p> Тенденция территориального разрыва нефтедобывающей и
нефтеперерабатывающей промышленности еще больше усилилась в связи с
превращением Западной Сибири в главную базу добычи нефти страны. В
настоящее время там имеется лишь один центр переработки нефти в Омске,
куда поступает небольшая часть добываемого в районе жидкого топлива,
действует и Тобольский нефтехимический комбинат. Для транспортировки нефти создана большая сеть нефтепроводов. По
размеру грузооборота нефтепроводный транспорт в 2,5 раза превзошел
железнодорожный в части перевозок нефти и нефтепродуктов.
Транспортировка нефти по нефтепроводам стоит в настоящее время дороже, чем
перевозка по воде, но значительно дешевле, чем перевозка по железной
дороге. На железной дороге основной поток нефти образуется в Западной
Сибири и Поволжье. Из Западной Сибири нефть по железной дороге
транспортируется на Дальний Восток, Южный Урал и страны центральной
Азии. Из Урала нефть везут на Запад, Северный Кавказ и Новороссийск. Транспортировка нефти водным путем обходится дешевле и
экономичней других видов транспортировки, однако, из-за географических
особенностей нашей страны используется мало, в основном при перевозки
нефти на экспорт, а также по внутренним бассейнам страны (Ленский,
Амурский) и северному морскому пути. Трубопроводы - наиболее эффективное средство транспортировки
нефти (исключая морские перевозки танкерами). Пропускная способность
нефтепровода диаметром 1200 мм составляет 80-90 млн. т в год при скорости
движения потока нефти 10-12 км/ч. Трубопроводный транспорт является важной
под отраслью нефтяной промышленности. На сегодняшний день сформировалась
развитая сеть магистральных нефтепроводов, которая обеспечивает поставку
более 95% всей добываемой нефти при средней дальности перекачки 2300 км.
В целом вся сеть нефтепроводов представлена двумя неравными по значимости и
условиям управления группами объектов: внутри региональными, межобластными
и системой дальних транзитных нефтепроводов. Первые обеспечивают
индивидуальные связи промыслов и заводов, вторые - интегрируют потоки
нефти, обезличивая ее конкретного владельца. Связывая очень большое число
нефтедобывающих предприятий одновременно со многими нефтеперерабатывающими
заводами и экспортными терминалами, нефтепроводы этой группы образуют
технологически связную сеть - единый объект экономического и режимного
управления, которая получила название системы дальних транзитных
нефтепроводов и в которую входят такие трубопроводы, как Нижневартовск -
Курган - Самара; Усть-Балык - Курган - Уфа- Альметьевск; Сургут - Полоцк;
Холмогоры - Клин; Самара - Тихорецкая; система нефтепроводов "Дружба" и
другие трубопроводы, включая выходы к экспортным терминалам. В свое время создание нефтяной базы между Волгой и Уралом намного
улучшило снабжение нефтью центральных и восточных районов страны. Занимая
выгодное транспортно-географическое положение, Волго-Уральский район вызвал
появление целой системы магистральных нефтепроводов, идущих по следующим
направлениям: на восток - Туймазы - Омск - Ангарск; Туймазы - Омск; Уфа
-Новосибирск (нефтепродукты); Уфа - Курган - Петропавловск
(нефтепродукты);на запад- нефтепровод "Дружба" от Альметьевска через Самару-
Брянск до Мозыря (Белоруссия), откуда в Польшу, Германию, Венгрию,
Чехию, а также с ответвлением: Унеча - Полоцк – Вентспилс; Самара - Пенза
- Брянск (нефтепродукты); Альметьевск Нижний Новгород - Рязань - Москва с
ответвлением Нижний Новгород Ярославль - Кириши (Северо - Запад);на юг -
Пермь - Альметьевск; Альметьевск - Саратов; Ишимбай - Орск. Формирование в Западной Сибири главной нефтяной базы страны изменило
ориентацию основных потоков нефти. Волго-Уральский район теперь "повернут"
целиком на запад. Важнейшие функции дальнейшего развития сети
магистральных нефтепроводов перешли к Западной Сибири. Отсюда нефтепроводы
идут по следующим направлениям: На запад - Усть-Балык - Курган -
Альметьевск; Нижневартовск -Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон -
Одесса; Сургут - Новополоцк; Самара - Лисичанск - Грозный - Баку;на юг -
Шаим - Тюмень; Усть-Балык - Омск - Павлодар - Чимкент-Чарджоу. На восток -
Александровское - Анжеро-Судженск. Для транспортировки нефти на запад,
так и восток используются трубопроводы Волго-Уральского района восточного
направления. Из других магистральных направлений, возникших под влиянием добычи
нефти в разных районах, выделяются Волгоград - Новороссийск; Грозный -
Армавир -Туапсе; Грозный - Армавир - Донбасс (нефтепродукты); Ухта -
Ярославль; Оха - Комсомольск-на-Амуре. В настоящее время нефтяная промышленность России находится в
состоянии глубокого кризиса, что обусловило резкое падение добычи нефти.
