p>
Вопрос: К каким правовым документам нужно обращаться в случае нарушения
моих прав?Ответ: Статья 1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав
потребителей (ЗПП) 1. Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским
кодексом Российской Федерации, настоящим Законом и принимаемыми в
соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами
Российской Федерации. 2. Правительство Российской Федерации не вправе поручать федеральным
органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите
прав потребителей. Вопрос: Какой документ имеет большую силу – международный договор России
или Закон «О защите прав потребителей»? Ответ: Статья 2. Международные договоры Российской Федерации 1. Если международным договором Российской Федерации установлены иные
правила о защите прав потребителей, чем те, которые предусмотрены настоящим
Законом, применяются правила международного договора. Вопрос: Как я могу узнать о своих правах? Ответ: Статья 3. Право потребителей на просвещение в области защиты прав
потребителей 1. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей
обеспечивается посредством включения соответствующих требований в
государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и
профессиональные программы, а также посредством организации системы
информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите
этих прав. Вопрос: Как я могу потребовать товар определенного качества? Ответ: Статья 4. Качество товара (работы, услуги) 1. Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить
работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. 2. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги)
продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу,
оказать услугу), пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга)
такого рода обычно используется. 3. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен
потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара
(выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан
передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный
для использования в соответствии с этими целями. 4. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать
потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию. Вопрос: Чем отличаются срок службы, срок годности и гарантийный срок? Кем
они устанавливаются? Ответ: Статья 5. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в
области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также
гарантийного срока на товар (работу) 1. На товар (работу), предназначенный для длительного использования,
изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать срок службы - период, в
течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать
потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести
ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине. 2. Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы товара
(работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий
(деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода
могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять
вред его имуществу или окружающей среде. Перечень таких товаров (работ)
утверждается Правительством Российской Федерации. 3. Срок службы товара (работы) может исчисляться единицами времени, а также
иными единицами измерения (километрами, метрами и прочими). 4. На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты,
товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель
(исполнитель) обязан устанавливать срок годности - период, по истечении
которого товар (работа) считается непригодным для использования по
назначению. Перечень таких товаров (работ) утверждается Правительством
Российской Федерации. 5. Продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока
годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть
установлен срок службы или срок годности, но он не установлен, запрещается. 6. Изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу)
гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре
(работе) недостатка изготовитель (исполнитель, продавец) обязан
удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29
настоящего Закона. 7. Продавец вправе установить на товар дополнительный гарантийный срок
сверх гарантийного срока, установленного изготовителем, или, если
гарантийный срок изготовителем не установлен, продавец вправе установить
гарантийный срок сверх сроков, предусмотренных абзацем вторым пункта 1
статьи 19 настоящего Закона. Требования, которые потребитель вправе
предъявлять к продавцу в случае обнаружения недостатка товара в течение
установленного продавцом гарантийного срока, порядок и сроки удовлетворения
этих требований, а также ответственность продавца устанавливаются договором
между потребителем и продавцом. Вопрос: Товар сняли с производства. Могут ли в мастерской отказать мне в
ремонте из-за отсутствия запчастей? Ответ: Статья 6. Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и
технического обслуживания товара 1. Изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в
течение его срока службы. Для этой цели изготовитель обеспечивает ремонт и
техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и
ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания
объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и
после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при
отсутствии такого срока - в течение десяти лет со дня передачи товара
потребителю. Вопрос: На товар не установлен срок службы. Как долго изготовитель обязан
обеспечивать безопасное использование такого товара? Ответ: Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги) 1. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных
условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был
безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не
причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны
обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья
потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда
имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются в порядке,
определяемом законом. 2. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара
(работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара
(работы). Если в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Закона
изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, он
обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение десяти лет со дня
передачи товара (работы) потребителю. Вред, причиненный жизни, здоровью или
имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара
(работы), подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 настоящего
Закона. 3. Если для безопасного использования товара (работы, услуги), его
хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные
правила (далее — правила), изготовитель (исполнитель) обязан указать эти
правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на
этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан
довести эти правила до сведения потребителя. 4. Товар (работа, услуга), на который законами или стандартами установлены
требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя и
охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу
потребителя, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья
потребителя, подлежат обязательной сертификации в установленном порядке.
Перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации,
утверждаются Правительством Российской Федерации. Не допускается продажа
товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара,
без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированного в
установленном порядке знаком соответствия требованиям, указанным в пункте 1
настоящей статьи. 5. Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил
использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет
или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя,
окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан
незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения
причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из
оборота и отзыву от потребителя (потребителей). Если причины вреда
устранить невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять такой товар
(работу, услугу) с производства. При невыполнении изготовителем
(исполнителем) этой обязанности снятие товара (работы, услуги) с
производства, изъятие из оборота и отзыв от потребителей производятся по
предписанию соответствующего федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего контроль за качеством и безопасностью товаров (работ,
услуг). Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара (работы,
услуги), подлежат возмещению изготовителем (исполнителем) в полном объеме. 6. Если установлено, что продавец (исполнитель) реализует товары (выполняет
работы), представляющие опасность для жизни, здоровья и имущества
потребителей, такие товары (работы) подлежат изъятию у продавца
(исполнителя) в порядке, установленном законом. Вопрос: Информация об изготовителе представлена на иностранном языке. Что
делать? Ответ: Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе,
продавце) и о товарах (работах, услугах) 1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной
информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и
реализуемых им товарах (работах, услугах). 2. Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной
форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-
продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами,
принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а
дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на
государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках
народов Российской Федерации. Вопрос: Должен ли продавец-лоточник размещать информацию о своей
организации? Ответ: Статья 9. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце) 1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения
потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место
ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель)
размещает указанную информацию на вывеске. Изготовитель (исполнитель,
продавец) — индивидуальный предприниматель — должен предоставить
потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании
зарегистрировавшего его органа. 2. Если вид (виды) деятельности, осуществляемой изготовителем
(исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию, потребителю должна быть
предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также
информация об органе, выдавшем эту лицензию. 3. Информация, предусмотренная пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть
доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли,
бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на
ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды
обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения
продавца (исполнителя). Вопрос: Что должно быть написано на этикетке? Ответ: Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах) 1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять
потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах,
услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным
видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до
потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. 2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна
содержать: обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны
соответствовать товары (работы, услуги); сведения об основных
потребительских свойствах товаров (работ, услуг), а в отношении продуктов
питания — сведения о составе (в том числе перечень использованных в
процессе их изготовления иных продуктов питания и пищевых добавок), о весе
и об объеме, о калорийности продуктов питания, о содержании в них вредных
для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, а
также противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний.
Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать
противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний,
утверждается Правительством Российской Федерации; цену и условия
приобретения товаров (работ, услуг); гарантийный срок, если он установлен в
соответствии с настоящим Законом; правила и условия эффективного и
безопасного использования товаров (работ, услуг); срок службы или срок
годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом,
а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных
сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если
товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для
жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для
использования по назначению; место нахождения (юридический адрес)
изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения организации
(организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие
претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание
товара (работы); информацию о сертификации товаров (работ, услуг),
подлежащих обязательной сертификации; информацию о правилах продажи товаров
(выполнения работ, оказания услуг). Если приобретаемый потребителем товар
был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки),
потребителю должна быть предоставлена информация об этом. 3. Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до
сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам
(работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым
для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация о сертификации
товаров (работ, услуг) представляется в виде маркировки в установленном
порядке знаком соответствия и указанием в технической документации сведений
о проведении сертификации (номере сертификата, сроке его действия, органе,
его выдавшем). Продукты питания, упакованные или расфасованные на
территории Российской Федерации, должны быть снабжены информацией о месте
их изготовления. Вопрос: Кто решает, когда открываться и закрываться магазину? Ответ: Статья 11. Режим работы продавца (исполнителя) 1. Режим работы государственных, муниципальных организаций торговли,
бытового и иных видов обслуживания потребителей устанавливается по решению
соответственно органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления. 2. Режим работы организаций, осуществляющих деятельность в сферах
торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей и не указанных в
пункте 1 настоящей статьи, а также индивидуальных предпринимателей
устанавливается ими самостоятельно. 3. Режим работы продавца (исполнителя) доводится до сведения потребителей и
должен соответствовать установленному. Вопрос: Когда я покупал кипятильник, мне никто не объяснил, как им
пользоваться. Теперь я обжег палец. Кто за это ответит? Ответ: Статья 12. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за
ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге), об изготовителе
(исполнителе, продавце) 1. Если предоставление ненадлежащей, то есть недостоверной или
недостаточно, полной, информации о товаре (работе, услуге), а также об
изготовителе (исполнителе, продавце) повлекло: приобретение товара (работы,
услуги), не обладающего необходимыми потребителю свойствами, потребитель
вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков. При
этом потребитель обязан возвратить товар (выполненную работу) изготовителю
(исполнителю, продавцу); невозможность использования приобретенного товара
(работы, услуги) по назначению, потребитель вправе потребовать
предоставления ему в разумно короткий срок надлежащей информации. Если
информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потребитель вправе
расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков. При этом
потребитель обязан возвратить товар (выполненную работу) изготовителю
(исполнителю, продавцу); возникновение недостатков товара (работы) после
передачи его потребителю, он вправе предъявить продавцу (изготовителю)
требования, предусмотренные пунктами 1–4 статьи 18 настоящего Закона, или
предъявить исполнителю требования, предусмотренные пунктом 1 статьи 29
настоящего Закона; причинение вреда жизни, здоровью и имуществу
потребителя, он вправе требовать от изготовителя (исполнителя, продавца)
возмещения вреда в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Закона, а
также потребовать полного возмещения убытков, причиненных природным
объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|