Меню
Поиск



рефераты скачать Приватизация и разгосударствление в Республике Казахстан

Сроки приватизации. Один из серьезных вопросов касающийся приватизации – это сроки её проведения: или она должна быть быстрой или быть растянутой на несколько десятилетий. Один из ведущих экономистов Кеннет Эрроу считает, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:

1. Сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно.

2. Требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий.

3. Монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу.

Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс частных собственников – основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.

Приватизация с одной стороны, должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, – инструментом государственного регулирования долговременного характера.[1]



Глава 2. Приватизация в Казахстане

 

2.1 Этапы приватизации


В соответствии с разработанной программой в республике осуществляется приватизация государственных предприятий и организаций с преобразованием их в частные или смешанные государственно-частные акционерные компании и товарищества.

Приватизацию осуществляет Государственный комитет Республики Казахстан по государственному имуществу и его территориальные органы с участием министерств, ведомств и местных администраций.

Реформа собственности в Казахстане прошла уже два этапа. Первый этап охватил период с 1991 по 1992 года и концентрировался, в основном, на продаже объектов торговли и сферы услуг, а также на передаче государственной собственности трудовым коллективам предприятий. В это время более 2500 крупных и около 4000 малых перешли в негосударственный сектор экономики.

При этом полностью частным стало лишь каждое пятое предприятие, прошедшее через разгосударствление, преимущественно в сфере сельского хозяйства, торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Второй этап реформы проходил с 1993 по начало 1996 года. Все предприятия республики в зависимости от численности персонала и отраслевой принадлежности были поделены на четыре группы, для каждой из которых предусматривались различные способы приватизации.[9]

Направления приватизации:

-продажа мелких предприятий через местные аукционы

-массовая приватизация средних и крупных    предприятий

-приватизация очень крупных предприятий по индивидуальным проектам

-приватизация в области сельского хозяйства и сектора переработки с/х продукции

1.Малая приватизация.

Эта программа предполагает приватизацию предприятий, с численностью работающих до 200 человек.  Продажа происходит через местные аукционы, где граждане могут купить основные средства предприятия либо за наличные, либо за неиспользованные жилищные купоны.  Программа была изначально сконцентрирована  на предприятиях оптовой и розничной торговли и сферы услуг.

В рамках малой приватизации было продано 11 тыс. Объектов, что составляет около 2/3 всех объектов, подлежащих малой приватизации, и одновременно наиболее важными для удовлетворения потребностей населения - в торговле, общественном питании и сфере услуг - приватизировано 84% предприятий.

Малая приватизация закончилась в середине 1997, и было приватизировано около

14 000 предприятий.

2.Массовая приватизация

Программа массовой приватизации, была предусмотрена на втором этапе приватизации и начала осуществляться в ноябре 1993 году. Она основывается на распределении приватизационных купонов среди населения. Граждане имели право вкладывать купоны в специальные инвестиционные фонды, которые затем использовали эти купоны для приобретения акций государственных предприятий. Программа массовой приватизации рассчитана, главным образом, на средние и крупные предприятия (от 200 до 5000 работающих). Кроме того, для предоставления равных возможностей населению были выданы приватизационные инвестиционные купоны. Основными отличиями применения казахстанской модели инвестиционных купонов являются:

1.) безвозмездное распределение приватизационных инвестиционных купонов;

2.) возможность использования приватизационных инвестиционных купонов только через инвестиционные, приватизационные фонды;

3. Приватизация по индивидуальным проектам.

Крупные предприятия, с численностью более 5000 работающих и предприятия особого государственного значения, такие как предприятия добывающей промышленности, или природные монополии должны быть приватизированы на основе Программы приватизации по индивидуальным проектам. В целом, под эту категорию подпадают около 170 предприятий.

