Важную роль в рыночном механизме играет конкуренция. Она сдерживает
частные интересы, направляет их на производство общественно
необходимых товаров. Конкуренция непременно приводит к тому,
что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно. Они
устремляются в те отрасли, которые производят необходимую для потребителя и
рентабельную для товаропроизводителя продукцию. Нерентабельные же предприятия
лишаются возможности получать редкие ресурсы. Конкуренцию называют основной регулирующей
и контролирующей силой в рыночной
экономике.
Но так ли идеально действует рыночный механизм? Конечно,
нет. Как у всякого явления, у рынка есть свои преимущества и свои недостатки.
К преимуществам рынка западные экономисты относят:
1)
эффективное распределение ресурсов - рынок направляет ресурсы на
производство необходимых обществу товаров;
2)
возможность его успешного функционирования при наличии весьма
ограниченной информации - достаточно иметь данные о цене и издержках
производства. Например, фермеру, занимающемуся производством молока, не нужно
знать, сколько
потребляют
молока малыши, сколько других фермеров выращивают коров молочной
породы, сколько денег тратят на молоко,
а
не на сахар. Ему достаточно информации о ценах на молоко
и
на корма, о затратах на различные породы скота, электроэнергию,
рабочую силу. Имея такую информацию, фермер сможет производить
приблизительно то количество молока, которое необходимо для
потребителей;
3)
гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям. Так, когда
в 70-е годы резко повысились цены на энергоносители, рынок ответил
на это разработкой альтернативных источников энергии, внедрением
ресурсосберегающих технологий,
введением
режима жесткой экономии энергоресурсов;
4)
оптимальное использование результатов НТР. Стремясь,
получить
максимально высокую прибыль, товаропроизводители
идут
на риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие
технологии,
что позволяет им иметь временные преимущества
перед конкурентами;
5)
свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей. Они
независимы в принятии своих решений, заключении
различных
сделок, найме рабочей силы и т. п.;
6)
способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению
качества товаров и услуг, более быстрой корректировке
неравновесия.
Чтобы поддерживать конкурентоспособность своей продукции, фирмы
стремятся расширять ассортимент, повышать качество, снижать
издержки и т. д. Если же в отрасли неправильно оценили спрос и
выпустили, скажем, много женских платьев и меньше блузок, то
рынок незамедлительно отреагирует на это: цены на блузки возрастут, соответственно
выручка пойдет на увеличение выпуска блузок,
а производители женских платьев будут заинтересованы в перепрофилировании
производства на пошив блузок и на
изменение фасона платьев.
Следует отметить, что рыночный механизм характеризуется ориентацией
производителей па спрос потребителей. Изменение спроса заставляет производителей перераспределять ресурсы между отраслями и видами производств,
сокращать выпуск одних товаров и налаживать производство других,
пользующихся спросом. Тем самым рыночная экономика выступает как механизм регулирования распределения ресурсов, структуры
экономики в соответствии со структурой изменяющихся в обществе потребностей
В центре рыночного хозяйства стоит потребитель. Без
вмешательства извне участники рыночного процесса решают вопрос о том, что производить, в
каких количествах. Длительный разрыв между рыночным спросом и производством
здесь невозможен, так как это противоречит интересам всех участников рыночного
процесса. Поэтому рыночный механизм исключает дефицитность экономики
(разумеется, в пределах ресурсов, которыми располагает данная страна).
Теперь рассмотрим, как справляется рыночный механизм с тремя
основными экономическими задачами: что производить, как
производить и для кого производить.
На вопрос: что производить — рынок отвечает спросом, т.е. желанием
потребителей заплатить деньги за нужный товар. Поэтому рыночный спрос всегда
означает оплаченный спрос и его нельзя смешивать с потреблением, которое потенциально
безгранично. Чтобы подчеркнуть демократический характер рынка, в
западной литературе сравнивают спрос с голосами на выборах. Из
совокупности таких голосов складывается рыночный оплаченный спрос, который
информирует производителей, в каких товарах нуждается рынок. Получив такую
информацию, производители начинают расширять выпуск товаров или
производить изделия, пользующиеся наибольшим спросом. Если товар не пользуется
заметным спросом, они снижают объемы его производства.
