тормо­жению научно-технического прогресса, удержанию высоких цен. Не следует отождествлять с монополией любое крупное предприятие в производстве, торговле, банковском деле. Источниками монополистических тенденций бывают мелкие и средние предприятия, государство и т.п. Конечно, внутри крупного бизнеса всегда скрыт изрядный потенциал монопо­лизма. Любая мощная корпорация не прочь воспользоваться выгодами своего положения в производстве, тяготеет к уста­новлению диктата над рынком, рассматривая это как один из эффективных вариантов экономического поведения. Но в современном рыночном хозяйстве такая возможность вовсе не обязательно превращается в реальность.

Разрушение рынков монополиями не сулит экономике ни­чего хорошего. Подавляя стимулы к технологическим инно­вациям, монополии делают экономику чрезвычайно расто­чительной, развивающейся главным образом за счет привле­чения дополнительных ресурсов, обрекают ее на низкую эффективность. Для получения прибыли в отсутствие конку­рентов не обязательно осваивать эффективные технологии, снижать затраты и расширять сбыт, достаточно установить монопольные цены и навязать их потребителям. Последним придется мириться и с тем, что товары будут продаваться в ограниченных количествах, а их качество снизится. В моно­полизированной экономике цены слабо реагируют на коле­бания потребностей и спроса, а монополии заглушают им­пульсы, которые идут от спроса к производству. В результате потребители надолго остаются наедине со своими потреб­ностями, без необходимых им товаров и услуг.

Рынок, конкуренция всегда были антиподами монополиз­ма. В течение долгих лет их исторического противостояния именно рынок являлся той единственной реальной силой, которая препятствовала тотальной монополизации экономи­ки. Там, где рынок продолжал работать, распространение монополизма не зашло слишком далеко. Установилось зыб­кое равновесие, когда монополия, сосуществуя с конкурен­цией, сохранила старые и породила новые формы. Там, где рынок разрушили, монополизм, не встречая преград, пора­зил все народное хозяйство.

Механизм "невидимой руки" рынка также не улавливает про­блему долгосрочного развития экономики[9]. Рыночное хозяйство развивается неравномерно, периоды ускоренного роста череду­ются с периодами застоя. Интересы экономической эффектив­ности требуют, чтобы эти циклические колебания были макси­мально сглажены. Более того, в современных условиях быст­рый экономический рост на стихийной основе становится вообще невозможным. Для ускорения нововведений нужны со­лидные ассигнования как на долгосрочные научные исследова­ния, так и на практическую реализацию их результатов. По­скольку рыночная саморегуляция но самой своей природе эф­фективна лишь в краткосрочной перспективе, то необходима сознательная корректировка направленности экономического роста.

Чистая рыночная экономика и бережлива, и расточительна в одно и то же время. Стихийно приспосабливаясь к изменяющимся общественным потребностям, она лишь задним числом сигнанализирует о сложившихся диспропорциях, например, о том, что какого-то товара произведено больше, чем требуется. Изме­нение пропорций сопровождается потерями ресурсов, которые были израсходованы на создание излишней продукции. Цикли­ческое развитие производства сопровождается недоиспользова­нием ресурсов, включая и трудовые.

Ориентируясь только на индивидуализированный платежеспо­собный спрос, рынок также не может уловить те общественные потребности, которые могут предоставляться не отдельным покупателям, а обществу в целом. Эти потребности удовлетво­ряются в форме так называемых общественных благ (развитие культуры, здравоохранение, охрана общественного порядка и т. п.).

Стремление к максимизации прибыли за счет экономии на из­держках производства ведет к загрязнению окружающей среды и истощению не воспроизводимых естественных ресурсов. Дело в том, что рынок игнорирует интересы тех, кто не является ни продавцом, ни покупателем данного товара

Социальная ограниченность рынка заключается в том, что он не может реализовать принцип социальной справедливости. Вопрос о том, для кого производить, решается в пользу тех, кто имеет больший доход, богатство. Поэтому многие жизненно необходимые товары и услуги в рыночной экономике недоступ­ны семьям бедняков. Между тем современная гуманистическая культура требует обеспечить всем людям определенный жиз­ненный стандарт независимо от трудового вклада Рыночный механизм "невидимой руки" в принципе не предназначен для решения этой задачи.

Распределение доходов в рыночной экономике не гарантирует каждому человеку приемлемый уровень дохода независимо от наличия у него фактора производства и итогов экономической деятельности. В этом состоит некая социальная «несправед­ливость» рынка.

         Рыночное распределение доходов социально «неспра­ведливо» по отношению к нетрудоспособным,  неимущим, безработным, не желающим трудиться. Государство органи­зует перераспределение доходов, которое должно осущест­вляться в определенных пределах. На минимальную границу влияет уровень жизни в стране, текущее состояние экономи­ки и выбранная модель ее регулирования.  Максимальная
граница обусловлена допустимыми  размерами социальных
выплат и налогов, а также негативными эффектами, которые
могут деформировать рынок рабочей силы и рыночный меха­низм в целом.