Целью такого подхода является принятие решений, максимально принимающих во внимание условия на каждом предприятии. Здесь не существует модели для определения доли государственной и частной собственности инвестора, в отличие от Программы массовой приватизации. Методы продажи также отличаются от компании к компании, но предполагается проведение международных тендеров и контрактов на управление.

4.Приватизация в области сельского хозяйства и сектора переработки с/х продукции.

Существует около 4000 государственных сельскохозяйственных предприятий и предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции. Государственные предприятия коллективизируются и земля распределяется между отдельными членами коллектива.

Государственные предприятия сектора переработки сельскохозяйственной продукции и агросервиса также приватизируются по этой программе с передачей акций коллективам, отдельным сотрудникам и сельскохозяйственным производителям. При этом цены устанавливаются на приемлемом уровне с поправкой на инфляцию. Несколько крупных перерабатывающих предприятий будут проданы по Программе приватизации по индивидуальным проектам.

В аграрно-промышленном комплексе произошли:

- преобразования совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий в фермерские и крестьянские хозяйства, малые предприятия и их ассоциации и другие негосударственные формы хозяйствования;

- образование акционерных обществ открытого и закрытого типов;

- преобразование птицефабрик и птицеводческих комплексов, тепличных комбинатов в акционерные, хозяйственные общества или товарищества;

- продажа имущества нерентабельных (убыточных) государственных сельскохозяйственных предприятий на аукционах юридическим и физическим лицам.  На 1 января 1997 г. Были реорганизованы все 2400 совхозов и колхозов, вместо них создано 47000 хозяйствующих субъектов, в т.ч. 3200 крестьянских хозяйств.[4]

2.2 Пути, методы и формы разгосударствления и приватизации государственной собственности в РК.


В соответствии с Национальной программой разгосударствления и приватизации в республике Казахстан разгосударствление и приватизация собственности первоначально осуществлялся в два этапа.

Первый этап – 1991 – 1992 гг.

Второй этап – 1993 – 1995 гг.

Третий этап осуществлялся с 1996 по 1998 год.

Основной целью разгосударствления и приватизации собственности в республике Казахстан были:

- формирование слоя частных собственников как эффективно хозяйствующих субъектов;

- создание конкурентной среды и обеспечение демонополизации производства;

- развитие мелкого и среднего бизнеса;

- формирование организационно-хозяйственных структур с преобладанием частного бизнеса и привлечением иностранных государств;

- развитие и укрепление системы инвестиционных структур как субъектов рынка ценных бумаг.

Не подлежали приватизации объекты исключительной собственности Республики Казахстан – земля, её недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, исторические и культурные ценности страны.

В  первые два этапа приватизация осуществлялась: в течение первого этапа осуществлялась приватизация жилья с использованием жилищных купонов, полученных населением безвозмездно, и в течение второго этапа население безвозмездно получило приватизационные купоны, которые можно было использовать только через инвестиционные приватизационные фонды, которых насчитывалось около 120.

К недостаткам данного метода приватизации следует отнести то, что владелец приватизационного инвестиционного купона не имел права самостоятельно распоряжаться им, а только мог вложить его в инвестиционные фонды, что являлось существенным препятствием к непосредственному участию человека в приватизации конкретного предприятия.

Процесс приватизации предполагал возможность выкупа предприятия работниками, создание акционерного общества открытого и закрытого типа, акционерных обществ-хозяйств, в которых 51 % акций принадлежал государству.

Однако участие государства в акционерных обществах по типу холдинга не принесло желаемых результатов, не оживило слабые, обанкротившиеся предприятия, координационная, управленческая деятельность государства ограничилась только назначением руководителей предприятия, распределением произведённой продукции и использованием прибыли на нужды холдинга, что привело к потере оборотных средств и дальнейшему  банкротству предприятий.

Однако, как показала практика Казахстана, применение холдинговых акционерных обществ не решает всех проблем приватизации.