Только в 1992г. она уменьшилась по сравнению с предыдущим годом более чем
на 60 млн. т и в 1993г. еще на 40-45 млн. т. Выход из сложившегося
кризисного положения в нефтяной промышленности Правительство Российской
Федерации и Минтопэнерго связывают не только с дополнительными
государственными инвестициями, но и с последовательным развитием рыночных
отношений. Предприятия отрасли должны самостоятельно зарабатывать
необходимые для их отрасли средства, а Правительство - создавать им для
этого необходимые экономические условия. Поставки нефти для государственных нужд сокращены до 20 % ее
добычи, остальные 80 % предприятия имеют право реализовать самостоятельно.
Ограничивается лишь вывоз ее из России, чтобы не оставить российский рынок
без нефтепродуктов в условиях существующего несоответствия внутренних и
мировых цен на нефть. Практически снят контроль за уровнем внутренних цен
на нефть. Государство регулирует лишь предельно допустимый уровень
рентабельности в цене. Важное значение для повышения эффективности
функционирования нефтяного комплекса России имеет работа по
акционированию и приватизации. В процессе акционирования принципиальные
изменения происходят в организационных формах. Государственные
предприятия по добыче и транспорту нефти, ее переработке и
нефтепродуктообеспечению преобразуются в акционерные общества открытого
типа. При этом 38% акций указанных обществ остается в государственной
собственности. Для коммерческого управления пакетами акций, находящихся
в государственной собственности. Для управления акционерными обществами по транспорту нефти и
нефтепродуктов созданы акционерные компании "Транснефть" и
"Транснефтепродукт", которым передается 51% акций акционерных обществ. В
связи с особенностями функционирования предприятий по транспорту нефти и
нефтепродуктов их приватизация в настоящее время запрещена. Образуются вертикально-интегрированные компании(ВИК)- это объединение
компаний геологоразведки, и нефтедобычи с компаниями нефтепереработки и
сбыта. Среди таких компаний выделяют: « ЛУКойл» - 40 % акций у государства, около 100 дочерних компаний и
предприятий. В том числе 40 сервисных компаний, 24 совместных предприятия,
7 нефтедобывающих ( Когалымнефтегаз, Лангеппаснефтегаз, Урайнефтегаз,
Пермьнефть, Нижневолжскнефть, Калининградморнефтегаз, астраханьнефть) и 2
нефтеперерабатывающих ( Волгограднефтепереработка и Перпмьнефтеоргсинтез ),
3 финансовоинвестиционные компании ( 1о % российского рынка
нефтепродуктов). «Сиданко» - 51% акций у группы "ОНЭКСИМ - МКФ" (компания "Интеррос-
ойл", входящая в "Интеррос", в сентябре 1996 г. стала победителем
инвестиционного конкурса по продаже 34% уставного капитала "Сиданко"^),
свыше 100 тыс. работающих. Третье место среди нефтяных ВИК после "Юкос" и
"ЛУКойл". Средняя глубина нефтепеработки - 59%, самая высокая в России. При
460 тыс. барр. / сутки добычи нефти дает 7% всей российской добычи. Владеет
широкой распределительной сетью: 766 АЗС, 159 нефтебаз, на которых
сосредоточено 21,4 млн. барр. В составе "Сиданко" нефтедобывающие
"Варьеганнефтегаз", "Кондпетролеум", "Удмуртнефть", "Черногорнефть",
"Саратовнефтегаз"; нефтеперерабатывающие АО "Ангарская нефтехимическая
компания", Саратовский НПЗ, Хабаровский НПЗ, 14 компаний по
нефтепродуктообеспечению; 3 производящих оборудование, одно в сфере НИОКР
АО "Крекинг". «Сургутнефтегаз» образована в марте 1993 г. Нефтедобычу ведет
"Сургутнефтегаз", переработку - "Киришинефтеоргсинтез",
продуктообеспечением занимаются 9 предприятий, имеет морской терминал -
"Ручьи". Объем добычи - 670 тыс. барр./сутки. «Юкос» - 78% акций компании получил "Менатеп" в результате залогового
аукциона в 1995 г. Добычу ведут "Юганскнефтегаз", "Самаранефтегаз",
переработка нефти осуществляется на Новокуйбышевском НПЗ и
"Куйбышевнефтеоргеинтезе". На 8 предприятиях сосредоточено
нефтепродуктообеспечение. В структуре "Юкос" имеются два предприятия по
производству автоматизированного оборудования и 2 НИИ в сфере НИОКР; одна
организация занята строительством, экспортом и ремонтом оборудования.
