Меню
Поиск



рефераты скачать Прогноз и прогнозирование в экономике

В.3.Система показателей прогнозов и планов.

Для формирования стратегий и тактики развития экономики, разрабатывается система прогнозов. По масштабу прогнозирования выделяют: 1.макроэкономические прогнозы. 2.межотраслевой и межрегиональные. 3.отраслевые и региональные. По времени: 1.долгосрочные от 5-20 лет. 2. среднесрочные от 3-5 лет. 3.краткосрочные от 1 мес.до 1 года. 4.оперативные на каждый день, неделю или декаду. Система частного прогнозирования включает: 1. демографические прогнозы. 2.прогнозы природных ресурсов их освоение и экологические прогнозы. 3.прогнозы развития науки и техники. 4.специальные прогнозы. 5.экономические прогнозы. Для обеспечения взаимодействий макро и микро уровней, разрабатывается система планов. На макро уровне разрабатываются планы и прогнозы, социально экономические развития страны. На региональном уровне – планы развития областей, районов, городов. На микро уровне – планы развития отдельных предприятий. Долгосрочный план – отражает стратегию экономического и социального развития, на долгосрочный период. Среднесрочные – конкретизируются основным направлением стратегии наиболее оптимальный срок 5 лет. Годовые планы формируются на основе пятилетних.


В.4. Система прогнозов, программ и планов в управлении экономикой.

Система показателей состоит из блоков, соответствующим различных аспектам, расширенного воспроизводства: 1 группа. Показатели производства. 2.Показатели трудовых ресурсов. 3. Основных и обратных фондов. 4.Природные ресурсы. 5.Научно технического прогресса. 6. Финансов и денежного обращения. 7.Социального развития и уровня жизни населения. 8. Внешних экономических связей. Все показатели делятся на натуральные и стоимостные, абсолютные и относительные, количественные и качественные. Утверждаемые показатели – это принимаемые вышестоящими органами и доводимые до нижестоящих, в качестве заданий на поставку продукций (гос./заказ) или ограничений, по использованию природных ресурсов (лимиты). Индикативные показатели – носит информационный характер с их помощью, госуд. Информирует субъекты хозяйствования о предпочтительной экономической политики.


В.5. Объекты и субъекты макроэкономического прогнозирования и планирования.

В качестве объекта макроэкономического планирования используется экономическая система в целом, национальная экономика. Субъектами макр. планир. и прогнозирования является центральные планирующие органы. На макро уровне прогнозируются показатели ВНП (ВВП), инфляция, доходы и расходы гос. бюджета, совокупный спрос на товары народного потребления, инвестиция, экспорт и импорт, платежный баланс, цены, валютный курс и др. на основе прогнозных расчетов определяется наиболее эффективные варианты развития экономики. На макро уровне формируется гос.заказ, определяются ставки налогов, устанавливаются размеры гос. инвестиций, заключаются межправительственные согласия, регулируются цены и решаются др. задачи.


В.6. Прогнозирование и планирование на микроуровне. Краткая характеристика и структура бизнес – плана.

На уровне предприятия объектом прогнозирования и планирования является – спрос, производимой продукции, объем продаж, потребность в ресурсах, издержки производства, цены, доходы предприятия и его техническое развитие. Субъекты прогнозирования и планирования – это планово-финансовые органы предприятия, маркетинговые и технические отделы. Формируются планы на перспективу, краткосрочные и оперативные. В настоящее время особое значимость придается бизнес – плану. Бизнес – план разрабатывается для выработки стратегий предприятий, оценки его финансовое положения, определение потребности инвестиций, привлечение финансовых средств и потенциальных партнеров. В процессе разработки бизнес – плана особое значимость должно придаваться прогнозированию спроса на продукцию, издержек, цен, объема продаж, прибыли. Бизнес – план состоит из разделов: 1.Резюме. 2.Описание предприятия. 3.Описание продукции. 4.Стратегия маркетинга. 5.Производственный план. 6.Организационный план. 7.Финансовый план. 8.Юридический план.


В.7. Классификация методов прогнозирования и планирования: основные виды.

