Промышленное производство в Республике Беларусь в 90-х годах двадцатого века
Промышленное
производство в Республике Беларусь в 90-х годах двадцатого века.
Курсовая
работа о экономической истории Беларуси
и зарубежных стран на тему: студента
гр. ЭУП-012 подпись Сиделёва Евгения Владимировича
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Белорусский
государственный экономический университет
Бобруйский
филиал
Кафедра теории
и практики рыночных отношений
Бобруйск,2001
Реферат
Цель написания курсовой работы
по теме "Промышленное производство в Республике Беларусь в девяностых
годах двадцатого века" сделать обзор экономического положения и
промышленного производства в период с1990 г. по 2000 г. В работе рассмотрены:
экономический кризис в СССР и его причины, переход белорусской экономики к
рынку, ряд немаловажных вопросов управления производством на современном этапе
и в будущем. Так же дан прогноз относительно дальнейшего развития
промышленности в республике. В процессе написания курсовой работы произведён
отбор литературы её обобщение и систематизация. Выделены основные аспекты
развития производства. Для наглядности представленных в тексте данных составлен
ряд таблиц и схем. Объём курсовой работы составляет 44 страницы, использовано
15 источников, составлено 2 таблицы, 3 диаграммы.
Введение
Разработать именно эту тему
новейшей белорусской истории меня вынудила актуальность этого вопроса. Влияние
экономики, (а промышленное производство одна из главных составляющих её) на
жизнь государства в целом и каждого гражданина в частности переоценить трудно.
Однако многочисленные небольшие статьи в периодической печати и разработки
частных вопросов промышленности не дают полноценной картины развития промышленности
в Республике Беларусь. В основном авторами таких статей являются ведущие
белорусские экономисты, обозреватели газет и журналов, среди них можно отметить
самых известных: Шлындиков В.М. Злотников Л.К. Скуратович К.И. Протько Т.С. и
многих других.
Интерес к этому вопросу сегодня
возникает у многих, не только экономистов и промышленников, но и у простых
обывателей которые «на себе» прочувствовали негативные последствия кризиса в
промышленности. Именно поэтому я постарался сделать изложение этой проблемы как
можно более понятным для людей далёких от экономической науки.
Республика Беларусь – одна из
стран с переходной экономикой, её дальнейший путь развития во многом зависит от
нас с вами, плановая экономика или "рынок", авторитарная система
управления или демократия?
Для осмысления будущего нашего
государства важно знать его прошлое: помнить причины развала некогда большой и
могущественной страны СССР,
знать, почему были провалены
первые пробы реформ в уже суверенной Республике Беларусь в начале девяностых
годов, чётко разбираться в сегодняшних проблемах белорусской экономики, ясно
представлять себе реальное положение вещей в промышленности. Во всём этом очень
трудно разобраться из-за того, что в республике существует двоякость взглядов
на эту проблему. Официальные власти утверждают, что "с каждым днём мы
живём всё лучше и лучше", за последнее десятилетие достигнут рост в
реальном секторе экономики, постоянно повышается внутренний валовый продукт на
душу населения, удалось остановить нарастание кризисных явлений в
промышленности, и более того достигнуть некоторого роста по сравнению с началом
десятилетия. Что Беларусь сейчас занимает одно из ведущих мест по
экономическому развитию среди республик бывшего СССР.
Совершенно противоположно
отзываются о положении дел в промышленности так называемые "оппозиционные
силы". По их мнению, экономическая политика властей обречена на провал.
Промышленность находится в глубочайшем кризисе, обещание "запустить
предприятия" руководящая верхушка не выполнила. На фоне этого в республике
процветает коррупция и взяточничество. Государство не заинтересовано иметь
богатый народ (ведь чем богаче человек, тем сложнее им манипулировать). И,
скорее всего Беларусь ожидает участь такая же, как, например, Северную Корею.
Такая разбежка взглядов
губительно сказывается на информированности людей. Найти "золотую
середину", в изложении этого вопроса, показать всё так, как оно есть на
самом деле - вот та задача, которую я ставил перед собой, берясь за написание
этой курсовой работы.
Курсовая работа состоит из
четырёх разделов. Структура экономического исследования носит проблемно-хронологический
характер.
1.Экономические
причины развала СССР
Нынешнее тяжелое экономическое
положение Беларуси можно объяснить двумя причинами. Во-первых, системным
кризисом неэффективной социалистической экономики. На всем постсоциалистическом
пространстве произошел глубокий спад производства, независимо от характера
текущей экономической политики в отдельных странах. Во-вторых, экономическая
политика белорусского правительства в годы независимости усугубляла и делала
еще более тяжелым экономическое положение страны. Причиной системного краха
конца 80-х-начала 90-х годов стала поразительная неэффективность производства
на основе общественной собственности.
На входе производственной
системы бывшего СССР факторов производства (ресурсов) в пересчете на душу было
больше, чем в развитых странах примерно в 1,5 раза. Например, в ЕС вспахивали
22 сотки земли на душу, в бывшем СССР в 1989 г. - 80, доля населения, занятого
в материальном производстве, была в 2,5-3 раза выше и т.д. На каждого человека
здесь производили руды, нефти, стали, минеральных удобрений и других важнейших
продуктов в 1,5-2 раза больше, чем скажем в США. А вот когда дело доходило до
выхода из производственной системы, т. е. до потребительских товаров и средств
производства для инвестиций (ВВП), то их оказывалось на душу в 5-8 раз меньше,
чем в развитых странах. [2, c.156]
Куда же исчезали горы
добываемого сырья и наш труд? Почему, скажем, и сегодня в Беларуси на 1 кг
использованного энергоносителя производится ВВП в 9 раз меньше, чем в Дании,
находящейся в сходных климатических условиях?
