Проблема развития малого бизнеса: общегосударственные и региональные аспекты
ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА:
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
Выполнил:
студент гр.
Проверил:
Днепропетровск 2005
ПЛАН
1. Малый бизнес.
2. Место малого бизнеса в
экономике промышленого развития страны.
3. Государственная поддержка
малого бизнеса в Украине.
1. Малый бизнес.
В современный
период перехода от плановой экономики к рыночному хозяйству особое значение
преобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, салого бизнеса.
Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и
гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и
экономично решать проблемы реструктуризации экономики, формирование и насыщение
рынка потребительских товаров в условиях дистабилизации экономики и
ограничености финансовых ресурсов.
Малое предпинимательство, оперативно
реагирующее на именение конъюктуры рынка, придаёт экономике необходимую
гибкость. Малые компании способны оперативно реагировать на изменения
потребительского спроса и за счёт этого обеспечивать необходимое равновесие на
потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад в формировании
конкурентной среды. Это один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы
экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество
валового национального продукта.
Развитие малого и
среднего бизнеса несёт в себе множество перспектив:
-
увеличение
числа собственников, а значит, формирование среднего класса – главного гаранта
политической сабильности в демократическом обществе;
-
рост доли
экономически активного населения, чтто увеличивает доходы граждан и сглаживает
диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;
-
создание
новых рабочих мест с относительно низкими ? затратами, особенно в сфере
обслуживания;
-
подготовка
кадров за счёт использования работников с ограниченым формальным образованием,
которые преобретают свою квалификацию на месте работы;
-
ликвидация
монополии производителей, создания конкурентной среды;
-
улучшение
взаимосвязи между различными секторами экономики.
Необходимо
отметить, что экономический риск в сфере малого предпринимательства, как
правило, выше и “жизненный цикл” малых предприятий обычно короче, чем
крупных компаний. Даже в благополучных промышленно развитых странах небольшие
предприятия испытывают целый ряд характерных трудностей.
Так, малые фирмы
чаще всего проигрывают крупным в борьбе за кредиты. Банки отказывают малым
фирмам в ссудах, а если и дают то под высокие проценты, что приводит к росту
себистоимости продукции и затрудняет модернизацию производства из – за
недостатка средств. Небольшие фирмы хуже крупных справляются с экспортными и
валютными операциями, маркетингом, как в часности изучение спросана свою
продукцию, так и проведение рекланмых кампаний. Они чаще испытывают недостаток
в квалифицированой рабочей силе и более чувствительны к состоянию экономической
среды: если в связи с инфляцией уровень издержек опережает уровень доходов,
фирма неизбежно терпит крах. Серйозную проблему для малых фирм представляет
имитирование деятельности. Лишь часть из них осуществляет производственное
имитирование и ещё меньше - ?
2. Место малого бизнеса в
экономике промышленого развития страны.
Малое предпринимательство играет
исключительно важную роль в экономической и социальной жизни промышленно
развитых стран, где на его долю приходится до 70 % валового национального
подукта.
В США, к категории малых относятся
предприятия с числом занятых до 500 человек. Подобные фирмы составляют 99 %
всех американских компаний.
Основная масса приходится на
мельчайшие комнатные предприятия: в 87 % всех фирм работает не более 20
человек, в 80 % менее 10 человек.
В начале 1989
году общее число американских фирм по данным налоговой инспекции достигло, 19 млн., без сельского хозяйства; из которых
3978 тыс.
Представляют собой корпоряции, 1831 тыс, - партнёрства, и 13238 тыс – фирмы
находящиеся в единоличном владении. Из них всего 7 тыс. фирм класифицировались
как крупные с числом занятых свыше 10 тыс. человек.
Ныне в США
функционирует свыше 15 миллионов малых предприятий, которые производят около 40
% валового национального продукта и половину валового продукта частного
сектора.
В Японии на начало 1990 – х годов
малые предприятия и средние предприятия в отраслях производственной и
непроизводственной сферы (кроме добывающей промышлености) составляли 99,1 %, а
численность занятых на них 79,2 %. На долю пободных фирм приходится 78 %
годовой выручки в розничной торговли и 62,1 % - в оптовой торговле.
В
Великобританиигде, напомним, разряду мелких фирм относятсяяя фирмы с числом
занятых до 24 человек. В 1990 году их было почти 2,4 миллиона (96% общего
числа малых компаний). На них трудилось 36 % всех наёмных работников, и давали
эти предприятия 21 % общего товарооборота.
В 1980 – 1989
годах было зарегестрировано 1,9 миллиона новых компаний, а прекратило
существование 1,5 миллиона. Таким образом, чистый прирост составил 29 %.
Расширению сферы
малого бизнеса весьма способствовала активная денационализация и приватизация,
которая к концу 1989 года охватила около 113 предприятий госектора, а также
налоговая распродажа муниципальных домов и квартир.
Малое
предпринимательство расширяет возможности трудоустройства британцев. На долю
мелкого бизнеса приходится 48 % прироста новых рабочих мест. В 1985 – 1987
годах мелкие фирмы обеспечили работой 290 тысяч человек.
В
Португалии малые и средние фирмы производят основную массу промышленной продукции.
Уже в 1982 году компании с числом заняятых менее 10 человек составляли здесь 70
% всех промышленных предприятий, а фирмы с числом занятых 500 человек – лишь
0,4 %.
