Меню
Поиск



рефераты скачать Протокол Киото и новая энергетическая политика

Протокол Киото и новая энергетическая политика

смотреть на рефераты похожие на "Протокол Киото и новая энергетическая политика"

Протокол Киото и новая энергетическая политика.

М О С К В А 2002

Содержание

Стр.

Введение………………………………………………………………..3

1. Протокол Киото………………………………………………………4-10

2. Тенденции мировой и российской энергетической

политики……………………………………………………………..11-17

Используемая литература………………………………………..18

ВВЕДЕНИЕ.

Национальным достоянием России являются ее природные, в первую очередь, топливно-энергетические ресурсы и интеллектуально-производственный потенциал, сосредоточенный, главным образом, в военно-промышленном и топливно-энергетическом комплексах.
Россия была, есть и будет одной из ведущих энергетических держав мира.
Полностью обеспечивая не только свои внутренние потребности в топливе и энергии, она в значительной степени покрывает своими ресурсами спрос на энергоносители сопредельных стран Восточной и Центральной Европы.
В недрах России сосредоточено до 40 % мировых запасов газа, 13 % запасов нефти и около 30 % прогнозных запасов угля. Единые электроэнергетическая и нефтегазоснабжающая системы являются уникальным в мировой практике технологическим комплексом, обеспечивающим надежное энергоснабжение всех регионов России и взаимовыгодное использование различных энергоресурсов, крайне неравномерно сосредоточенных в отдельных районах страны.
От того как мы сумеем распорядиться нашим колоссальным богатством, зависит не только настоящее, но и будущее России, а распорядиться этим богатством с наибольшей пользой можно и нужно, имея долгосрочную научно обоснованную и общественно воспринятую государственную энергетическую политику.
Важнейшей задачей энергетической политики является повышение эффективности использования всех видов энергии внутри страны с тем, чтобы экспорт, в основном, поддерживался не добычей новых объемов нефти и газа, а за счет энергосбережения внутри страны, потенциал которого огромен. До 40 % всех используемых в стране энергоносителей расходуется нерационально, за счет либо прямых потерь, либо в экономике, которая работая "сама на себя", не дает конкретного полезного эффекта у потребителя.
Энергетическая политика — это не разовый директивный документ, это — система мониторинга энергетической ситуации в стране и в мире, прогноза возможных экономических, ресурсных и спросовых тенденций, а главное, это — формирование и непрерывное совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов, обеспечивающих надежное энергоснабжение и рациональное использование природных топливно-энергетических ресурсов как главного национального достояния России в интересах нынешнего и будущих поколений.

1. Протокол Киото.

Глобальное потепление климата Земли является одной из наиболее существенных проблем человечества в последние 20 лет. В значительной степени возникновение этой проблемы связано с антропогенным ростом концентрации парниковых газов в атмосфере (углекислого газа, оксидов азота, метана, гидрофторуглеродов, перфторуглеродов и гексафторида серы). Согласно оценкам Второго отчета Межправительственной рабочей группы экспертов по изменению климата, при условии сохранения существующих тенденций роста выбросов парниковых газов в следующие 100 лет произойдет глобальное потепление климата Земли на 2,5-3,0°С. Существенным образом это изменение затронет и Россию, где площадь территорий с положительными аномалиями температуры за последние годы постоянно превышает площадь с отрицательными.
Основные положения Киотского протокола и их реализация. В целях организации международной деятельности по предотвращению изменении климата в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро на Конференции ООН по окружающей среде и развитию была принята Рамочная конвенция ООН по изменению климата.
Киотский протокол к Рамочной конвенции был принят на Третьей сессии
Конференции участников Конвенции (СОР-3) в Киото, Япония, 10 декабря 1997 г. Основной целью этого Протокола является определение принципов международной и страновой политике в области предотвращения глобального потепления климата посредством снижения антропогенных выбросов парниковых газов развитыми и индустриальными странами и установление рамочных ограничений на эти выбросы. До настоящего времени Киотский протокол еще не ратифицирован всеми подписавшими его участниками.
Энергетический сектор является одним из основных источников выбросов СО2 и других парниковых газов, поэтому именно на энергетику ложится задача обеспечения наибольшего вклада в сокращение выбросов парниковых газов за счет создания более экологически приемлемых способов производства и использования энёргии.
Как видно из данных, представленных в табл. 1.9 и 1.10, без достижения целей Киотского протокола средний рост выбросов СО2 в энергетике к 2010 г. в странах МЭА составит более 25%, а с учетом экстенсивного развития развивающихся стран — более 45%, что в долгосрочной перспективе окажет существенное воздействие на состояние окружающей среды.

