Меню
Поиск



рефераты скачать Проблемы нефтяной промышленности России

p> Тенденция территориального разрыва нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности еще больше усилилась в связи с превращением Западной Сибири в главную базу добычи нефти страны. В настоящее время там имеется лишь один центр переработки нефти в Омске, куда поступает небольшая часть добываемого в районе жидкого топлива, действует и Тобольский нефтехимический комбинат.

Для транспортировки нефти создана большая сеть нефтепроводов. По размеру грузооборота нефтепроводный транспорт в 2,5 раза превзошел железнодорожный в части перевозок нефти и нефтепродуктов.
Транспортировка нефти по нефтепроводам стоит в настоящее время дороже, чем перевозка по воде, но значительно дешевле, чем перевозка по железной дороге.

На железной дороге основной поток нефти образуется в Западной
Сибири и Поволжье. Из Западной Сибири нефть по железной дороге транспортируется на Дальний Восток, Южный Урал и страны центральной
Азии. Из Урала нефть везут на Запад, Северный Кавказ и Новороссийск.

Транспортировка нефти водным путем обходится дешевле и экономичней других видов транспортировки, однако, из-за географических особенностей нашей страны используется мало, в основном при перевозки нефти на экспорт, а также по внутренним бассейнам страны (Ленский,
Амурский) и северному морскому пути.

Трубопроводы - наиболее эффективное средство транспортировки нефти (исключая морские перевозки танкерами). Пропускная способность нефтепровода диаметром 1200 мм составляет 80-90 млн. т в год при скорости движения потока нефти 10-12 км/ч. Трубопроводный транспорт является важной под отраслью нефтяной промышленности. На сегодняшний день сформировалась развитая сеть магистральных нефтепроводов, которая обеспечивает поставку более 95% всей добываемой нефти при средней дальности перекачки 2300 км.
В целом вся сеть нефтепроводов представлена двумя неравными по значимости и условиям управления группами объектов: внутри региональными, межобластными и системой дальних транзитных нефтепроводов. Первые обеспечивают индивидуальные связи промыслов и заводов, вторые - интегрируют потоки нефти, обезличивая ее конкретного владельца. Связывая очень большое число нефтедобывающих предприятий одновременно со многими нефтеперерабатывающими заводами и экспортными терминалами, нефтепроводы этой группы образуют технологически связную сеть - единый объект экономического и режимного управления, которая получила название системы дальних транзитных нефтепроводов и в которую входят такие трубопроводы, как Нижневартовск -
Курган - Самара; Усть-Балык - Курган - Уфа- Альметьевск; Сургут - Полоцк;
Холмогоры - Клин; Самара - Тихорецкая; система нефтепроводов "Дружба" и другие трубопроводы, включая выходы к экспортным терминалам.
В свое время создание нефтяной базы между Волгой и Уралом намного улучшило снабжение нефтью центральных и восточных районов страны. Занимая выгодное транспортно-географическое положение, Волго-Уральский район вызвал появление целой системы магистральных нефтепроводов, идущих по следующим направлениям: на восток - Туймазы - Омск - Ангарск; Туймазы - Омск; Уфа
-Новосибирск (нефтепродукты); Уфа - Курган - Петропавловск
(нефтепродукты);на запад- нефтепровод "Дружба" от Альметьевска через Самару-
Брянск до Мозыря (Белоруссия), откуда в Польшу, Германию, Венгрию,
Чехию, а также с ответвлением: Унеча - Полоцк – Вентспилс; Самара - Пенза
- Брянск (нефтепродукты); Альметьевск Нижний Новгород - Рязань - Москва с ответвлением Нижний Новгород Ярославль - Кириши (Северо - Запад);на юг -
Пермь - Альметьевск; Альметьевск - Саратов; Ишимбай - Орск.
Формирование в Западной Сибири главной нефтяной базы страны изменило ориентацию основных потоков нефти. Волго-Уральский район теперь "повернут" целиком на запад. Важнейшие функции дальнейшего развития сети магистральных нефтепроводов перешли к Западной Сибири. Отсюда нефтепроводы идут по следующим направлениям: На запад - Усть-Балык - Курган -
Альметьевск; Нижневартовск -Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон -
Одесса; Сургут - Новополоцк; Самара - Лисичанск - Грозный - Баку;на юг -
Шаим - Тюмень; Усть-Балык - Омск - Павлодар - Чимкент-Чарджоу. На восток -
Александровское - Анжеро-Судженск. Для транспортировки нефти на запад, так и восток используются трубопроводы Волго-Уральского района восточного направления.