Сказанное
позволяет сделать вывод об определённой зависимости крупного бизнеса от малого.
Например, на долю комплектующих изделий в общей стоимости легковых автомобилей,
выпускаемых германскими корпоряциями “Фольцваген” и “Даймлер – Бенц” приходится
60 %. Аналогичный показатель у американских корпораций “Форд” и “Дженерал
моторс” равен 50 %, а у ведущих компаний Японии “Тойота” и “Нисан” превышает 70
%. В германии на долю субподрядчиков приходилось 45 % общего объёма
производства в транспортном машиностроении, 70 – 80 % - в сталелитейной
промышленности, а в целом в обрабатывающей промышлености более 25 %.
3. Государственная поддержка
развития малого бизнеса в Украине.
Цель
государственной поддержки бизнеса – создание равных условий для всех объектов
хозяйствования, занятых в сфере бизнеса, а также выранивание предприимательских
структур по сравнению с другими сферами общественного производства. Особенно в
такой поддержке нуждается мелкий и средний бизнес.
Украина,
как самостоятельное, суверенное государство гарантирует ныне всем предпринимателям,
независимо от избраных ими организационных форм предпринимательской
деятельности, равные права создаёт равные возможности для функционирования,
доступа к материально – техничиским, финансовым, трудовым, информационным,
природным и другим ресурсам, при условии выполнения работ и поставок для
государственных потребностей.
Государственная
политика бизнеса в Украине осуществляется на основе закона “О
предпринимательстве”.
Данные
положения закона стали отправной точкой стимулирования, создания предприятий,
фирм, особенно малых форм бизнеса. Так по данным Минфина в Украине в 1992 году
из созданных предприятий 88,8 % вновь зарегистрированых и только 11,2 %
созданых путём реорганизации действующих. Из общего числа мелких предприятий
только 18,8 % являються часными, 0,3 % - выкуплеными трудовыми коллективами.
Наибольший удельный вес занимают предприятия, фирмы, по производству товаров
народного потребления – 18 %, строительные и ремонтно – технологические – 17 %,
научно – внедренческие – 10 %, по производству стройматериалов 15,7 %, по
производству и переработке сельхоз продукции 14,4 %.
Поддержку
производства мелкого и среднего бизнеса осуществляют государственные органы
управления, которые имеют специальные службы, органы регионального и месного
управления, м также госадминистрации.
Специальным
органом государственной поддержки бизнеса в Украине являетса Государственный
комитет Украины по содействию малым предприятиям и предпринимательству,
Госпредпринимательство Украины, с соответствующими структурами на местах.
Государственное
предпринимательство организует разработку проэктов законов и нормативных актов,
призваных способствовать развитию бизнеса, выступает с предложениями о внесении
поправок к действующему законодательству; по поручению Верховног Совета и
Кабинета Министров Украины готовит проэкты и реализует программы поддержки
производства; взаимодействует с фондом поддержки развития мелких предприятий и
развития конкуренции; фондом госимущества Украины; министерствами и
ведомствами, которые на основании законодательных актов осуществляют поддержку,
регулирование и контроль в разных сферах деятельности бизнеса.
Существует
союз малых предприятий Украины. Он осуществляет их правовую защиту, аудиторское
консультирование, формирует фонд взаимного кредитования; проводит семинары,
коференции, школы предприниматеьства; разработку документов, методических
пособий; огранизовывает работу собственной товарной биржи; создаёт конпьютерно
– информационный банк данных о малых предприятиях Украины; занимается редакционно
– издательской деятельностью; содкйствует развитию внешнеэкономических связей
предпринимателей, и, наконец, обеспечивает социальную защиту работников малых
предприятий. Позитивной оценки заслуживает и деятельность региональной
ассоциации малых и средних предприятий “Львовская гильдия”, в структуре которой
создан информационно – обслуживающий цент и другие подразделения инфраструктуры
коллективного пользования.
Вместе с
тем сегодня в Украине отсутствует действующий механизм поддержки, развития и
защиты бизнеса. Об этом свидетельстуют недостатки и сложности, встречающиеся в
процессе функционирования предприятий бизнеса. Поэтому перед правительством
,заинтересоваными организациями открывается широкое поле деятельности. При этом
синхронно следует развивать как государственную систему поддержки бизнеса, так
и иннициативу предпринимателей, малых, средних предприятий по объединению
усилий в сфере государственно – финансовой деятельности.
Литература:
1.
Муравьёв А.И., Игнатьев А.М., Крушик А.Б. Малый
бизнес, экономика, организация, финансы / учебное пособие для вузов – 2-е изд
перераб. и доп. – СПб.: “Издательский дом “Бизнес – пресса” 1999 – 608с.
2.
А.П.
Киселёв Теория и практика современного бизнеса (или как создать фирму и
работать на себя) – К.: Издательство ЛИМБРА, 1995. – 248с.
3.
Зодоя
А.А., Петруня Ю.Е. Основы экономической теории. учеб. пособие. – М.: Рыбари,
2000. – 479с.:ил.
4.
Шаповал
В.М., Аврамчук Р.Н., Ткаченко В.Н. Економіка підприємства: Введення в
спеціальність: Навчальний посібник за науковою і загальною редакцією доктора
економічних наук, проф. Ткаченко В.Н. Дніпропетровськ: Видаництво ДЧЕП, 2002. –
288с.
|