Меню
Поиск



рефераты скачать Проблемы использования энергоресурсов в Украине

p> Сектор производства Украина - ЕС

Чугун и сталь 32 20

Сахар 1,8 0,9

Стекло 14 7

Кирпич 1,9 1,8

Цемент 6,3 3,8
На национальном уровне показатели эффективности использования энергии должны играть исключительно важную роль при выборе приоритетных направлений для инвестирования и при определении прогресса в эффективном использовании энергии в пределах всей страны.
Строительный сектор. Строительство новых и реконструкция уже построенных зданий без учета необходимости экономии энергии, особенно тогда, когда проектировщики и строители не ощущают ответственности перед теми, кто оплачивает счета за отопление, является недопустимым. В странах ЕС установлены очень строгие нормы тепловых характеристик зданий и их компонентов: герметичности и вентиляции, теплоизоляции и т.д. Актуальным становится энергетическая паспортизация зданий и сооружений.
Второй шаг предусматривает анализ качественных показателей, которые характеризуют уровни полноты законодательства в энергосбережении, стандартов и правил, регулирующих эффективность использования энергии. Они базируются на количественных данных, что приведенных в нормативных документах. Наиболее ярким примером в этой области является строгость строительных норм в отношении потерь тепла и изоляционных материалов.
Другие примеры — стандарты на расход топлива автомобилями или стандарты, регламентирующие КПД бытовых приборов и обязательное наличие счетчиков тепловой и электрической энергии, расходов газа и т.п.
Третий шаг необходим для оценки качественных показателей, которые отражают ход сокращения удельного энергопотребления в экономике страны. Они включают: потенциал поставок энергосберегающего оборудования, отвечающего современным требованиям, создания необходимых баз данных; наличие доступной информации и возможность подготовки кадров; общие уровни знаний и умений, позволяющие осуществлять консультации в области энергосбережения (энергоконсалтинг); уровень мастерства при внедрении энергосберегающих проектов.

Системная стратегия энергосбережения

Cистемная стратегия состоит из взаимозависимых пяти важных блоков: надежность энергоснабжения; политика цен; законодательство и нормативная база; непосредственно программы эффективности использования энергии; защита окружающей среды.
Среди заданий, включенных в блоки системной стратегии, имеются уже достаточно известные (находящиеся в рассмотрении, воплощаемые в жизнь, например, государственная поддержка программ энергосбережения в бюджетной сфере) и те, которые не нашли отражения в действиях государственных и негосударственных учреждений. Системная стратегия требует решения этих задач в комплексе, что позволит расчистить дорогу от имеющихся преград.

Надёжность энергоснабжения

Следует применять самые эффективные средства обеспечения надёжности энергоснабжения. Наиболее очевидные способы достижения этой цели включают следующее:

1. максимальное использование местных источников энергии (поскольку постоянной проблемой Украины является то, что спрос на энергоресурсы превышает возможности их поставки за счет местных ресурсов);

2. поощрение применения различных видов топлива с целью исключить доминирование одного из них (потребитель должен иметь право выбрать тот или другой энергоноситель на основе соответствующих технико- экономических расчетов);

3. создание условий для стимулирования конкуренции и доступ третьей стороны к электросети (возможность подключения к конкурирующим сетям или источникам энергии);

4. для поставок нефти и газа важно налаживание хороших и долгосрочных связей с различными странами (не только с Россией и Туркменистаном, но и со странами Ближнего Востока и другими);

5. выполнить строительство нефтепровода и нефтетерминала “Южный” (Одесса-

Броды);

6. Расчёт за поставляемую энергию должен осуществляться только живыми деньгами;

7. Перейти на расчеты за транзит энергоносителей исключительно в

(твердой) валюте;

8. Осуществить строительство нефтепроводов на побережье Черного моря

(чтобы уменьшить зависимость от российской нефти);

9. Придерживаться международных договоров относительно транзитных перевозок энергоносителей;
10. Ускорить введение в эксплуатацию энергоблоков на Хмельницкой и

