Меню
Поиск



рефераты скачать Проблемы привлечений иностранных инвестиций

p> 1.2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЙ

Инвестиционная политика — составная часть общей финансовой стратегии предприятия, которая заключается в выборе и реализации наиболее рациональных путей расширения и обновления производственного потенциала.

При выработке инвестиционной политики целесообразно руководствоваться следующими принципами.

1. Достижение экономического научно-технического и социального эффекта от рассматриваемых мероприятий. При этом для каждого объекта инвестирования используются конкретные методы оценки эффективности. По итогам такой оценки осуществляется отбор отдельных инвестиционных проектов по критерию эффективности (рентабельности). При прочих равных условиях принимаются к реализации те из них, которые обеспечивают предприятию максимальную эффективность.

2.Получение предприятием наибольшей прибыли на вложенный капитал при минимальных инвестиционных затратах.

3.Рациональное распоряжение средствами на реализацию бесприбыльных проектов, т.е. снижение расходов на достижение научно-технического, социального или экономического эффектов.

4.Использование предприятием государственной поддержки для повышения эффективности инвестиций в форме бюджетных ссуд, гарантий Правительства РФ и т. д.

5.Привлечение субсидий и льготных кредитов международных финансово кредитных организаций и частных иностранных инвесторов.

6.Обеспечение минимизации инвестиционных рисков, связанных с реализацией конкретных проектов. Влияние коммерческих рисков (строительных, производственных, транспортных и иных рисков) может быть оценено через вероятное изменение ожидаемой доходности инвестиционных проектов и соответствующее снижение их эффективности. Такие риски могут быть снижены заказчиками проектов и привлеченными инвесторами посредством самострахования, т. е. созданием финансовых резервов, диверсификации инвестиционного портфеля и коммерческого страхования. Защита от некоммерческих рисков (стихийные бедствия, аварии, беспорядки и др.) обеспечивается путем предоставления гарантий Правительства РФ и страхования инвестиций.

7.Обеспечение ликвидности инвестиций следует предусматривать в силу значительных изменений внешней инвестиционной среды, конъюнктуры рынка или стратегии развития предприятия в предстоящем периоде (году). Поэтому по отдельным объектам инвестирования может существенно снизиться доходность, что окажет негативное воздействие на общую инвестиционную привлекательность предприятия. В силу влияния этих негативных факторов часто приходится принимать решение о своевременном выходе из неэффективных проектов и реинвестировании высвобождающегося капитала. С этой целью по каждому инвестиционному объекту следует оценить уровень ликвидности инвестиций по формулам:

ОПл = ПКв - ПКт, (2)

где ОПл—общий период ликвидности конкретного объекта инвестирования,

Пкв—возможный период конверсии конкретного объекта и инвестирования в денежные средства,

ПКт—технический период конверсии инвестиций с абсолютной ликвидностью в денежные средства, принимаемый за 7 дней.

Кли= ПКт/ ПКв, (3)

где Кли — коэффициент ликвидности инвестиций, доли единицы, ПКт и ПКв - технический н возможный периоды конверсии конкретного объекта инвестирования в денежные средства.

По итогам оценки производится ранжирование проектов по критерию их ликвидности. Для реализации отбираются те из них, которые имеют максимальный уровень ликвидности.

При разработке инвестиционной политики учитываются следующие факторы:

. финансовое положение предприятия;
. технический уровень производства, наличие незавершенного строительства и не установленного оборудования;

. возможность получения оборудования по лизингу;
. наличие у предприятия как собственных, так и возможности привлечения заемных средств в форме кредитов и займов;
. финансовые условия инвестирования на рынке капитала;
. льготы, получаемые инвесторами от государства;

. коммерческая и бюджетная эффективность намечаемых к реализации проектов;
. условия страхования и получения соответствующих гарантий от некоммерческих рисков.

Потребность в ресурсах для реализации инвестиционной политики предприятия определяется его производственным и научно-техническим потенциалом, необходимым для обеспечения выпуска продукции в соответствии с запросами рынка. При оценке рынка продукции учитываются следующие факторы:

. географические границы реализации рынка данной продукции, общий объем продаж и его динамика за последние три года;

. динамика потребительского спроса, прогнозируемого на период реализации инвестиционного проекта;

. технический уровень продукции и возможности его повышения за счет реализации конкретных проектов.

Потребность предприятия в инвестиционных ресурсах соответствует расходам, которые предстоят с начала периода реализации инвестиционной политики. Стоимость объектов незавершенного строительства, оплаченного не установленного оборудования, иные затраты истекших лет не включаются в общий объем капитальных вложений предстоящего периода.

При разработке инвестиционной политики рекомендуется определить общий объем инвестиций, способы рационального использования собственных средств и возможности привлечения дополнительных денежных ресурсов с кредитного и фондового рынков.

Инвестиционные проекты в рамках долгосрочной стратегии предприятия целесообразно согласовывать между собой по объемам выделяемых ресурсов и срокам реализации исходя из достижения максимального экономического эффекта
(дохода или прибыли), полученного в ходе реализации инвестиционной политики.

