Неравенство же в доходах обеспечивает экономическую эффективность, но
сопровождается социальной несправедливостью в виде
значительной имущественной дифференциации
общества.
Таким образом, выбор между равенством и
неравенством доходов превращается
в выбор между «социальной справедливостью» и «экономической эффективностью»
Конечно, «рыночное» распределение доходов несправедливо, но оно хотя бы в состоянии компенсировать эту несправедливость экономической эффективностью производства, обеспечивающей совокупный продукт в
размерах достаточных для поддержки малоимущих в
виде трансфертных платежей и крупных социальных
программ (это и есть «социально-ориентированное
рыночное хозяйство»).
«Справедливое» же распределение доходов означает подрыв стимулов к эффективной
работе и завершается обычно тем, что справедливо распределять становится просто нечего. Это хорошо подтвердил
так называемый «Шведский социализм», в результате стремления правительства к
социальной справедливости экономическая эффективность экономики значительно
упала и страна оказалась на пороге экономического кризиса.
Таким образом, социальная политика государства в рыночном хозяйстве
должна быть весьма тонким инструментом, с одной стороны, она призвана
способствовать социальной стабильности и смягчению социальной напряженности,
а с другой – никоим образом не подрывать стимулов предпринимательства и
высокоэффективного труда по найму[5].
С этих позиций приходится признать, что
«несправедливая экономическая эффективность» сегодня имеет объективное преимущество перед «неэффективной
социальной справедливостью» И хотя их сближение составляет содержание социально-экономического
прогресса, в обозримый исторический период названная альтернатива сохраняет свою жесткую однозначность.
2.3. Направления стабилизационной политики в России
Целью уменьшения дифференциации
общества является образования некоего “среднего класса” как приспособления
общества – большинства населения – к рыночным условиям.
Наличие, рост среднего класса в любой
стране рассматриваются как свидетельство эффективности проводимых
преобразований, как критерий того, что реформы идут в правильном направлении и
приобретают необратимый характер. Большой удельный вес среднего класса в
системе социальной стратификации является одним из существенных признаков
общества, определяемого как "развитое", "цивилизованное".
В то же время отсутствие среднего класса после десяти лет реформ служит
аргументом для тех, кто настаивает на радикальном изменении политического
курса.
Эти обстоятельства часто придают
идеологическую окраску дискуссиям о среднем классе. Так, нередко звучит мысль
о том. что в дореформенном, постсоветском обществе средний класс фактически
существовал, но был "размыт", погублен курсом реформ, а его место
заняли полукриминальные “элементы”. Согласно противоположной точке зрения,
средний класс неизбежно должен сложиться в результате стабильного
функционирования рыночной экономики. При этом сторонники обеих точек зрения,
как правило, ограничиваются указанием на наличие некоторых известных критериев
отнесения к среднему классу (уровень образования, социально-профессиональный
статус).
Однако делать однозначные выводы о
наличии среднего класса в социалистическую и постсоциалистическую эпохи
нельзя. Помимо обычных признаков отнесения к этому тезису, есть и "классические"
признаки и функции среднего класса в обществе. Прежде всего – это основной
экономический донор: бюджет страны складывается из налогов широкого слоя
налогоплательщиков, рассматривающих себя как опору государства и по этой причине
наделенных правом контролировать его расходы. Понятно, что
административно-командная экономика предполагала лишь декоративные формы контроля,
типа "народного контроля". К тому же система уравнительного
распределения доходов предусматривала совершенно иные принципы формирования
налоговой базы о том, что у страны есть бюджет, принятие которого на полгода
становится главным делом парламента, страна узнала сравнительно недавно.
Другая важнейшая функция среднего
класса – его ведущая роль в процессе вертикальной мобильности. Основные
социальные перемещения в обществе происходят как внутри среднего класса, так и
между ним и другими элементами социальной структуры. Именно свободные каналы
восходящей вертикальной мобильности, ясные перспективы социального роста,
базой которого выступают образование и уровень квалификации, должны
обеспечивать высокий уровень благосостояния представителей среднего класса. В
СССР, безусловно, был высок престиж образования, его уровень обеспечивал
достижение относительно высоких профессиональных позиций. Но карьерный рост
имел предел, преодоление которого было связано с вступлением в партию, другими
демонстративными проявлениями лояльности к режиму, то есть факторами, лежащими
в иной плоскости, нежели профессионально-квалификационные.