Ровенской АЭС и Киевской ТЭЦ-6;
11. Осуществить реконструкцию ТЭС, реконструкция должна осуществляться только с целью создания маневренной мощности (общая маневренная генерирующая мощность Украины должна составлять не менее 30 %);
12. При поставках угля для ТЭС следует перейти уже в 2001 году на закупку его по калориям вместо вала;
13. Выполнить реконструкцию нефтегазопроводов и нефтетерминалов;
14. Осуществить реконструкцию действующих гидроэлектростанций и достройку

Днестровской ГАЭС на Днестре и Ташлицкой на Южном Буге;
15. Осуществить подключение объединенной энергетической системы (ОЭС)

Украины к энергетической системе Европы с использованием вставок постоянного тока;
16. Создать условия для совместной работы ОЭС Украины и России.
Украина продолжает прилагать усилия к тому, чтобы эффективное использование энергии помогло сократить импорт топлива и содействовало повышению надежности электроснабжения за счет значительного распространения возобновляемых источников энергии, для этого необходимо:

1. Создать единую государственную программу разработки и внедрения средств с использованием возобновляемых источников энергии: энергии ветра, солнечной энергии (солнечные коллекторы и солнечные батареи), тепла окружающей среды, геотермальной энергии, энергетической биомассы

(энергетические сельскохозяйственные культуры, древесина, солома, твердые бытовые отходы, биогаз);

2. Провести инвентаризацию потенциалов по каждому виду энергетической биомассы и создать карту Украины по энергетической биомассе;

3. Осуществить поэтапный переход в коммунально-бытовом секторе средних и малых городов и сёл на использование комбинированного производства тепла и электрической энергии на основе биомассы (отходы соломы, древесины, щепок, деревянных гранул и др.);

4. Создать условия для разработки и внедрения оборудования, создания инфраструктуры по производству и поставкам биомассы в соответствии с возможностями регионов Украины.

Политика цен и тарифов

1. Цены должны отражать реальные расходы, механизм их образования должен быть понятным и прозрачным, включая цены на услуги энергоснабжающих компаний, которые предоставляются потребителям;

2. Перейти от использования “правил использования энергии” к “правилам купли-продажи энергии”, для создания которых должны привлекаться представители общественных организаций;

3. Законодательно обеспечить запрет использования других (кроме “правил купли-продажи энергии”) ведомственных актов (различных условий на поставку и подключение к соответствующим сетям);

4. Сбор платежей за использованную энергию должен быть принудительным;

5. Законодательно обеспечить возможность сбора платежей на условиях предоплаты за энергию;

6. При поставке электрической энергии с ограничениями или временным отключением ввести “тарифы с прерываниями”, которые учитывали бы эти явления (поставщик будет иметь право применять штрафные санкции за нарушение соответствующего договора потребителем, а последний будет платить меньшую цену за поставку ему энергии с пониженной надежностью);

7. Выбор системы тарифов должен быть открытым и доступным для потребителей при заключении договоров на поставку энергии.

Законодательство и нормативная база

Важным для внедрения политики энергосбережения является принятие новых и внесение изменений и дополнений в существующие законы и нормативные акты
Украины.

1. Введение новых законов: “Об условиях функционирования оптового рынка электроэнергии”, “О Национальной комиссии регулирования энергетики”,

“О Концепции энергетической политики Украины”, “Об альтернативных источниках энергии” и др. предоставит энергосбережению новые возможности, поскольку будут приняты соответствующие правила игры в энергетической сфере. Внесение изменений в существующие законы и акты требует внимания в вопросах корегирования их относительно стимулирования энергосбережения. Эти изменения разработаны и представлены Госкомэнергосбережением Украины.

2. При наличии условий глобализации мировой экономики разработать национальную программу и соответствующую законодательную и нормативную базу для создания совместных структур с надежными партнерами иностранных государств, которые бы имели целью извлечение максимальной пользы для Украины из ее транспортных возможностей, что будет значительным вкладом в обеспечение гармонизации энергоснабжения- энергопотребления (система ЭС-ЭП) при постепенном развитии жизнедеятельности населения государства (следует помнить, что дальнейшее пассивное участие Украины в решении загрузки существующих нефтегазотранспортных трубопроводов и неопределенность в вопросах параллельной работы электрических сетей с Россией и сетями европейских государств является очень серьезной ошибкой для будущего государства.