В качестве механизма, регулирующего спрос, выступает денежная цена
товара. Одна из важнейших ее функций состоит в информировании участников рынка о
ресурсах, производственных возможностях, потребностях и вкусах покупателей и т.п. Вторая функция цены, тесно связанная с
первой, заключается в том, чтобы
вызывать у людей стимулы к изысканию
методов наиболее экономного производства товаров из наличных ресурсов. Из нее
вытекает третья функция цены -
обеспечить такое распределение дохода, при котором учитывались бы количество и
качество труда, вложенного в производство товаров[5]. Как справедливо
подчеркивает американский экономист
М.Фридмен, все эти функции следует
рассматривать в неразрывной связи друг с другом, ибо именно в своей совокупности они координируют и
регулируют экономическую деятельность
на рынке. Между тем существовали и
до сих пор имеются попытки заменить принцип рыночного распределения
дохода более совершенным, основанным на ложно понятом равенстве. Но тогда
подрывается ценовой механизм регулирования рынка, подрываются стимулы к добросовестному труду, к поискам более
совершенных методов производства и наиболее экономному использованию ограниченных ресурсов и, в конечном счете, к
рациональному ведению хозяйства.
Поэтому стремление к использованию двух функций ценового механизма в
отрыве от рыночного распределения приводит,
по сути дела, к отказу от рынка.
Таким
образом, ценовой механизм через спрос регулирует производство. Именно цена диктует производителям, какие товары в настоящее время следует выпускать и в
каком количестве. Поскольку
производители конкурируют друг с другом, то рынок может быть перенасыщен какими-то товарами, хотя по другим может
возникнуть дефицит. Но здесь снова вступает в действие механизм цен, ибо с падением спроса на товар цена на него падает, что заставляет
производителей сокращать его выпуск.
Очевидно, что с помощью механизма цен рынок реагирует и координирует производство и оплаченный спрос, а отнюдь не производство и потребление. Ведь
потребление ничем не ограничено, а
возможность производства всегда ограничены как имеющимися ресурсами, так и
существующим оборудованием,
инструментами и т.п. Ясно также, что хотя производители товаров не согласовывают свои действия и даже противодействуют друг другу в ходе
конкуренции, тем не менее, механизм
рынка заставляет их служить общей цели, учитывает и корректирует их стремление и интересы. Не зря, поэтому функционирование рыночного механизма
уподобляют работе гигантского
компьютера[6], но, в отличие от последнего, он без всяких программ и математического
обеспечения регулирует экономические
отношения между огромным числом
производителей и потребителей, продавцов и покупателей. Надежность рыночного механизма, его
способность к коррекции и
координации действий продавцов и покупателей подтверждена многовековой
практикой, в процессе которой он возник и
совершенствовался.
На вопрос: как производить — рынок также дает однозначный ответ.
Речь, конечно, идет не о рекомендациях по технологии производства,
которая непосредственно не касается экономики, а о том, какое производство
оказывается наиболее эффективным и поэтому одерживает победу в конкурентной борьбе.
Очевидно, что чем меньше издержки производства и чем больше объем его
выпуска, тем меньшую цену может назначить продавец на рынке и тем самым
выиграть в конкуренции с продавцами, издержки которых выше. Но чтобы уменьшить
издержки производства, необходимо поднять производительность труда, применить
новые достижения науки, технологии и организации производства,
сократить непроизводительные расходы и т.п. Одним словом, рынок диктует производителям,
как рациональнее и эффективнее вести хозяйство, чтобы не только выжить в
конкурентной борьбе, но и максимизировать свои доходы.
Наконец, на вопрос: для кого производить - рынок
недвусмысленно отвечает: для тех потребителей, которые в состоянии купить
товар, располагают деньгами. Ясно поэтому, что картина демократическою рынка,
где каждый покупатель своим "голосом" влияет на производство,
оказывается далеко не радужной,
что в первую очередь относится к распределению
товаров, ибо рынок дает товар тому,
кто в состоянии заплатить за него,
а не тому, кто в нем больше всего нуждается. На эту социальную несправедливость обычно указывают все критики рынка. Однако рынок как определенная
структура организации экономической
деятельности и не строился для реализации
социальной справедливости в обществе. Его функция заключается в регулировании
хозяйственной деятельности, организации
эффективного обмена товарами.
Что касается
социальной справедливости, то она наилучшим
образом может быть достигнута государством и органами его управления.