Рыночный механизм так же не в состоянии решить проблему инфляции.

Инфляция представляет собой одну из самых тяжелых болезней экономики в 20-21 вв[10]. Ее грозные симптомы зафикси­рованы как в рыночных хозяйствах, так и нерыночных, где механизм рынка разрушен административно-командной сис­темой.

Инфляция - обесценение денег, происходящее из-за того, что в экономике их становит­ся больше, чем нужно. По мере нарастания инфляции деньгам все труднее выполнять свои функции, обслуживать обраще­ние товаров и услуг, платежные операции и т.п. Зарождаясь на разбалансированном денежном рынке, инфляция долго не задерживается там, а распространяется дальше, поражая про­изводство и потребление.

Инфляция в принципе неустранима, по­скольку современная экономика инфляционная по своему устройству. Антиинфляционное регулирование - бессроч­ная, постоянная функция государства. Причины инфляции обусловлены неправильной де­нежной политикой центрального банка; бюджетным дефи­цитом независимо от способа его устранения; инфляционны­ми эффектами милитаризации экономики; монополизацией
рынков, влияющей на интенсивность инфляционного про­цесса; внешнеэкономическими факторами.

            Открытая инфляция проявляется в росте  цен.   Она
деформирует, но не разрушает механизм рынка. Адаптивные
инфляционные ожидания связаны с деформацией психоло­гии потребителей и производителей в условиях инфляции.
В основе инфляции издержек лежит взаимосвязь издержек и
цен. Инфляция спроса характерна для экономики с чрезмер­ным использованием факторов производства, особенно тру­да. Неверные действия государства в сфере налогообложения
могут привести к налоговой инфляции. Стремясь компенси­ровать будущие убытки, предприниматели провоцируют ин­фляцию ценовой накидки.

Подавленная инфляция парализует механизм рынка. При административном контроле цен со стороны государства она выражается в повсеместном дефиците товаров. Подав­ленная инфляция способствует развитию инфляции предло­жения, когда на потребительском рынке к избытку спроса добавляется постоянная нехватка предложения товаров.

         Социальные последствия инфляции для потребителей
связаны с падением реальной ценности личных сбережений,
снижением текущих реальных доходов. Неминуемо социаль­ное расслоение и углубление имущественного неравенства населения.

Для производителей социальные последствия инфля­ции сказываются в утрате работниками стимулов к труду при
подавленной инфляции; в отраслевых и региональных дис­пропорциях; в отрицательном влиянии на техническое со­стояние производства; в общем замедлении экономического развития.

Цель антиинфляционной политики состоит в установ­лении надежного контроля над инфляцией и поддержании небольшого темпа роста цен.           Подавленную инфляцию следу­ет перевести в открытую, с которой только и можно бороться. Антиинфляционные методы должны воздействовать непос­редственно  на устойчивое  неравновесие  рынков  либо  на механизмы инфляции.








































Глава 3. Современная рыночная экономика.

Современная рыночная экономика промышленно развитых  стран характеризуется, во-первых, насыщенностью то­варами массового производства, строгой направленностью на удовлетворение потребностей определенных групп покупателей. Во-вторых, ей присуще гибкое, адаптивное производство, способное отвечать самым сложным запросам потребителей. Быстрая реакция на спрос покупателей привела к изготовлению, например, так называемых камкордеров (видеокамер, смонти­рованных вместе с видеомагнитофоном в одном портативном корпусе), дисковой аппаратуры, автомобилей с пониженным расходом горючего и т. д. Каждый год только на рынок радио­аппаратуры поступает более 700 новых моделей и модификаций. В третьих, меняются целевые функции фирм. Хотя прибыль по-прежнему служит основным стимулом в предпринимательс­кой деятельности, фирмы для поддержания конкурентоспособ­ности заинтересованы: в расширении рынка, модификации продукта, повышении качества продукции и снижении затрат.

В-четвертых, происходит изменение форм предприниматель­ской деятельности. Начиная с середины 70-х годов, наряду с крупными корпорациями важную роль в рыночной экономике ведущих стран стал играть мелкий бизнес. Эта органи­зационная структура оказалась довольно гибкой, мобильной и чутко реагирующей на быструю смену запросов потребителей, на необходимость внедрения новых технологических возможно­стей, на широкое использование творческого потенциала отдель­ной личности. Мелкий бизнес превратился в весомую экономическую силу наряду с крупными корпорациями, государством и профсоюзами. Его доля в ВНП США, например, составляет 30%, он обеспечивает половину рабочих мест в частном секто­ре. По мнению бывшего председателя демократической партии штата Кентукки Р. Кобба, мелкий бизнес «подобно гравию, уло­женному на железнодорожное полотно для поглощения грохота проходящих поездов, способствует минимизации уязвимости крупных корпораций при потенциально катастрофических по­трясениях в нестабильные времена и повышению их эффектив­ности в более здоровые периоды»[11].