В "экономике дефицита"
величина дохода напрямую не определяла характер потребления. Уровень
престижного потребления достигался с помощью "блата", связей или определялся
статусом должности в виде пайков, ордеров и т. л. Таким образом, была закреплена
зависимость соответствующего социального слоя от власти, не означавшая,
впрочем, полной поддержки советского режима. Речь, конечно, идет о внутренней
поддержке, поскольку при формальной и безальтернативной системе выборов внешняя
поддержка была обеспечена на 99,9%. Поэтому существовавшая в СССР прослойка,
хотя и обладала некоторыми чертами классического среднего класса, не являлась
им по своим социальным функциям. Это был класс, который в плановой экономике не
имел никаких шансов превратиться в настоящий средний класс.
Каковы же перспективы формирования
среднего класса в нашей стране сегодня? Во многом они зависят от успешной
адаптации населения, формирования продуктивных моделей
социально-экономического поведения, адекватных сложившейся хозяйственной ситуации.
Характеристики процесса адаптации в настоящее время очевидны. Прежде всего, на
смену доминировавшим ранее надеждам на государство приходит существенно большая
ориентация населения на собственные силы и возможности. Жестко заданные и ограниченные
типы социально-экономического поведения уступают место разнообразию типов
социального действия. На смену прямому и непосредственному властному
хозяйственному и идеологическому контролю приходят такие универсальные
регуляторы, как деньги и правовые нормативы. Новые способы и стандарты
поведения обусловлены различными источниками формирования, хотя часто они не
корректируются ни устойчивыми нравственными нормами, ни правовыми санкциями.
В общественном мнении сформировалось
вполне определенное понимание законов вертикальной мобильности: путь наверх
невозможен без нужных связей и денег, причем деньги часто являются производной
от связей. Трудолюбие и наличие профессии, пользующейся спросом, – факторы
второго уровня. Что же касается знаний и опыта, то их считают необходимым
условием продвижения к успеху далеко не большинство опрошенных.
Невостребованность квалифицированного
персонала или востребованность только при наличии нужных связей деформирует
цепочку: образование – квалификация – доходы – долгосрочные сбережения – уровень
потребления, обеспечивающую формирование и развитие среднего
класса. Образование не гарантирует получение работы с перспективами роста.
Работа не гарантирует доход: зарплата у представителей одной профессии в
частном и государственном секторах различается на порядок. Доход не
гарантирует статус, поскольку многие источники высоких доходов незаконны. А
противоречивость законодательства, несовершенство налоговой системы превращают
практически любое предприятие в правонарушителя и вынуждают владельцев
предприятий при найме работников обращать внимание не столько на
их профессиональные и деловые качества, сколько на факторы, подтверждающие их
безусловную "надежность". При этом доверие со стороны нанимателя и
лояльность со стороны работника поддерживаются жесткими санкциями в виде
"отлучения" от источников дохода или потери рабочего места.
Широко распространено мнение, что
общество не вышло из полосы нестабильности, не исключено резкое изменение
принципов финансовой политики, в экономической политике имеет место
"чехарда законов", "законы непоследовательны и противоречат
друг другу", "существующая система не стимулирует легальную
деятельность". Отсутствие доверия к власти и ее финансовым институтам
лишает потенциальный средний класс возможности строить долгосрочные стратегии
роста благосостояния и переводит значительную часть возможных накоплений в
сферу потребления.
Также о кризисном характере адаптации
говорит и несбалансированность взаимосвязей статусно-ролевых позиций и социальной
идентичности, что "выливается" в неустойчивые формы социального
поведения. Невозможность реализации большинством населения своих
социально-экономических притязаний, повышения или хотя бы поддержания социального
статуса будет блокировать продвижение по всем другим направлениям преобразований,
создавать социальное напряжение, препятствующее нормальному функционированию
системы социальных институтов, замедляющее формирование социальной структуры с
прочной фиксацией социальных ролей и функций.
