Прогнозирование экономической динамики
Лекция
на тему: Прогнозирование экономической динамики.
1.
Место прогнозирования в системе государственного
регулирования экономики.
2.
Методика экономического прогнозирования
3.
Разработка концепции социально-экономического
развития страны
4. Стратегическое и индикативное планирование
1. Место
прогнозирования в системе государственного регулирования экономики.
Перечень
документов, регламентирующих социально-экономическое развитие страны, включает:
прогнозы развития экономики и сопряженных сфер, концепцию
социально-экономического развития, программы социально-экономического развития
страны, регионов, отраслей и крупных многоотраслевых комплексов. Кроме того,
для целей рационального руководства экономическим развитием насущно
необходима разработка индикативного плана.
Прогнозирование есть составная часть системы
государственного регулирования экономики, призванная выявить важнейшие
проблемы и определить направления развития страны. Результаты прогнозных
расчетов используются государственными органами для выработки и обоснования
социально-экономической политики государства.
Разработка
экономических прогнозов является важной и необходимой частью системы управления
социально-экономическими процессами, как страны в целом, так и для каждого
субъекта Российской Федерации.
Объекты
прогнозирования и виды прогнозов.
В состав
разрабатываемых прогнозных документов входят:
А. Частные
прогнозы, отражающие изменение отдельных сфер социально-экономической
жизни, таких как:
-
демографическая ситуация в стране,
- состояние
природной среды, включая такие сферы как разведанные запасы природных
ископаемых, земельные, водные и лесные ресурсы,
- состояние
научно технических достижений и их внедрения в производство,
- величина и
динамика спроса населения на товары и услуги,
- прогнозы
основных факторов производства: капитала, труда, инвестиций,
- прогнозы
развития отдельных отраслей народного хозяйства, территорий и других
общественно значимых сфер деятельности.
Б. Комплексный
экономический прогноз, отражает будущее развитие экономики страны как
целостного образования. К комплексным прогнозам можно также отнести прогнозы
регионов страны, а также крупных народнохозяйственных и территориально-производственных
комплексов. Еще одним видом комплексного прогноза может рассматриваться прогноз
развития государственного сектора экономики.
Разработка
комплексного экономического прогноза преследует две цели:
Во-первых, он
должен предоставить правительству информацию для принятия решений в области
экономической и социальной политики.
Во-вторых, его
показатели служат основой для разработки показателей проекта государственного
бюджета страны.
Ни одно хозяйственное, а тем более
стратегическое решение не может быть принято и выполнено
без предвидения возможных последствий, без выбора стратегических
приоритетов, целенаправленных действий по их реализации. Для
этого используются такие испытанные инструменты, как прогнозирование,
стратегическое и индикативное планирование, программирование
социально-экономического развития страны и составляющих ее регионов.
Тем самым государство выполняет не только функцию общего
регулирования экономической жизни, но и свою стратегически-инновационную
функцию, определяющую направления структурных сдвигов и инновационного
развития с учетом перспектив развития страны и ее места в мировом
хозяйстве.
Прогнозированием, т.е. предвидением
тенденций будущего развития, последствий возможных сдвигов в экономике на микро- и
макроуровнях и реализации принимаемых решений, занимается каждый
агент хозяйственной жизни. В данном случае речь пойдет о государственном
прогнозировании — предвидении будущего, которым, занимаются
государственные и муниципальные органы на разных уровнях управления.
Прогнозирование выполняет три
основных функции в государственном регулировании рыночной
экономики:
1) предвидение возможных тенденций и цикличных колебаний социально-экономического развития страны или
региона в контексте общемировой
динамики и направлений трансформации Общества;
2) предвосхищение вариантов и возможных последствий принимаемых стратегических и тактических решений в
области социально-экономического,
научно-технического, экологического,
внешнеэкономического, территориального развития;
3) своевременное внесение корректив или отмена решения, если этого
потребуют изменившиеся условия окружающей среды, новая конъюнктура внутреннего и внешнего рынков.
Экономическое и социальное развитие
многогранно, многофакторно и противоречиво. Поэтому и прогнозы обычно
- многовариантные, чтобы оценить возможные перемены. Это особенно важно в
условиях переходных, кризисных этапов в развитии экономической
системы, когда она становится неустойчивой, и подчас
достаточно стечения случайных обстоятельств, чтобы траектория
динамики системы резко изменилась.
Переход от централизованно-плановой к
рыночной экономике существенно повысил роль и значимость прогнозирования.