Из других магистральных направлений, возникших под влиянием добычи нефти в разных районах, выделяются Волгоград - Новороссийск; Грозный -
Армавир -Туапсе; Грозный - Армавир - Донбасс (нефтепродукты); Ухта -
Ярославль; Оха - Комсомольск-на-Амуре.

В настоящее время нефтяная промышленность России находится в состоянии глубокого кризиса, что обусловило резкое падение добычи нефти.
Только в 1992г. она уменьшилась по сравнению с предыдущим годом более чем на 60 млн. т и в 1993г. еще на 40-45 млн. т. Выход из сложившегося кризисного положения в нефтяной промышленности Правительство Российской
Федерации и Минтопэнерго связывают не только с дополнительными государственными инвестициями, но и с последовательным развитием рыночных отношений. Предприятия отрасли должны самостоятельно зарабатывать необходимые для их отрасли средства, а Правительство - создавать им для этого необходимые экономические условия.

Поставки нефти для государственных нужд сокращены до 20 % ее добычи, остальные 80 % предприятия имеют право реализовать самостоятельно.
Ограничивается лишь вывоз ее из России, чтобы не оставить российский рынок без нефтепродуктов в условиях существующего несоответствия внутренних и мировых цен на нефть. Практически снят контроль за уровнем внутренних цен на нефть. Государство регулирует лишь предельно допустимый уровень рентабельности в цене. Важное значение для повышения эффективности функционирования нефтяного комплекса России имеет работа по акционированию и приватизации. В процессе акционирования принципиальные изменения происходят в организационных формах. Государственные предприятия по добыче и транспорту нефти, ее переработке и нефтепродуктообеспечению преобразуются в акционерные общества открытого типа. При этом 38% акций указанных обществ остается в государственной собственности. Для коммерческого управления пакетами акций, находящихся в государственной собственности.

Для управления акционерными обществами по транспорту нефти и нефтепродуктов созданы акционерные компании "Транснефть" и
"Транснефтепродукт", которым передается 51% акций акционерных обществ. В связи с особенностями функционирования предприятий по транспорту нефти и нефтепродуктов их приватизация в настоящее время запрещена.

Образуются вертикально-интегрированные компании(ВИК)- это объединение компаний геологоразведки, и нефтедобычи с компаниями нефтепереработки и сбыта. Среди таких компаний выделяют:

« ЛУКойл» - 40 % акций у государства, около 100 дочерних компаний и предприятий. В том числе 40 сервисных компаний, 24 совместных предприятия,
7 нефтедобывающих ( Когалымнефтегаз, Лангеппаснефтегаз, Урайнефтегаз,
Пермьнефть, Нижневолжскнефть, Калининградморнефтегаз, астраханьнефть) и 2 нефтеперерабатывающих ( Волгограднефтепереработка и Перпмьнефтеоргсинтез ),
3 финансовоинвестиционные компании ( 1о % российского рынка нефтепродуктов).

«Сиданко» - 51% акций у группы "ОНЭКСИМ - МКФ" (компания "Интеррос- ойл", входящая в "Интеррос", в сентябре 1996 г. стала победителем инвестиционного конкурса по продаже 34% уставного капитала "Сиданко"^), свыше 100 тыс. работающих. Третье место среди нефтяных ВИК после "Юкос" и
"ЛУКойл". Средняя глубина нефтепеработки - 59%, самая высокая в России. При
460 тыс. барр. / сутки добычи нефти дает 7% всей российской добычи. Владеет широкой распределительной сетью: 766 АЗС, 159 нефтебаз, на которых сосредоточено 21,4 млн. барр. В составе "Сиданко" нефтедобывающие
"Варьеганнефтегаз", "Кондпетролеум", "Удмуртнефть", "Черногорнефть",
"Саратовнефтегаз"; нефтеперерабатывающие АО "Ангарская нефтехимическая компания", Саратовский НПЗ, Хабаровский НПЗ, 14 компаний по нефтепродуктообеспечению; 3 производящих оборудование, одно в сфере НИОКР
АО "Крекинг".

«Сургутнефтегаз» образована в марте 1993 г. Нефтедобычу ведет
"Сургутнефтегаз", переработку - "Киришинефтеоргсинтез", продуктообеспечением занимаются 9 предприятий, имеет морской терминал -
"Ручьи". Объем добычи - 670 тыс. барр./сутки.