Финансовые услуги предоставляют "Токобанк", "ЗапСибкомбанк",
"Юганскнефтебанк", "Промрадтех-банк", Тюменская фондовая биржа. Товарная
биржа. "Юкос" занимает 3-е место среди ВИК по объему нефтепереработки - 334
тыс. барр./сутки. НК "Роснефть" (70 тыс. человек персонала, акции 89 предприятий, не
вошедших ни в одну ВИК, в 1995 г. были переданы в доверительное управление
"Роснефти"). Нефтедобывающие компании - "Пурнефтегаз",
"Сахалинморнефтегаз", "Краснодарнефтегаз", "Ставропольнефтегаз",
"Термнефть", "Дагнефть", "Архангельскнефтедобыча", "Калм-нефть".
Нефтеперерабатывающие - Комсомольский НПЗ, "Краснодарнефтеоргсинтез",
Туапсинский НПЗ, Московский экспериментальный завод нефтепродуктов. 16
предприятий нефтепродуктообеспечения, 8 совместных предприятий, 5
вспомогательных сервисных компаний - "Удмуртгеология", ГИВЦ "Нефтегаз",
"Нефтегазснаб", "Роснефтеимпекс", "Роснефтекомплект", АСУ "Нефтепродукт". «Сибнефть" дает 7% добычи нефти России (407 тыс. барр./сутки). В ее
состав нефтеперерабатывающая компания "Ноябрьскнефтегаз",
нефтеперерабатывающая АО "Омский НПЗ", нефтепродуктообеспечивающая -
"Омскнефтепродукт", сервисное предприятие "НоябрьскНГгеофизика". "Славнефть" образована 27 июня 1994 г., входит в состав первой
транснациональной российско-белорусской нефтяной ВИК. Нефтедобычей
занимаются "Мегионнефтегаз" и "Мегионнефтегазгеология", нефтепереработкой -
Мозырский НПЗ, "Ярославнефтеоргсин-тез", Ярославский НПЗ им. Менделеева,
нефтепродуктообеспечением - "Ярославнефте-продукт", "Костромнефтепродукт",
Ивановонефтепродукт". Среди финансово-торговых структур - "Славбанк",
"Международный торговый дом Славойл". " Тюменская нефтяная компания" образована 9 августа 1995 г. Объем добычи
-454 тыс. барр./сутки, переработки - 172 тыс. Ее нефтедобывающие компании
-"Нижневартовскнефтегаз", "Тюменьнефтегаз", "Обьнефтегазгеология",
Рязанский нефтеперерабатывающий завод, 5 нефтепродуктообеспечивающих
предприятий и по одному в строительстве и геологоразведке.[5] Переход к рынку влечет за собой многие проблемы, в том числе и
сложности перестройки на рыночные отношения целых регионов,
специализирующихся на добыче нефти .Положения усугубляется в условиях
падения нефтедобычи и уменьшения рыночных цен на жидкое топливо. Примером
такого региона может быть Тюменская область. .Хозяйство Тюменской
области после более чем 25-летнего периода интенсивного развития нефтяной и
газовой промышленности характеризуют следующие черты: исключительная ориентация на добычу нефти и газа и отсюда повышенная
чувствительность ко всем изменениям конъюнктуры рынка энергоносителей,
которая может стать пагубной в условиях рыночной экономики; истощение основы экономического потенциала — падение добычи нефти уже
началось (причем темпами, ранее казавшимися невозможными); 3. "широтная" специализация районов Тюменской (как, кстати, и Томской) области: южные районы специализированы на производстве сельскохозяйственной продукции, примыкающие к ним районы — на глубокой переработке углеводородного сырья, далее к северу — нефте- и газодобывающие районы. Если на первых этапах освоения "широтные" связи были весьма слабыми, то по мере увеличения добычи на севере они значительно окрепли (особенно со строительством меридиональной железной дороги); На эти особенности наложил отпечаток действовавший хозяйственный
механизм, и в печальном итоге: — отсутствие долгосрочной экономической перспективы у северных районов — к
настоящему времени неизвестно как дальше развивать их хозяйство (и стоит ли
вообще его развивать) и что делать с возникшими на севере городами (которые
строились во многом стихийно, исходя только из задачи увеличить добычу
нефти и газа); — острота нерешенных социальных и экологических проблем; — стихийный характер формирования территориальных пропорций в хозяйстве
области — "широтная" специализация не полностью учитывает возможности и
преимущества каждой зоны. Проблемы развития экономики региона как системы сбалансированных и
взаимосвязанных видов хозяйственной деятельности решались в
централизованной экономике лишь в той степени, в какой это соответствовало
приоритетам и интересам Центра. В первую очередь решались проблемы,
связанные с функционированием нефтегазового сектора — геологоразведкой,
строительством, добычей и транспортировкой углеводородного сырья. В
соответствии с требованиями развития этого сектора решались проблемы
строительства жилья и объектов региональной инфраструктуры (дорог, портов,
