Продюсирование бизнес процессов
Продюсирование бизнес процессов
Филипп Ларин
Часть I . Методологический подход к вопросам
построения бизнеса в условиях «новой экономики».
Исторические
предпосылки и обзор современных тенденций.
1. Индустриальное общество.
Рыночная
идеология предпринимателей индустриального периода базировалась на
производственно-ориентированной концепции деятельности, которую можно
сформулировать следующим образом:
потребители
отдают предпочтение доступным и дешевым продуктам. Главная задача
предпринимателя – достижение высокой эффективности производства продукции,
максимальное снижение издержек и ее оптимальное распределение.
Выразителем
этой идеологии стал, в первую очередь, Генри Форд. Он воплощал в жизнь следующий
подход: «Максимальный объем производства — низкие цены». Стратегия большинства
компаний в это время была направлена на
достижение высоких объемов производства товаров и улучшение технологии их
изготовления, что позволяло им снизить цены на выпускаемую продукцию и повысить
ее качество. При этом добившаяся успеха компания увеличивала принадлежащую ей
долю рынка и занимала на нем доминирующее положение.
В
настоящее время такой подход к ведению бизнеса сохраняется только в
производстве простых сравнительно дефицитных товаров, таких как промышленное и
сельскохозяйственное сырье, простейшие полуфабрикаты (металлопрокат,
производственное полимеры, бумага), базовые услуги связи. Похожая ситуация
возникает и в результате открытия новых рынков (географических или товарных). В
таких условиях потребитель просто вынужден приобретать то, что предлагается ему
на рынке. В качестве примера тут можно вспомнить «дефицитный» потребительский
рынок СССР в конце 70-х начале 80-х годов и всепоглощающий рынок стран СНГ начала
90-х годов.
Как
уже было сказано, заинтересованность корпораций в массовом изготовлении
однотипных товаров вынуждала их менять технологию производства и управления.
Конвейер становится своеобразным идолом сложившейся
индустриально-производственной модели. При этом вся производственная
деятельность человека сводится лишь к
исполнению узко ограниченной функциональной операции, он фактически начинает
выполнять лишь роль «винтика», придатка огромной производственной машины. Это в
свою очередь приводит к преобладанию узкоспециализированной профессиональной
подготовки, которая ограничивает кругозор сотрудников и сдерживает их развитие
(«специалист подобен флюсу, его полнота односторонняя» — К. Прутков). В целом
же для такой модели характерен низкий уровень востребования творческого
потенциала личности и, как следствие, не удовлетворение человека содержанием
своего труда, его результатами и уровнем общественной оценки (как в денежном
выражении, так и признании его социальной значимости). В свою очередь это порождает
недостаточную мотивацию и общую не заинтересованность сотрудников в результатах
деятельности компании в целом, напряженные взаимоотношения внутри коллектива,
плохую координацию действий на уровне структурных подразделений, сложность
управления, непрозрачность
технологических процессов и т.п.
2. Постиндустриальное общество.
Увеличение
числа корпораций, их активная деятельность, их неуемное желание производить и
продавать как можно больше массовых товаров для как наибольшего количества
потребителей привело к появлению на рынке множества сходных продуктов мало
отличающихся друг от друга своими потребительскими свойствами. Вследствие этого
конкуренция на традиционных рынках США, Европы и развитых стран
азиатско-тихоокеанского региона после окончания Второй Мировой Войны стала
невероятно высокой. Вместе с тем вырос и уровень жизни народа в этих странах. В
результате обстановка на рынке (в рыночной среде) , то есть в месте где
продавец встречается с покупателем становится все более сложной и более ориентированной
на интересы потребителя. Филип Котлер, известный теоретик рыночных отношений,
называет рынком совокупность всех реальных и потенциальных покупателей товара.
В
этих новых условиях компаниям становится все труднее осуществлять рыночную
экспансию старыми методами и на смену производственно-ориентированной появляется и начинает доминировать
продукто-ориентированная концепция , которая утверждает, что: потребители отдают предпочтение товарам,
предлагающим наивысшее качество, обладающим лучшими эксплутационными свойствами
и характеристиками, а следовательно, предприниматели должны сконцентрировать
все силы на производстве высококачественной продукции и ее постоянном
совершенствовании .
Данная
концепция, как правило, работоспособна в элитарном и одновременно
интеллектуальном секторе рынка, ориентированном на обслуживание интересов
потребителей обладающих высокой платежеспособностью. Например, сюда относятся
продажа дорогостоящих спортивных автомобилей, сотовых телефонов, Hi-End
музыкальной аппаратуры, промышленных товаров для высокотехнологичных компаний
или проектов. Однако и здесь никто не застрахован от серьезных провалов. Достаточно вспомнить
классическую историю компьютера NeXT или недавнее дело с проектом Iridium.
2.1 Рыночный разрыв
Таким
образом, все чаще может возникнуть ситуация, которую можно определить как
рыночный разрыв (РР) — несоответствие предложений поставщиков пожеланиям и
ожиданиям потребителей. Положительный РР присутствует тогда, когда потребитель
имеет возможность приобрести некий товар или услугу с характеристиками,
превосходящими его собственному представление о предмете, цене и/или сложности
процедуры покупки, а отрицательный — когда потребитель не имеет возможности
приобрести некий товар или услугу с характеристиками, хотя бы соответствующими
его собственному представлению о предмете, цене и/или сложности процедуры
покупки.
Условная
пирамида человеческих ценностей, потребностей и запросов.
Отрицательный
рыночный разрыв увеличивается с ростом благосостояния, повышением уровнем
потребления и характером запросов человека («качество жизни»). Понятно, что
человек, умирающий от жажды в пустыне, вряд ли будет особенно придирчив к
качеству предложенной ему воды и будет готов идти за ней сколько угодно долгое
время в любое доступное место. Более придирчивое поведение будет у человека
получившего существенный денежный доход, и желающего приобрести новое жилье.
Наконец, представьте, каков будет шок столичного ценителя классической музыки
попавшего по ошибке на сельскую дискотеку.
Филип
Котлер в своей книге «Управление Маркетингом» (у нас ее почему-то назвали
«Маркетинг Менеджмент») вводит понятие ценность ( value) . Вот что он пишет:
«Ценность,
ощущаемая потребителем, определяется как выраженная в неких условных единицах
разность между общей значимостью продукта для потребителя и его общими
издержками (ценой) . Общая значимость — совокупность выгод, которые он ожидает
получить, приобретая продукт или услугу. Общие издержки потребителя
определяются как сумма затрат, которые, как ожидает потребитель, он понесет при
оценке, получении и использовании продукта или услуги».

Структура
ценности, ощущаемой потребителем
|
|