«Юкос» - 78% акций компании получил "Менатеп" в результате залогового аукциона в 1995 г. Добычу ведут "Юганскнефтегаз", "Самаранефтегаз", переработка нефти осуществляется на Новокуйбышевском НПЗ и
"Куйбышевнефтеоргеинтезе". На 8 предприятиях сосредоточено нефтепродуктообеспечение. В структуре "Юкос" имеются два предприятия по производству автоматизированного оборудования и 2 НИИ в сфере НИОКР; одна организация занята строительством, экспортом и ремонтом оборудования.
Финансовые услуги предоставляют "Токобанк", "ЗапСибкомбанк",
"Юганскнефтебанк", "Промрадтех-банк", Тюменская фондовая биржа. Товарная биржа. "Юкос" занимает 3-е место среди ВИК по объему нефтепереработки - 334 тыс. барр./сутки.

НК "Роснефть" (70 тыс. человек персонала, акции 89 предприятий, не вошедших ни в одну ВИК, в 1995 г. были переданы в доверительное управление
"Роснефти"). Нефтедобывающие компании - "Пурнефтегаз",
"Сахалинморнефтегаз", "Краснодарнефтегаз", "Ставропольнефтегаз",
"Термнефть", "Дагнефть", "Архангельскнефтедобыча", "Калм-нефть".
Нефтеперерабатывающие - Комсомольский НПЗ, "Краснодарнефтеоргсинтез",
Туапсинский НПЗ, Московский экспериментальный завод нефтепродуктов. 16 предприятий нефтепродуктообеспечения, 8 совместных предприятий, 5 вспомогательных сервисных компаний - "Удмуртгеология", ГИВЦ "Нефтегаз",
"Нефтегазснаб", "Роснефтеимпекс", "Роснефтекомплект", АСУ "Нефтепродукт".

«Сибнефть" дает 7% добычи нефти России (407 тыс. барр./сутки). В ее состав нефтеперерабатывающая компания "Ноябрьскнефтегаз", нефтеперерабатывающая АО "Омский НПЗ", нефтепродуктообеспечивающая -
"Омскнефтепродукт", сервисное предприятие "НоябрьскНГгеофизика".

"Славнефть" образована 27 июня 1994 г., входит в состав первой транснациональной российско-белорусской нефтяной ВИК. Нефтедобычей занимаются "Мегионнефтегаз" и "Мегионнефтегазгеология", нефтепереработкой -
Мозырский НПЗ, "Ярославнефтеоргсин-тез", Ярославский НПЗ им. Менделеева, нефтепродуктообеспечением - "Ярославнефте-продукт", "Костромнефтепродукт",
Ивановонефтепродукт". Среди финансово-торговых структур - "Славбанк",
"Международный торговый дом Славойл".

" Тюменская нефтяная компания" образована 9 августа 1995 г. Объем добычи
-454 тыс. барр./сутки, переработки - 172 тыс. Ее нефтедобывающие компании
-"Нижневартовскнефтегаз", "Тюменьнефтегаз", "Обьнефтегазгеология",
Рязанский нефтеперерабатывающий завод, 5 нефтепродуктообеспечивающих предприятий и по одному в строительстве и геологоразведке.[5]

Переход к рынку влечет за собой многие проблемы, в том числе и сложности перестройки на рыночные отношения целых регионов, специализирующихся на добыче нефти .Положения усугубляется в условиях падения нефтедобычи и уменьшения рыночных цен на жидкое топливо. Примером такого региона может быть Тюменская область. .Хозяйство Тюменской области после более чем 25-летнего периода интенсивного развития нефтяной и газовой промышленности характеризуют следующие черты:

исключительная ориентация на добычу нефти и газа и отсюда повышенная чувствительность ко всем изменениям конъюнктуры рынка энергоносителей, которая может стать пагубной в условиях рыночной экономики;

истощение основы экономического потенциала — падение добычи нефти уже началось (причем темпами, ранее казавшимися невозможными);

3. "широтная" специализация районов Тюменской (как, кстати, и Томской) области: южные районы специализированы на производстве сельскохозяйственной продукции, примыкающие к ним районы — на глубокой переработке углеводородного сырья, далее к северу — нефте- и газодобывающие районы. Если на первых этапах освоения "широтные" связи были весьма слабыми, то по мере увеличения добычи на севере они значительно окрепли (особенно со строительством меридиональной железной дороги);

На эти особенности наложил отпечаток действовавший хозяйственный механизм, и в печальном итоге:

— отсутствие долгосрочной экономической перспективы у северных районов — к настоящему времени неизвестно как дальше развивать их хозяйство (и стоит ли вообще его развивать) и что делать с возникшими на севере городами (которые строились во многом стихийно, исходя только из задачи увеличить добычу нефти и газа); — острота нерешенных социальных и экологических проблем;

— стихийный характер формирования территориальных пропорций в хозяйстве области — "широтная" специализация не полностью учитывает возможности и преимущества каждой зоны.