Нельзя обойти вниманием и
политическую самоидентификацию потенциального среднего класса, которая в
принципе должна отражать его ориентацию на стабильность политической
ситуации. Политическая самоидентификация заключается прежде всего в делегировании
властных полномочий в форме электорального поведения. Оказавшись в сфере
взаимодействия различных политических партий и движений, индивид должен сделать
"осознанный выбор" в пользу политической организации, в наибольшей
степени выражающей его интересы. В условиях, когда не "работает"
традиционная политическая шкала западноевропейского типа, а рациональный
прагматизм не подкреплен институционально, встает задача поиска
"работающего" индикатора политической идентификации. На наш взгляд,
прослеживается определенная взаимосвязь между степенью адаптированности населения
и существующим спектром политических взглядов различных групп населения. В
этой связи жизнеспособность каждого из вариантов социально-экономического
развития страны, предлагаемых различными политическим силами, фактически
детерминируется успехом адаптации населения к новым условиям жизни. Размах и
темп социально-экономических реформ также объективно диктуются адаптационным
потенциалом населения.
Хотя в целом тенденции адаптации
населения свойственны кризисные черты, в обществе имеется социальный слой,
характеризующийся сформированными специфическими образцами социального
поведения, обладающий устойчивостью, которую он стремится закрепить и
легитимизировать. Созданы жизненный стиль, социально-культурное поле, элементы
которого активно представлены в обществе. Однако следует учитывать два существенных
момента: во-первых, относительную немногочисленность этого слоя (примерно 7%
всего населения); во-вторых, его замкнутость, ориентацию на социальное взаимодействие
преимущественно в "своей" среде, своеобразную кастовость, символом
которой является "демонстративное потребление" (по Т. Веблену).
Таким образом, реально можно говорить
о высшем слое, которому присущи все основные черты сформированной социальной
страты: нормы и санкции, поддерживающие ее устойчивость, культурные символы
взаимодействия, практически завершившийся процесс оформления групповой
идентичности и связанный с последней образ жизни.
Ничего подобного нельзя сказать о
среднем слое, для которого характерна дисгармония отношений между типом
идентичности и занимаемой статусной позицией. Можно выделить несколько причин,
по которым формирование масштабного среднего класса оказалось заблокированным.
Прежде всего это связано с механизмом приватизации. способствовавшим созданию
крупных, но не средних и мелких собственников, хотя именно такая цель была
поставлена в качестве основной "архитекторами" приватизации,
Вторая причина – торможение
восходящей социальной мобильности. Потенциальное ядро среднего класса,
которое, по нашим оценкам, включает примерно 15-20% населения, характеризуется
адаптационными навыками, реализацией достаточно успешных стратегий
социально-экономического поведения. Все это, однако, еще не делает данную часть
общества "классом в себе", поскольку, хотя и имеются важные предпосылки
формирования среднего класса, практически отсутствуют, во-первых, стереотипы
массового социокультурного поведения, а во-вторых, устойчивая
самоидентификация, которая должна быть обеспечена идеологической поддержкой,
выступающей в виде признания особого достоинства, символической оплаты за
издержки адаптационных усилий.
Тем более нельзя говорить о
"классе для себя", так как сегодня средние слои не имеют серьезных
рычагов влияния на макроэкономические и политические процессы. Нестабильность
политической ситуации, отсутствие последовательности и предсказуемости в действиях
властей, значимых горизонтальных связей, реальной поддержки авторитетных
общественных организаций делают представителей данного слоя уязвимыми перед
угрозой потери достигнутых в ходе адаптации позиций. Сложившаяся налоговая
система, стимулирующая сокрытие доходов, также не способствует контролю над властью
со стороны налогоплательщиков.
Структурное оформление среднего
класса возможно при наличии непротиворечивого и взаимодополняющего комплекса
внутренних и внешних факторов. К числу внутренних можно отнести развитие
автономной активности, четкое очерчивание круга социальных интересов,
групповую идентификацию, формирование системы социокультурных ценностей, норм и
санкций, а к числу внешних – стабилизацию социально-экономических и политических
институтов и способность общества к воспроизводству этой стабильности, под
которой следует понимать не консервацию существующего порядка, а предсказуемость
и открытость действий власти.