Данная политика разрабатывается специалистами предприятия на 1-2 года, а долгосрочная — на период свыше двух лет. Ключевые аспекты данной политики рекомендуется учитывать при принятии решений по разработке технико- экономических обоснований (ТЭО) проектов, привлечению различных источников финансирования, участию в реализации проектов сторонних организаций в порядке долевого вклада в строительство.

Эффективность инвестиционной политики оценивается по показателям доходности и срока окупаемости инвестиций.
Указанные показатели определяются на основе бизнес-плана и предварительных расчетов по обоснованию проектов в рамках инвестиционной стратегии предприятия. Для конкретизации сроков осуществления различных мероприятий в рамках инвестиционной политики и обеспечения их финансовыми ресурсами предприятия разрабатывают бизнес-план инвестиционных проектов. Бизнес-план включает в себя следующие разделы: а) вводную часть; б) обзор состояния отрасли, к которой относится предприятие; в) производственный план реализации проектов; г) план маркетинга, и сбыта продукции; д) организационный план реализации проекта; е) финансовый план; ж) оценку экономической эффективности затрат, осуществленных в ходе реализации проекта.

Ключевым разделом бизнес-плана является финансовый план реализации проекта. Календарный план денежных потоков, поступлений и платежей в ходе реализации проекта включает три блока расчетов, относящихся к производственно-сбытовой, инвестиционной и финансовой деятельности предприятий.

Расчеты по каждому блоку завершаются определением сальдо притока и оттока денежных средств.

Сальдо поступлений и платежей от производственно-сбытовой деятельности представляет собой сумму чистой и амортизационных отчислений предприятия по годам.

Сальдо инвестиционной деятельности получается вычитанием полного объема инвестиций из инвестируемых собственных средств предприятия (кроме реинвестируемых чистой прибыли и амортизации).

Сальдо финансовой деятельности равно разности между суммой заемных средств, включая продажу эмитированных акций, необходимых для реализации проекта, и суммой средств, направляемых для погашения долга, уплаты процентов и выплаты дивидендов.

Условием успеха инвестиционного проекта является положительное значение общего сальдо денежного потока, определяемое суммированием итоговых величин сальдо производственно-сбытовой, инвестиционной и финансовой деятельности [4].

2.1. Инвестиционный климат и препятствия для усиления потока инвестиций

Готовность иностранного инвестора к вложению капитала в экономику
России зависит от существующего в ней инвестиционного климата, а он в настоящее время является неблагоприятным для широкого привлечения иностранных инвестиций.

Инвестиционная привлекательность той или иной страны определяется целым комплексом параметров. Обычно их укладывают в двухмерную матрицу
“риски-возможности” и называют инвестиционным климатом. Дословно
“инвестиционный климат” – это оценка благоприятности ситуации в стране, отрасли, регионе (общая совокупность факторов) по отношению к инвестициям.
Инвесторы взвешивают, насколько риск вложений компенсируется потенциальными возможностями, и применяют решение. Интерес к России стимулируется тем, что даже при высоких уровнях риска существуют привлекательные точки инвестирования и высокая инновационная востребованность новых технологий, относящихся по своему характеру к постиндустриальным. Что же лежит на весах возможностей?

Россия – это огромный потенциальный рынок сбыта, имеющий огромный запас природных богатств, изобилие земли, квалифицированной рабочей силы и интеллектуальных ресурсов, выгодное географическое положение. Всё это определяет основные виды мотиваций инвесторов. Так, целью (причиной) выхода
(продолжения, активизации работы) той или иной компании (прямого инвестора) на российский рынок может быть:

- ресурсоищущие мотивы инновационного механизма (дефицит сырья, кадров, энергии в своей стране),

- рыночные мотивы (ожидание доходов от увеличения продаж и операций),

- затратно-ориентированные инновационные мотивы (снижение издержек при переносе производства), высокая потребность в создании современных производительных сил на базе новых технологий,

- конкурентные мотивы (выход на новые рынки с целью продления жизненного цикла производимой продукции, востребованность которой на рынке промышленных стран падает),

- защита рыночных позиций, опережение конкурента,

- стратегические мотивы (занятие доли рынка, выход на соседние рынки, создание региональной базы),

- вынужденные мотивы (например, необходимость вывода производства из своей страны по экологическим причинам),

- организация субобслуживания для нужд инвесторов, уже работающих в

России,

- культурологические и эмоциональные мотивы (репатрианты, субъективные симпатии к стране, влияние позитивной промоушн- компании).

Для страны – реципиента воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного производства.

Стимулов инвестиции в Россию можно назвать немало, но есть и другая чаша весов, на которой размещаются риски.

Что чаще называют в виде сдерживающих факторов и препятствий для усиления потока инвестиций? На первое место инвесторы обычно ставили В
России политику. Политические риски с уходом Ельцина и избранием новой Думы претерпели качественные изменения. После избрания В.В.Путина президентом РФ есть все основания считать конструктивным взаимодействие исполнительной и законодательной ветви власти.