Ответ, казалось бы, лежит на
поверхности. Например, наши тракторы потребляют больше горючего на единицу
работы, больше расходуется энергии на обжиг кирпича, на 1 ц. привеса животных
на откорме комбикормов расходуется в 1,5-2 раза больше, чем в странах ЕС и т.
д. Часть продуктов в общественных хозяйствах или пропадает (картофель, зерно),
или не используется. Например, в 1971 г. из каждого рубля прироста промышленной
продукции на складах оседало 13 копеек, в 1984 г. - уже 77 копеек.
Отечественные машины и оборудование были часто тяжелее в два раза и
некачественные, чаще ломались. Поэтому при деле оказывается большое число
ремонтников. Вот пример. В 1985 г. тракторы и комбайны из-за поломок
простаивали в поле 40% рабочего времени. Изготовлением запчастей для
сельхозмашин в СССР занималось 200 тысяч человек. Уровень капитальных ремонтов
сельхозтехники был ужасающе низок: после капитального ремонта ресурс трактора
снижался почти втрое, надежность - в полтора раза («Правда», 22 марта 1986 г.).
Транспортники возили навстречу одни и те же грузы, но для различных ведомств.
Железнодорожные перевозки на единицу ВВП в СССР были в 6 раз выше, чем в США
при примерно одинаковой дальности перевозок. В результате всего этого
производительность общественного груда в СССР к концу его существования
оказалась в 10 раз (!) ниже, чем в развитых странах. [3, с.112]
Экономическая система бывшего
СССР оказалась невосприимчивой к техническому прогрессу. В 1970-1985 гг. не
было роста производительности труда. С 70-х годов начал нарастать износ
производственных фондов, несмотря на то, что доля инвестиций в ВВП росла и была
гораздо выше, чем в развитых странах (34% и 22% соответственно в 1989 г.). С
1972 г. капиталовложения в народное хозяйство перестали давать отдачу. К концу
80-х годов начало сказываться исчерпание запасов легкодоступных природных
ресурсов. Значительно увеличились удельные затраты на добычу руды, нефти, газа,
заготовки древесины и т.д. [2,с.25]
Одряхлевшая экономика уже не
смогла сдержать вынужденное сокращение добычи нефти. В России добыча
сократилась с 540 млн. т (3 988 г.) до 330 млн. т (1996 г.), а экспорт за это время
упал с 256 млн. т до 122 млн. т. В меньшей степени сократился экспорт нефти в
дальнее зарубежье, но и он снизился на 30 млн. т. Сократился поток
нефтедолларов, который поддерживал существование неэффективной системы
последние два десятилетия. [1, c.151 ]
Исчерпание легкодоступных
ресурсов и неспособность системы к наращиванию производительности общественного
труда вынудили общество все большую часть ограниченных ресурсов переключать в
добывающие отрасли, отвлекая их от производства других продуктов. Приведение
объемов производства и потребления в соответствие с изменившимися условиями
производства - это главное содержание глубокого экономического кризиса,
разразившегося в конце 80-х годов. Тогда правительство СССР пыталось сдержать
его развитие за счет проедания золотовалютных резервов страны, привлечения
внешних кредитов, некоторого понижения потребления населения. Однако эти меры
оказались недостаточными и содействовали тому, что кризис принял обвальный
характер в последующие годы. [3,c.77]
2. Положение
дел в экономике Республики Беларусь после обретения суверенитета
До распада СССР в республике
были более развиты отрасли перерабатывающей промышленности, это обстоятельство
способствовало экономическому росту за счет неявных дотаций со стороны России.
Методы ценообразования на проекцию обрабатывающих отраслей давали возможность
предприятиям повышать цены только на так называемые новые товары. Достаточно
было, например, получить знак качества или несколько изменить внешний вид
выпускаемой модели обуви, как она считалась новым товаром, и предприятие
получало право на повышение цены. Повысить цены на продукцию добывающих
отраслей таким методом было невозможно. Цены на сырьевые продукты оставались
весьма низкими относительно цен на продукцию перерабатывающих отраслей. Именно
то обстоятельство, что Беларусь была "сборочным цехом" СССР позволяло
ей получать прибыль несоизмеримо большую, чем затраты на переработку сырья в
готовую продукцию. [3, c. 148]
Таким образом, экономическое
положение Беларуси в период разворачивания системного кризиса не было настолько
хорошим, как это следовало из статистических показателей. Не Беларусь
дотировала Россию, а наоборот, Россия дотировала Беларусь, забирая продукцию
белорусской промышленности по завышенным ценам и предоставляя сырье по
заниженным ценам. Передовые отрасли белорусской экономики, находившиеся,
казалось бы, на острие технического прогресса, оказались вдруг безнадежно
отсталыми[2, с.110].
Но руководство республики не
спешило с проведением рыночных реформ.
В то время наши руководители
считали, что для пользы дела необходимо оградить «успешно» развивающееся
хозяйство республики от негативного влияния московских реформаторов. В начале
90-х годов правительство упорно держало цены стабильными, несмотря на
значительную инфляцию (1989г. — 7,5%, 1991г. — 19%) и некоторую либерализацию
цен в соседних республиках. Эта политика усилила товарный голод и стимулировала
массовый вывоз товаров из республики, который начался летом 1990г. [5, с.160]
В июне 1991г. Верховным Советом
была утверждена «Государственная программа по стабилизации экономики и
социальной защите населения». Как видно, неудачи сдерживания цен в предыдущем
году учтены в программе не были и к концу 1991 года товарный голод возобновился
в более крупных масштабах. Получив независимость в 1991 г., правительство
республики не отказалось от старых стереотипов, продолжая курс на укрепление
административной системы, не спешило вводить свои деньги, подобно тому, как это
сделали прибалты. Оно понимало, что выход из рублевой зоны лишит республику
доступа к дешевым российским ресурсам по внутренним ценам и означает переход на
мировые цены. Это привело бы в свою очередь от официального статистического
благополучия к экономической катастрофе. Оставаясь в единой рублевой зоне, Беларусь,
тем не менее, осуществляла самостоятельную кредитно-денежную политику. Первая
самостоятельная кредитная эмиссия была осуществлена уже в первом квартале
1992г., а летом кредиты на пополнение оборотных средств предприятий в 100 млрд.