Прежде основные решения принимали в союзном центре, который
опирался на такие долгосрочные прогнозы, как комплексная программа
научно-технического прогресса и его социально-экономических
последствий на 20 лет, генеральная схема размещения и развития
производительных сил страны на 15 лет. Теперь предприятия, организации,
банки, холдинги принимают хозяйственные решения и несут ответственность за их
последствия. Спрос на качественные прогнозы резко возрос. Они требуются
теперь всем агентам рынка. Однако каждому предпринимателю предвидеть
грядущие перемены в национальном и мировом хозяйстве не
под силу. Повысилась роль и ответственность государственных органов и
научных организаций за обоснованность и надежность прогнозовСогласно Федеральному закону от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ о государственном прогнозировании и программах
социально-экономического развития
Российской Федерации», государственное прогнозирование находит выражение в
разработке и представлении
Правительством России в Государственную Думу прогнозов социально-экономического развития Российской федерации на долгосрочную и среднесрочную
перспективу и на очередной год (вместе с проектом федерального бюджета
на этот год).
Прогнозы нужны государственным органам
прежде всего для обоснования стратегии и приоритетов развития на
долгосрочный и среднесрочный периоды, т.е. для стратегического планирования.
Выделяют три основные функции стратегического планирования
в рыночной экономике. Во-первых, определение перспективных целей социально-экономического
развития страны с учетом как внутренних потребностей, этапов развития и
трансформации, так и ее места в мировом цивилизационном пространстве,
глобализирующейся экономике. Во-вторых, выбор
стратегических приоритетов, позволяющих достичь целей социально-экономического,
научно-технического, инновационного и экологического развития в
перспективе с учетом первоочередных потребностей, имеющихся
ограниченных ресурсов и возможностей государства. В-третьих, выработка
механизма реализации выбранной
системы приоритетов, использование для этого прямого и косвенного
государственного регулирования социально-экономического развития.
Методы стратегического планирования впервые были использованы
в России в 1918 г. при разработке плана ГОЭЛРО, далее в середине 20-х гг. при
подготовке под руководством Н.Д. Кондратьева
проекта пятилетнего плана развития сельского и лесного хозяйства, а затем при
разработке проекта первого пятилетнего
плана развития народного хозяйства СССР в двух вариантах. В дальнейшем стали разрабатываться директивные Одновариантные пятилетние планы которые сыграли
важную Роль в индустриализации и предвоенном развитии народного хозяйства СССР.
Рыночные реформы начала 90-х гг.
начались с разрушения прежнего, во многом эффективного механизма
перспективного планирования. Новый, адекватный условиям рыночной экономики механизм не
был создан.
Вышеупомянутым Федеральным законом от
20 июля 1995 г. № 115-ФЗ были предусмотрены стратегические планы (концепция
социально-экономического развития страны на долгосрочный период,
программа социально-экономического развития на среднесрочную
перспективу). Однако они разрабатывались в кабинетном
порядке, за их невыполнение никто не нес ответственности. Отсутствие реального
стратегического планирования ограничивает возможности влияния государства на
трансформацию экономики России и перспективы ее развития
Индикативное планирование направлено
на реализацию стратегических планов и приоритетов и тесно связано с
государственным бюджетом. Оно отличается от директивного
планирования не только меньшим числом и укрупненным характером показателей
и нормативов, но и тем, что включаемые в него индикаторы не носят
обязательного характера для частных и смешанных предприятий, а служат для них
ориентиром. Для предприятий государственного сектора и государственных органов
управления эти показатели обязательны. Индикативное планирование
в СССР впервые введено в практику в середине 20-х гг. в виде контрольных цифр
развития народного хозяйства на очередной год. Оно широко используется во
многих зарубежных странах.
Каковы функции индикативного
планирования в рыночной экономике? Во-первых, оно позволяет
определить систему обобщающих показателей и нормативов (индикаторов),
которые характеризуют основные параметры социально-экономического развития
на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, конкретизируют и
реализуют приоритеты стратегических планов. Во-вторых, производится увязка
индикаторов с ресурсами федерального,
региональных и местных бюджетов, в результате чего
реализация этих индикаторов и воздействие на них государства становятся более
конкретными и реальными. В-третьих, оно приводит в соответствие экономические
рычаги с индикаторами плана. Это создает условия для повышения
заинтересованности предприятий любой формы собственности в реализации индикативного плана.