Одним из важнейших элементов является фактор экономической стабильности в России. Инвесторы вынуждены очень часто пересматривать свои бизнес- планы, так как за год многократно меняются различные входящие параметры (валютный курс, налоги, дополнительные издержки и т.д.). Несмотря на успешные макроэкономические показатели за последний год (относительно низкая информация, промышленный рост, увеличение капитальных вложений, благоприятная конъюнктура на мировых сырьевых рынках), просматриваются опасения относительно их устойчивости в дальнейшем в зависимости от конъюнктурных факторов. Нужны структурные, фундаментальные подтверждения устойчивости роста. Сдерживающим фактором является отсутствие целостной государственной политики привлечения иностранных инвестиций. Окончательно не определён инвестиционный режим (либо государство идёт на преференции, либо он равноправный или дискриминационный в пользу внутреннего производителя), не продемонстрированы и не прописаны приоритеты (по отраслям, видам инвестиций), до конца не обеспечены механизмы гарантий
(защита прав собственности, репатриация прибыли). Тормозящим фактором является слабое информационное обеспечение процесса инвестиций (плохая статистика, разрозненность и расхождение источников, недостаточная прозрачность). Плохо организован системный и стратегический маркетинг инвестиций в России. Практически отсутствуют активные акции (реклама, в западной прессе, централизованные сайты, мероприятия по Investors
Relations). Плохо проработаны с точки зрения сравнительного права и стимулирования инвестиций основные законы: закон об акционерных обществах
(нет понятия корпорации, есть расхождения в понятиях акции), требует доработки закон об иностранных инвестициях.

Банковская система и фондовый рынок не соответствуют задачам проводников инвестиций и их перераспределения в реальный сектор. Остро стоит проблема налогов (дело преимущественно не в количестве, а в частой их сменяемости, в возможности различных толкований налоговых приложений).
Сказывается и отличие системы российского бухгалтерского учёта (в России преобладает направленность на учёт налогов, а не выявление реальных бизнес- процессов). Наблюдается слабость законодательной и исполнительской
“культуры” и судебных методов решения споров. Высоки транзакционные издержки выхода на российский рынок. Плохой пример инвесторам показывает бегство российского капитала и ограниченность внутренних инвестиций.

Наконец, огромная, если не сказать базовая, проблема – это российский бизнес-менталитет: В России часто не доверяют иностранным инвесторам, ждут лёгких денег, искусственно торопят процесс, не соблюдают договорённые обязательства. Налицо кризис деловой репутации довольно значительной части российского бизнеса.

Однако мало искать все эти проблемы – надо искать пути их решения.

2.2. Инвестиционный рынок: конъюнктура

I квартала 2002 года

Анализируя мотивы инвестирования, можно сказать, что в современных условиях в России они смещены в сторону краткосрочного текущего спроса, обеспечивающего скорое получение прибыли. Привлечение инвестиций в реальный сектор экономики остается проблемой номер один.

Дальнейший экономический рост России уже напрямую зависит от возможностей наращивания инвестиций в эффективные проекты реального сектора экономики, и в первую очередь обрабатывающих и высокотехнологических отраслей.

В I квартале 2002 г. отмечалось замедление темпа роста практически по всем основным направлениям развития экономики. Рост объема инвестиций в основной капитал по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года сохранялся, но на весьма низком, как и за последние два года, уровне.

За январь – март 2002 г., по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, в сфере инвестиционной деятельности можно отметить следующие тенденции:

. наблюдался спад инвестиционной активности, который выразился в замедлении роста объема инвестиций в основной капитал (с учетом крупных и средних организаций, малого предпринимательства, индивидуальных застройщиков, объема неформальной деятельности);

. доля инвестиций в основной капитал в общем объеме инвестиций в нефинансовые активы сохранилась на уровне предыдущего года;

. продолжает сохраняться превышение объема финансовых вложений над объемом инвестиций в основной капитал, но в их структуре несколько уменьшилась доля краткосрочных вложений;

. в структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования собственные средства превысили привлеченные на 7,2%, доля средств бюджетов субъектов федерации осталась на том же уровне, что и в аналогичный период 2001 г., снизилась доля заемных средств других организаций;

. замедление темпа роста объема работ, выполненных по договорам строительного подряда, и снижение темпа роста цен производителей в строительстве позволяет прогнозировать падение спроса на строительные работы со стороны институциональных инвесторов, при этом сохраняется рост объема жилищного строительства, что в определенные периоды развития экономики отмечалось при росте ожиданий ускоренной девальвации рубля;

. при росте объема иностранных инвестиций в нефинансовый сектор экономики России в их структуре произошел серьезный сдвиг в пользу портфельных инвестиций за счёт ПИИ.

По данным Госкомстата РФ (принимая во внимание изменение методики учета инвестиций), существенно замедлился рост объема инвестиций в основной капитал. В январе – марте 2002 г. в сопоставимых ценах он увеличился на
1,2% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (за январь – март
2000 г. – на 13,5%, за тот же период 2001 г. – на 5,8%).

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.