p> В 1997 г. антидемпинговая пошлина в размере свыше 30% к стоимости была
наложена на российские трубы, ввозимые в государства - члены ЕС. 3. Стандарты и требования, связанные с безопасностью для потребителей,
санитарными нормами, требования к упаковке и маркировке. В последнее время ужесточились ограничения, связанные с обеспечением
экологической безопасности. Это: - запреты на импортные товары, если они содержат опасные вещества в
концентрации, превышающей предельные значения. - обязательства по обратной приемке упаковочных и отработанных
материалов; - экологические налоги и т. д. Одно из соглашений ГАТТ заключено по санитарным и фито-санитарным мерам.
В соответствии с ним страны имеют право вводить меры с целью защиты жизни и
здоровья людей, животных и растений, в том числе с более жесткими нормами,
чем существующие международные стандарты. Унификацией стандартов занимаются
Международная организация стандартов. Международная электротехническая
комиссия. Международная организация мер и весов. Международная организация
законодательной метрологии и др. 4. Количественные и валютные ограничения экспорта и импорта. Количественные ограничения - это прямая мера, направленная на сокращение
импорта или экспорта. В современной торгово-политической практике
применяются два основных вида количественных ограничений:
контингентирование и лицензионный порядок. ГАТТ запрещает дискриминационное
применение количественных ограничений, под которым понимается их применение
к товарам, вывезенным только из каких-то определенных стран.
Недискриминационным считается применение количественных ограничений в том
случае, если они используются в равной степени в отношении всех стран.
Выборочное использование количественных ограничений в отношении отдельных
стран разрешается ГАТТ только в том случае, если необходимо добиться
равновесия платежного баланса или по соображениям государственной
безопасности. Обострение конкурентной борьбы на мировом рынке привело к появлению
"добровольного" количественного ограничения, которое принимает на себя
экспортер. Так, еще в начале 60-х гг. развивающимся странам было навязано
долгосрочное соглашение по текстилю, которое затем переросло в
многостороннее (в котором участвует и Россия, приняв на себя "добровольное"
ограничение экспорта текстиля в Европу и США). Япония "добровольно"
ограничила экспорт автомобилей в США, Россия - кроме текстиля и изделий из
него, также некоторых других видов продукции. В случае отказа экспортера
сократить объем вывоза продукции страна-импортер может осуществить более
жесткие, неприемлемые для экспортера меры, вплоть до запрета ввоза. Одно из соглашений ГАТТ вводит запрет на "добровольные" ограничения
экспорта. Существующие подобные ограничения должны быть устранены в течение
четырех лет с момента вступления соглашения в силу. Соглашение также
устанавливает порядок проведения расследований, предваряющих введение
защитных мер на основании ст. XIX ГАТТ, и определяет критерии наличия
"серьезного ущерба", причиняемого национальной промышленности, отсутствие
которых в прошлом часто способствовало неоправданному введению подобных
мер. Наконец, оговаривается время действия защитных мер (не более 8 лет), в
течение которого должна быть осуществлена модернизация производства и
повышена конкурентоспособность соответствующей отрасли национальной
промышленности. Что касается ограничения торговли текстилем и одеждой, то в соответствии
с соглашениями ГАТТ постепенно, к 1 января 2005 г., мировая торговля этими
товарами должна вернуться к торговле по принципам и правилам ГАТТ. 5. И, наконец, пятая группа нетарифных ограничений по классификации ГАТТ
- это ограничения, связанные с механизмом платежей: импортные депозиты -
средства, вносимые в банк импортером как гарантия последующей оплаты, что
приводит к замораживанию денежных средств: налоги и налоговые льготы.