Мы ожидаем, что этот вопрос решится сам собой, и спорим о возможных вариантах, и теряем время, а именно сейчас мы являемся свидетелями того, как корпорации других государств, которые объединяются, создают обходные магистрали газотранспортной системы. Но это только начало пути, следующим шагом будут электрические сети через внедрение вставок постоянного тока. Это черты глобализации мировой экономики, которые основываются не на целесообразности межгосударственных дружеских отношений, на которые мы так любим надеяться, а на жестком экономическом прагматизме).

3. Государственная система управления энергосбережением должна выполнять функции: управления с позиций создания законодательной и нормативной базы; оценки потенциала энергосбережения, перспективного и краткосрочного прогнозирования приоритетов; координации региональных действий, определения политики и организации мероприятий по популяризации, подготовке кадров и повышению квалификации в этих областях; создания единого для Украины информационного пространства и включения его в международную сеть. координации научных разработок; сопровождения крупных пилотных проектов.

1. Государственная система управления энергоснабжением и энергосбережением ни при каких условиях (непосредственно или через свои фирмы) не должна выполнять конкретные научные работы, осуществлять их внедрение, инспектировать организации и предпринимать любые другие действия, связанные с конкретной деятельностью на уровне предприятий любой формы собственности, поскольку из-за увлечения этими функциями трудно определять стратегические действия, что отрицательно скажется на достижении глобальной цели – повышении энергоэффективности.

2. НКРЭ должна быть независимой государственной системой управления.

3. Перейти от системы нормирования энергии к применению энергоаудита совместно с контролем и нормализацией энергопотребления. (Украина унаследовала систему норм и стандартов на использование энергии в промышленности от бывшего Советского Союза. Главная их функция состояла в обеспечении централизованного планирования, а не в управлении энергопотреблением. По мере спада промышленного производства система нормирования для технологических и/или производственных подразделений и предприятий в целом становилась все более бесполезной, а с всё возрастающей приватизацией объектов становится даже вредной. Нормативные данные на единицу выпускаемой продукции (нормативные показатели работы – НПР) являются индикаторами, способными учитывать различные обстоятельства использования энергии на объектах. Примеры различных типов условий, учитываемых НПР: различие в типе и качестве продукции; учет различия готовых продуктов и полуфабрикатов; учет различия в сырье; учет различных процессов и энергетических ресурсов; учет времени использования и погодных условий

(например, для воздушных систем отопления и кондиционеров). Удельные расходы и НПР обычно получают из энергетических обзоров, используемых на разных объектах с одним видом деятельности, их готовят правительственные отделы управления или торговые организации.

Сравнение их на конкретном объекте укажет, как этот объект отличается от национальных (международных) показателей. Однако это даст только очень ограниченную, лимитированную информацию о том, какие аспекты использования энергии лучше или хуже обычных – не более. Сравнения данных о потреблении энергии на базе удельных расходов и НПР известны и применяются лишь как "моментальное фото", так как они рассматривают расход энергии только через конкретный фиксированный промежуток времени и при определенных условиях, и они не должны выступать в виде арбитра при анализе эффективности производственных участков и промышленных предприятий. В Украине же ошибочно используют НПР для

“нормирования энергии” (как важного инструмента энергосбережения).

Фактически делается попытка нормировать “различия обстоятельств” или нормировать субъективизм. Как альтернатива нормированию расхода энергоносителей, что зачастую является рычагом к сокрытию потенциала энергосбережения и поэтому не служит решению его проблем, предлагается использовать энергоаудит в сочетании с контролем и нормализацией энергопотребления. Эти две задачи позволяют определить основные направления энергосбережения на конкретных предприятиях (энергоаудит) и в динамике осуществлять текущую коррекцию энергопотребления, использующую удельные расходы энергопотребления во взаимосвязи с параметрами технологических процессов, тем самым осуществляя нормализацию энергопотребления. Однако НПР все же полезны для контроля эффективности использования энергии на уровне конечного потребителя

(электропривод технологической установки, холодильные установки и др.)

Нужно систематически с помощью средств массовой информации

(бюллетеней, журналов) информировать инженерно-техничекую общественность о мировых и отечественных достижениях абсолютных величин НПР по отдельным технологиям, оборудованию, производствам и их сокращению).

