Положение усугубляется
недостатком накоплений, характерным для спада производства, вылившимся в кризис
неплатежей, что затрудняет хозяйственный маневр. Все это говорит о том, что в
России пока не сложились условия для равновесия на рынке факторов производства,
когда от затрат на 1 долл. любого фактора производства получается равный
предельный продукт.
Тем не менее требование получить
равный доход на единицу затрат, ресурсов уже во многом определяет поведение
наших бизнесменов, когда они меняют вид деятельности. Так называемые «челноки»
обычно меняют ассортимент закупок, если доходность их начинает падать.
Следует особо отметить
характерные особенности формирования рынка земли. Земля в условиях
государственного социализма была национальным достоянием. Теперь она стала
переходить в частную собственность граждан. Это касается дачных участков,
участков садоводческих товариществ и приусадебного хозяйства сельских жителей.
При сложившемся неблагоприятном для рубля соотношении национальной
валюты с ключевыми валютами мира предприятиям еще долго придется испытывать
валютный голод.
Пока не решен вопрос о
собственности на землю предприятий. Но каковы бы ни были перспективы претворения
его в жизнь, ясно одно-плата за землю, за пользование природными ресурсами,
так называемые «рентные платежи» должны найти свое законное место в
хозяйственной жизни.
Что же касается особенностей
российского труда, связанных с формированием цены труда, отметим наиболее ярко
выраженные из них.
1. Более низкий уровень оплаты
труда по сравнению со странами развитой рыночной экономики. Это обусловлено
низкой эффективностью производства, когда единица труда у нас приносит по
сравнению с развитыми странами меньший прирост предельного продукта. Кроме
того, на уровень заработной платы давит весьма сильный пресс затрат на
содержание армии и ВПК, что обескровливает отрасли народного потребления.
Сложившиеся макропропорции не позволяют обеспечить неинфляционный рост
заработной платы.
2. Низкий уровень заработной
платы приводит к занижению требований к техническому прогрессу. Обычно
выгодность внедрения новой техники обусловлена критерием экономии фонда оплаты
труда. А он как раз весьма невысок. Все это объясняет, почему рынок средств
производства в России поглощает не только лучшие западные образцы, но и ту
технику, которая не реализуется в своих странах в условиях конкурентного рынка.
3. Определенная часть фонда
заработной платы страны по существу имеет совсем иное содержание. Она
представляет не оплату цены труда, а является пособием по безработице. Это
касается материального содержания лиц, находящееся в вынужденных отпусках
из-за простоев предприятий. Растворение в фонде оплаты труда, пособий по
безработице занижает его реальный уровень и накладывает на предприятия
непомерный груз материальной зашиты неработающего населения.
4. В условиях России реальная
цена труда находится под давлением инфляционного налога. Кризисное состояние
экономики проявляется и в кризисе неплатежей предприятий друг другу. Поэтому
предприятия не имеют денежных фондов, чтобы регулярно выплачивать заработную
плату. Запоздалые выплаты в условиях инфляции означают потерю дохода
работников. Это равнозначно введению нового налога на доходы, что,
естественно, ведет к снижению цены труда.
Бремя инфляционного налога
особенно велико в отраслях с длительным производственным циклом, в том числе в
наукоемком производстве. Поэтому отсюда возможен отток рабочей силы в
направлении отраслей с более коротким циклом.
5. Сложившееся резкое различие в
оплате труда бюджетных организаций и коммерческих структур неизбежно ведет к
оттоку рабочей силы на более высокооплачиваемые рабочие места. Это влечет за
собой необходимость подтягивания заработков работников бюджетных организаций.
Такой процесс неизбежен, ибо рынок как великий уравнитель выдвигает требование
равной оплаты за равный труд.
Наша главная цель:
выявить основные факторы,
которые предопределяют спрос на экономические ресурсы. В своем анализе мы
ограничиваемся рассмотрением только такого фактора производства, как труд,
поскольку разработанные принципы в целом применимы также к земле, капиталу и
предпринимательским способностям.
2.СПРОС НА РЕСУРСЫ
В СООТВЕТСТВИИ С ТЕОРИЕЙ
ПРЕДЕЛЬНОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ
Наименее сложный метод
определения спроса на ресурсы заключается в предположении, что фирма
приобретает какой-то определенный ресурс на конкурентном рынке и в свою
очередь продает свою продукцию на конкурентном рынке. Простота данной ситуации
состоит в том, что в условиях конкуренции фирма продает столько своей
продукции, сколько она считает необходимым при существующей рыночной цене.
