Правосознание и юридическая культура
ПРАВОСОЗНАНИЕ
И ЮРИДИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
1. Понятие
правосознания и его функции
Будучи одной из
форм общественного сознания, правосознание представляет собой совокупность
взглядов, идей, представлений, чувств, людей, их объединений, всего общества в
целом относительно права и правовых явлений. Это познавательно-оценочное
отношение людей к прошлому и действующему законодательству, идеи о его
дальнейшем совершенствовании, о законности, правосудии. Сюда также входит также
осознание объективной необходимости права в современном обществе, его
социального назначения, связи с такими демократическими идеалами, как
справедливость, свобода, естественные и неотъемлемые права личности. Наконец,
это и отношение к актам поведения людей, их оценочная характеристика с точки
зрения правомерности или неправомерности, совокупность психологических
установок и ценностных ориентаций на неукоснительное соблюдение норм права.
Определяясь
уровнем развития общества и ,в первую очередь, экономическими отношениями,
правосознание носит исторический характер. Каждая эпоха развития человечества
характеризуется различными, порой противоречивыми, правовыми взглядами
(оправдание рабовладения, сословного деления населения, идеи народовластия и
свободы личности и т.д.).
Правосознание
тесно связано с другими формами общественного сознания - с моральными
воззрениями, политическими взглядами, философскими концепциями, идеологическими
теориями, отражает национальные, религиозные, бытовые и иные особенности. В
правовой идеологии возможны различные взгляды и идеи, их борьба между собой
(отношение к смертной казни, праву собственности на землю, к соотношению
полномочий парламента и президента и др.).
Функции
правосознания:
познавательно-оценочная
(гносеологическая). Это изучение и познание права (действующего и прошлого),
его связи и взаимозависимости с другими общественными явлениями, анализ его
основных принципов и институтов. К этой функции относится также оценка всех
правовых институтов, отдельных действующих норм с точки зрения их
эффективности, актуальности, связи с общественной жизнью, интересами личности,
обеспечения ее материальных и духовных потребностей, степени отражения в них
общечеловеческих моральных ценностей - справедливости, гуманизма, свободы.
Познавательная
функция - это также оценка собственного поведения личности, поступков других
людей с точки зрения их правомерности либо неправомерности, качества
деятельности правотворческих, правоохранительных органов, оценка всех других
социальных институтов (государства, партий, культуры, церкви и др.) с точки
зрения их взаимоотношения с правом. Творчески-критический характер
правосознания в этой функции виден наиболее отчетливо;
правового
моделирования (прогностическая функция). Правосознание является необходимым
инструментом создания норм права, своеобразным маяком для его развития и
совершенствования. Прежде чем получить свое выражение в юридических актах,
будущие нормы должны пройти через волю и сознание людей, участвующих в
правотворчестве. Правосознание прогнозирует развитие права, обосновывает
изменение его норм и институтов. Поэтому качество, эффективность действующего
правового регулирования, его соответствие потребностям общественного развития
во многом обусловливаются уровнем правосознания лиц, которые создают нормы
права, их общей и юридической культурой.
Для высокого
качества деятельности законодателя важное значение имеют изучение и учет
общественного мнения, использование предложений по совершенствованию законодательства,
выдвинутых научными подразделениями, в материалах СМИ, письмах граждан и т.д.,
разработка научных концепций будущих актов. В современных условиях, когда
практически создается качественно обновленная правовая система России,
существенно возрастают роль юридической науки в правотворческой деятельности,
ее ответственность за качество рекомендаций и прогнозов; регулятивная. Высокий уровень правосознания
является непременным условием точного и последовательного осуществления норм
права. Только через посредство сознательной волевой деятельности людей
реализуются их предписания. Чем выше степень сознательного восприятия и
уважения юридических установлений, тем точнее они исполняются. Высокий уровень
правосознания обеспечивает авторитет законодательства, понимание его разумности
и необходимости, воспитывает чувство нетерпимости к нарушениям правопорядка.
Правосознание
также является необходимым элементом процесса применения права государственными
органами. Судья, прокурор, другое должностное лицо в процессе разрешения дела
обязаны основательно изучить подлежащие применению правовые нормы, понять их
цели и социальное назначение, внимательно изучить и оценить обстоятельства
дела, имеющиеся доказательства, правильно и законно решить конкретное дело. Без
высокого уровня правосознания сделать это невозможно. При этом правосознание не
может быть основанием для отхода под тем или иным предлогом (устарелость,
нецелесообразность и др.) от точного смысла закона, решения дела, вопреки или
независимо от его содержания. В условиях режима законности, становления
правового государства противопоставлять в правоприменительной деятельности
действующий закон и правосознание недопустимо. Один из основных принципов
правосознания - это необходимость укреплять законность в государстве,
противодействовать идеям правового нигилизма, бороться с произволом и правовым
беспределом недобросовестных работников государственного аппарата;
идейно-воспитательная.