Для прогнозирования и планирования экономики необходимо использовать сочетание разнообразные методы для повышения точности результатов прогноз. расчетов. По степени формализации можно подразделить на: интуитивные и формализованные. Интуитивные базируются на интуитивно – логическом мышлении – это методы экспертных оценок, исторических аналогий и прогнозирования по образцу. К формализованным относятся, методы экстраполяций и методы моделирования. Они базируются на математической теории. К ниму относят нормативный и балансовый метод. Для разработки целевых комплексных программ используется программно – целевой метод в сочетании с другими.


В.8. Методы экспертных оценок.

Сущность этих методов заключается в том, что основу прогноза закладывается мнение специалиста, основано на профессиональном – научном и практическом опыте. Различают индивидуальную и коллективную экспертную оценку. Индивидуальные элементы экспертной оценкиметод интервью (беседа прогнозиста с экспертом по схеме вопрос ответ, в процессе которой, прогнозист  по заранее разработанной программе ставит перед экспертом вопросы, относительно перспектив прогнозирования объекта). Аналитический метод – это метод самостоятельная работа эксперта над анализом текущей оценкой состояния и путем развития прогнозируемого объекта. Коллективные оценки: Метод коллективных генераций идей (мозговой штурм). Выполняется поэтапно: 1эт. Формируются группы экспертов. 2эт. Составляется проблемная записка, описывается ситуация. 3эт. Генерация идей. Каждый участник может выступать несколько раз, критика выступления не допускается. Продолжительность от 20 мин. до 1 часа. 4эт.Систематизация идей. 5эт. Разрушение систематизируемых идей. 6эт. Дается оценка критических и составляется список практически реализуемых идей. Метод «6,3,5.» - разновидность мозгового штурма. 6 участников , каждый из которых записывает 3 идеи в течении 5 минут, листы ходя по ругу т.е. в общей сложности за полчаса, набирается 108 идей. Метод «Дельфи» - проводятся много-туровые индивидуальные опросы на основе анкет –вопросников, анонимно. После каждого тура проводится статистическая обработка данных, формируются коллективные мнения, обобщаются аргументы в пользу различных суждений. Обработанная информация сообщается экспертам которые вновь отвечают на вопрос анкеты. Они могут согласится либо отстаивать свое мнение. Процесс повторяется 3-4 раза, в результате происходит сужение диапазона оценок и вырабатывается согласованное мнение, относительно перспектив развития объекта.


В.9. Методы экстраполяции.

Сущность метода заключается в выявлении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых, текущие развития объекта, прогноза и переносе их на будущее. В основе лежит изучение динамических рядов. Среди методов экстраполяции широкое распространения получили: Методы прогнозирования с помощью подбора функций и экспонициального сглаживания. 1. среднего абсолютного прироста.

 Темп роста применяется, если равноускоренное или равнозамедленное. Сущность метода подбора функций заключается в выборе оптимального вида функция описывающий исходный динамический ряд. Y= f(t) Наиболее часто принимающая функция для описания динамики. Экономические показатели: 1. Линейная y = a + b*t. 2.Квадратичная:

3.Гипербола :

4.Логарифмическая: y = a = b * lnt. Метод экспонициального сглаживания позволяет решать проблему старения данных. Методы эктрополяции целесообразно применяются на начальных этапах при разработки краткосрочных прогнозов.

В.10. Моделирование как метод прогнозирования и планирования экономики.

Моделирование предполагает конструирование модели на основе предварительного изучения объекта или процесса, выделение его существенных характеристик или признаков. В прогнозировании получили распространение матричные модели, модели оптимального планирования и факторные модели. К матричным моделям относятся модели межотраслевого баланса. Цель балансового анализа – ответить на вопрос? Каким должен быть объем производства каждой из отраслей, чтобы удовлетворить все потребности в продукции при этом каждая отрасль выступает с одной стороны как производитель некоторой продукции. Хi – общий валовой объем продукции. I =1…n. Xij – объем продукции i отрасли потребляемой (житой) j отрасли в процессе производства. Yi – конечный продукт. Xi = (xi1 + xi2 …) + yi – валовой выпуск. Aij = xij/xj – коэффициент прямых затрат показывает i отрасли на производстве. 1 ед. стоимости j отрасли.