Налагая определенные обязательства на
граждан в виде налогов, повышая налоги на высокие доходы, государство в состоянии уменьшить разрыв
между доходами различных групп
населения и тем самым способствовать
утверждению социальной справедливости. Рынок же ориентирован, прежде
всего, на рациональную организацию хозяйства, оптимальное использование
ограниченных ресурсов общества путем создания
стимулов для умелых и инициативных
работников, которые могут обеспечить победу в конкурентной борьбе.
Конкуренция является важнейшим элементом рыночной экономики и вместе с
механизмом цен служит необходимым ее регулятором. Разумеется, для конкуренции
требуется наличие на рынке множества производителей однородных товаров,
причем
каждый из этих производителей не мог бы выбросить на рынок такое количество товаров, которое
бы заметно повлияло на установившуюся
рыночную цену. Иными словами, свободный
рынок должен исключить господство монополий и максимально способствовать конкуренции. Такую конкуренцию
называют совершенной или свободной, хотя на реальном рынке она в действительности нигде не наблюдается.
На первый взгляд кажется, что поскольку каждый стремит продать
подороже и побольше, а купить подешевле, то никакого порядка и
равновесия на рынке возникнуть не может. Ведь никакого согласования о ценах и количестве товаров между производителями не происходит, а потому на
рынке может возникнуть либо дефицит
одних товаров, либо избыток других. Но здесь вступает в игру конкуренция, или
соперничество, многочисленных продавцов, их борьба за покупателя. Хотя каждый из них преследует свои цели и
интересы, тем не менее, силой
обстоятельств они вынуждены считаться с некоторой средней, равновесной или, как писал А.Смит (1723— 1790), естественной ценой[7].
Этот результат действия конкуренции
А.Смит сравнивал с действием "невидимой руки" по регулированию
рыночных цен. По его мнению, конкуренция через механизм цен
информирует участников рынка о возможностях, которыми они могут
воспользоваться для эффективного применения тех ограниченных ресурсов, которыми
располагает общество. В то же время рынок способствует концентрации
знаний, умений и навыков, которые рассеяны в обществе и могут быть использованы
для производства товаров.
§2. Недостатки рыночного механизма.
Говоря о достоинствах рынка, не следует забывать об его негативных
сторонах, а также, разумеется, о тех проблемах, которые он не может решить по своей
природе.
Рыночная
конкуренция но самой своей природе порождает тенденцию к монополизации. Из
массы мелких производителей выделяются наиболее крупные, которые стремятся
полностью овладеть рынком. Чтобы предотвратить такое саморазрушение рынка,
необходимо на определенном уровне его развития осуществлять за этим процессом
целенаправленный контроль.
Монополизм порожден рынком[8]. О его существовании можно судить по разрушению
рыночных механизмов, торможению
научно-технического прогресса, удержанию высоких цен. Не следует
отождествлять с монополией любое крупное предприятие
в производстве, торговле, банковском деле. Источниками монополистических
тенденций бывают мелкие и средние предприятия, государство и т.п.
Конечно, внутри крупного бизнеса всегда
скрыт изрядный потенциал монополизма. Любая мощная корпорация не прочь
воспользоваться выгодами своего положения в производстве, тяготеет к установлению
диктата над рынком, рассматривая это как один из эффективных вариантов экономического поведения. Но в современном рыночном хозяйстве такая возможность
вовсе не обязательно превращается в
реальность.
Разрушение
рынков монополиями не сулит экономике ничего хорошего.
Подавляя стимулы к технологическим инновациям, монополии делают экономику
чрезвычайно расточительной, развивающейся главным образом за счет привлечения
дополнительных ресурсов, обрекают ее на низкую эффективность. Для
получения прибыли в отсутствие конкурентов не обязательно осваивать
эффективные технологии, снижать затраты и расширять сбыт, достаточно
установить монопольные цены и навязать их потребителям. Последним придется
мириться и с тем, что товары будут продаваться в ограниченных
количествах, а их качество снизится. В монополизированной
экономике цены слабо реагируют на колебания потребностей и спроса, а
монополии заглушают импульсы, которые идут от спроса к производству. В
результате потребители надолго остаются наедине со своими потребностями, без
необходимых им товаров и услуг.