Политика разгосударствления и приватизации собственности в переходной экономике преследует не только разрушение монопольного положения государственной собственности и придание экономике рыночного характера, но и стабилизацию экономического развития, и достижение экономического роста;

- привлечение иностранных инвестиций в национальную экономику;

- сокращение государственного долга за счёт прекращения субсидирования государственных и увеличение доходов частных предприятий и населения, в итоге, прежде всего на повышение уровня жизни населения;

- создание конкурентной рыночной среды.

Как показывает зарубежный опыт, рынок начинает утрачивать свои лучшие качества, обуславливающие эффективность экономики, при наличии 30-40%  государственной собственности.  Поэтому формирование рыночной экономики в республике Казахстан предусматривает развитие многоукладной экономики, упорядочение и регулирование процессов преобразования государственной собственности в иные формы собственности.

В Республике Казахстан применялись следующие формы разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности:

а) сдача имущества государственного предприятия в аренду;

б) выкуп имущества государственного предприятия, сданного в аренду;

в) передача объектов государственной собственности в концессию;

г) преобразование государственного предприятия в акционерное общество или товарищество;

д) выкуп имущества государственного предприятия членами трудового коллектива;

е) продажа имущества государственного предприятия юридическим лицам, имущество которых не является государственной собственностью, и гражданам по конкурсу или на аукционе.

С другой стороны, близкой к принятой в Республике Казахстан моделью, является российская, которая также предусматривала бесплатную выдачу приватизационных    чеков – ваучеров.

Однако, владелец казахстанского инвесткупона не имел права непосредственно распоряжаться им. Кроме того, инвесткупоны, в отличие от ваучера, не имели номинальной цены. Последнее обстоятельство оказало сдерживающее влияние на формирование рынка ценных бумаг в Республике Казахстан. Существенными также были дополнительные ограничения в деятельности инвестфондов,  В отличие от российских чековых инвестфондов каждый инвестфонд не имел права:

- аккумулировать более 5% инвесткупонов населения Республики Казахстан;

- на одном аукционе приобретать более 10% акций предприятия;

- вкладывать более 5 % собранных инвесткупонов в один приватизируемый объект.

Разгосударствление и приватизация собственности в Казахстане резко изменили структуру собственности. Сформировался класс частных собственников.[9

2.3 Результаты разгосударствления и приватизации.


Процесс разгосударствления и приватизации государственной собственности, завершившийся в 1998 году, позволил сформировать в Республике Казахстан многоуровневую, многоукладную экономику – основу смешанной социально ориентированной рыночной экономики.

На первом этапе разгосударствления и приватизации – 1991 – 1992 гг. в Республике Казахстан осуществлялась малая приватизация, было преобразовано 6198 предприятий. В основном это предприятия торговли- 29,6 % и сферы сбыта – 35,8 .

На втором этапе – 1993 – 1995 гг. происходила малая приватизация и приватизация средних и крупных предприятий. Приватизировано 11625 малых предприятий и 3500 средних и крупных предприятий.

К концу третьего, завершающего этапа приватизации – 1996 – 1998 гг. в Республике Казахстан уже насчитывалось 88817 частных предприятий, в том числе малых – 81709, средних – 5344 и крупных 1814 предприятий.

Доля государственной собственности в общем количестве 111885 предприятий по состоянию на начало 2000 года во всех сферах составила – 18,7 %, а доля частного сектора составила – 79,3 %.

В сельском хозяйстве создано 9107 частных предприятий, в том числе: малых 647, средних 1685 и 951 крупных предприятий.  Из общего числа 9469 предприятий сельского хозяйства государственная собственность составила – 3,7 %, частная собственность составила 96,2 %. Создано 58422 крестьянских (фермерских) хозяйств.

Только за три года с 1997 – 1999 годы численность в малых предприятиях возросла в три раза и составила  на  начало  2000 года   318378 человек. Валовой внутренний продукт ВВП на душу населения за 1998 – 2001 год увеличился почти в два раза: с 64 тысяч до 116 тысяч тенге.