X=(ai1-x1+ai2*x2…)+yi – соотношения баланса. Соотношения баланса можно записать X=A*X+Y. Задача меж отраслевого баланса такого вектора валового выпуска Х, который при известной матрице прямых затрат А обеспечивает заданный вектор конечного продукта У. Модель оптимального планирования используется для определения оптимального варианта функционирования экономики и отдельных ее звеньев. Состоит из целевой функции и системы ограничений. Целевая функция описывает цель оптимизации и представляет собой зависимость показателя, по которому ведется показатели от независимых переменных. Система ограничений это система = и не ≠. На микро уровне критерием оптимальности могут быть мах прибыли, минимум затрат и др. Факторные модели – используются для установления количественной характеристики связей экономических показателей. Выделяют одно и много факторные модели. Однофакторные модели: y=f(x), y=a+b*x, y=a+, y=a+b*lnx, y=f(x2), Факторные модели используются при прогнозировании ВВП, инфляции, валютного курса, цен, спроса на продукцию и других показателей.


В.12. Нормативный метод.

Сущность метода заключается в технико – экономической обоснованности прогнозов, планов, программ с использованием норм и нормативов. Нормы и нормативы применяются для расчета потребностей в ресурсах и показателей их использовании. Норма – это обоснованная мера ресурса на ед./продукцию в принятых единицах измерения. Норматив – это показатель относительный характеризует степень использования ресурса. Система норм и нормативов включает в себя: 1гр. Нормы расхода сырьевых и топлевно - энергетических ресурсов. 2гр. Нормы затрат труда. 3гр. Нормы и нормативы использованных основных производственных фондов. 4гр. Финансовые нормы и нормативы. 5гр. Социальные. 6гр.Экологические нормы.


В.11. Балансовый метод.

Сущность метода заключается в уровне потребности страны в различных видах продукта, материальных, трудовых и финансовых ресурсов с возможностями производства продукции и источником его ресурсам. Система баланса включает: материальные, финансовые трудовые. ТАБЛИЦА: Ресурсы: (1.производство. 2.импорт. 3.прочие поступления (гос.резервы). 4.остатки на начало прогнозируемого периода). Распределение: 1.производственные нужды. 2.капитальное строительство. 3.экспорт. 4.рыночный фонд. 5.прочие расходы (накопления гос.резервов). 6.остатки на конец.

Разработка баланса начинается с определения потребностей, для 1,2,5,6, нормативных методов. Экспорт минус экспортные оценки, рыночный фонд минус экспертный метод + экстраполяция. Ресурсная часть формируется после определения потребностей если стране не обеспечат потребности ресурсов за счет производства, то проблема может решиться за счет импорта. На заключительном этапе разработка баланса увязывается с ресурсами.


В.13. Программно – целевой метод.

ПЦМ – тесно связан с нормативным балансовым методом и методом моделирования. Сущность его заключается в отборе основных  целей социального экономического  и научно – технического развития, разработки взаимоувязанных мероприятиях по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного использования. Применяется при разработки целевых комплексных программ. Которые подразделяются на: 1гр. Научно-технические. 2гр.Социально-экономические. 3гр.Экологические. 4гр.Производственно-экономические. 5гр. Организационно – хозяйственные программы. Все разрабатываются от 3 до 15 лет.


В.15. Экономический рост его типы. Факторы экономического роста.

Экономический рост – это изменение результатов функционирования экономики и использования ресурсов. Характеристика экономического роста, может изменятся ВНП и сопоставляемых ценах. Динамику изменения характеризует темпы роста и прироста (индексы роста). Различают 2 типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. На экономический рост оказывают влияние факторы: количество и качество природных ресурсов, трудовых ресурсов, размер основного капитала, научно – технического процесса, развитие международных экономических связей.


В.16. Методы прогнозирования макроэкономических показателей.

Для прогнозирования ВВП (ВНП) используются методы экстраполяции, дефляции, факторные модели, межотраслевого баланса, производственный распределительный и метод конечного использования. Факторные модели суть его моделей экономического роста состоит в установлении количественных связей между объемом и динамикой ВВП, объемом и динамикой производства ресурсов. Y=f(K.L.M). K – Объем используемого капитала. L – объем труда. M – Материал затрат. Модель Дугласа:  , α+β=l то мы имеем экстенсивный тип экономического роста, если α+β>1, то интенсивный, если α+β<1, то происходит снижение элементов экономического роста. Метод дефляции – осуществляется через индексы цен и структуру производства. На первом этапе рассчитывается реальный ВВП.

На втором этапе номинальный (цен ВВП).