Таблица 1.9.

Прогноз динамики выбросов СО2 в энергетике по регионам МЭА

|Страны и |Выброс С02, млн.т |Относительный выброс |
|регионы | |2010/1990,% |
| |1990|1996|2000 |2010 | |
| | | | |(прогн| |
| | | | |оз) | |
|Канада |429 |477 |489 |551 |28,44 |
| |477 | | | | |
|США |4910|5359|5761 |6602 |34,46 |
| |5359| | | | |
|Северная |5339|5836|6250 |7152 |33,96 |
|Америка |5836| | | | |
|Япония |1062|1178|1119 |1138 |7,16 |
| |1178| | |7,16 | |
|МЭА региона |1350|1513|1481 |1562 |15,70 |
|АТР |1513| | | | |
|МЭА Европа |3497|3575|3708 |4171 |19,27 |
| |3575| | | | |
|Всего страны|1018|1092|11439 |12885 |26,50 |
|МЭА |6 |4 | | | |

Примечание. Поданным Energy Policy of IEA Countries 1998 Review, OECD/IEA,
Paris, 1998.

Таблица 1.10.

Прогноз выбросов СО2 по секторам в мире без учета реализации программ в целях выполнения целевых ограничений по Киотскому протоколу
| |
|Источник|Выброс С02. |МЛН.Т |Среднегодовые темпы | |
|выбросов| | |роста, % | |
| |1971|1990|1995 |2010 |2020|1971-199|1995-20|2010-20| |
| | | | | | |5 |10 |20 | |
|Промышле|7428|8883|8615 |11015 |1263|0.62 |1,65 |3,91 |24,0|
|нность и| | | | |8 | | | |0 |
|другие | | | | | | | | | |
|сектора | | | | | | | | | |
|экономик| | | | | | | | | |
|и | | | | | | | | | |
|твердые |3132|3590|3447 |4450 |5142|0.40 |1,72 |4,08 |23,9|
|топлива | | | | | | | | |6 |
|нефть |2966|3049|2946 |3673 |4195|-0.03 |1,48 |3,60 |20,4|
| | | | | | | | | |7 |
|газ |1330|2244|2223 |2891 |3301|2.16 |1,77 |4,03 |28,8|
| | | | | | | | | |3 |
|Транспор|2465|4136|4467 |6536 |7937|2.51 |2,57 |5,92 |
|т | | | | | | | |158,03 |
|Итого на|9892|1301|13082 |17551 |2057|1,17 |1,98 |4,63 |34,8|
|конечное| |9 | | |5 | | | |1 |
|потребле| | | | | | | | | |
|ние | | | | | | | | | |
|твердые |3233|3659|3477 |4482 |5176|0.30 |1,71 |4,06 |22,4|
|топлива | | | | | | | | |9 |
|нефть |5288|7058|7297 |10050 |1193|1.35 |2,16 |5,04 |42,3|
| | | | | |3 | | | |9 |
|газ |1372|2302|2308 |3018 |3467|2.19 |1,80 |4,15 |131,|
| | | | | | | | | |10 |
|Производ|3649|6672|7498 |11363 |1447|3.05 |2,81 |6,80 |70,3|
|ство | | | | |8 | | | |1 |
|электроэ| | | | | | | | | |
|нергии | | | | | | | | | |
|общее | | | | | | | | | |
|твердые |2313|4598|5199 1|7776 |9694|3.43 |2,72 |6,43 |69,1|
|топлива | | | | | | | | |2 |
|нефть |855 |1024|978 |1167 |1325|0.56 |1,18 |3,08 |13,9|
| | | | | | | | | |6 |
|газ |481 |1050|1322 |2420 |3458|4.30 |4,11 |10,09 |130,|
| | | | | | | | | |48 |
|Прочее |810 |1331|1159 |1721 |2133|1.50 |2,67 |6,29 |29,3|
|использо| | | | | | | | |0 |
|вание и | | | | | | | | | |
|потери | | | | | | | | | |
|Всего |1473|2140|22150 |31189 |3784|1.71 |2,31 |5,50 |45,7|
|выбросов|2 |0 | | |8 | | | |4 |
|твердые |5621|8410|8576 |12167 |1475|1.78 |2,36 |5,58 |44,6|
|топлива | | | | |5 | | | |7 |
|нефть |7007|9087|9343 |12675 |1501|1,21 |2,05 |4,86 |39,4|
| | | | | |2 | | | |8 |
|газ |2103|3903|4231 |6348 |8081|2.96 |2,74 |6,68 |62,6|
| | | | | | | | | |4 |

Примечание. Поданным World Energy Outlook. OECD/'EA. Paris. 1998.