По данным Агентства по статистике, в 1995 году численность безработных возросла по сравнению с 1994 годом почти на 70 тысяч человек и составила 808,8 тысяч человек.  В 1996 году по сравнению с 1995 годом численность безработных возросла ещё на 61,8 тысяч человек, из которых было трудоустроено только 5 тысяч.

Всё это обусловлено тем, что одни новые собственники предприятий в условиях экономического спада производства столкнулись с недостатком финансовых средств для оживления предприятий, другие – столкнулись с собственной несостоятельностью, неумением приспособиться к рыночным отношениям в результате предприятия становятся на грань банкротства, а работники вынуждены увольняться.

Ещё одна причина пополнения численности безработных.  На предприятиях, переданных под иностранное управление, не везде соблюдалось одно из важнейших условий заключённых контрактов – это сохранение рабочих мест.  В частности, в 2000 году в объединении «Актюбмунайгаз» китайскими инвесторами было сокращено около 2000 рабочих. И только с помощью вмешательства Правительства Республики Казахстан уволенные были восстановлены на свою работу.

Негативные последствия разгосударствления и приватизации учёные – аналитики Республики Казахстан связывают с затянувшимся процессом адаптации предприятий в руках новых владельцев к рыночным условиям.

При этом выделяются три этапа.

Первый этап охватывает 199 – 1992 гг., который характеризуется резким спадом производства, нарастанием гиперинфляции, её темы к 1993 году составили 3060%, попытками отдельных промышленных предприятий и регионов самостоятельными усилиями выйти из экономического кризиса.

Данный этап в последствии назван либеральной стратегии, этапом «экономического романизма», этапом «шоковой терапии» по примеру России, где переход к рынку осуществлялся по программе «500 дней» Шаталина С.С. и Явлинского Г.А. и первой программы перехода к рынку Казахской ССР,  принятой Верховным Советом Казахской ССР 6 – декабря 1990 года, согласно которой Казахстан должен перейти к рынку всего за 720 дней 1991-1992 гг. Оценивая прошлое, сегодня учёные свидетельствуют, что это была крупномасштабная и радикальная операция, которая была проведена без какой-либо концептуальной и практической подготовки.

На втором этапе (1993-1995 гг.) в процессе приватизации мелких и средних предприятий стало ощущаться государственное вмешательство в процесс перелива финансовых ресурсов для поддержания реформирования промышленности, развития предпринимательства.

В ходе третьего этапа (1996-1998 гг.) были определены основные принципы и механизм вывода предприятий и экономики в целом из кризиса, её стабилизации и подъёма. А в результате завершения приватизации крупных и крупнейших предприятий их структурной перестройки повысилась их приспособляемость к рыночным отношениям, повысилась эффективность производства, была достигнута макроэкономическая стабилизация.  Уровень инфляции снижен до 28,9 5, объём производства промышленной продукции в 1997 году по сравнению с 1996 годом возрос на 4% и составил 104,0 %. Таким образом, в Республике Казахстан сложились благоприятные условия для экономического роста, самого высокого по уровню во всех странах СНГ.

Для продолжения поступательного движения экономики и реализации последующих реформ правительству поручено разработать десятилетний стратегический План социально-экономического развития до 200 года и Программу индустриально-инновационного Развития Казахстана на 2003-2015 годы.[9]

Правовые аспекты.

Казахстан имеет целую систему правовых актов, регулирующих процесс приватизации. Она включает в себя Закон “О приватизации” от 23 декабря 1995 года, новую “Программу приватизации и реструктуризации государственной собственности в Республике Казахстан на 1996-1998 годы”, принятой 27 февраля 1996 года, а также большое число нормативных актов по приватизации, принятых Кабинетом Министров, Государственным Комитетом по управлению государственным имуществом и Государственным Комитетом по приватизации.

