Правила и процедуры маркетинговых исследований
Правила и процедуры маркетинговых исследований
Согласно Международному кодексу[1]
деятельность
по исследованию маркети
нга заключается в объ
ективном
сборе и анализе добровольно полученной информации о рынках потребителей,
товарах и услугах и должна проводиться в соответствии с принципами чест
ной
конкуренции, на
основе общепринятых научных методов. Полученные данные представляют собой
основу для информирования производителей, поставщиков, посредников о привычках,
взглядах и потребностях широких слоев потребителей. В конечном счете у
спех любого исследования маркети
нга зависит от того доверия к нему
, которое сложилось в обществе.
В процессе исследов
ания маркетинга
участвуют информаторы, представляющие требуемые
данные, специалисты по маркети
нгу (исполнители) и
заказчики. В качестве информаторов могут выступать
непосредственно потребители, специалисты, эксперты, имена которых не
называются, что дает возможность
получать от них
достаточно объекти
вные сведения, исключать
всякие попытки насильственного получения данных или
давления в целях изменения мнения информаторов. Данные, полученные путем
промышленного шпионажа, обмана, нельзя использовать при исследованиях
маркетинга.
Взаимоотношения заказчиков с исполнителями должны строиться
строго по определенным правилам. Так, исполнитель не имеет права преувеличивать
свои возможности, тем самым вводя заказчика в заблуждение, разглашать намерения
заказчика и результаты исследования, переданные ему другими лицами или организациями
(если это заранее не оговорено), не может вносить никаких су
щественных изменений в условия проведения
исследования без предварительного согласования с заказчиком. В свою очередь
заказчик обязан принять все необходимые меры предосторожности, чтобы избежать
неправильного истолкования или цитирования полученных результатов вне того
контекста, в котором они изложены. Ни заказчик, ни исполнитель не получают
автоматического права на единоличное пользование методикой, применяемой в
исследовании или разработанной для него.
Основываясь в своей деятельности на общих научных принципах и
методах, исследователь должен:
быть объ
ективным, принимать все
меры предосторожности, чтобы не повлиять на интерпретацию зафиксированных
фактов;
указывать степень погрешности своих данных, имея в виду
несовершенство любого применяемого метода;
быть творческой личностью, определять новые направления
поиска, использовать современные методы;
занимать
ся исследованиями
постоянно, чтобы быть в курсе происходящих перемен.
Процеду
ру маркети
нгов
ого исследования,
состоящую из комплекса последовательных частных действий (этапов), можно
представить в виде следующих основных этапов.
Разработка концепции исследования:
определение целей;
постановка проблемы:
формирование рабочей гипотезы;
определение системы показателей.
Полу
чение и анализ эмпирических
данных:
разработка рабочего инстру
ментария;
процесс получения данных;
обработка и анализ данных.
Результаты и основные выводы исследования:
оформление результатов исследования;
формирование выводов и рекомендаций.
К
он
цепция
марк
етингового исследования - это подробное
определение со
держания предмета исследования, общая
постановка задачи в пределах данного исследовательского замысла. Речь идет о
выработке первоначального представления о целях и проблематике исследования,
формировании рабочей гипотезы.
Цель исследования зависит от фактически сложившейся рыночной
ситуации. Это общая постановка задачи, которая вытекает из стратегических
установок маркетинговой деятельности предприятия и направлена на снижение
уровня неопределенности в принятии управленческих решений.
Маркетинговые исследования всегда нацелены на определение и
решение к
ак
ой-
либо конкре
тной
проблемы, т.е. на совокупность частных задач,
вытекающих из глав
ной задачи. Так. проблемати
ка маркетингового исследования может вытекать из вида
товара и специфики его требования, уровня насыщенности рынка, каналов
продвижения и действий конкурентов, поэтому частные проблемы могут возникать на
стороне либо товарного предложения, либо спроса, либо цены. При этом в первую
очередь исследуются те проблемы, от решения которых зависят современное
состояние и дальнейшее развитие рынка.
Рабочая гипотеза — это вероятностное предположение о сущности
и путях решения рассматриваемых явлений, своего рода алгоритм решения
выявленных для исследования проблем. Разработка рабочей гипотезы, т.е., можно
сказать, фундамента буду
щего исследования, —
сложный творческий процесс, в результате которого устанавливаются рамки и
определяются основные направления всей разработки. Она должна обеспечивать:
достоверность (гипотеза должна быть непосредственно связана с
проблемами, вытекать из их сущности);
предсказуемость (не только объяснять, но и служить основой для
решения проблем);
проверяемость (чтобы можно было проверить ее положения на
эмпирическом материале);
возможность формализации (возможность выразить главные
предположения не только логически, но и с помощью экономик
о-математических
построений).
Рабочая гипотеза — основа для определения той системы пок
азателей, которые необходимы для данного исследования
(например, показатели, характеризующие развитие ассортимента товаров, динамику п
отребительских предпочтений, затраты на продвижение
товаров по каналам сбыта и которые можно получить из различных источников
информации.
Пол
учение и анализ эмпирическ
их данных связаны с разработкой рабочего
инструментария, который представляет собой совокупность методов и средств
сбора, обработки и анализа информации для проверки рабочей гипотезы
исследования.
Рабочий инструментарий — это не механический набор методов и
приемов, а целенаправленный их выбор для решения конкретных, специфических
задач. Его разработка складывается из ряда этапов, включающих определение:
методов и процедур сбора первичных данных (публикуемые
статистические данные, внутренняя информация предприятия, выборочные
обследования);
методов и средств обработки полученных данных
(экономико-статистические и экономико-математические методы);
методов анализа и обобщения материалов по проверке рабочих
гипотез (моделирование, исследование операций, деловые игры, экспертиза).
Особое значение в процессе получения эмпирических данных,
осуществляемом в соответствии с выбранным рабочим инструментарием, имеют
специальные выборочные исследования: опросы населения и специалистов, эксперти
за. Они позволяют глубже раскрыть конкретную проблему
маркетинговой деятельности предприятия.
Наибольшую важность при обработке и анализе материалов имеют
прогностические расчеты относительно развития исследуемых проблем. При этом
широко используются методы экстраполяции, моделирования, экспертных оценок.
Итогом проведенного исследования является разработк
а выводов и реко
мендаций,
которые должны непосредственно вытекать из результатов разработки, быть
аргументированными и достоверными, направленными на решение исследуемых
проблем.
Резу
льтаты исследования могут быть
представлены в виде краткого общедоступного изложен
ия
существа проблемы либо полного научного отчета, в котором в систематической
наглядной форме излагается схема исследования и содержатся детально
обоснованные выводы и рекомендации.
В научном отчете (докладе) должна быть отражена следующая
информация:
цель исследования;
объект и способы исследования;
характеристика выборки обследования, время проведения, метод
сбора информации (анкетирование, по почте и т.п.);
вопросник (анкета);
сведения об исполнителях, консу
льтантах;
источники получения информации, их надежность при проведении
кабинетных исследований.
Являясь важнейшей функцией маркетинга, исследования
предполагают их четкую организацию. Решение о формировании самостоятельного
подразделения по исследованию маркетинга в значительной мере зависит от
положения и намерений предприятия, стратегии и тактики его рыночной
деятельности, а также от его возможностей и профессионального потенциала
работников.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта
http://www.studentu.ru
[1]
Принят в
1974 г. Международной торговой палатой и Европейским общест
вом
по изу
чению общественного мнения и марк
етинговых исследований.
|