В последнее время крупные корпорации идут на разукрупне­ние, создание субфирм, «центров прибыли», которые функциони­руют достаточно самостоятельно, быстро реагируют на меняю­щуюся ситуацию на рынке. В крупных корпорациях выделяются отдельные группы, предприятия, которым предоставляется пол­ная свобода и инициатива в реализации какой-либо целенаправ­ленной идеи.

В-пятых, в современных условиях конкуренция становится регулируемой. Это происходит как в силу углубления разделе­ния труда, повышения степени информированности всех хозяй­ственных субъектов, развития межфирменных кооперационных связей, так и вследствие предпринимаемых государством мер по сужению или расширению конкуренции.

В-шестых, в современной рыночной экономике идет станов­ление нового типа трудовых отношений, предполагающего уча­стие наемных работников в управлении и в собственности фир­мы. Некоторые экономисты, в частности М. Вейцман, называют современный этап развития экономики «экономикой участия». Вовлечение персонала компаний в управление и в капитал реа­лизуется путем предоставления внутренних акций, причем, как правило, по льготным ценам. При этом фирмы, распределяющие акции среди своих рабочих и служащих, поощряются различно­го рода налоговыми льготами. На предприятиях, практикующих участие рабочих и служащих в акционерной собственности и принятии решений, увеличивается занятость, повышается мотивация и производительность труда, снижается текучесть кадров, возрастает объем продаж. В 80-е годы отдельные компании полностью перешли в собственность наемного персонала. В США уже насчитывается более 5 тыс. таких компаний. Американс­кие специалисты считают, что в 2000-х годах свыше 20% фирм будут находиться в собственности наемных работников.





















Заключение.

     Таким образом, можно сделать вывод, что рыночные отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потре­бителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регули­рующих деятельность производителей и потребителей. Прямой противоположностью рынку является командно-административная система. Она внедряется как раз между потребителем и произво­дителем, диктуя им свои условия и направляя их деятельность с помощью управленческих команд и директив. Непосредственно эти команды относятся к производителям в виде централизованных планов выпуска продукции, а последние определяют поведение по­требителей.

В то время как определенный порядок в рыночной экономике устанавливается сам собой, без вмешательства извне, администра­тивно-командная экономика стремится навязать жесткий порядок сверху, тем самым устраняя конкуренцию и соперничество между производителями и потребителями. Хотя конкуренция приводит и к некоторым нежелательным явлениям, тем не менее, она  является весьма эффективным средством стимулирования личной инициати­вы, предприимчивости и производительности общественного труда. Конкуренция является важнейшим элементом рыночной экономики и вместе с механизмом цен служит необходимым ее регулятором.  По крайней мере, рыночная экономика, опирающаяся на конкурен­цию,  доказала свое преимущество перед другими альтернативными способами организации народного хозяйства, несмотря на все существующие её недостатки и неспособность решить определенные проблемы в экономике.



















Библиография:


1.     Введение в рыночную экономику.\ Под. Ред. Лившица А.Я., Никулиной И.Н. М.,1994. 447 с.

2.     Иохин В.Я. Экономическая теория. М., 2000. 861 с.

   

3.     Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики. М.,1996. 423 с.


4.     Рыночная экономика.\  Максимова В.Ф., М. 1992. 168 с.


5.     Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.,1962. 482 с.


6.  Экономическая теория. Учебное пособие.\ Под. Ред. Косовой Р.А., Латовой Ю.В. Т., 1996. 304 с.


 











[1] Рыночная экономика\  Максимова В.Ф., М. 1992. С. 25.

[2] Введение в рыночную экономику.\ Под. Ред. Лившица А.Я., Никулиной И.Н. М.,1994. С. 54

[3] Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия. МэиМО., 1989.-№12. С. 9

[4] Рыночная экономика\  Максимова В.Ф., М. 1992. с.28-29.

[5] Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики. М.,1996. С. 29

[6] Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики. М.,1996. С. 30

[7] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.,1962. С.332

[8] Введение в рыночную экономику.\ Под. Ред. Лившица А.Я., Никулиной И.Н. М.,1994. С. 261

[9] Экономическая теория. Учебное пособие.\ Под. Ред. Косовой Р.А., Латовой Ю.В. Т., 1996. С. 65

[10] Введение в рыночную экономику.\ Под. Ред. Лившица А.Я., Никулиной И.Н. М.,1994. С. 327

[11] Рыночная экономика\  Максимова В.Ф., М. 1992. С. 31-32


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.