рублей наполовину были обеспечены кредитной эмиссией (для сравнения: доходы
бюджета в 1992г. — 205 млрд. рублей). Но даже такая акция не помогла нашим
предприятиям. [12, c.7]
Ведущие экономисты Беларуси
сходятся во мнении, что к 1994 году республика обрела достаточную самостоятельность,
избавилась от груза проблем, которые были созданы самим аппаратом управления
ещё при СССР. Именно к 1994 году власть обрела необходимую силу для начала
реформ, коренных изменений в экономической политике республики.
Казалось вновь избранный президент
А.Г. Лукашенко именно тот, кто сможет провести необходимые сдвиги в сторону
либерализации экономики, однако как мы знаем, история распорядилась иначе.
Политика выжидания и лавирования
породила больший спад уровня жизни, чем в соседних странах, где реформы были
более решительны. Вынужденные уступки предпринимательству при сохранении государственного
контроля над ценами и внешней торговлей породили волну коррупции. В результате
этого готовность населения принять рыночные реформы была утеряна. Результаты
национального социологического опроса в декабре 1994 г. выявили, что за
рыночную экономику выступало лишь 30,3% опрошенных (против 62,6% в 1990 г.).
[1, c.260]
На первых президентских выборах
в июле 1994 г. народ избрал А. Лукашенко, в предвыборной платформе которого
слово «рынок» отсутствовало.
По заказу А. Лукашенко
Минэкономики подготовил Программу неотложных мер по выходу экономики из кризиса
(одобрена Верховным Советом 29 сентября 1994 г.). Этой программой Президент
попытался ответить на вопрос - где же выход из кризиса?
Программа стала плодом
эклектического компромисса между государственной бюрократией, промышленниками,
аграриями, предпринимателями, профсоюзами. С одной стороны, предусматривались
радикальные меры по либерализации (выделение структурных единиц в
самостоятельные предприятия по их желанию в процессе приватизации, отмена
квотирования и лицензирования экспорта, продажа в собственность земли
иностранным инвесторам).
С другой стороны, сохраняются
реликтовые формы командной экономики. Например, объявляется амнистия на
возвращаемую из-за рубежа валюту и одновременно намечается проверка законности
приватизации и отчуждения имущества.
Наиболее значителен отход назад
в вопросах ценообразования. Программа предусматривала формирование списка товаров,
цены на которые будет регулировать государство, прямое управление рядом государственных
предприятий, введение право вето («золотая акция») на акционированных
предприятиях. При этом ограничения круга решений, на которые может быть
наложено «вето», не предусматривались.
Главные цели этой программы -
финансовая стабилизация и прекращение обвала экономики - оказались не
выполненными. Вместо ожидаемых 10% инфляции в декабре 1994 г., инфляция в
январе и феврале 1995 г. была на уровне 35 – 40% и только в апреле снизилась до
14,5%. Снижение уровня инфляции, в конечном счете, было обеспечено
умеренно-жесткой монетаристской политикой Национального банка. Обвал экономики
продолжался и в первом квартале 1995 г. (спад промышленного производства
составил 26%). Относительная финансовая стабилизация была достигнута во 2
квартале, когда месячный темп инфляции составлял 5 –7%. Однако падение
производства (см. диаг. № 3) (в августе на 12%) и уровня жизни продолжалось.[1,
c.38]
Благодаря усилиям Председателя
Нацбанка Богданкевича вначале выполнялись меры программы неотложных мер в
области кредитно-денежной политики. В 1995 г. в несколько раз снизились темпы
инфляции, единый валютный курс стал формироваться на основе рыночного
равновесия спроса и предложения. Однако впоследствии в этой сфере возобладали
командные методы управления, и наметившаяся финансовая стабилизация была
сорвана.
На начало 1995 г. было
приватизировано лишь 5% намеченной к приватизации собственности. И по сей день,
темпы приватизации близки к нулю. Деятельность чековых инвестиционных фондов
приостановлена. [2, c.239]
В конце 80-х годов Беларусь
считалась экономически развитой республикой в составе СССР. Перед распадом
Союза у нее были самые высокие темпы роста промышленного производства и
производительности труда, самый высокий показатель ВВП на душу населения. В
1991 г, последнем году существования СССР, объем вывоза продукции в другие
республики (29.2 млрд. рублей) превышают объем ввоза из них (25.6 млрд.
рублей). После получения суверенитета правительство республики не приняло курс
на реформирование экономики а продолжало придерживаться планового метода
ведения хозяйства. Именно такая консервативная политика надолго затормозила
дальнейшее развитие и только ещё больше усугубила кризис.
3. Развитие
белорусской промышленности в период 1991г.-2000г
Индустриально развитая Беларусь
в силу сложившейся структуры своего производства и зависимости от России как
основного источника сырья и главного рынка сбыта белорусской продукции
пострадала от распада Советского Союза едва ли не больше всех других союзных
республик.
