Для
бизнеса успех проекта означает формирование надежной основы для долговременного
экономического развития, с существенным выигрышем уже на первом этапе, естественно,
при условии повышения конкурентоспособности национальной экономики в целом.
Для
государственной власти – это защита пространственного суверенитета, гарантия
национальной безопасности в вопросах контроля за критически важными ресурсами
страны.
Для
широких слоев населения – это приоритет целей, отражающих представление о
социальной справедливости, и понятные механизмы их достижения.
В
целом такая программа может обеспечить власти политическую поддержку на
десятилетие. Инициативы президента, озвученные в послании Федеральному Собранию
и, кстати, частично реализованные (сокращение срока давности по имущественным
спорам, амнистия капиталов, легализация личной собственности граждан),
свидетельствуют о понимании властью существующих проблем.
В свою
очередь, бизнес должен выступить с ответными инициативами, с учетом основных
стратегических целей государства:
1)
обеспечение социальной справедливости;
2)
гарантии национальной безопасности;
3)
возможности долгосрочного планирования развития бизнеса и экономики в целом.(12)
Необходима
лаконичная и бьющая прямо в цель программа шагов, понятная лидерам
общественного мнения в стране, руководителям государства и бизнес-сообществу. И
это не должно вызывать конфликтов с международными партнерами России.
Идеологический
смысл заключается в том, что каждая из сторон является незаменимой в общей
формуле национального согласия. Инициатива объективно будет принадлежать тем,
кто успешно соединит вопросы долгосрочного развития бизнеса и национальной
безопасности. На этой объединенной платформе можно обращаться к широким слоям
населения.
Смысл
также в том, чтобы вывести обсуждение проблемы из закрытых кабинетов в
публичное пространство. Только публично проговорив проблему, можно реально
подвести черту под прошлым и двигаться дальше в будущее.
Целевой
установкой является создание новых источников роста в экономике и механизмов
для решения задачи подведения итогов приватизации с выходом на более высокую
рыночную стоимость капитальных активов. Речь идет не о переделе собственности и
не о пересмотре итогов приватизации и реприватизации, тем более, как это имеет
место в Украине, а о рекапитализации.(14)
Поскольку
необходимость переоценки национального богатства России совпадает во времени с
формированием новой глобальной экономики, интернационализацией бизнеса,
беспрецедентным трансграничным перемещением финансовых ресурсов, успех данного
проекта предполагает соответствующую переговорную составляющую в ходе
установления нового глобального баланса экономических потенциалов.
При
этом мы рассчитываем, что по прошествии 5–8 лет Россия может достичь рыночной
капитализации в 5–6 трлн долларов США (сегодня, кстати, в Соединенных Штатах
Америки этот показатель равен 14 трлн долларов), т.е. станет полноправным
участником «большой восьмерки», и ее экономический статус перестанут подвергать
сомнению.
При этом
экономическая политика приобретет устойчивость и реалистичность, поскольку
будет опираться на адекватное представление об экономике страны. Новый масштаб
легальной экономики должен резко расширить ее инвестиционную емкость.
Бизнес
получит гарантированную и государством, и обществом легитимность итогов
приватизации и, как следствие, рост капитализации корпоративных активов,
компенсирующих взятые на себя обязательства.
Регистрация
прав собственности создаст возможность для выявления избыточной инфраструктуры,
«спящих» активов и стимулов к росту малого и среднего бизнеса, который во всем
мире является главным источником новых рабочих мест и роста доходов населения.
Экономика
России в целом должна приобрести нормальные отраслевые пропорции. Будет
обеспечена ликвидация существующей деформации цен, а также вопиющая
диспропорция доходов отдельных групп населения. Российская экономика станет
совместимой с экономиками развитых стран, что существенно укрепит международные
позиции России. (12)
2. Основные проблемы и их анализ
2.1 темпы инфляции:
"Это
было во время инфляции. В месяц я получал 200 биллионов марок.
Деньги
выдавали по два раза в день и тут же устраивали на пол часа перерыв – чтобы
успеть пробежаться по магазинам и хоть что-нибудь купить до того, как объявят
новый курс доллара, после чего деньги обесценивались наполовину".
Эрих
М. Ремарк "Три товарища"
Безусловно, инфляция "всегда и везде является денежным
феноменом" (М. Фридман). Однако на протяжении коротких временных
интервалов темпы роста денежного предложения и цен могут отличаться под воздействием
различных факторов.
С начала 2005 года значение индекса потребительских цен (ИПЦ),
отражающего изменение цен на корзину из определенного набора товаров и услуг в
среднем по России, составило 7,3% (см. Рисунок 1). Это означает, что с начала
2005 года в среднем по РФ цены на потребительские товары и услуги увеличились
на указанную величину. В то же время за тот же период 2004 года потребительские
цены выросли лишь на 5,3%. То есть, цены росли в 2004 году медленнее, чем в2005.