Налоги по своему воздействию аналогичны таможенным пошлинам, но пошлины
регулируются на международном уровне, и государства вынуждены с этим
считаться. Налоги регулируются только на национальном уровне, введенные
налоги на добавленную стоимость, акцизы и т. п. - это внутреннее дело
государства. В стоимости товаров, пересекающих таможенную границу, налоги
иногда составляют 50%. Налогообложение, как правило, осуществляется или в
стране происхождения товара, или в стране назначения. Чтобы исключить
двойное налогообложение, государства заключают между собой двусторонние
соглашения. Среди соглашений ГАТТ важными являются договоренности по мировой торговле
отдельными группами товаров, например молочными продуктами и говядиной, в
соответствии с которыми вводятся некоторые ограничения на государственное
регулирование цен на них, их производство и экспорт. В результате
переговоров на Уругвайском раунде были ликвидированы пошлины на некоторые
виды алкогольных напитков, строительное и сельскохозяйственное
оборудование, офисную мебель, игрушки и фармацевтические товары. Для
российских экспортеров имеет значение договоренность об отказе от всех форм
регулирования торговли сельскохозяйственной продукцией, кроме таможенных
тарифов. На Уругвайском раунде было принято соглашение о создании новой договорно-
правовой системы регулирования торговых отношений и новой организации -
Всемирной торговой организации (ВТО), которая сохраняет все основные
соглашения ГАТТ и его принципы, поэтому в литературе чаще пишут о ГАТТ/ВТО. ВТО ставит задачу достижения свободы торговли не просто ее
либерализацией, а системой так называемых увязок: решение о повышении
тарифа на один товар должно быть увязано с либерализацией импорта другого
товара. Еще одна важная задача ВТО - усиление контроля за соблюдением
подписанных соглашений. Определена процедура слушаний: по торгово-
политическому режиму какой-либо страны заслушивается национальный доклад и
доклад секретариата ВТО. Такое слушание способствует лучшей
информированности и укреплению стабильности на мировых рынках. В рамках ВТО
создан специальный орган по разрешению споров, возникающих в мировой
торговле товарами и услугами. Таким образом, четко прослеживаются тенденции усиления международной
регламентации внешнеэкономических связей и контроля за соблюдением
международных правил торговли. 3. Цели и задачи государственного регулирования внешнеэкономической
деятельности в РФ. Международный опыт государственного регулирования внешнеэкономической
деятельности используется в настоящее время в России. Новое в
государственном регулировании внешнеэкономической деятельности состоит в
самом подходе к роли государства. Этот новый подход принципиально меняет
содержание роли государства, принципов, на которых оно основывается,
содержание функций регулирования ВЭД и их соотношение; появляются новые
задачи и методы их решения. Главной задачей государственного регулирования
ВЭД является формирование ее законодательной базы, создание благоприятных
экономических и организационных условий для развития всех видов и форм ВЭД
и повышения ее эффективности. Одновременно усиливается функция контроля со
стороны государства за исполнением субъектами ВЭД действующего
законодательства, обеспечения национальной безопасности. В условиях либерализации ВЭД, необходимости соблюдения международных норм
и правил регулирующая роль государства основывается на иных, чем в условиях
административно-командной экономики, принципах. Эти принципы
государственного регулирования внешнеторговой деятельности сформулированы в
ст. 4 Закона. Среди них: - равенство участников ВЭД и их недискриминация; - защита государством прав и интересов участников ВЭД; - исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во
внешнеторговую деятельность предприятий. Государственное регулирование ВЭД включает ее финансовое, валютное,
кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение
экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в
связи с их ввозом и вывозом. Все эти направления регулирования базируются
на действующем законодательстве. Одной из важнейших функций государства является разработка концепции
внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономической политики, на основе
которой строится сотрудничество с другими странами. Долгие годы в России
господствовала государственная монополия внешней торговли, при которой
выбор стран-партнеров определялся прежде всего политическими и
идеологическими интересами. Переход к рыночной экономике означал признание
во внешней торговле эквивалентности обмена, необходимости учитывать
конкурентные преимущества России, анализировать состояние
внешнеэкономического комплекса, разрабатывать стратегию развития ВЭД. В ряде федеральных программ Правительства, начиная с 1993 г., а также в
указах Президента была разработана новая концепция, которая предполагала: - рациональное использование сложившейся сырьевой специализации России в
МРТ; - повышение валютной эффективности сырьевого экспорта; - расширение рынков сбыта и изменение их географии; - развитие экспортного потенциала и улучшение структуры экспорта; - развитие инфраструктуры ВЭД. Этой концепции соответствует новая модель сотрудничества с другими
странами, в экономической литературе ее называют "торговой" или
"конъюнктурной". Она основывается на приближении национальных цен к
мировым, предоставлении всем юридическим и физическим лицам права
самостоятельного выхода на внешний рынок. Все это - подготовка к решению
стратегической цели реформы: интеграции в мировую экономику. Новая концепция внешнеэкономической политики заключается в том, что в
современных условиях недостаточно использовать сложившуюся специализацию
России в МРТ, необходимо осуществлять целенаправленную интеграцию в мировую
экономику. Эта концепция и соответствующая ей внешнеэкономическая политика
представлены в Федеральной программе развития экспорта . Центральное место
в последней занимает совершенствование структуры российского экспорта,
повышение в нем доли товаров высокой степени обработки, развитие
прогрессивных форм международной производственной и научно-технической
кооперации, инвестиционного сотрудничества, совместной реализации
инновационных проектов. Такой концепции соответствует и новая модель -