За 1992—1995 гг. производство
промышленной продукции сократилось па 40 %, инвестиции – на 60, отправление
грузов - на 75 % и т.д. Такой глубокий кризис обусловил рост официальной и
особенно скрытой безработицы, постоянный дефицит государственного бюджета и
платежного баланса, высокие темпы инфляции (25—26 % ежемесячно за 1992–1994
гг.). Основными причинами высоких темпов инфляции явились увеличение цен на
энергоносители, увеличение заработной платы и иных доходов населения без
соотношения с уровнем производительности труда, покрытие дефицита
государственных финансов за счет кредитной эмиссии и т.д. [5, c.170]
Особенно острая проблема перед
промышленностью Беларуси встала из-за недостаточного количества собственных
энергоносителей, сырья и материалов. Для Беларуси такая политика привела к
следующим негативным последствиям:
доминирующее положение в импорте
из стран СНГ заняли энергоносители и металлы;
экспорт относительно дорогой
белорусской продукции на российский рынок уменьшился из-за разницы в ценах на
продукцию базовых отраслей. В результате на многих белорусских
машиностроительных заводах скопились запасы готовой продукции, эквивалентные
трех– пятимесячному объему производства;
торговые отношения с Россией в
отличие от прошлых лет стали сводиться с большим дефицитом, в погашение
которого Беларусь вынуждена была уступить контроль над нефтегазопроводами,
нефтеперерабатывающими предприятиями и т.д. На 1 декабря 1995 г. внешнеторговая
задолженность белорусских предприятий главным образом российским поставщикам за
товары, работы и услуги составила 9,5 трлн. руб., а за вычетом задолженности
других стран перед РБ –4,4 трлн руб.[11,с.2]
Постоянная зависимость от ввоза
российских энергоносителей и сырья достаточно прочно привязала Беларусь во
внешней торговле к странам СНГ и России.
Значительное влияние на развитие
белорусской промышленности оказали разрыв хозяйственных связей и изменение
соотношения цен на сырье и продукцию. Основные экспортные отрасли (машиностроение
и легкая промышленность) в первые два года после распада СССР достаточно
успешно сопротивлялись ухудшению общей экономической ситуации. Однако когда
хозяйственные изменения дошли до критической точки, обе экспортные отрасли
"рухнули", показав в 1994—1995 гг. самые высокие темпы сокращения
производства. [5, c.164]
Другая же группа отраслей,
использующая импортное сырье и полуфабрикаты (топливная, черная металлургия,
химическая и нефтехимическая промышленность), имела несколько иную тенденцию
снижения объемов выпускаемой продукции. В 1992–1994 г.г. среди всех отраслей
промышленности эти отрасли лидировали по темпам падения производства. Однако в
1995 г., когда цены на ввозимое сырьё стабилизировались, а для доллара США был
определён жёсткий курс, налаживалась продажа валюты государством (отобранной у
самих же предприятий) для отраслей-импортеров возникли весьма благоприятные
условия хозяйствования. И как следствие – стабилизация производства в черной
металлургии и значительный прирост производства в топливной, химической и
нефтехимической отраслях. [4, c.7]
Радикальные изменения в области
цен, системы кооперации, условий внешней торговли, произошедшие в 1992– 1995
гг., сказались на структуре белорусского производства (табл. 1)
Наряду со сдвигами, вызванными изменением
соотношения цен на продукцию разных отраслей, в экономике шли процессы по
преобразованию отраслевой структуры занятости, средств развития и производства
продукции. Как видно из табл.1, наряду с топливной промышленностью в "зоне
бедствия" оказались такие наукоемкие отрасли машиностроения, как приборо-
и станкостроение. Спад в этих отраслях был обусловлен не только сокращением
поставок комплектации из других республик СНГ, но и насыщением рынков бывшего
СССР импортными компьютерами, бытовыми товарами и т.д., которым белорусские
товары существенно уступают по уровню качества. Ухудшение условий производства
в этих отраслях отрицательно сказалось на уровне оплаты труда. Если в 1990 г.
средняя заработная плата, например, в приборостроении была выше, чем по
промышленности в целом, на 4 %, то в 1993 г. она составила лишь 75,7 % от
среднепромышленного уровня. Результатом такой ситуации стал интенсивный уход
работников из высокотехнологичных отраслей машиностроения в другие сферы. При
общем уменьшении численности промышленно производственного потенциала за
1992–1993гг. на 7,1 % сокращение количества занятых в приборостроении составило
17,4, в электротехнической промышленности– 16,5, в станкостроении –14,3 %.
Следует также отметить, что с момента обретения Республикой Беларусь
государственного суверенитета шел процесс неуправляемого сокращения и
структурной трансформации научно-технического потенциала. Если в 1990 г.
численность работников науки и научного обслуживания превышала 102 тыс.
человек, что составляло 2% общей численности занятых в народном хозяйстве, то в
1995 г. эти показатели снизились до 45,7 тыс. человек и 1% соответственно. [3, c.256-260]
На протяжении 1992—1995 гг.
правительство РБ достаточно последовательно боролось с происходившими
структурными сдвигами путем дотирования предприятий–потенциальных
банкротов.[10,с. 2] Именно такая политика протектората госпредприятий отбросила
развитие рыночных отношений в республике на добрый десяток лет. Однако
финансовая поддержка убыточных предприятий без их коренной реконструкции лишь
откладывала, но не ликвидировала опасность краха значительного сектора
белорусской промышленности. Попытки сохранить прежнюю структуру привели к
"проеданию" коллективами убыточных предприятий (см. диаг. № 3), как
собственных оборотных средств, так и государственных дотаций и кредитов,
которые можно было бы направить на модернизацию хотя бы небольшого количества
предприятий экспортной ориентации. Конъюнктурный характер поддержки
предприятий, отсутствие долгосрочной стратегии развития и отказ от
непопулярных, но необходимых мер по модернизации экономики должны были рано или
поздно привести к деградации производства [12, c.8].