Рынок, конкуренция всегда были антиподами монополизма. В течение
долгих лет их исторического противостояния именно рынок являлся
той единственной реальной силой, которая препятствовала тотальной
монополизации экономики. Там, где рынок продолжал работать, распространение монополизма не
зашло слишком далеко. Установилось зыбкое равновесие, когда монополия,
сосуществуя с конкуренцией, сохранила старые и породила новые формы. Там, где рынок
разрушили, монополизм, не встречая преград, поразил все народное
хозяйство.
Механизм "невидимой руки" рынка также не
улавливает проблему
долгосрочного развития экономики[9].
Рыночное хозяйство развивается
неравномерно, периоды ускоренного роста чередуются с периодами застоя.
Интересы экономической эффективности
требуют, чтобы эти циклические колебания были максимально сглажены. Более того, в современных
условиях быстрый экономический рост
на стихийной основе становится вообще невозможным. Для ускорения
нововведений нужны солидные ассигнования как на долгосрочные научные исследования, так и на практическую реализацию их результатов.
Поскольку рыночная саморегуляция но самой своей природе эффективна
лишь в краткосрочной перспективе, то необходима сознательная корректировка направленности экономического роста.
Чистая
рыночная экономика и бережлива, и расточительна в одно и то же время. Стихийно приспосабливаясь к изменяющимся общественным потребностям, она лишь задним
числом сигнанализирует о сложившихся
диспропорциях, например, о том, что какого-то товара произведено больше,
чем требуется. Изменение пропорций сопровождается потерями ресурсов, которые были израсходованы на создание излишней
продукции. Циклическое развитие производства сопровождается
недоиспользованием ресурсов, включая и
трудовые.
Ориентируясь только на индивидуализированный платежеспособный спрос, рынок также не может
уловить те общественные потребности, которые могут предоставляться не отдельным
покупателям, а обществу в целом. Эти
потребности удовлетворяются в форме так называемых общественных благ
(развитие культуры, здравоохранение, охрана общественного порядка и т. п.).
Стремление к максимизации прибыли за счет экономии на издержках
производства ведет к загрязнению окружающей среды и истощению не воспроизводимых
естественных ресурсов. Дело в том, что
рынок игнорирует интересы тех, кто не является ни продавцом, ни покупателем данного товара
Социальная ограниченность рынка заключается в том,
что он не может реализовать принцип социальной справедливости. Вопрос о
том, для кого производить, решается в пользу тех, кто имеет больший доход,
богатство. Поэтому многие жизненно необходимые товары и услуги в рыночной
экономике недоступны семьям бедняков. Между тем современная гуманистическая культура требует обеспечить всем
людям определенный жизненный стандарт независимо от трудового вклада Рыночный механизм "невидимой руки" в принципе не
предназначен для решения этой задачи.
Распределение доходов в рыночной экономике не
гарантирует каждому человеку приемлемый уровень дохода независимо от
наличия у него фактора производства и итогов экономической деятельности.
В этом состоит некая социальная «несправедливость» рынка.
Рыночное
распределение доходов социально «несправедливо» по отношению к
нетрудоспособным, неимущим, безработным, не желающим трудиться.
Государство организует перераспределение доходов, которое должно осуществляться в
определенных пределах. На минимальную границу влияет уровень жизни в стране,
текущее состояние экономики и выбранная модель ее регулирования.
Максимальная
граница
обусловлена допустимыми размерами социальных
выплат
и налогов, а также негативными эффектами, которые
могут
деформировать рынок рабочей силы и рыночный механизм в целом.
Рыночный
механизм так же не в состоянии решить проблему инфляции.
Инфляция представляет собой одну из самых тяжелых
болезней экономики в 20-21 вв[10]. Ее грозные симптомы зафиксированы как в
рыночных хозяйствах, так и нерыночных, где механизм рынка разрушен
административно-командной системой.
Инфляция - обесценение денег, происходящее из-за того, что в экономике
их становится больше, чем нужно. По мере нарастания инфляции деньгам
все
труднее выполнять свои функции, обслуживать обращение товаров и услуг,
платежные операции и т.п. Зарождаясь на разбалансированном денежном рынке,
инфляция долго не задерживается там, а распространяется дальше, поражая производство и
потребление.