Прогноз дефлятора можно осуществлять с помощью индекса «Поаше»  q – прогнозируемые объемы производства. Р – цены в текущем и прогнозируемом периоде.


В.17. Прогнозирование и планирование структуры экономики.

Структура экономики отражает соотношение отрасли, регионов производства, средств производства и предметов потребления, стоимостных элементов гос. производства. На отраслевую структуру оказывает влияние структура потребностей общества, темпы экономического развития, наличные природных ресурсов и др. Региональную структуру определяют факторы: 1. Распределение платежеспособного спроса населения. 2. Размещение источников сырья, топливо. 3. Распределение рабочей силы по территории страны и другие. Стоимостная структура формируется под влиянием отраслевых структурных изменений, решение проблем, повышение эффективности общественного производства. При прогнозировании и планировании экономики особое значимость придается: формированию отраслевой структуры.


В.31. Потребительский рынок, его состав, структура и важнейшие элементы.

Потребительский рынок обслуживает сферу личного потребления населения. Состав и структура рынка классифицируется по различным признакам: по региональности, по назначению, по каналам реализующим товарам. Главным элементам рынка является спрос. Выделяют реализованный не удовлетворенный, формирующий и ажиотажный спрос. Спрос формируется под влиянием факторов: это социальные, экономические, демографические, природно - климатические и др. факторы. Другой элемент рынка – это предложение. Под товарным предложением понимается количество товаров находящих на рынке или которое может быть доставлено на него. Объем и состав товарного предложения зависит от производства, издержек, уровне цен, экспорта, импорта, налогов и др. факторов. Главным параметром является его ёмкость, т.е.это возможный объем реализации товаров в течении определенного времени. Ёмкость рынка зависит от платежеспособности спроса и предложения.


В.32. Прогнозирования спроса на товары на товары народного потребления.

Спрос прогнозирования на всех уровнях управления экономикой. На макро уровне на основе прогнозов спроса, разрабатывается механизм гос. воздействия на потребительский рынок. На микро уровне предприятия производители на основе прогнозирования спроса, заключаются договора на поставку продукции и формирует производственную программу. Прогнозирование спроса, происходит по этапам: 1.Коммисионное исследование рынка. 2. Анализ состояния спроса и предложения определения степени удовлетворения спроса, анализа факторов влияющих на спрос. 3.Выбор методов прогнозирования.4. Прогноз спроса и оценка надежности прогнозов. 5.Разработка конкретных мероприятий по удовлетворению спроса. Для изучения и прогнозирования спроса применяются методы: эктрополяции, анкетные опросы, интервью, тестирование, реклама. Спрос часто подвержен сезонным колебанием по этому нужно рассчитывать индексы сезонности. На микро уровне широко применяются нормативный метод. Используется много факторные модели коэффициента эластичности.

У – уровень спроса за период. ∆ỵ - прирост спроса за период. Х – значение фактора. ∆х – изменение фактора за период.

∆J=J-l. J= Cl\C2. Коэффициент эластичности показывает насколько % изменится спрос при изменении фактора на 1%.


В.33. Прогнозирование покупательных фондов и товарных ресурсов.

Покупательные фонды характеризуют совокупный спрос населения на товары народного потребления. Они предоставляют собой сумму денежных доходов населения, которые расходуются на покупку товаров. Рассчитываются на основе баланса денежных доходов и расходов населения. ПФ=ДД-НР+ - Сб. рассчитанный покупательный фонд, покупает необходимый объем продаж населения, в денежном выражении. К этой величине прибавляется оборот по продаже товаров организациям и учреждениям. По отдельным товарам и товарным группам, разрабатывается балансы предметом народного потребления. ТАБЛИЦА. Ресурсы: 1. производство. 2. импорт. 3. прочие поставки. 4. запас на начало года. Распределение: 1. рыночный фонд. 2. вне рыночный фонд. 3. экспорт. 4. пополнение гос. резервов. 5. запасы на конец года.


В.34. Формирование структуры товарооборота.

Структура товарооборота формируется поэтапно: 1.Структура определяется на основе прогнозов спроса. 2. Прогнозируется структура товарного предложения на основе балансов товаров народного потребления. 3.Разрабатываются балансы спроса и предложения, для определения степени соответствия спроса и предложения и формирования окончательной структуры товарооборота. Балансы спроса и предложения разрабатываются по важнейшим товарам.