Проблемы развития экономики региона как системы сбалансированных и взаимосвязанных видов хозяйственной деятельности решались в централизованной экономике лишь в той степени, в какой это соответствовало приоритетам и интересам Центра. В первую очередь решались проблемы, связанные с функционированием нефтегазового сектора — геологоразведкой, строительством, добычей и транспортировкой углеводородного сырья. В соответствии с требованиями развития этого сектора решались проблемы строительства жилья и объектов региональной инфраструктуры (дорог, портов, причалов, систем связи). Отличительной особенностью являлся также ярко выраженный ведомственный подход к решению региональных проблем — каждое министерство бывшего СССР было заинтересовано в решении только тех проблем, которые соответствовали его интересам. Попытки координации — увы, безрезультатные — предпринимались и на региональном уровне, и на уровне бывшего Госплана СССР. Ярким примером является строительство Тобольского нефтехимического комбината — единственного крупного предприятия по переработке легких углеводородов, ориентированного на получение химической продукции (каучуков). Начатое в 1974 г. строительство комбината не закончено и до настоящего времени на предприятии получают только маномеры, которые транспортируют для дальнейшей переработки в другие районы. Как показывают наши' исследования, данный комбинат мог бы стать полюсом интенсивного экономического роста в южной части Тюменской области. Однако сам регион не располагал средствами для его сооружения, а центральные ведомства не были заинтересованы в своевременном завершении строительства.

Фактически Тюменской области отводилась (и пока еще отводится) роль насоса, обеспечивающего переток чистого дохода в централизованную копилку
(сначала союзную, а затем российскую) и одновременно резко ограничивающего поток в обратном направлении, на нужды развития региона. Заниженные цены на нефть приводили, например, к следующему: валовой доход объединения
"Нижневартовскнефтегаз" (разрабатывающего все еще эффективное Самотлорское месторождение) составил в 1989 г. 1 млрд. 850 млн. руб. Из этой суммы почти миллиард был изъят в госбюджет, а оставшейся суммы не хватило, чтобы обеспечить финансирование производственных и социальных программ. Поэтому объединение вынуждено было "просить" у государства недостающие 300 млн. руб.

Думается, можно сделать однозначный вывод — административно-командное планирование и управление, основанное на отраслевом принципе и остаточном финансировании региональных программ, не в состоянии создать условия для устойчивого экономического развития территории в долгосрочной перспективе.[6] Перспективы развития нефтяной промышленности России на предстоящий период в определяющей мере зависят от состояния ее сырьевой базы. Россия обладает крупными ресурсами нефти. Ожидается открытие новых крупных месторождений на шельфах северных и восточных морей, в
Восточной Сибири. Не исключена вероятность открытия крупных месторождений в Западной Сибири.

РОССИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ НЕФТИ

Внедрение новых методов и технологий добычи нефти сдерживается необходимостью высоких капитальных вложений. Сотрудничество с иностранными фирмами в области нефтегазодобывающей отрасли приобретает все большие масштабы. Это вызывается как необходимостью привлечения в создавшихся экономических условиях иностранного капитала, так и стремлением использования применяемых в мировой практике наиболее прогрессивных технологий и техники разработки нефтегазовых месторождений, которые не получили должного развития в отечественной промышленности.

Практически с самого начала проявления нефтяного фактора в международных отношениях изменились и основы формирования внешней политики заинтересованных государств. В качестве действующих лиц стали выступать два компонента: правительства и крупнейшие нефтяные компании. При этом последние выступали в качестве инициатора большинства внешнеполитических шагов на международной арене. Исполнительная власть не выступает в отношении нефтяного рынка как однородная сторона. Такая ситуация характерна и для России. На практике между оказывающими воздействие на нефтяной рынок министерствами существуют различия в подходе к большинству актуальных для нефтяников проблем. Например, в начале 1995 г. Минтопэнерго пыталось снизить пошлину на экспорт нефти с 23 ЭКЮ до 15. Поддержанное министерством внешних экономических связей Минтопэнерго, однако, натолкнулось на резкое сопротивление министерства финансов, защищавшее интересы бюджета. Вопрос решался на уровне главы правительства, и министерство финансов сумело настоять на своем. Практически все вопросы, затрагивающие нефтяной рынок, решаются между различными министерствами и ведомствами путем длительных согласований и ждущий решения должен набраться терпения. Другое дело, что нефтяные компании, как правило, активно лоббируют свои интересы в правительственных коридорах и пользуются при необходимости разногласиями между различными министерствами,

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.