Уже в 1996 г. на большинстве предприятий республики технология производства
была явно устаревшей. По ориентировочным оценкам, только около 18 % всего парка
машин и оборудования в промышленности соответствовало мировому уровню. Из них
лишь 4 % было задействовано в технологических процессах, имеющих мировые
стандарты. Остальная часть использовалась в технологических процессах более
низкого уровня, производственные мощности промышленности в значительной степени
недоиспользовались. Одной из причин тому явилось то, что в Беларуси медленнее,
чем в других странах с переходной экономикой, происходил процесс приватизации и
разгосударствления промышленных предприятий. Так, в 1995 г. удельный вес
негосударственного сектора в общем числе промышленных предприятий составил 65
%, в общем объеме промышленной продукции – 40 и в общей численности
промышленно-производственного потенциала –36%. [6, c.20]
Одной из серьезных проблем для
экономики Беларуси стало усложнение взаимоотношений с международными
финансовыми организациями. В последние годы в республику периодически
направлялись небольшие кредиты, главным образом стабилизационного характера.
Однако для проведения модернизации экономики этих сумм недостаточно. Кредиторы
же не хотят рисковать более крупными денежными средствами. Они учитывают, что с
середины 90-х годов Беларусь хронически сводит торговый баланс с дефицитом и
неуклонно увеличивает свою задолженность перед западными финансово-кредитными
учреждениями. Иными словами, кредиторы не считают нашу республику надежным
заемщиком, способным своевременно погасить крупную задолженность. Именно
кредитно-финансовая политика наших властей "поспособствовала" тому,
что общий приток иностранных инвестиций в нашу экономику, например, в 50 раз
меньше чем в экономику России (в % к ВВП этих стран).
Очень высокие финансовые риски в
Белоруссии, налоговый гнёт, и низкая защищённость негосударственного
производителя привели к тому, что западный инвестор стал просто игнорировать
Беларусь.
Кроме того, промышленные
предприятия не могут рассчитывать на финансовые вливания за счет внутренних
резервов страны. Доходы республиканского и местного бюджета падают, а доля
инвестиций в бюджетных расходах сокращается. Коммерческие банки не рискуют
вкладывать значительную часть аккумулированных ими средств в проекты по
модернизации производства. Следует также учитывать и то обстоятельство, что
значительное число предприятий работает в убыток, многие из них из-за
неплатежей и инфляции лишены оборотных средств и амортизационных фондов, и не в
состоянии самостоятельно финансировать реконструкцию своих мощностей. [2, c.182]
Все эти причины привели
промышленность, народное хозяйство республики в целом на грань развала. Как
никогда остро встал вопрос о разработке стратегии развития страны. Правящие
круги развитых стран, в отличие от наших, давно осознали, что крайне важно
иметь четкую стратегию развития страны в целом и способствовать ее претворению
в жизнь централизованным образом, опираясь на возможности государства. Основная
идея экономической стратегии 60-х годов многих стран состояла в том, чтобы
создать мощную передовую промышленность и тем самым обеспечить прочные
внешнеэкономические позиции. Похожая задача стоит сегодня и перед Беларусью.
В 1996 г. были приняты Основные
направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996–2000
гг. Их реализация была определена в два этапа. На первом этапе (1996–1997)
предполагалось осуществить макроэкономическую стабилизацию и создать условия
для возобновления экономического роста. С этой целью планировалось снизить
инфляцию, укрепить платежную и финансовую дисциплину, обеспечить устойчивое
развитие промышленного и сельскохозяйственного производства. На втором этапе
(1998–2000) должен был возобновиться экономический рост. Основные задачи
первого этапа: преодоление в короткие сроки системного кризиса; создание
механизма стимулирования предпринимательства и деловой активности; проведение
малой и средней приватизации; уменьшение долларизации экономики, укрепление
национальной валюты; снижение бюджетных расходов и уменьшение налогового
пресса; улучшение финансового положения предприятий, преодоление кризиса
неплатежей, создание механизма банкротства и т.д.
Основные задачи второго этапа:
стабилизация прироста ВВП не менее 5 % в год; активизация процесса структурной
перестройки экономики на основе наукоемких ресурсосберегающих технологий,
сокращение доли неэффективных производств; создание действенного механизма
инвестирования экономики, в первую очередь стимулирования высокоэффективных
инвестиций; защита отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках
на основе целесообразного протекционизма и стимулирования экспорта: углубление
интеграции со странами СНГ; развитие инфраструктуры экономики и т.д. Следует,
однако, отметить, что уже на первом этапе не удалось решить ряд поставленных
задач, что не позволило коренным образом изменить ситуацию в экономике. (Это произошло
по уже изложенным выше причинам.)
Также представляет интерес
анализ структуры промышленного комплекса на современном этапе, его проблем и
перспектив развития. [9, c.8]
На начало 1998 г. в Беларуси
насчитывалось 2170 промышленных предприятий, находящихся на самостоятельном
балансе. По сравнению с 1990 г. их количество возросло в 1,4 раза, что
объясняется разукрупнением государственных предприятий и развитием
предпринимательства. Средняя численность персонала промышленного предприятия за
это время сократилась с 909 до 447 человек.
Структура промышленного
комплекса представлена машиностроением и металлообработкой, химической и
нефтехимической промышленностью, электроэнергетикой, легкой и пищевой
отраслями. В основном эти отрасли ориентированы на выпуск готовой продукции.
Промышленность строительных материалов, лесная, деревообрабатывающая и пищевая
отрасли, как правило, используют местные ресурсы. Предприятия машиностроения и
металлообработки, химической и нефтехимической промышленности, электроэнергетики,
топливной и легкой промышленности, интегрированные в экономику стран бывшего
СССР, работают на привозных материально-сырьевых и топливно-энергетических
ресурсах. [4, c.10]
Каковы же основные направления и
приоритеты экономического развития по отраслям и межотраслевым промышленным
комплексам?