Программирование социально-экономического развития как метод государственного регулирования носит
характер более узкий и конкретный,
чем стратегическое и индикативное планирование. Оно используется для
концентрации сил и средств на реализации
выбранных стратегических приоритетов. Целевая программа — это
система взаимосвязанных по целям, ресурсам
и срокам мероприятий, обеспечивающая реализацию приоритета социального, экономического, научно-технического или экологического развития в заданные сроки и
с максимальным эффектом. Целевое
программирование является сердцевиной
стратегического управления и выполняет в рыночной экономике такие функции, как выявление узловых
точек (приоритетов)
социально-экономического развития, позволяющих решать крупные стратегические задачи; концентрация сил и средств на решении ограниченного числа стратегических задач; взаимная увязка
программ между собой и с остальной экономикой. Новым инструментом государственного регулирования
социально-экономического развития являются национальные проекты, концентрирующие ресурсы на решении приоритетных социальных
проблем.
Метод целевого программирования
используется на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а
также в деятельности корпораций. Возможны и межгосударственные программы,
например, для решения значимых проблем в рамках СНГ.
Таким образом, прогнозирование, стратегическое и индикативное
планирование и социально-экономическое программирование
неразрывно взаимосвязаны и играют ключевую роль в государственном
регулировании развития рыночной экономики.
2. Методика
экономического прогнозирования
Методология
экономического прогнозирования представляет собой совокупность теоретических
подходов и методических приемов, которые применяются в процессе разработки
экономических прогнозов. Баланс народного хозяйства служит
методологической и информационной основой прогнозирования динамики физических
объемов макроэкономических переменных. Система национальных счетов служит
методологической и информационной основой прогнозирования динамики финансовых
показателей.
Методика
экономического прогнозирования - набор рабочих приемов, формирующих технологию
прогнозирования, которыми пользуются разработчики прогнозов в своей работе.
Применяемые в настоящее время методические подходы к разработке прогнозных
показателей главным образом основываются на системе прямых расчетов и
экспертных оценок. Лишь по отдельным блокам показателей проводятся модельные
расчеты, с использованием производственных функций различного вида и
сложности, а также системы эконометрических моделей малой размерности.
Методологические
подходы к прогнозированию экономического развития страны.
Возможны по
крайней мере два принципиально различных подхода к прогнозированию
экономических объектов: генетический и теологический.
Генетический
подход
исходит из анализа предистории развития объекта, фиксирует его основополагающе
факторы, определяющие особенности развития и на этой основе делает выводы
относительно состояния прогнозируемого объекта в будущем. Этот подход в большей
мере присущ «сторонним наблюдателям» происходящих процессов. Целевые установки
социально-экономического развития при этом подходе не играют особой роли и не
принимаются во внимание. Наиболее ярким представителем данного подхода являлся
Н.Д.Кондратьев с его теорией «длинных волн».
Телеологический подход («телео» -
цель) больше присущ активным участникам происходящих в экономике явлений. Он
исходит из определения целевых установок развития данного объекта и степени
приближения его к поставленным задачам. Наиболее ярким представителем и
защитником этого подхода в прогнозировании экономики являлся С.Г.Струмилин.
Методологические
и методические вопросы прогнозирования социально-экономического развития
являются прерогативой тех организаций, которым Правительство поручает
разработку прогнозов. В частности, сводный экономический прогноз
разрабатывается министерством экономики России. Именно оно и отвечает за
методологию и методику разработки прогноза.
Практика
проведения макроэкономических прогнозных расчетов показывает, что ее главные
проблемы связаны с недостаточной разработанностью системы национальных счетов.
Лежащая в основе прогнозных расчетов методология пока фрагментарна и не
позволяет получить системное представление об экономических процессах,
происходящих в рыночных условиях.
Система
прогнозных расчетов, которая по степени охвата и комплексности соответствовала
бы используемой ранее системе баланса народного хозяйства, но которая позволила
бы осуществлять взаимоувязанное прогнозирование и проведение вариантных
расчетов методологии национальных счетов, пока находится в стадии
формирования. Отсутствие такой методологически взаимоувязанной системы приводит
к недостаточной обоснованности прогнозов.
Применяемая ныне
технология прогнозирования не позволяет обеспечить достаточную взаимную увязку
макроэкономических, отраслевых, секторальных параметров развития экономики и
показателей развития институциональных единиц. Расчеты макроэкономических,
отраслевых, секторальных показателей и показателей институциональных единиц
проводятся часто обособленно, а их балансирование не всегда осуществляется.
Требуются
дальнейшие усилия по разработке нового инструментария прогнозирования
физических объемов макроэкономических показателей, а также финансовых
показателей воспроизводства в их взаимосвязи.
Баланс
народного хозяйства необходимо использовать как информационную основу прогнозирования
динамики физических объемов макроэкономических переменных. Обычно речь
идет о долгосрочных расчетах.
Ориентация на
практическое использование в прогнозной работе баланса народного хозяйства
определяет принципы и возможности, которые должны быть заложены в
разрабатываемую систему таблиц:
Страницы: 1, 2
|