производственно-инвестиционная, или стратегическая. Главными признаками этой модели являются: - охват всего процесса воспроизводства (инвестиционное сотрудничество
может начинаться еще на стадии подготовки проекта, а производственное и
инвестиционное - на стадии добычи полезных ископаемых и т. д.): - расширение партнерских отношений со всеми странами только на основе
взаимных экономических интересов; - совпадение с мирохозяйственной сферой. Таким образом, при производственно-инвестиционной модели экспортно-
импортные операции дополняются другими видами ВЭД - производственным
кооперированием, инвестиционным сотрудничеством. Зарубежный капитал, новые
технологии, оборудование по лизингу и т. д. начинают использоваться на всех
стадиях воспроизводственного процесса - при добыче нефти и ее переработке,
при заготовках леса и его обработке, при добыче алмазов и т. п. И тогда
вывозятся не только природные ресурсы, но и продукты их переработки. Международная кооперация способствует повышению эффективности как добычи,
так и производства и экспорта, поскольку вывозится не только сырье, но и
готовая продукция. Например, эффективность экспорта круглого леса
составляет 79%, бруса из него - 129, столярных плит -143, а пиломатериалов
- 169%. Производственно-инвестиционная модель может быть сформирована при помощи
использования отработанных мировой практикой приемов и средств
государственного регулирования. Важнейший шаг в этом направлении сделан в
Федеральной программе развития экспорта, которая определила, во-первых,
предпосылки создания модели - производственные, инвестиционные, научно-
технические, а также необходимость увеличения объемов капитальных вложений;
во-вторых, последовательность в становлении и развитии модели; в-третьих,
направления создания модели: - расширение иностранного инвестирования; - установление прямых производственных связей между предприятиями; - совместное предпринимательство; - интеграция отраслей; - налаживание сотрудничества между территориально - производственными
структурами; - совершенствование структуры внешнеэкономического комплекса. Целью государственного регулирования является создание правовых,
экономических и организационных условий, обеспечивающих эффективную
внешнеэкономическую деятельность на всех ее уровнях. На данном этапе
государство должно создавать условия реализации стратегической цели,
определенной в Федеральной программе развития экспорта: "совершенствование
структуры российского экспорта, понимаемое как длительный эволюционный
процесс повышения эффективности и масштабов экспортной деятельности на
основе расширения ассортимента и улучшения качества экспортируемой
продукции, совершенствования товарной и географической структуры экспорта,
использования прогрессивных форм международного торгово-экономического
сотрудничества". Для реализации этой цели необходимо решение комплекса
задач не только во внешнеэкономической сфере, но и в законодательстве, во
внешней политике, организации управления, подготовке кадров и т. д. При
решении задач в названных сферах любое государство, в том числе и наше,
должно учитывать следующие сложившиеся в международной практике принципы: 1. Учет требований международных организаций, например: - ГАТТ/ВТО в отношении таможенно-тарифного регулирования; - Всемирной таможенной организации в отношении таможенных процедур и их унификации: - Европейского Союза в отношении соблюдения квот экспорта отдельных видов товаров, например, текстильных; - специализированных организаций ООН; - МАГАТЭ - международного агентства по атомной энергии - по особому требованию к экспорту особых товаров - ядерных материалов и оборудования, которые могут быть использованы как в мирных, так и в военных целях. 2. Либерализация внешней торговли. 3. Торговля по мировым ценам. 4. Введение реального валютного рынка. 5. Сбалансирование платежного и торгового баланса со странами-партнерами. В соответствии с международной практикой РФ необходимо решать задачи в
области внешней политики, которые будут способствовать реализации
стратегической цели. Прежде всего, речь идет о вступлении России во
Всемирную торговую организацию, при котором двусторонняя внешнеторговая
политика России с любым государством превращается в многостороннюю с
возможностью рассмотрения торговых споров в структурах ВТО, с усложнением
процедуры введения количественных ограничений на ввоз российских товаров, с
согласованием встречных требований и многим другим. Во-вторых, это подписание соглашений с зарубежными странами,
предусматривающих либерализацию взаимной торговли, решение на уровне
межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству
проблем структуры и динамики торговых потоков между заинтересованными
странами. Подписанное между РФ и ЕС соглашение о сотрудничестве
способствует продвижению российских товаров на рынки стран - членов ЕС, на
его базе подписано соглашение между РФ и Европейским объединением угля и
стали о согласовании условий доступа российских изделий из стали на
территорию ФРГ. В-третьих, задачей в области внешней политики является формирование
торгово-политических союзов, дающих возможность противостоять коллективному
протекционизму стран - участниц региональных группировок. Большое значение имеет подписание соглашений по вопросу исключения
двойного налогообложения и защиты капиталовложений, расширение функций
российских торговых представительств за рубежом по консультированию и
информированию участников ВЭД, а также государственных органов и
общественных объединений. Особо следует выделить направления внешней политики по отношению к
государствам - членам СНГ. Экономические интересы России во многом
определяются сложившейся в предшествующие десятилетия глубокой взаимосвязью
государств - бывших республик СССР. Экономическая политика России в
отношении стран СНГ, как указано в Программе Правительства РФ "Реформы и
развитие российской экономики в 1995-1997 годах", будет направлена на: - развитие и рационализацию кооперативных хозяйственных связей в
масштабах, обеспечивающих поддержание российского производства, снабжение
(прежде всего продовольственное) населения; - сохранение ведущего положения на рынках СНГ, особенно в сфере сбыта
российской готовой продукции;
Страницы: 1, 2, 3
|