В силу вышеизложенного, реализация целей Киотского протокола является первоочередной задачей как государств Приложения I Протокола, так и остальных стран мира.
Приведем краткий обзор основных положений Киотского протокола и мер по их реализации.

В целях выполнения целей и задач Киотского протокола страны Приложения
I к Рамочной конвенции обязались осуществлять политику в области энергоэффективности, расширения использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. и улучшения функционирования внутренних рынков применением рыночных инструментов в соответствии с особенностям каждой страны.

В соответствии со Статьей 3 Протокола страны Приложения I намерены отдельно или совместно уменьшать свои выбросы парниковых газов в соответствии с целями Приложения к Киотскому протоколу для уменьшения совокупных эмиссий по меньшей мере на 5% за период 2008-2012 гг. Снижение выбросов может быть достигнуто посредством торговли квотами на выбросы, совместного исполнения обязательств странами Приложения I и путем применения механизма чистого развития (вне Приложения I).
Страны, не вошедшие в Приложение I, не приняли на себя обязательств по снижению будущих выбросов. Таким образом, наибольшие обязательства по реализации положений Киотского протокола ложатся на страны, указанные в
Приложении I к Рамочной конвенции (Приложение В к Протоколу), на долю которых в середине 1990-х гг. приходилось более 60% всех выбросов парниковых газов. В число этих стран входят и все страны МЭА, за исключением Турции. Киотским протоколом установлены следующие нормативы снижения и дальнейшего поддержания уровня выбросов парниковых газов к отчетному периоду 2008-2012 гг. (табл. 1.11).

Таблица1.11.

Задания по ограничениям на выбросы парниковых газов по странам Киотского протокола (отношение за период 2008 — 2012 гг. к уровню 1990 г.. %)


|Европейский Союз; Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, |8 |
|Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, | |
|Португалия, Испания, Швеция, Великобритания; | |
|Швейцария, Лихтенштейн, Монако; | |
|Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Чехия, Латвия, Литва, | |
|Эстония | |
|США |7 |
|Канада, Япония, Венгрия, Польша |6 |
|Хорватия |5 |
|Россия, Украина, Беларусь, Новая Зеландия |0 |
|Норвегия |+1 |
|Австралия |+8 |
|Исландия |+10|


Примечание. По данным Energy Policy of IEA Countries 1998 Review, OECD/IEA,
Paris,1998.

Страны, перевыполнившие свои обязательства в первый отчетный период, согласно Протоколу смогут использовать это уменьшение в следующих отчетных периодах. Обязательства на следующий отчетный период будут закладываться за
7 лет до окончания первого отчетного периода. Таким образом, для первого периода это должно произойти в 2005 г.

В соответствии с положениями Протокола страны Приложения I обязуются минимизировать негативное воздействие на состояние климата, а также оказывать помощь развивающимся странам в действиях по его предотвращению посредством финансирования, страхования и передачи технологий в данные страны.
В июне 1998 г. Совет министров ЕС по охране окружающей среды утвердил соглашение о распределении между странами ЕС обязательств по сокращению выбросов, что предусмотрено Протоколом: любые страны—участницы Приложения
I, достигшие соглашения о совместном исполнении обязательств, могут считать, что их обязательства выполнены, если их суммарные совокупные выбросы парниковых газов не превышают суммарный уровень, установленный
Киотским протоколом. Однако, данное соглашение еще не ратифицировано.
Распределение обязательств между странами ЕС следующее:
Люксембург-28 %; Германия— 21%; Дания—21%; Австрия—13%;
Великобритания—12,5%; Бельгия—7,5%; Италия—6,5%; Нидерланды—6%; Финляндия —
0%; Франция — 0%; Швеция — +4%; Ирландия — +13%; Испания — +15%; Греция —
+25%; Португалия — +27%.
Стороны Приложения I имеют возможность передавать или приобретать единицы сокращений выбросов парниковых газов, полученные от реализации проектов, направленных на сокращение антропогенных выбросов или увеличение поглощения парниковых газов в любых секторах экономики. При этом Протоколом рекомендовано, чтобы данные проекты являлись дополнительными мероприятиями по отношению к национальным действиям по снижению эмиссии парниковых газов.

Данное положение может способствовать и уже используется Россией для получения целенаправленных инвестиций и современных энергоэффективных, энергосберегающих и более экологически чистых технологий развитых государств.