Однако, индекс потребительских цен в целом по РФ отражает лишь
среднее изменение цен. В то же время в каждом отдельном регионе страны цены
могут изменяться как значительно быстрее, так и намного медленнее. Так,
например, в Эвенкийском автономном округе цены выросли на 33,6% , в Камчатской
области - на 15%, а в Волгоградской области - на 11,3%. В то же время в
Корякском АО рост цен не превысил 3%, а в Тамбовской и Архангельской областях -
5,5%. В Москве и Санкт-Петербурге потребительские товары и услуги подорожали с
начала 2005 года в среднем на 7,3% и 8,2% соответственно. То
есть воздействие инфляции на ваш личный уровень жизни зависит и
от того, где именно вы живете. Кроме того, индекс
потребительских цен рассчитывается как средневзвешенное из трех компонент:
индексов цен на продовольственные товары, непродовольственные товары и платные
услуги населению. Проигрывая в одном, вы можете выиграть в другом. В мировой
практике для сопоставимости данных принято на протяжении достаточно долгого
периода времени поддерживать структуру весов постоянной. Ведь манипулируя
весами, то есть, снижая вес фактора, показавшего больший рост цен, за счет
увеличения веса фактора, продемонстрировавшего более умеренную ценовую
динамику, можно достаточно сильно варьировать конечный показатель. К сожалению,
в РФ Росстат не публикует данные о весах факторов. Более того, можно показать,
что данные веса не являются стабильными, что вызывает большие сомнения в
адекватности предоставляемых данных, иначе говоря – конечные цифры не сообщат
нам всего того, что хотелось бы знать для полного понимания всей картины.
Значительный вклад в рост цен внесло увеличение цен на платные услуги населению
и значительное подорожание продовольственных товаров.(13)
Также уровень монетизации экономики России (отношение денежной
массы к ВВП) по-прежнему достаточно низок по сравнению с другими странами с
переходной экономикой. Таким образом, до достижения сопоставимого уровня монетизации
экономики России рост денежного предложения будет "поглощаться"
потребностью экономики в деньгах для обеспечения трансакций и сбережений. Помимо
этого рост денежной массы соседствовал с быстрым ростом доходов населения и
розничного товарооборота, так что значительная доля прироста денежного
предложения была направлена на обеспечение покупательной способности населения
и поддержание необходимо уровня ликвидности для совершения покупок. (4)
В РФ органом, одной из основных целей деятельности которого
является поддержание стабильности цен, является Центральный Банк. Под контролем
ЦБ находится предложение денег в экономике, оказывающее важнейшее влияние на
инфляцию. В большинстве развитых стран центральные банки используют три
основных рычага воздействия на денежную массу:
1) операции на открытом рынке (покупка/продажа государственных
облигаций)
2) изменение ставки рефинансирования (ставки, под которую ЦБ
выдает кредиты коммерческим банкам)
3) нормы обязательного
резервирования (банки обязаны держать определенный процент своих активов в виде
резервов в ЦБ).
4) поддержание
стабильности национальной валюты.
Однако в
России ставка рефинансирования практически не оказывает никакого влияния на
рынок, а следует за ставкой процента на межбанковском рынке. Одновременно рынок
государственных бумаг в нашей стране практически отсутствует в условиях их
отрицательной доходности. То есть их просто невыгодно покупать, они не
сберегают деньги, а лишь сохраняют какую-то их часть.(13)
Также в условиях высоких цен на основной
товар российского экспорта (нефть) в Россию поступает значительный объем валюты
и для недопущения резкого укрепления рубля ЦБ вынужден скупать эту валюту,
увеличивая тем самым не только золотовалютные резервы, но и количество денег в
экономике. Если же ЦБ хочет снизить темпы роста денежной массы и инфляцию, то
ему придется допустить значительное укрепление рубля, что негативно скажется на
российском экспорте и конкурентоспособности отечественных товаров. Необходимо не упускать из внимания и еще один важный момент:
сокращение денежной массы для борьбы с инфляцией может привести к кризису
ликвидности в банковском секторе. Кроме того, растущая экономика требует и
соответствующего роста количества денег. Поэтому чрезмерное его сокращение
способно вызвать и замедление экономической активности. В первом полугодии 2006 года инфляция снизилась, относительно
прошлого года, но это временное улучшение не является определяющим показателем.
В (таблице 2(11))указаны статистические данные по инфляции, в том числе
и ее составляющие на период 2005-2006года. (15)
|