Правосознание служит основой для воспитания внутренней потребности, привычки
соблюдать нормы права, формирования такой черты характера человека, как
законопослушание, привития уважения к закону как непреложной ценности, без
которой не может существовать цивилизованное общество. Это база для
формирования правовой установки личности, т.е. ее психологической готовности,
предрасположенности к соблюдению норм закона, складывающейся под воздействием
различных социальных и психологических факторов.
Для
идейно-воспитательной функции характерна также широкая пропаганда
общечеловеческих моральных ценностей - справедливости, гражданского общества,
демократии, человечности, идей о гуманном назначении и все возрастающей роли
права в общественной жизни, как действенного инструмента обеспечения и защиты
интересов личности, развития мировой цивилизации третьего тысячелетия,
материального и духовного прогресса человечества.
2. Основные
виды правосознания
Имеются
различные основания деления правосознания на виды.
1. В
зависимости от характер отражения правовой действительности правосознание
разделяется на:
правовую
идеологию;
правовую
психологию.
Правовая
идеология, будучи главной, профилирующей частью правосознания, представляет
собой совокупность идей, творений, взглядов, представлений, принципов, которые
в общем, концентрированном виде отражают и оценивают правовую действительность.
Это, в первую очередь, теоретико-философское, а также и обыденно-бытовое
осмысление права как целостного инструмента регулирования важнейших сфер
общественных отношений, его необходимости и социальной роли, путей дальнейшего
развития. Она включает в себя такие концептуально оформленные идеи и теории,
как обеспечение и защита собственности, прав и свобод личности, народовластие,
господство закона в государстве, независимость правосудия, защита природы и
рациональное использование ее богатств, борьба с преступностью, развитие и
укрепление сотрудничества между государствами и народами.
Сегодня в нашей
стране неизмеримо возрастает потребность в создании обновленной
государственно-правовой идеологии, отрицающей диктат, правовой нигилизм и
оправдание произвола, исповедующей идеи правового государства, законности и
цивилизованного гражданского общества.
Правовая
психология - это совокупность чувств, привычек, настроений, стереотипов
поведения, в которых выражается эмоционально-психологическое отношение
социальных групп, коллективов, отдельных граждан к праву в целом и отдельным
его нормам, правопорядку, к юридическим учреждениям и основам их деятельности.
Это стихийная психологическая реакция личности, социального коллектива на юридические
установления и их действие, качество и уровень правотворчества борьбы с
правонарушениями, действенность работы судов и иных правоприменительных
органов. Возмущение или, наоборот, равнодушие относительно конкретных актов
неправомерного поведения, огорчение по поводу неспособности правоохранительных
органов переломить криминогенную обстановку в стране, радость, чувство гордости
в связи с принятием нужного закона формируют область правовой психологии.
Эффективность
законодательства, всей правоприменительной практики во многом зависит от
психологического настроя общества, человеческих чувств и оценок.
2.По
субъектному составу правосознание можно классифицировать на:
общественное;
коллективное;
групповое;
индивидуальное.
Общественное
правосознание - это сумма накопленных на протяжении веков человеческой
цивилизацией оценок, знаний, представлений о праве, сумма достижений
юридической мысли и культуры. Создаваясь и развиваясь через правосознание
отдельных индивидов, оно неизмеримо полнее и глубже, чем представления каждого
конкретного человека о праве.
Коллективное
правосознание отражает представления отдельных достаточно широких по составу
социальных слоев населения, выделяемых по различным основаниям (классы,
сословия, нации, религиозные конфессии, население того или иного региона,
пенсионеры, молодежь, военнослужащие и т.д.). Оно базируясь на основных идеях
общественного правосознания, вместе с тем содержит ряд особенностей, отражающих
специфические интересы соответствующих слоев, которые обеспечиваются или должны
обеспечиваться в законодательстве соответствующего государства.
Групповое
правосознание выражает интересы и потребности того или иного социального
коллектива, профессионального сообщества (воины-афганцы, лица, пострадавшие от
Чернобыльской аварии, шахтерские коллективы, вынужденные переселенцы и др.).
Оно, отражая в принципе общественное правосознание, имеет свои особенности и в
ряде случаев противопоставляется правовым идеям иных коллективов и групп
(например, шахтеры и работники энергетического блока).