причалов, систем связи). Отличительной особенностью являлся также ярко
выраженный ведомственный подход к решению региональных проблем — каждое
министерство бывшего СССР было заинтересовано в решении только тех проблем,
которые соответствовали его интересам. Попытки координации — увы,
безрезультатные — предпринимались и на региональном уровне, и на уровне
бывшего Госплана СССР. Ярким примером является строительство Тобольского
нефтехимического комбината — единственного крупного предприятия по
переработке легких углеводородов, ориентированного на получение химической
продукции (каучуков). Начатое в 1974 г. строительство комбината не
закончено и до настоящего времени на предприятии получают только маномеры,
которые транспортируют для дальнейшей переработки в другие районы. Как
показывают наши' исследования, данный комбинат мог бы стать полюсом
интенсивного экономического роста в южной части Тюменской области. Однако
сам регион не располагал средствами для его сооружения, а центральные
ведомства не были заинтересованы в своевременном завершении строительства. Фактически Тюменской области отводилась (и пока еще отводится) роль
насоса, обеспечивающего переток чистого дохода в централизованную копилку
(сначала союзную, а затем российскую) и одновременно резко ограничивающего
поток в обратном направлении, на нужды развития региона. Заниженные цены на
нефть приводили, например, к следующему: валовой доход объединения
"Нижневартовскнефтегаз" (разрабатывающего все еще эффективное Самотлорское
месторождение) составил в 1989 г. 1 млрд. 850 млн. руб. Из этой суммы почти
миллиард был изъят в госбюджет, а оставшейся суммы не хватило, чтобы
обеспечить финансирование производственных и социальных программ. Поэтому
объединение вынуждено было "просить" у государства недостающие 300 млн.
руб. Думается, можно сделать однозначный вывод — административно-командное
планирование и управление, основанное на отраслевом принципе и остаточном
финансировании региональных программ, не в состоянии создать условия для
устойчивого экономического развития территории в долгосрочной
перспективе.[6] Перспективы развития нефтяной промышленности России на
предстоящий период в определяющей мере зависят от состояния ее сырьевой
базы. Россия обладает крупными ресурсами нефти. Ожидается открытие новых
крупных месторождений на шельфах северных и восточных морей, в
Восточной Сибири. Не исключена вероятность открытия крупных месторождений
в Западной Сибири. РОССИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ НЕФТИ Внедрение новых методов и технологий добычи нефти сдерживается
необходимостью высоких капитальных вложений. Сотрудничество с иностранными
фирмами в области нефтегазодобывающей отрасли приобретает все большие
масштабы. Это вызывается как необходимостью привлечения в создавшихся
экономических условиях иностранного капитала, так и стремлением
использования применяемых в мировой практике наиболее прогрессивных
технологий и техники разработки нефтегазовых месторождений, которые не
получили должного развития в отечественной промышленности. Практически с самого начала проявления нефтяного фактора в
международных отношениях изменились и основы формирования внешней политики
заинтересованных государств. В качестве действующих лиц стали выступать два
компонента: правительства и крупнейшие нефтяные компании. При этом
последние выступали в качестве инициатора большинства внешнеполитических
шагов на международной арене. Исполнительная власть не выступает в
отношении нефтяного рынка как однородная сторона. Такая ситуация характерна
и для России. На практике между оказывающими воздействие на нефтяной рынок
министерствами существуют различия в подходе к большинству актуальных для
нефтяников проблем. Например, в начале 1995 г. Минтопэнерго пыталось
снизить пошлину на экспорт нефти с 23 ЭКЮ до 15. Поддержанное министерством
внешних экономических связей Минтопэнерго, однако, натолкнулось на резкое
сопротивление министерства финансов, защищавшее интересы бюджета. Вопрос
решался на уровне главы правительства, и министерство финансов сумело
настоять на своем. Практически все вопросы, затрагивающие нефтяной рынок,
решаются между различными министерствами и ведомствами путем длительных
согласований и ждущий решения должен набраться терпения. Другое дело, что
нефтяные компании, как правило, активно лоббируют свои интересы в
правительственных коридорах и пользуются при необходимости разногласиями
между различными министерствами,
Страницы: 1, 2, 3
|