Фирма реализует такую незначительную долю общего объема продукции, что это не
оказывает никакого влияния на цену товара. Аналогично на рынке ресурсов
конкуренция означает, что фирма покупает такую небольшую долю общего
предложения ресурса, что приобретаемое фирмой количество ресурса не оказывает
воздействия на его цену.
2.1.СПРОС НА РЕСУРСЫ КАК
ПРОИЗВОДНЫЙ СПРОС
Определив эти упрощающие
допущения, можно выделить наиболее важный момент: спрос на ресурсы является
производным спросом, то есть производным от готовых товаров и услуг, которые
производятся с помощью данных ресурсов. Ресурсы удовлетворяют потребности
потребителя не прямо, а косвенно, через производство товаров и услуг.
Домохозяйства желают потреблять различные продукты питания или продукты,
изготовленные с помощью ресурсов, а не сами ресурсы.
2.2.ПРЕДЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ
ВДЕНЕЖНОЙ ФОРМЕ (МRР)
Производный характер
спроса на ресурсы означает, что устойчивость спроса на любой ресурс будет
зависеть от 1) производительности ресурса при создании товара и 2) рыночной
стоимости, или цены, товара, произведенного с помощью данного ресурса. Другими
словами, ресурс, который является высокопродуктивным при производстве товара,
высоко оцениваемого обществом, будет пользоваться большим спросом. С другой
стороны, спрос будет вялым на относительно непродуктивный ресурс, с помощью
которого можно лишь производить какой-то товар, не пользующийся большим спросом
у домохозяйств. И не будет никакого спроса на ресурс, который является
феноменально эффективным в производстве того, что никто не хочет покупать!
Роль производительности и цены
продукта при определении спроса на ресурсы можно отчетливо показать при помощи
таблицы 1.
Таблица1: Спрос на ресурс: реализация продукта в
условиях чистой конкуренции (гипотетические данные)
Единицы ресурса
|
Всего продукта
|
Предельный продукт(МР)∆(2)
|
Цена продукта
|
Общий доход (2х4)
|
Предельный продукт в денежном выражении (МRP)∆(5)
|
0
|
0
|
0
|
2
|
0
|
0
|
1
|
7
|
7
|
2
|
14
|
14
|
2
|
13
|
6
|
2
|
26
|
12
|
3
|
18
|
5
|
2
|
36
|
10
|
4
|
22
|
4
|
2
|
44
|
8
|
5
|
25
|
3
|
2
|
50
|
6
|
6
|
27
|
2
|
2
|
54
|
4
|
7
|
28
|
1
|
2
|
56
|
2
|
Предполагается, что фирма
приобретает один переменный ресурс — труд — для своего завода. Данные в
колонках 1—3 напоминают нам о возможности применения в данной ситуации закона
убывающей доходности, в соответствии с которым предельный продукт труда (МР)
падает ниже определенной точки. Для упрощения предполагается, что уменьшение
предельного продукта начинается с первым нанятым рабочим.
Уже подчеркивалось, что
производный спрос на ресурс зависит не только от производительности данного
ресурса, но также и от цены на производимый с помощью данного ресурса продукт.
В колонке 4 даются сведения о цене. Заметим, что цена продукта является
постоянной, в данном случае равна 2 дол., ибо мы предполагаем существование
конкурентного рынка продукции. Умножая данные колонки 2 на данные колонки 4,
получаем общий доход в колонке 5. Из данных об общем доходе легко вычислить
предельный продукт в денежном выражении (МRР) - прирост общего дохода в результате применения
каждой дополнительной единицы переменного вводимого фактора производства (в
данном случае — труда). Он указан в колонке 6.
2.3.ПРАВИЛО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
РЕСУРСОВ:
МRР = МRС
Цифровые данные МRР —
колонки I и 6 — показывают значения спроса фирмы на труд. Чтобы объяснить,
почему это так, вначале нужно выяснить правило, которым руководствуется фирма
для извлечения прибыли при применении любою ресурса. Чтобы максимизировать
прибыль, фирма должна использовать дополнительные единицы любого данного вида
ресурса до тех пор, пока каждая последующая единица дает прирост общего дохода
фирмы, а не общих издержек. У экономистов существуют специальные термины для
обозначения, как прироста общих издержек, так и прироста общего дохода в
результате применения каждой дополнительной единицы труда или другого
переменного ресурса. Мы уже отметили, что, исходя из определения, МRР
показывает, каков прирост общего дохода в результате использования каждого
последующего нанятого рабочего. Величина, на которую каждая дополнительная
единица ресурса дает прирост издержек (издержек на ресурсы), называется
предельными издержками на ресурсы (МRС). Итак, можно изменить формулировку
правила использования ресурсов следующим образом: для фирмы будет прибыльным
применять дополнительные единицы ресурса до той точки, в которой МRР данного
ресурса равен МRС. Если число рабочих, которых в текущий момент нанимает фирма,
таково, что МRР последнего нанятого рабочего превышает его или ее МRС, то фирма
явно получит прибыль от найма еще большего количества рабочих. Но если число
нанимаемых таково, что МRС последнего рабочего превышает МRР, то фирма нанимает
рабочих, которые "не оплачивают сами себя", и поэтому она может
увеличить свою прибыль, лишь уволив какое-то число рабочих. Читатель
согласится, что данное правило — МRР = МRС — очень похоже на правило
максимизации прибыли — МR=МС, - использованное при определении цен и объема
продукции. Логическое обоснование обоих правил одно и то же, но теперь акцент
делается на затраты на ресурсы, а не на выпуск продукции.