Индивидуальное
правосознание - совокупность правовых взглядов и чувств каждого конкретного
индивида. Будучи в принципе неспособным полно и глубоко охватить весь комплекс
правовых явлений в обществе, оно отражает лишь некоторые наиболее существенные
его черты. При этом, в силу разных способностей индивида, форм участия его в
общественной жизни, несовпадающих условий жизни, труда, быта, различия в уровне
правосознания отдельных личностей бывают довольно значительны. У одних оно
может быть глубоким, максимально приближенным к общественному, у других -
ограниченным, отстающим от общего уровне общественных, правовых взглядов. Такие
различия всегда следует иметь ввиду при организации правового воспитания,
пропаганде законодательства.
3. В
зависимости от глубины и всесторонности познания закона и иных правовых явлений
правосознание делится на:
обыденное;
профессиональное;
научное.
Обыденное
правосознание - массовые представления людей, их оценки, эмоции по поводу права
и законности, стереотипы поведения. Они порождаются повседневными условиями
жизни людей, их практическим опытом, носят эмпирический характер и сводятся, в
первую очередь, к обиходным представлениям, оценкам, навыкам поведения,
определяемым каждодневными нуждами людей.
Профессиональное
правосознание - взгляды, традиции, убеждения, складывающиеся у работников,
непосредственно занимающихся юридической деятельностью и имеющих
профессиональные правовые знания и опыт работы (судьи, прокурорские работники,
адвокаты, юрисконсульты, депутаты представительных органов и т.д.). От него во
многом зависят выработка осознанных правовых установок и ценностных ориентаций
в юриспруденции и их использование в периодической практике, реализация
достижений теоретической мысли, принципов и ценностей права.
Профессиональное
правосознание формируется, в первую очередь, на основе юридической практики,
но, с другой стороны, от него зависит демократический, подлинно гуманистический
потенциал и по-настоящему профессиональный уровень такой практики.
Научное
(теоретическое) правосознание - теории, концепции, взгляды, выражающие в
концентрированном виде - в монографических работах, научных статьях и
комментариях законов и юридической практики, лекциях и беседах ученых-юристов,
преподавателей юридических дисциплин и других источниках - глубокое и
всестороннее теоретическое осмысление права. Оно имеет первостепенное значение
в определении перспектив развития законодательства, основных направлений
совершенствования конституционно-правовой политики, проведения судебной, экономической,
пенсионной, налоговой и других правовых реформ.
3. Правовое
воспитание
Будучи основным
средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры
граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в
России правового государства, правовое воспитание представляет собой особую
форму деятельности государства, его органов и должностных лиц, общественных
объединений, трудовых коллективов, направленную на формирование в сознании
людей уважения к праву, позитивных знаний, представлений, взглядов,
поведенческих ориентаций, установок, навыков и привычек, обеспечивающих
правомерное поведение, активную жизненную позицию при исполнении и
использовании юридических норм. Это система мер, направленных на внедрение в
сознание индивидов демократических правовых и моральных ценностей, принципов
права, стойких убеждений в необходимости и справедливости норм.
Целями
правового воспитания являются:
достижение
прочных знаний людей о законодательстве, законности, правах и обязанностях личности,
в первую очередь, тех норм, которые непосредственно касаются человека. Известно
с древности правило, что незнание закона или неверное, искаженное его
понимание, расходящееся с волей законодателя, не освобождает от ответственности
за его нарушение;
повышение
авторитета закона как непреложной социальной ценности, уважения к нему,
решительная борьба с правовым нигилизмом;
создание у
граждан устойчивой ориентации на правомерное поведение, формирование установок
и привычек законопослушания, навыков и умения участвовать в правосудии и иных
формах юридической деятельности, а также создание атмосферы протеста и
нетерпимости ко всем случаям его нарушения, неотвратимости ответственности.
Правовое
воспитание - сложная и многоаспектная деятельность, проявляющаяся в нескольких
формах. Среди них:
пропаганда
права средствами массовой информации (журналы, радио, телевидение). Для этой
формы характерны массовый, наиболее обширный охват аудитории, использование
различных рубрик, тематических бесед, репортажей и т.д.);
издание
литературы по юридической проблематике (популярные брошюры, комментарии законов
и правовой практики и др.);
устная правовая
пропаганда - лекции, беседы, консультации, вечера вопросов и ответов, циклы
лекций, лектории и др. Охват аудитории здесь меньше, зато имеются возможности
непосредственно связываться со слушателями, сразу же получить ответ на
интересующий вопрос, обменяться мнениями и вступить в дискуссию;
правовое
образование граждан - изучение законодательства в общеобразовательных школах,
колледжах, техникумах и вузах, в народных университетах правовых знаний.