Важнейшей структурной
составляющей народного хозяйства Беларуси является топливно-энергетический
комплекс. Он включает системы добычи, транспорта, хранения, производства и
распределения всех видов энергоносителей. На долю ТЭК приходится 32,4 % всех
капитальных вложений в промышленность, шестая часть основных производственных
фондов, 15,3 % всей промышленной продукции.
Ядром топливно-энергетического
комплекса является электроэнергетика, которая насчитывает 22 крупные электростанции
суммарной мощностью 7,3 млн. кВт. Выработка электроэнергии собственными
электростанциями в 1997 г. достигла 26,1 млрд. кВт/ч, что составило около 78 %
потребностей страны. [2, c.30]
Важнейшей проблемой
энергосистемы является устаревание активного оборудования электростанций. Почти
60 % его выработало свой ресурс, и в ближайшие годы потребуется
крупномасштабное техническое перевооружение электростанций. В последнее время в
энергосистеме внедрена многоуровневая автоматизированная система диспетчерского
управления на базе ЭВМ, созданы оперативные информационно-управляющие
комплексы. Привет тому преподу, который это читает!!! Линии электропередач и
оборудования оснащены устройствами релейной защиты и противоаварийной
автоматики.
Топливная промышленность
Беларуси представлена предприятиями по добыче и переработке нефти и торфа,
среди которых доминируют крупнейшие нефтеперерабатывающие предприятия. Их
мощности в последнее время позволяют перерабатывать около 25 млн. тонн нефти
ежегодно. Однако в 1997 г. из-за недостатка сырья было переработано лишь 11,9
млн. тонн нефти. [4, c.9]
В республике функционируют 42
торфодобывающих и торфоперерабатывающих предприятия, на которых работает около
11 тыс. человек. Ими ежегодно добывается 3 млн. тонн торфа, в том числе 2,8
млн. тонн используется для производства торфяных брикетов и 0,2 млн. тонн– для
приготовления торфяных питательных смесей и отправки на экспорт.
Станкостроительная промышленность включает предприятия и организации,
производящие технологическое оборудование – металлорежущие и
деревообрабатывающие станки, кузнечно-прессовые машины, автоматические линии
для металлообработки и сборки, обрабатывающие центры, технологическую оснастку
и инструмент.
Машиностроительный комплекс
страны состоит из 34 подотраслей включающих в себя свыше 600 предприятий.
Наибольший удельный вес занимает автомобильная промышленность, где в последние
годы созданы новые виды автомобилей МАЗ, БелАЗ, расширена номенклатура моделей
под конкретного заказчика, модернизированы мощности по производству
малотоннажных автомобилей, создано производство автобусов и легковых
автомобилей. На территории России и других стран СНГ белорусскими
автомобильными предприятиями созданы торговые дома и центры технического
обслуживания для продажи и организации сервисного осмотра и ремонта техники в
период эксплуатации.
Производственное объединение
"Минский тракторный завод" производит 22 модели универсальных
промышленных тракторов, 6 моделей малогабаритных тракторов, 8 моделей
мотоблоков и мини-тракторов, 15 моделей специальных машин промышленного
назначения: коммунальных, погрузочных, лесообрабатывающих и шахтных. Кроме
того, в объединении организуется производство сельхозмашин. На Сморгонском
агрегатном заводе, входящем в объединение ПО МТЭ, уже производятся
сельхозмашины и орудия различного назначения для выпускающихся па заводе
мотоблоков МТЗ-06/12 и мини-тракторов МТЗ-082. В дальнейшем намечается
производство и других сельхозмашин, дефицит которых ощущается в Беларуси.
На Минском моторном заводе
налажено производство особо мощных двигателей для автомобильных заводов
Беларуси и России. [3, c.259]
На Гомельском заводе пусковых
двигателей предполагается модернизация мощностей по производству малогабаритных
двигателей 10—16 и 16— 18 л.с., пользующихся повышенным спросом на внутреннем и
внешнем рынках.
На Минском мотовелозаводе к 2000
г. предполагалось освоить выпуск новой, усовершенствованной продукции, в том
числе детских двухколесных и трехколесных велосипедов, грузовых велосипедов, а
также многоскоростных велосипедов высокого класса типа "Горный",
мотовелосипедов "Кроха" и электровелосипедов. Будет также осваиваться
выпуск мотоциклов "Риал" для спортивных соревнований и грузового трехколесного
мотоцикла с кузовом. Намечено производство нескольких модификаций инвалидных
колясок для больных с нарушениями опорно-двигательных функций. Все эти,
казалось бы, хорошие начинания омрачены тем фактом, что в республике именно
таким, "избранным" предприятиям созданы тепличные условия развития,
другие же вынуждены воевать с армией чиновников, и "непониманием"
властей, которые видят в любом предприятии лишь источник для подпитки
госбюджета. [6, c.19-20]
Промышленный потенциал
наукоемких подотраслей машиностроения – радиоэлектронной и приборостроительной
промышленности – представляет собой комплекс предприятий,
научно-исследовательских и конструкторских организаций. Созданные когда-то в
рамках военно-промышленного комплекса СССР, эти подотрасли сохраняют
производство на мировом технологическом уровне, однако, в условиях отсутствия
спроса на их продукцию, вынуждены черпать бюджетные средства. Но всё же есть
исключения: новые конкурентоспособные производства в электронной и
оптико-механической промышленности, возникшие в процессе конверсии, например
"Интеграл" и т. д. В рамках совместных с Россией программ
разрабатывается и осваивается выпуск оптико-механического и
контрольно-измерительного оборудования. Качественное обновление технологий и
действующего оборудования повышает конкурентоспособность отраслей и их экспортный
потенциал.
Химическая и нефтехимическая
промышленность производит более 14,5% всей промышленной продукции. Это одна из
отраслей промышленности, которая сейчас довольно неплохо развивается. На 77 предприятиях,
состоящих на самостоятельном балансе, занято около 9,5 %
промышленно-производственного персонала. Производственные фонды в стоимости
основных производственно-промышленных фондов (ОППФ) промышленности составляют
21,7 %,.