2.4. МRР — ЭТО ГРАФИК
СПРОСА
Поскольку цена на
продукт и предельный доход на чисто конкурентном рынке продукции равны, поскольку
и цена на ресурсы и предельные издержки на ресурсы равны, когда фирма
использует ресурсы в борьбе с конкурентами. На чисто конкурентном рынке труда
ставка заработной платы устанавливается совокупным, или рыночным, предложением
труда или рыночным спросом на труд. Единичная фирма не может влиять на эту
ставку заработной платы, потому что она нанимает весьма небольшую долю
совокупного объема предложенного труда. Это значит, что совокупные издержки на
ресурсы возрастают точно на величину существующей ставки заработной платы для
каждого нанимаемого дополнительного рабочего; ставка заработной платы и МRС
равны. Из этого следует, что фирма будет нанимать рабочих до точки, в которой
ставка заработной платы (или МRС) равна их МRР, если только она нанимает
рабочих в условиях конкуренции.
Соответственно, используя данные
колонки 6 таблицы 1, находим, что если ставка заработной платы равна 13,95
дол., то фирма будет нанимать только одного рабочего, потому что первый рабочий
обеспечит прирост совокупного дохода на 14 дол. и чуть меньше — 13,95 дол. —
прирост совокупных издержек. Для каждого последующего рабочею, однако, МRС
превышает МRР, а это означает, что для фирмы невыгодно нанимать никого из этих
рабочих. Если ставка заработной платы составляет 11,95 дол., то, применяя ту же
аргументацию, увидим, что фирме выгодно нанимать как первого, так и второго
рабочего. Аналогично: если ставка заработной платы равна 9,95 дол., то наймут
трех человек. Если 7,95 — то четырех. Если 5,95 — то пятерых. И так далее.
Очевидно, что график МRР отражает спрос фирмы на труд, ибо каждая точка на этом
графике (кривой) показывает число рабочих, которых наняла бы фирма при каждой
возможной ставке заработной платы. Графически это дано на рисунке 1.
Рисунок 1. Спрос производителя
на ресурс в условиях чистой конкуренции.
Цена
ресурса
(ставка з/платы)
Количество требуемого ресурса
Кривая
МRР — это кривая спроса на ресурс. Расположение кривой зависит от предельной
производительности данного ресурса и цены продукта. В условиях чистой конкуренции
цена продукта является постоянной; следовательно, исключительно из-за
убывающей предельной производительности кривая спроса на ресурс плавно понижается.
2.5.СПРОС НА РЕСУРС В УСЛОВИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Наш анализ спроса на
труд ненамного усложняется, если предположить, что фирма продает свою
продукцию на рынке с несовершенной конкуренцией. Чистая монополия, олигополия
и монополистическая конкуренция на рынке продукции означает, что кривая спроса
на продукцию фирмы отлого понижается, то есть фирма вынуждена принять более
низкую цену на продукт, чтобы увеличить его реализацию; в таблице 2 это учтено.
Таблица 2: Спрос на ресурс: реализация продукта в
условиях несовершенной конкуренции ( гипотетические данные)
Единицы ресурса
|
Всего продукта
|
Предельный продукт(МР)∆(2)
|
Цена продукта
|
Общий доход (2х4)
|
Предельный продукт в денежном выражении (МRP)∆(5)
|
0
|
0
|
0
|
2,80
|
0
|
0
|
1
|
7
|
7
|
2,60
|
18,20
|
18,20
|
2
|
13
|
6
|
2,40
|
31,20
|
13,00
|
3
|
18
|
5
|
2,20
|
39,60
|
8,40
|
4
|
22
|
4
|
2,00
|
44,00
|
4,40
|
5
|
25
|
3
|
1,85
|
46,25
|
2,25
|
6
|
27
|
2
|
1,75
|
47,25
|
1,00
|
7
|
28
|
1
|
1,65
|
46,20
|
1,05
|
Страницы: 1, 2, 3
|