p> Эта система создается для организации качественного управления
материальными ресурсами на основе комплексного использования экономико-
математических методов и современных средств вычислительной техники. Ее
главная цель - оптимизация планирования, учета, анализа, регулирования и
контроля процессов снабжения, использования и хранения материальных
ресурсов; автоматизация различных процедур обработки информации; сокращение
трудоемкости и снижение стоимости обработки информации; улучшение качества
исходной и результативной информации. Необходимыми предпосылками повышения
качества и оперативности в управлении материальными ресурсами на
предприятии являются рациональная организация информационного обеспечения,
оптимизация документооборота, совершенствование структуры управления
предприятием. Процессами управления материальными ресурсами на предприятии занимаются
различные подразделения: отделы материально-технического обеспечения,
комплектации и кооперирования, главного технолога и главного конструктора,
отдел главного механика и главного энергетика, склады отделов материально-
технического снабжения, центральная бухгалтерия и другие. В условиях
автоматизированных систем управления в контур управления материальными
ресурсами вписывается информационно-вычислительный или вычислительный
центр. Таким образом, управляемой частью подсистемы будут являться отделы
материально-технического снабжения, комплектации и кооперирования, главного
механика, главного технолога, главного конструктора, главного энергетика,
центральная бухгалтерия, информационно-вычислительный центр. Управляющая
часть подсистемы - процессы организации планирования, учета, регулирования,
контроля и анализа материальных ресурсов. Составляющими компонентами подсистемы управления материальными
ресурсами являются различные виды обеспечения, к числу которых относятся
организационное, информационное, техническое, технологическое и
программное. Организационное обеспечение подсистемы включает проведение технико-
экономического анализа существующей системы управления материальными
ресурсами, выбор и постановку задач автоматизации, разграничение функций
подразделений в условиях автоматизированного выполнения расчетов. Основой
для этого являются материалы предпроектного обследования и выводы о
необходимости совершенствования существующей системы управления. Для проектирования подсистемы важно проанализировать этапы управления
материальными запасами. Анализ показал, что таких этапов (функций) можно
выделить четыре: планирование, учет, аудит и анализ, регулирование. Информационное обеспечение подсистемы подразделяется на внемашинное и
внутримашинное. Внемашинное информационное обеспечение включает
классификаторы и коды информации; первичную документацию (Нормативно-
справочную и оперативную), документооборот. Внутримашинное обеспечение
содержит систему программ организации, ведения и доступа данных, состав
массивов на машинных носителях. К числу применяемых относятся следующие коды: цехов и отделов
предприятия, включая склады; участков; материальных ресурсов
(номенклатурных номеров материальных ресурсов), операций по движению
материалов, единиц измерения, направлений расхода материала
(производственных затрат), готовой продукции, поставщиков материалов. Работу по кодированию новых материалов выполняет бюро нормативно-
справочной информации информационно-вычислительного центра. Кроме этого
подразделения присваивать коды новым материалам никто на предприятии не
имеет права. После окончания кодирования полученная информация была
перенесена на машинограммы, проконтролирована, введена в ЭВМ, записана на
магнитные диски (дискеты), где хранится как нормативно-справочная. Система документации включает нормативно-справочную и оперативную.
Нормативно-справочная содержит технологическую, справочную и кондукторскую
документацию, в которой содержится такая информация, как наименование
деталей, сборочных единиц; название единиц измерения, материалов; по
детальные нормы расхода материалов; номенклатуру-ценник сырья, материалов и
комплектующих изделий; классификатор групп материалов для объединения в
свободную номенклатуру; соответствие диапазона кода материалов кодам
оперативных бюро в отделе материально-технического снабжения. Важное место среди оперативной документации занимает учетная. Она
подразделяется на приходную и расходную. К приходным документам относятся
приходные ордера, накладные приходные документы на перемещение. К расходным
документам относятся лимитно-заборные карты, требования на перемещение,
накладные на отпуск материалов на сторону. Следует отметить, что расходных документов, выписываемых вручную,
сведено до минимума. Основной первичный документ - лимитная карта для цехов
основного производства - печатается на ЭВМ. Применение типовой первичной
документации позволило сократить число форм, унифицировать привила
заполнения, сократить трудоемкость выписки и последующей обработки данных. Внутримашинное информационное обеспечение представлено в виде
соответствующих массивов (файлов) информации, хранящихся на магнитных
дисках и магнитных лентах. Большой удельный вес занимают нормативно-справочные массивы,
объединенные в базу данных с использованием пакета прикладных программ. Техническое и технологическое обеспечение включает комплекс технических
средств, предназначенных для эффективного функционирования подсистемы и
технологический процесс обработки информации. Большое внимание было уделено разработке технологического процесса
обработки информации. Он включает четыре этапа: сбор и подготовку