Позитивные черты этой формы - постоянство аудитории, наличие программ, домашних
заданий, семинаров, экзаменов, закрепление целой, внутрисвязанной системы
знаний;
профессиональное
правовое образование, подготавливающее специалистов в области права
(юридические вузы, факультеты, специальные курсы повышения квалификации и
т.д.);
наглядная
правовая информация (стенды фотографий правонарушителей, стенгазеты, боевые
листки и т.д.);
влияние
юридической практики - законотворческой деятельности государства,
Конституционного Суда РФ, работы судов и других правоохранительных органов;
влияние
произведений литературы и искусства, посвященных правовым проблемам -
кинофильмов, театральных постановок, романов и повестей российских и зарубежных
писателей (произведения Ф.Достоевского, Л.Толстого, Т.Драйзера, современных
российских авторов).
Основные
принципы правового воспитания:
связь с жизнью;
связь c
юридической практикой;
научный характер;
яркость и
образность;
ориентирование
на укрепление законности, повышение авторитета закона, знание действующих норм
и умение ими пользоваться.
В современный
период, к сожалению, внимание к правовому воспитанию, особенно по месту
жительства граждан, в значительной степени ослабло. Многие формы вообще
исчезли, другие используются явно недостаточно. Между тем, такие формы показали
свою достаточную эффективность в прошлом и вполне могут быть использованы и
усовершенствованы ныне, когда роль закона и юриспруденции, в целом, в стране
значительно увеличилась.
4. Правовая
культура
Культура
общества - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных людьми
на протяжении веков, достигнутый человечеством уровень исторического развития,
степень цивилизованности общества, интеллектуального, духовного развития,
гуманистического мировоззрения. Это достижения материального производства,
науки, искусства, идеологические и моральные ценности.
Правовая
культура является непременной составной частью общечеловеческой культуры.
Подлинно культурным обществом является то, где разработана и действует
развернутая и непротиворечивая система законодательства, отражающая
общечеловеческие духовные ценности, где права личности обеспечиваются и
защищаются, господствует режим законности и законопослушания, где сохраняются
юридические памятники как непреложные культурные ценности.
Правовая
культура, отражая уровень правовой цивилизованности общества и включая в себя
прогрессивные достижения зарубежных правовых систем, объединяет все, что
создано человечеством в правовой сфере, - право, юридическую науку,
правосознание, практику законотворчества и судебной деятельности, юридическое
мировоззрение, национальные корни, историческую память, юридические обычаи и
традиции. Это обусловленное социальным, экономическим и духовным строем
общества внутреннее состояние его правовой жизни.
Правовая
культура предполагает достаточное значение должностными лицами и гражданами
юридических норм, их правовую грамотность, умение, навыки пользоваться законами
в практической жизни, высокую степень уважения авторитета права, его оценки как
необходимой социальной ценности для нормального функционирования
цивилизованного сообщества людей, атмосферу законопослушания личности,
устойчивые привычки, внутреннюю потребность к соблюдению закона и
социально-правовой активности.
Необходимым
элементом правовой культуры является также наличие в стране детально
разработанного, охватывающего все основные сферы отношений, беспробельного,
внутренне непротиворечивого и технически совершенного законодательства,
последовательно отражающего идеалы демократии, свободы и справедливости,
высокий уровень его кодифицированности, упорядоченности и информационной
обеспеченности.
В правовую
культуру включаются также и высокий уровень правотворческой деятельности в
стране, своевременный и качественный учет в законодательстве новых тенденций и
потребностей развития общества, демократические основы подготовки и принятия
новых нормативных решений, активное использование выработанных мировой
практикой правил законодательной техники. Не менее важны также и эффективность
правоприменительной работы управленческого и правоохранительного аппарата,
авторитет судов и других органов, осуществляющих борьбу с преступностью, их
способность вместе с общественностью преодолеть это социальное зло.
Уровень
юридической культуры проявляется также в степени развития юридической науки в
стране, эффективности правового образования. Забота об исторических юридических
памятниках (в нашей стране это, например, Русская правда, Уложение царя Алексея
Михайловича, Свод законов царской России и др.), их охрана, сохранение, научное
изучение - также необходимые элементы правовой культуры.
Реальный
уровень юридической культуры в каждом обществе и на разных этапах его развития
неодинаков, что зависит от многих разнохарактерных факторов. Это уровень
развития экономики страны и благосостояния ее граждан, национальные,
религиозные и иные особенности, политический строй и способность власти
устанавливать и охранять правовые институты, противостоять произволу, пресекать
правонарушения, степень развития юридической науки и образования и др. В
современном российском государстве такой уровень, как применительно к отдельным
гражданам, так и ко всему обществу в целом, к сожалению, пока еще достаточно
низок, и нужно многое сделать для преодоления правового нигилизма, повышения
авторитета и действенности законодательства, его способности быть эффективным
инструментом создания в нашей стране правового государства, олицетворяющего юридико-культурные
ценности мировой цивилизации.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/
|