Крупнейшие производственные
предприятия и объединения специализируются на производстве калийных, азотных и
фосфорных удобрений (ПО "Беларуськалий", "Азот", Гомельский
химический завод), химических волокон и нитей (могилевское, гродненское,
светлогорское производственные объединения "Химволокно"), полиэтилена
высокого давления, акриловых волокон и продуктов органического синтеза (ПО
"Полимер"), шин для грузовых, легковых и сельскохозяйственных машин
(Белорусский шинный комбинат), которые производят 82,6 % продукции всей
химической и нефтехимической промышленности. В страны дальнего зарубежья экспортируется
более 60 % калийных удобрений, химических волокон и нитей. В структуре экспорта
республики удельный вес химической продукции достигает 12 %. Доля продукции,
сертифицированной по международным стандартам, составляет 5,6 %.[14, c.19]
Согласно официальной статистике,
химическая и нефтехимическая промышленность вышла из кризиса. Рост
производства, начавшийся в конце 1995 г., приобрел устойчивость. Темпы роста
объемов промышленного производства составили в 1996 г. 107,2 %, в 1997 г. -
117,6.
Значительное место в структуре
экономики Беларуси занимает легкая промышленность. В ней функционирует более
1150 предприятий и производств. В 1997 г. предприятиями отрасли было выпущено
продукции на сумму 29,9 трлн. руб. (в фактически действовавших ценах), или 8,5
% общего объема промышленного производства страны.
В состав Белорусского концерна
по производству и реализации товаров легкой промышленности "Беллегпром"
входят 84 крупнейших предприятия. Ими выпускается более 85,6 % продукции легкой
промышленности. На 1 января 1998 г. только 18 предприятий концерна оставались
государственными. Производственные мощности по выпуску важнейших видов
продукции характеризуются следующими данными (табл. 2).
Цены на товары отечественного
производства на 15-28% ниже уровня мировых цен. За 1997 г. экспорт товаров
легкой промышленности составил 410,4 млн. долларов США, в том числе в страны
дальнего зарубежья – 181,1 млн. долларов США (эти данные следует рассматривать
субъективно, потому что пересчёт в доллары США вёлся не по рыночному курсу, и
часть этих товаров были поставлена по завышенным ценам в счёт нашего долга
России). Прирост экспорта в 1997 г. составил 22,4 %. Товары легкой
промышленности Беларуси поставляются в страны дальнего зарубежья, главным
образом в Германию, Италию, Голландию, США, Пакистан, Великобританию. [1, c.138]
Лесопромышленная отрасль
включает 291 предприятие, имеющее статус юридического лица, больше 4 тыс.
подсобных производств, состоящих на балансе промышленных, строительных,
сельскохозяйственных и других субъектов хозяйствования, на которых занято 101,9
тыс. человек промышленно-производственного персонала. В 1997 г. основными
предприятиями лесопромышленного комплекса выпущено продукции на сумму 19,8
трлн. белорусских рублей, что составило 5,6 % от общего объема продукции
промышленности против 4,4 % в 1990 г. [4, c.9-10]
Во внутриотраслевой структуре
лесопромышленного комплекса преобладает деревообрабатывающая промышленность. На
ее долю приходится 61,3% общего объема продукции. Далее следуют
целлюлозно-бумажная – 22,9 %, лесозаготовительная – 13,6 и лесохимическая
промышленность –2,1%. В структуре деревообрабатывающей промышленности ключевую
роль играет мебельное производство – 70 % объема выпуска продукции подотрасли,
или 43 % объема производства отрасли в целом.
В структуре экспортируемых
товаров преобладают мебель (49,1 %), древесина и изделия из нее (29,9 %),
бумага, картон и изделия из них (21,0 %).[1, c.67]
К позитивным сдвигам в экспорте
продукции лесной промышленности в 1997 г. по сравнению с 1996 г. можно отнести
увеличение поставок мебели на 129,9 млн. долларов США (в 2,2 раза) и изделий из
бумаги (в основном обоев) на 22,1 млн. долларов США (28 %) за счет поставок в
Российскую Федерацию. Что немаловажно это одна из отраслей промышленности,
которая привлекает частный капитал, более 15% предприятий по переработке
древесины –негосударственные, причём доля этих предприятий в товарообороте по
отрасли приближается к 35%.[9, c.10]
В экспорте продукции отрасли в
страны СНГ преобладают (95,5%) поставки готовых изделий: мебели, обоев, тары
картонной, изделий деревянных строительных, древесных плит, спичек. Из общего
объема экспорта продукции отрасли 81 % приходится на страны СНГ, в том числе
около 70 – на Россию и 19%—на государства дальнего зарубежья. Однако, в этой
отрасли сильно государственное регулирование, до тех пор, пока предприятия не
будут управляться посредством рынка, ни о каком реальном росте и говорить не
приходиться, например: "программой развития экспорта лесопродукции до 2000
г., одобренной правительством республики 22 октября 1997 г., предусматривается
реализовать два крупных инвестиционных проекта. В ОАО "Борисовский"
ДОК" намечено создание производства древесноволокнистых плит средней
плотности мощностью 30 тыс. м2 в год, из них половина пойдет на экспорт, а
вторая половина будет использована в мебельной промышленности, что позволит
существенно повысить конкурентоспособность отечественной мебели. В объединении
"Пинскдрев" предусматривается освоить выпуск большеформатной фанеры,
отвечающей требованиям Евростандарта. Мощность цеха 30 тыс. м2 в год, из них
две трети продукции предполагается экспортировать в государства дальнего
зарубежья". [3, c.159] Хотя уже существуют частные предприятия
к-ые выпускают подобную продукцию. Доказано на практике, что любая система гос.