информации для машинной обработки; предварительный контроль входной
информации на ЭВМ; проведение расчетов по задачам на ЭВМ; контроль и выдача
результатов информации. Этап I. Он включает сбор и подготовку первичной информации, и получение
машинных носителей. Сбор и прием первичной информации производится двумя
способами. При первом используются обычно первичные документы, которые
комплектуются в пачки подразделениями и передаются на ИВЦ. На ИВЦ
осуществляется тщательный контроль этих документов, отвечающий требованиям
автоматизированной обработки информации и подготовка затем носителей
информации на перфокартах. Второй способ предусматривает использование
периферийной техники для обработки первичных документов (расходных и
приходных) с одновременным получением машинных носителей. Данные,
нанесенные на перфоленту, предаются затем по каналу связи на ЭВМ. Этап II. Он предназначен для предварительного контроля входной
информации и для организации более качественного выполнения последующих
расчетов. Он включает программы компоновки с контролем, накопления вводимой
информации, печати двух контрольных машинограмм, регистрацию и получение
контрольных итогов. Традиционные методы контроля информации перед вводом в
ЭВМ очень трудоемки и, кроме того, имеются следующие недостатки. При
двойной перфорации рационально используются перфокарты (перфоленты) и в то
же время, как при применении контрольников (методе верификации), не
снижается необходимость получения контрольных сумм с последующей их
проверкой, а только уменьшается число контролируемых реквизитов.
Недостатком счетного контроля является то, что практически сложно ставить
под контроль все реквизиты и, следовательно, часть реквизитов не
контролируется. Кроме того, при использовании этих методов необходим
контроль информации при вводе в ЭВМ. Этап III. Он предназначен для проведения расчетов по задачам на ЭВМ,
выполняется автоматически и состоит из десяти подэтапов. После того как вся
информация по соответствующей задаче прошла предварительный контроль,
работник, ответственный за выпуск отчетных сводок, докладывает о готовности
информации. Это является основанием для включения задачи в график
выполнения работ на ЭВМ. Этап IV. Он выполняет функцию контроля и выдачи результативной
информации. Работники бюро подготовки информации проверяют машинограммы с
соответствующими итогами, визуально просматривают качество печати и
передают их заказчикам. Представляется, что предложенные рекомендации по созданию номенклатуры-
ценника, совершенствованию первичных документов и документооборота,
внедрению автоматизированной системы обработки учетных данных будут
способствовать повышению аналитичности и оперативности учета и
эффективности управления предприятием в целом. 2. КОНТРОЛЬ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ 2.1 Сущность экономического контроля, формы и методы его проведения Развитие производительных сил и производственных отношений в разных
социально-экономических формациях обуславливает потребность
совершенствования функций управления процессом производства, в том числе и
контроля экономики. Контроль как функция управления подчинен решению задач
системы управления. Поэтому назначение контроля соответствует целям
управления, которые определяются экономическими и политическими
закономерностями развития определенной формации. Функции экономического
контроля обуславливаются действием основного экономического закона формации
и целями общества, интересы которого он обеспечивает. Контроль является функцией системы управления общественными процессами.
Это касается в основном социального управления, политического руководства,
народной демократии, правового государства. Контроль помогает государству защищать интересы потребителей, проверять
качество продукции, всех видов обслуживания, обеспечить доступность и
достоверность информации о количестве, качестве и ассортименте продукции на
рынке. Рациональное хозяйствование невозможно без применения системы
экономических мер по соблюдению законодательства в сфере хозяйственной
политики, то есть без систематического и действенного контроля со стороны
государства за производством, распределением и потреблением общественного
продукта и использованием общественного труда, как живого, так и
овеществленного. Следовательно, контроль ( это система наблюдения и проверки
соответствия процесса функционирования объекта управления принятым
управленческим решениям, установление результатов управленческого влияния
на управляемый объект путем выявления отклонений, допущенных в ходе
выполнения этих решений. Устанавливая причины и виновников отклонений, контроль помогает
устранить негативные явления и не допустить их в будущем. Контроль как
функция управления — это средство обратной связи между объектом и системой
управления, он информирует о действительном состоянии управляемого объекта,
фактическом выполнении управленческого решения. Развитие контроля в
экономических системах управления подчинено производительным силам и
производственным отношениям. Повышение эффективности производства, демонополизация его в условиях
рыночной экономики, совершенствование распределения, обмена и потребления
невозможны без полного контроля за использованием товарно-денежных
отношений в соответствии с их новым содержанием. Следует усилить финансовый
контроль за количеством и качеством работы, применять весь арсенал
экономических рычагов и стимулов. Контроль — это основа правового
государства. Он способствует укреплению законности, правопорядка,