Заключение
Анализ изменений
в уровне жизни населения России в последние годы показал, что сохранение
низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое
развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Социальная политика
в России остается пассивной и не адекватной сложившейся напряженной ситуации.
Все большее число граждан, общественно-политических сил выступают за смену
курса социально-экономических преобразований в стране.
Политика
распределения доходов населения должна быть направлена, прежде всего, на
восстановление роли оплаты труда, как основного источника денежных доходов населения
и важнейшего стимула трудовой активности граждан.
В этих целях первоочередное значение приобретает
поэтапное доведение минимальных и других фиксированных доходов населения до
величины прожиточного минимума. Именно такой подход заложен в Федеральном
законе «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Необходимо также
принять экстренные правовые, экономические и административные меры по
ликвидации имеющейся задолженности по заработной плате, введению механизма
возмещения материального ущерба при задержках с выплатой заработной платы.
В этой связи, целесообразно
рассмотреть вопрос о введении обязательного страхования работодателей на случай
неспособности ими своевременно оплатить труд наемных работников. Активная
государственная социальная политика позволит остановить процесс обнищания
основной массы населения такой великой державы, как Россия, и создать
предпосылки для преодоления социального кризиса в стране.
Доходы и
покупательная способность населения имеют не только социальное значение – как
слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой
жизни. Они весьма значимы, как элемент экономического подъема, который определяет
емкость внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок, обеспеченный платежеспособным
спросом является мощнейшим стимулом поддержки отечественного производителя.
Низкий
уровень доходов, и, как следствие, низкая покупательная способность основной
массы населения, денежный потенциал которого частично отвлекается на покупку
импортных товаров, есть одна из основных причин стагнации экономики России.
Очевидно, что для оживления экономики
необходимо формирование платежеспособного спроса через увеличение части доходов
населения в общей сумме доходов общества – ВВП. В основном, для реанимации
внутреннего рынка и поддержки отечественного производителя стратегически важно
повышать доходы наиболее бедной и средней части населения. Увеличение и,
конечно, своевременная выплата зарплаты, пенсий, стипендий и других социальных
выплат, является необходимым для подъема экономики.
Список
использованных источников
1.
Букасьян Г.М.
Экономическая теория учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. С. 120-133.
2.
Денисов Н. Расходы и
доходы населения России // Экономика и жизни 2001 .№6. С. 3.
3.
Красильникова М. Личные
сбережения населения // Вопросы статистики. 2001 №9 с. 70.
4.
М.А. Сажина, Г.Г.
Чибриков. Экономическая теория. – М.: Инфра-М, 1999. С. 173.
5.
Максимова В.Ф.
Микроэкономика. Распределение дохода. М.: ИНФРА. 2001. С. 297.
6.
Московская А.А. Динамика
реальных доходов населения России в 1990-е годы. //Проблемы прогнозирования,
1997, № 4. С. 23-34.
7.
Сбережения средних слоев
населения России // Экономика и организация промышленного производства. – 1997.
– №6. – С. 125-141.
8.
Социальное развитие и
уровень жизни // Вестник экономики, 1999, № 6. С. 53
9.
Уровень жизни населения и
структура доходов. // Экономист, 1995, №10. С. 43-51.
10. Экономика: Учебник /Под ред. Булатова А.С.,
2-е изд., перераб. и доп. – М.: изд-во БЕК, 1999. С. 140.
11.
Экономическая теория.
Учебник для вузов под ред. Добрынина А.И. – Спб.: ПИТЕР, 2001. С. 216-227.
[1] Букасьян Г.М. Экономическая теория учебное пособие. – М.: ИНФРА-М,
2001. С. 120-133.
[2] Красильникова М. Личные сбережения населения // Вопросы статистики.
2001 №9 с. 70.
[3] Московская А.А. Динамика реальных доходов населения России в 1990-е
годы. //Проблемы прогнозирования, 1997, № 4. С. 23-34.
[4] Социальное развитие и уровень жизни // Вестник экономики, 1999, № 6.
С. 53.
[5] Максимова В.Ф. Микроэкономика. Распределение дохода. М.: ИНФРА. 2001.С.
297.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|