Инфляция в принципе неустранима, поскольку современная
экономика инфляционная по своему устройству. Антиинфляционное регулирование -
бессрочная, постоянная функция государства. Причины
инфляции обусловлены неправильной денежной политикой центрального банка; бюджетным дефицитом независимо от способа его
устранения; инфляционными
эффектами милитаризации экономики; монополизацией
рынков, влияющей на
интенсивность инфляционного процесса; внешнеэкономическими факторами.
Открытая инфляция проявляется в росте цен. Она
деформирует, но не разрушает механизм
рынка. Адаптивные
инфляционные ожидания связаны с
деформацией психологии потребителей
и производителей в условиях инфляции.
В основе инфляции издержек лежит
взаимосвязь издержек и
цен. Инфляция спроса характерна для экономики с чрезмерным использованием
факторов производства, особенно труда. Неверные действия государства в
сфере налогообложения
могут привести к налоговой инфляции. Стремясь
компенсировать будущие убытки,
предприниматели провоцируют инфляцию
ценовой накидки.
Подавленная инфляция парализует механизм рынка. При административном контроле цен
со стороны государства она выражается в
повсеместном дефиците товаров. Подавленная
инфляция способствует развитию инфляции предложения, когда на потребительском рынке к избытку спроса добавляется постоянная нехватка предложения
товаров.
Социальные
последствия инфляции для потребителей
связаны
с падением реальной ценности личных сбережений,
снижением
текущих реальных доходов. Неминуемо социальное расслоение и
углубление имущественного неравенства населения.
Для производителей социальные последствия инфляции сказываются в утрате
работниками стимулов к труду при
подавленной инфляции; в отраслевых и
региональных диспропорциях; в
отрицательном влиянии на техническое состояние производства; в общем замедлении экономического развития.
Цель
антиинфляционной политики состоит в установлении надежного
контроля над инфляцией и поддержании небольшого темпа роста цен. Подавленную
инфляцию следует перевести в открытую, с которой только и можно
бороться. Антиинфляционные методы должны воздействовать непосредственно
на устойчивое неравновесие рынков либо на механизмы инфляции.
Глава 3.
Современная рыночная экономика.
Современная рыночная экономика промышленно развитых стран
характеризуется, во-первых, насыщенностью товарами массового производства, строгой направленностью
на удовлетворение потребностей определенных групп покупателей. Во-вторых, ей присуще гибкое, адаптивное
производство, способное отвечать самым
сложным запросам потребителей. Быстрая реакция на спрос покупателей
привела к изготовлению, например, так
называемых камкордеров (видеокамер, смонтированных вместе с видеомагнитофоном
в одном портативном корпусе), дисковой
аппаратуры, автомобилей с пониженным расходом
горючего и т. д. Каждый год только на рынок радиоаппаратуры поступает более 700 новых моделей и
модификаций. В третьих, меняются
целевые функции фирм. Хотя прибыль по-прежнему
служит основным стимулом в предпринимательской деятельности, фирмы для
поддержания конкурентоспособности
заинтересованы: в расширении рынка, модификации продукта, повышении качества продукции и снижении
затрат.
В-четвертых, происходит изменение форм предпринимательской
деятельности. Начиная с середины 70-х годов, наряду с крупными корпорациями
важную роль в рыночной экономике ведущих стран стал играть мелкий бизнес. Эта
организационная структура оказалась довольно гибкой, мобильной и чутко
реагирующей на быструю смену запросов потребителей, на необходимость
внедрения новых технологических возможностей, на широкое использование
творческого потенциала отдельной личности. Мелкий бизнес превратился в
весомую экономическую силу наряду с крупными корпорациями, государством
и профсоюзами.
Его доля в ВНП США, например, составляет 30%, он обеспечивает половину рабочих
мест в частном секторе.
По мнению бывшего председателя демократической партии штата Кентукки Р. Кобба, мелкий бизнес «подобно гравию, уложенному
на железнодорожное полотно для поглощения грохота проходящих поездов, способствует минимизации уязвимости крупных
корпораций при потенциально катастрофических потрясениях в нестабильные времена и повышению их эффективности в
более здоровые периоды»[11].
В последнее время крупные корпорации идут на разукрупнение,
создание субфирм, «центров прибыли», которые функционируют достаточно
самостоятельно, быстро реагируют на меняющуюся ситуацию на рынке. В крупных
корпорациях выделяются отдельные группы,
предприятия, которым предоставляется полная свобода и инициатива в реализации какой-либо целенаправленной идеи.