государственной, договорной и исполнительской дисциплины. Хорошо
организованный контроль формирует у работников всех звеньев управления
высокий профессионализм, компетентность, деловитость и оперативность, что
является немаловажным фактором успешного решения задач экономического и
социального развития общества в условиях рыночной экономики. Итак, экономический контроль — это система органов государственного и
хозяйственного управления, осуществляющих контроль за экономическим и
социальным развитием страны, формированием и расходованием Государственного
бюджета Украины в соответствии с законодательным регулированием, принятым
Верховной Радой Украины, и Конституцией Украины. Рыночные отношения основываются на расширении прав предприятий,
разгосударствлении собственности и существовании разных ее форм,
демократизации, управления в использовании экономических рычагов и
стимулов, направленных на повышение эффективности труда и его оценку по
конечному результату. В связи с этим демократическое направление развития
контроля хозяйственной деятельности предприятий состоит в применении
экономических рычагов. Контроль за использованием планов и договорных обязательств,
результатами производственной и финансово-хозяйственной деятельности
осуществляется в соответствии с законодательством о предприятиях,
предпринимательской деятельности, хозяйственных обществах и других. По
результатам контроля разрабатываются меры, способствующие более
эффективному хозяйствованию, соблюдению принципа социальной справедливости
в распределении результатов труда в зависимости от вклада каждого
трудящегося. Таким образом, сущность экономического контроля в демократическом
обществе в условиях рыночной экономике состоит в регулировании процесса
расширенного производства общественно необходимого продукта и социально-
экономических отношений в соответствии конституционными нормами. Экономический контроль ( это функции управления производительными
силами и отношениями. В своем развитии контроль проходит два этапа. Описательный, связанный со сбором фактов и первоначальным их
группированием. Логико-аналитический ( качественный анализ фактов с последующим
соединением качественных и количественных (математических) методов научного
познания. Следовательно, исходя из концепции науки, экономический контроль
является динамической системой экономических знаний, направленных на
выявление и устранение негативных явлений в развитии производительных сил и
производственных отношений с целью своевременного регулирования их в
расширенном воспроизводстве общественно необходимого продукта для
жизнедеятельности людей. Изучая важнейшие проблемы расширенного воспроизводства, экономический
контроль как отрасль экономической науки способствует оптимизации
народнохозяйственных программ, территориального размещения производства, а
также исследует трудовые, материальные и финансовые ресурсы во всех
отраслях народного хозяйства с целью их рационального использования. Экономический контроль, как и вся экономическая наука, изучает проблемы
развития экономики Украины. Поэтому в решении данных проблем контроль не
может ограничиваться только качественными определениями экономических
законов, категорий, он также изучает их количественные соотношения.
Развитие производительных сил и производственных отношений в обществе
обусловило появление новых функциональных экономик: научной организации и
экономики труда; эффективности капитальных вложений и новой техники;
ценообразования; финансов, денежного обращения и кредитования;
бухгалтерского учета, аудита и анализа хозяйственной деятельности и др.
Экономический контроль находится в тесной взаимосвязи с планированием,
управлением и учетом и неотделим от них. Таким образом, экономический контроль в своем развитии интегрируется с
другими функциональными экономическими науками. Экономический контроль, используя научную теорию выполняет общественную
роль в обеспечении практическими рекомендациями производства жизненно
необходимых благ для удовлетворения потребностей людей. Обнаруживая
диспропорции и негативные явления в обществе, контроль дает возможность
устранить их и предотвращает повторение, а так же способствует рациональной
организации производственных отношений и оптимальному использованию
производительных сил. Итак, экономическому контролю как отрасли экономической науки присущи
интеграционные черты в исследовании производительных сил и производственных
отношений, поэтому он непосредственно влияет на оптимизацию экономических
процессов. Функции экономического контроля распространяются на экономическую
деятельность всех звеньев народного хозяйства. По организационным формам
экономический контроль в Украине подразделяют на государственный,
муниципальный, независимый и контроль собственника (рис. 2.1). Рисунок 2.1 ( Организационные формы экономического контроля в Украине Итак, организационные формы и виды экономического контроля по своим
функциям взаимосвязаны между собой, охватывают все стадии расширенного
воспроизводства общественно необходимого продукта и таким образом
составляют систему экономического контроля. По содержанию контроль включает проверку экономических, социальных,
политических, идеологических, научно-технических и других направлений
развития экономики народного хозяйства ( отрасли, предприятия. Следовательно, содержание экономического контроля ( это система
контрольных мер, направленных на рациональное хозяйствование
предпринимателей с разными формами собственности в условиях рыночных
отношений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|