В соответствии с Протоколом все его участники обязуются разрабатывать, публиковать, осуществлять и своевременно пересматривать программы, включающие мероприятия по снижению выбросов и адаптации к изменениям климата в энергетическом, промышленном и в транспортном секторах. Стороны также должны разрабатывать и поощрять распространение экологически чистых технологий. Особый упор должен быть сделан на научно-техническое сотрудничество и развитие участия в межгосударственных мероприятиях в этой области. Финансовые ресурсы для реализации указанных действий могут предоставляться странами Приложения I через двустороннее, региональное и многостороннее участие.

Киотским протоколом предусмотрен ряд инструментов, стимулирующих сотрудничество между государствами, указанными в Приложении I: механизм совместного выполнения, механизм чистого развития и торговля квотами на выбросы парниковых газов.

В соответствии с механизмом чистого развития страны, указанные в
Приложении I, начиная с 2000 г. имеют возможность оказывать помощь странам, не упомянутым в Приложении I, с зачетом в своих обязательствах сокращений выбросов парниковых газов, полученных в результате реализации проектов, выполненных с участием стран, оказывающих помощь. Этот механизм позволяет, например, России осуществлять экологические проекты на территории стран СНГ с зачетом ее выбросов, которые в дальнейшем можно будет использовать в торговле квотами.
Торговля квотами на выброс парниковых газов позволяет сторонам Приложения
I производить перераспределение квот на выбросы, в том числе коммерческую передачу или приобретение прав на выбросы в целях исполнения своих обязательств в рамках Киотского протокола. Принципы этой торговли должны пройти процесс согласования между сторонами Приложения I.

Механизм торговли позволяет России, являющейся наиболее крупным потенциальным продавцом квот на выбросы, привлечь крупномасштабные инвестиции в отрасли ТЭК, промышленность, транспорт. Сбалансированное применение механизмов гибкости, предусмотренных Киотским протоколом, позволит России привлекать и использовать современные технологии и одновременно поддерживать резерв квот на выбросы для выполнения своих обязательств и создания гарантии устойчивого экономического развития на перспективу.

Анализ потенциальных объемов выбросов парниковых газов в долгосрочном периоде, проведенный специалистами Института энергетической стратегии
Минтопэнерго России, показывает необходимость реинвестирования средств, полученных от использования данных механизмов, в дальнейшие крупномасштабные мероприятия, при этом такое реинвестирование не может осуществляться исключительно на коммерческой основе и требует специального регулирования.
Для России наибольший интерес представляют предусмотренные Протоколом проекты совместного осуществления, торговля квотами на выбросы, совместное финансирование с участием МФО и специальных многосторонних экологических и кредитных фондов.
Прибыль от торговли квотами на выбросы парниковых газов для России к 2020 г. может составить сотни миллионов долларов, при этом ее размер зависит от соблюдения ограничений на выбросы парниковых газов. В связи с этим Россия должна занимать твердую позицию на всех переговорах, связанных с использованием механизмов гибкости. Для контроля движения этого предмета торговли необходимо создать общую систему учета. Формирование международных фондов по страхованию рисков и инвестированию в проекты по сокращению выбросов позволит существенно снизить издержки, связанные с выполнением подобных проектов.
В настоящее время в целях практического применения механизмов гибкости
Киотского протокола Минтопэнерго России и Госкомэкологии России в рамках
Межведомственной рабочей группы подготовило комплексную программу по модернизации объектов электроэнергетики, нефтяной, нефте- и газоперерабатывающей и нефтехимической промышленности в целях сокращения выбросов парниковых газов на предприятиях ТЭК.
Наибольший интерес для России в этом отношении представляют США, Япония,
Канада, Франция и Италия, которые заинтересованы в выполнении своих обязательств по Киотскому протоколу путем использования механизмов гибкости.
В настоящее время наиболее активно развивается сотрудничество с Японией. В рамках данной программы подготовлен перечень из 86 потенциальных проектов, из которых предварительно отобрано 20. По девяти проектам японской стороной подготовлено предварительное ТЭО, выбрано два пилотных проекта, реализация которых может начаться уже в 2000 г. Для этих целей правительством Японии должно быть принято решение о выделении льготного Экологического кредита
(40 лет погашения с 10-летней отсрочкой платежа, процентная ставка —
LIBOR+0,75% годовых). Одним из существенных условий реализации проектов является предоставление государственных гарантий по кредитам. В качестве не денежных гарантий может быть рассмотрена передача японской стороне квот на выбросы, в том числе полученных в результате модернизации предприятий в
России.
Реализация данной программы очень важна с точки зрения привлечения инвестиций в отечественную энергетику, а также возможности адаптации современных технологий и увеличения экономической эффективности функционирования предприятий российского ТЭК.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.