В-пятых, в
современных условиях конкуренция становится регулируемой.
Это происходит как в силу углубления разделения труда, повышения степени информированности всех хозяйственных
субъектов, развития межфирменных кооперационных связей, так и вследствие предпринимаемых государством мер по сужению или расширению конкуренции.
В-шестых, в современной рыночной экономике идет становление нового
типа трудовых отношений, предполагающего участие наемных
работников в управлении и в собственности фирмы. Некоторые экономисты,
в частности М. Вейцман, называют современный этап развития экономики «экономикой участия».
Вовлечение персонала компаний в управление и в капитал реализуется путем
предоставления внутренних акций, причем, как правило, по льготным ценам.
При этом фирмы, распределяющие акции среди
своих рабочих и служащих, поощряются различного рода налоговыми
льготами. На предприятиях, практикующих участие
рабочих и служащих в акционерной собственности и принятии решений, увеличивается занятость, повышается мотивация и
производительность труда, снижается текучесть кадров, возрастает объем продаж. В 80-е годы отдельные компании полностью перешли в собственность наемного
персонала. В США уже насчитывается
более 5 тыс. таких компаний. Американские
специалисты считают, что в 2000-х годах свыше 20% фирм будут находиться в собственности наемных
работников.
Заключение.
Таким образом, можно сделать вывод, что рыночные
отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства,
при котором между производителем и потребителем не существует никаких
промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регулирующих деятельность производителей и потребителей.
Прямой противоположностью рынку является командно-административная система. Она
внедряется как раз между потребителем и производителем, диктуя им свои условия и направляя их деятельность с помощью управленческих команд и директив.
Непосредственно эти команды относятся
к производителям в виде централизованных планов выпуска продукции, а последние определяют поведение потребителей.
В то время как определенный порядок в рыночной экономике устанавливается
сам собой, без вмешательства извне, административно-командная
экономика стремится навязать жесткий порядок сверху, тем самым
устраняя конкуренцию и соперничество между производителями и
потребителями. Хотя конкуренция приводит и к некоторым нежелательным явлениям, тем не
менее, она является весьма эффективным
средством стимулирования личной инициативы, предприимчивости и производительности общественного труда. Конкуренция является
важнейшим элементом рыночной экономики и вместе с механизмом цен служит
необходимым ее регулятором. По крайней мере, рыночная экономика,
опирающаяся на конкуренцию, доказала свое преимущество перед
другими альтернативными способами организации народного хозяйства,
несмотря на все существующие её недостатки и неспособность решить определенные
проблемы в экономике.
Библиография:
1.
Введение в рыночную
экономику.\ Под. Ред. Лившица А.Я., Никулиной И.Н. М.,1994. 447 с.
2.
Иохин В.Я. Экономическая
теория. М., 2000. 861 с.
3.
Рузавин Г.И. Основы
рыночной экономики. М.,1996. 423 с.
4.
Рыночная экономика.\
Максимова В.Ф., М. 1992. 168 с.
5.
Смит А. Исследование о
природе и причинах богатства народов. М.,1962. 482 с.
6. Экономическая теория. Учебное пособие.\ Под. Ред.
Косовой Р.А., Латовой Ю.В. Т., 1996. 304 с.
[1] Рыночная экономика\ Максимова В.Ф., М. 1992. С. 25.
[2] Введение в рыночную экономику.\ Под. Ред. Лившица А.Я., Никулиной И.Н.
М.,1994. С. 54
[3] Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия. МэиМО., 1989.-№12. С. 9
[4] Рыночная экономика\ Максимова В.Ф., М. 1992. с.28-29.
[5] Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики. М.,1996. С. 29
[6] Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики. М.,1996. С. 30
[7] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.,1962.
С.332
[8] Введение в рыночную экономику.\ Под. Ред. Лившица А.Я., Никулиной И.Н.
М.,1994. С. 261
[9] Экономическая теория. Учебное пособие.\ Под. Ред. Косовой Р.А.,
Латовой Ю.В. Т., 1996. С. 65
[10] Введение в рыночную экономику.\ Под. Ред. Лившица А.Я., Никулиной И.Н.
М.,1994. С. 327
[11] Рыночная экономика\ Максимова В.Ф., М. 1992. С. 31-32
Страницы: 1, 2
|