4. Перейти от инспектирования к энергоаудиту, экспертизе и консалтингу по вопросам энергосбережения на промышленных предприятиях любой формы собственности и постепенно для организаций бюджетной сферы. (Следует помнить, что в условиях рынка энергоемкость уменьшается естественным путем, поскольку эффективность использования энергии диктуется финансовыми соображениями. Это вынуждает предпринимателей действовать рационально и не жалеть денег на более современное энергоэффективное оборудование).

5. Следует отказаться от создания государственных программ энергосбережения, построенных на основе сбора, суммирования, анализа данных, полученных от отраслевых министерств, и на этой базе заниматься планированием энергосбережения. (Альтернативным является вариант оценки потенциала и установление приоритетов по реализации программ энергосбережения на долгосрочную и краткосрочную перспективу на основе анализа данных о “горизонтальных” и “вертикальных” технологиях. “Горизонтальные” – это все технологии, применяемые в разных секторах энергопотребления (электрическое освещение, двигатели, компрессорные установки, бойлеры, и пр.). “Вертикальные” - технологии, которые являются специфическими, т.е. они предназначены для работы в определенных условиях (подземные горнодобывающие машины, мартеновские печи и пр.).

Эффективность использования энергии

Повышение эффективности использования энергии будет способствовать повышению надежности энергоснабжения, улучшению экологической ситуации и снижению расходов на импорт энергоносителей. Сюда относятся:

1. Выделение субсидий или финансовой поддержки программам энергосбережения. (Поскольку вкладывать деньги в энергосбережение намного выгоднее, чем осваивать новые источники энергии, политика использования таких стимулов, как налоговые льготы и займы под низкий процент для проведения мероприятий по энергосбережению администрациями всех уровней (от правительства до местных органов управления), экономически целесообразна. Для проектов по энергосбережению особо остро стоит проблема денежных средств в период экономического спада.

Надо помнить, что инвестиции — это важнейший фактор решения проблем энергосбережения).

2. Широкое внедрение программ подготовки, переподготовки кадров, информирования населения и популяризации энергосбережения. (Опыт развитых стран свидетельствует, что обеспечение необходимой информацией о способах экономии энергии является простой, но очень эффективной мерой. По данным США, средства, израсходованные на информирование, привлекают в энергосберегающие проекты в 2,5 раза больше капиталовложений, чем израсходованные на налоговые стимулы.

Очень важной становится деятельность информационно-консультационных центров для населения).