В.35.Прогнозирование потребности в материально-технических ресурсах.

Обеспечение материально-техническими ресурсами предприятия и организации оказывает непосредственное воздействие на развитие экономики. Ресурсное обеспечение в настоящее время осуществляется на основе: 1). Прямых горизонтальных связей между предприятиями и организациями. 2). По средствам гос. заказа на поставку важнейших видах продукции. 3). С помощью посреднических фирм. 4). Через систему организованных рынков. Потребности в материальных ресурсах прогнозируются с применением системы методов. На начальных этапах при разработки краткосрочных прогнозов используется метод экстраполяции. Также используется одно и много факторные модели. Для определения потребностей материально-технических ресурсов наиболее широко применяется нормативный метод. На макро уровне применяется укрупненные нормативы, т.е. норматив расхода продукции отрасли производителя на единицу продукции отрасли потребителя. Еще используется межотраслевой баланс. На уровне предприятия используется метод прямого счета.

Кроме того, на всех уровнях экономики могут приниматься индексный метод. Для определения потребностей в сырье необходимо применять методы оптимизации. Они позволяют формировать структуру ассортимента продукции с учетом рационального использования ресурсов.


В.43. Прогнозирование и планирование развития строительного комплекса.

Строительный комплекс обеспечивает воспроизводство основных фондов длительного строительного цикла, вызывает необходимость перехода  из одного периода в другой, больших размеров незавершенного строительства. Прогнозирования строй.комплекса предполагает: 1.проведение прогнозных расчетов объема строительства по отраслям. 2.определение потребности в строительных материалах, рабочей силы, оборудовании. 3. обоснование мощностями в строительно-монтажных организаций. Главным показателем строительного комплекса является ввод в действия производственных мощностей и объектов. По важнейшим объектам устанавливается гос заказ на ввод действия. При разработки прогнозов и планов используются нормативный и балансовый метод.


В.44. Понятие производственной инфраструктуры. Характеристика транспорта.

К производственной инфраструктуре относятся: транспорт, связь и информатика. Связь и информатика обеспечивает деловое и личное общение людей. Транспорт выполняет услуги по перевозке грузов и пассажиров. Транспортная система включает: ж/д, автомобильную, городскую, воздушную и др. виды. Особенности транспорта: 1. транспорт не производит материальное благо, но увеличивает их стоимость. 2. наличие пиковых нагрузок на транспорт для этого необходимо создавать резервы. Главная задача транспорта обеспечение своевременного качества с наименьшими расходами, удовлетворять потребность народного хоз. и населения в перевозках. деятельность транспорта характеризуют показатели: объем перевоза груза; грузооборот (т/км); пассажирооборот (п/км). Технико-экономические показатели Использования подвижных транспортных средств и финансовые показатели.


В.45. Прогнозирование и планирование грузовых перевозок.

При прогнозировании объема перевозок груза используется методы экстраполяции, экспертных оценок, метод укрупнения нормативов, балансовый метод, факторные модели. метод укрупненных нормативов предполагает использование коэффициента из транспорта-емкости. коэффициент перевозимости он характеризует степень перевозимости. они могут быть меньше единицы, если часть продукции остается на пр.больше ед. На макро уровне на заключительном этапе прогнозирования используется балансовый метод. Грузооборот определяется исходя из объема грузоперевозок и расстояния которое целесообразно определить путем решения транспортной задачи. При определении объема перевозок груза по видам транспорта учитывается факторы: род груза, скорость перевозок, затрат на них, особенности вида транспорта, производительность транспортных единиц, объем груза и др. факторы.


В.46. Прогнозирование и планирование пассажирооборота.

При прогнозировании пассажирооборота наиболее распространенным является методы: экстраполяции, экспертные оценки и факторные модели. Для расчетов используются данные о прогнозировании численности населения и его транспортной подвижности. транспортная подвижность населения измеряется количеством пасажиро/км на 1го жителя в год. На транспорт подвижности оказывает влияние факторов: 1.реальные доходы населения. 2.тарифы на услуги транс.перевозок. 3.степень развития транспортных систем. 4.развития туризма и других. Этот показатель определяется исходя из данных базисного периода и влияющих на него факторов в прогнозируемом периоде. Прогнозирование по видам транспорта осуществляется в зависимости от расстояния, массовости потоков и др. факторов.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.