планирования не в состоянии обеспечить приемлемого роста в промышленности,
плохо, что этого ещё не поняли наши "правители".
Свыше 150 видов изделий
производится предприятиями промышленности строительных материалов и
конструкций. Среди них – цемент, стеновые и кровельные материалы,
санитарно-технические изделия и др. Более 20 % выпускаемых изделий и
конструкций экспортируется. Производство оборудования и оснастки для выпуска
строительных материалов сосредоточено на могилевском заводе "Строммашина",
гомельском заводе "Стромавтолиния" и в минском объединении
"Строммаш".
В отрасли ведется работа по
модернизации предприятий, расширению ассортимента, повышению качества и
конкурентоспособности продукции. В 1997 г. прирост объемов продукции отрасли к
уровню 1996г. достиг 28,1 %, товаров
народного потребления – 18, производительности труда -24,1%.
В Беларуси действует один из
лучших в СНГ заводов легких металлических конструкций (г. Молодечно).
Оснащенное высокопроизводительным оборудованием предприятие выпускает комплекты
легких металлоконструкций для строительства гражданских и производственных
зданий. Завод освоил выпуск пространственных структурных покрытий, многослойных
стеновых панелей с эффективными утеплителями. В большинстве отраслей промышленности
страны происходят структурные преобразования, важнейшим из которых является
реформирование государственной собственности. По состоянию на 1 января 1998 г.
в республике реформировано 2690 государственных объектов, из которых 756
находятся в республиканской и 1934 — в коммунальной собственности. На
преобразованных предприятиях занято 588 тыс. человек, или 16 70 от числа
занятых в народном хозяйстве. [9, c.7]
На сегодняшний день рост ВВП
составляет 18% ежегодно (см. диаг. № 1).
Реформирование предприятий,
находящихся в республиканской собственности, осуществляется в основном путем их
преобразования в акционерные общества, а в коммунальной — путем продажи по
конкурсу и на аукционах. Из общего числа реформированных на 1 января 1998 г.
предприятий республиканской собственности 466 преобразованы в акционерные
общества, 133 выкуплены трудовыми и арендными коллективами, 23 проданы по
конкурсу и на аукционах, 134 отчуждены иными способами.
Заключение
Республика перешагнула в
двадцать первый век. И от выбора пути зависит дальнейшее развитие Беларуси.
Предыдущие десять лет были одними из самых трудных в её истории, следующее
десятилетие будет не менее серьёзным в плане экономического и политического
переустройства. Уже сейчас мы видим всю несостоятельность системы управления,
экономических органов. И хотя наблюдается прекращение спада в производстве,
появление положительных моментов в социальной сфере, это ещё не значит, что мы
на правильном пути развития. В настоящее время республика развивается за счёт
проедания накопившихся средств и ресурсов производства, поддержки со стороны
России, очень дешёвой рабочей силы. Налоговая система позволяет "обирать
как липку" предприятия и фирмы, которые ещё хоть как-то держатся на плаву.
В республике ничтожна доля частных субъектов хозяйствования, менее 7 %. В
экономике преобладает "команда" и "план".
Власти же не хотят признать
проигрышность созданной системы и продолжают упорно винить всех, начиная от
простых "работяг" и заканчивая "американскими шпионами".
Именно сейчас республике необходимы существенные реформы в области экономики и
политики, небольшие изменения не дадут желаемого результата, для выхода из
затяжного кризиса требуется перестроить всю систему управления. Нужно создать
новую налоговую систему, изменить негативное отношение власти к малому бизнесу
и начать всячески его развивать. Во внешнеэкономической деятельности давно пора
обратить взгляд на запад, на сегодняшний день иностранные инвестиции нужны
республике как никогда. Обязательно нужно закончить приватизацию, добиться
разгосударствления большей части предприятий. Только такие, смелые и обдуманные
шаги смогут дать начало экономическому подъему Республики Беларусь в ХХI веке.
Список
литературы
Шлындиков В.М. Беларусь –
хроника экономического кризиса. М.: Издательство "Остожье",
1999.–192с.
Злотников Л.К., Шлындиков В.М
Экономическая политика: анализ и альтернатива: сборник докладов. Мн.:
Бестпринт, 1999.–368с.
Сасим В.Г. Промышленность
Беларуси в ХХ веке. Мн.: БГУ 2001.–268с.
Аб стане спраў у прамысловасцi рэспублiкi //Народная газета 1998г. №38. с.7-12
Блинковский А. Промышленность
Республики Беларусь вчера, сегодня, и возможно завтра. // Неман 1996. №6. с.
156-177.
Развитие отраслей реального
сектора экономики //Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование
–2001, №2 с.19-20
Сивчик Л. Промышленность на
весах экономики // Советская Белоруссия, 2000,
28 июля. с.1-4.
Михайлова–Станюта П. Структурный
аспект государственной промышленной политики // Национальная экономическая
газета. 2001 №45. с.1-4.
Беларусь: выбор пути.
Национальный отчёт о человеческом развитии, Минск, 2000.
Слишком много убыточных //
Национальная экономическая газета. 1995 №44 с. 2
Блинковский А. Предприятия на
распутье // Национальная экономическая газета. 1995 №42 с. 4.
Мы рискуем оказаться в каменном
веке // Национальная экономическая газета. 1995, №41 с. 7-12.
Динамика ВВП в Республике
Беларусь в 1990г.-1994г. // Финансы, Учёт, аудит.1996,№1 с.12-13.
Промышленность. Отчёт за 2000
год // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. 2001,№2 с.15-20.
Промышленность // Дело. 2000 №
7-8 с. 5
Приложение А
Таблица № 1.
Изменения в отраслевой структуре
промышленной продукции за 1992 – 1995 гг., % к валовой продукции.
|
|