3. Непосредственно программы управления энергопотреблением, которые, несмотря на их явную привлекательность, не нашли надлежащего внимания в Украине (но значительное внимание им уделяется в США). Они состоят из:
Управление электрической нагрузкой, которая необходима для выравнивания графиков нагрузки энергосистем и осуществляется путем снижения нагрузки потребителей в часы максимума нагрузки энергосистем, что предполагает создание внепиковых режимов работы оборудования, кратковременное отключение второстепенного оборудования и приборов в периоды суточного максимума нагрузки в энергосистеме, перенесение нагрузок потребителей с периодов
"пиков" в периоды "провалов" нагрузок энергосистемы и т.д. Большое значение имеет автоматизация и системы управления электропотреблением. Вместе с тем, эффективное управление электрической нагрузкой станет реальным только при наличии следующих условий:
-Во-первых, очевидно, что в рыночных условиях потребители электрической энергии будут регулировать режимы энергопотребления необходимым образом только в том случае, если у них возникнет экономическая заинтересованность в создании маневренной электрической нагрузки, то есть заинтересованность во внепиковом потреблении электроэнергии. Такая заинтересованность достигается использованием прогрессивной системы тарифов на электрическую энергию. В условиях рынка электроэнергии эффективное выполнение тарифами
“дополнительной” функции управления приобретает особо важное значение.
-Во-вторых, кроме экономической заинтересованности, потребители электроэнергии должны иметь реальные средства для управления электрической нагрузкой с точки зрения наличия у них конкретных методик, программного обеспечения и набора мероприятий для управления электрической нагрузкой.
-В-третьих, ни практическое использование прогрессивных тарифов на электрическую энергию, ни сама деятельность по регулированию электрической нагрузки потребителями просто невозможна без наличия у них современных технических средств учета и управления электропотреблением. Неэффективность тарифов на электрическую энергию и отсутствие современных технических средств учета и управления электропотреблением создают ситуацию, в которой потребители не заинтересованы в создании программ управления нагрузкой, да и просто не могут выполнять такие программы.
-В-четвертых, как с целью создания упомянутых выше условий для управления энергоиспользованием, так и непосредственно для эффективного осуществления такого управления особо необходимым является разработка и утверждение соответствующих нормативно-правовых документов. Эти документы должны стать юридическим основанием для своевременного внедрения и правильного использования прогрессивных тарифов на электрическую энергию, технических средств, а также конкретных методов и мероприятий по управлению электропотреблением.
Постепенный “подъем с колен” промышленности Украины требует внедрения новых технологий и оборудования. Поэтому именно сейчас необходимо создавать и внедрять методики, нормативные документы по вопросам управления энергоиспользованием, которые помогут выбрать правильный путь проектирования новых или реконструкции действующих объектов с учетом управления их электрической нагрузкой.
Управление энергоэффективностью конечных потребителей энергии , для чего необходимо создать новое, более энергоэффективное оборудование
(переоборудование, доукомплектование, изменение конструкции или режима функционирования, автоматизация и т.п.), а также систему стимулов, включая налоговые льготы и займы с низкими ставками. (Рассмотрим такой пример.
Дополнительные расходы на улучшение теплоизоляции холодильника составляют около 44 немецких марок. Без этой теплоизоляции 30 холодильников каждый год потребляют 6000 кВт·ч электроэнергии. Для их работы следует либо увеличить мощность электростанций и сети на 1кВт, либо устранить эту потребность в электроэнергии, улучшив теплоизоляцию холодильников. Инвестиционные расходы при этом составляют для новой атомной электростанции около 500 немецких марок за 1 кВт.ч в год (включая уплату процентов с капитала и налоги), за
10 лет - 5000 немецких марок за 1 кВт.ч. А теплоизоляция 30 холодильников
(средний срок эксплуатации - 10 лет) стоит всего 2640 немецких марок. Кроме того, для производства 6000 кВт·ч электроэнергии соответствующие эксплуатационные расходы, по данным работающих на станциях эксплуатационников, составили бы не менее 240 немецких марок в год. А для работы 30 теплоизолированных холодильников не требуется никаких дополнительных эксплуатационных расходов. Стоит подумать и о том, что в результате увеличения производства электроэнергии возникнут дополнительные расходы на ее распределение. И с точки зрения загрязнения окружающей среды, и с точки зрения расходов ресурсов вариант увеличения выработки электроэнергии явно хуже. Если здравомыслящему человеку задать вопрос, куда вкладывать капитал — в развитие электростанций для дальнейшего удовлетворения потребностей в электроэнергии или в мероприятия по рациональному ее использованию, — он, несомненно, выберет второе решение
(т.е. в пользу теплоизоляции холодильников).

Охрана окружающей среды

1. Необходимо осуществлять контроль и добиваться уменьшения выбросов в атмосферу CO2, NOx и Sox;

2. Цены на энергию должны отображать реальные расходы на восстановление окружающей среды;

3. Ядерная безопасность должна быть приоритетным направлением политики в области энергетики;

4. Необходимо провести инвентаризацию выбросов и поглощений парниковых газов, создать национальный кадастр выбросов парниковых газов;

5. Внедрение программ “совместного внедрения” энергосберегающих проектов с зарубежными странами на базе соответствующих сертифицированных квот на сокращение выбросов парниковых газов согласно Киотскому протоколу

(что может обеспечить потенциальный источник самофинансирования энергоэффективных проектов).
Опыт западных стран свидетельствует, что отдельные должностные лица не всегда действуют рационально, нередко возводя серьезные препятствия на пути эффективного использования энергии. В Украине ситуация еще сложнее.
Проведенный анализ барьеров на пути энергоэффективности и намеченная системная стратегия их преодоления должны способствовать уменьшению
“критической массы” существующих на сегодняшний день барьеров, что позволит
Украине выйти из состояния энергетического кризиса и стать на путь построения цивилизованного рыночного общества.


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.