Одним из основных вопросов, интересующих иностранных инвесторов в процессе приватизации в Казахстане является вопрос об обеспечении их прав. В соответствии с Казахстанским законодательством иностранные инвесторы имеют такие же права, как и казахстанские инвесторы, включая право защищать свои интересы в судах и с помощью любых других правовых средств. Закон “Об иностранных инвестициях” (принят от 30 декабря 1995 года) защищает иностранных инвесторов против национализации (ст. 7); а также против изменений  законодательства и политической ситуации (ст. 6) и гарантирует возмещение убытков (ст. 9). Иностранные инвесторы имеют право защищать свои интересы с использованием международного арбитража в соответствии со статьей 26 Закона “Об иностранных инвестициях”.

В процессе приватизации Казахстан использует помощь иностранных экспертов и консультантов через проекты USAID и при помощи иностранных компаний, что делает процесс приватизации более предсказуемым и открытым для иностранных инвесторов. [7].

 

Завершение приватизации:

 

  В своей работе наш президент Н.А.Назарбаев пишет:

«Приватизация предприятий в основном завершена. Теперь необходима ее окончательная «доводка», прежде всего в аграрном комплексе и социальной сфере и четкая регламентация процесса обращения акций. Государственные же пакеты акций на предприятиях стратегического характера будут разумно использоваться.»[6].


 Глава 3  Опыт зарубежных стран.


Для примера я решил взять опыт стран Восточной Европы, так называемых «постсоциалистических» стран. Их опыт ближе России, так как в них приватизация не всегда проходила гладко и по плану, как во многих странах Западной Европы.

Опыт ваучерной приватизации.

Приватиза­ция в постсоциалистических странах не была равномерным посту­пательным процессом смены титула собственности предприятий с государственного на частный или смешанный. Формирование структуры экономики, по критерию форм собственности отвечаю­щей требованиям рынка, осуществлялось поэтапно, с замедления­ми, отступлениями и корректировками первоначальных программ­ных установок. Практически повсеместно началу нормальной легитимной приватизации по стандартным схемам и в соответствии со специальными законами и государственными программами предше­ствовал этап так называемой спонтанной приватизации. Если передача новым собственникам малых и части средних предприятий через аренду, продажу и рес­титуцию (возвращение бывшим владельцам собственности, нацио­нализированной после второй мировой войны) прошла довольно легко и успешно, то «большая» приватизация столкнулась с суще­ственными трудностями. В Болгарии, Польше, Румы­нии и Чехословакии (позднее Чехии и Словакии) были приняты ваучерные схемы приватизации. Но, за исключением Чехословакии, они не осуществлялись на практике вплоть до середины 90-х го­дов, когда в этих странах уже возникли рыночная банковская сис­тема и фондовый рынок. В эти годы различные представители и группы правящего слоя боролись за контроль над государственной собственностью и делили ее. В итоге к 1995—1996 гг. в сферу ваучерной приватизации попали те предприятия, которые государст­во не могло продать частным лицам или организациям. В это вре­мя ваучерная приватизация уже полностью потеряла привлекатель­ность для населения. Примечательно, что на референдуме, состояв­шемся в Польше в феврале 1996 г, большинство граждан выска­зались в поддержку платной приватизации.

Единственным примером быстрой и успешной ваучерной при­ватизации в Восточной Европе является приватизация в Чехии и Словакии, прошедшая в 1992—1994 гг. Она во многом аналогич­на схеме ваучерной приватизации в России. Граждане Чехии и Словакии получали ваучеры, которые могли обменять на акции предприятий или на акции инвестиционных фондов. Однако, в от­личие от России, чешские и словацкие инвестиционные фонды не прекратили существование после завершения приватизации, а пре­вратились в собственников бывшего государственного имущества. Хотя не во всех фондах положение обстоит благополучно, многие из них все же сумели наладить эффективное управление привати­зированными предприятиями.

Практика восточноевропейских стран, особенно Болгарии и Ру­мынии, выявила крайне негативные последствия затягивания сроков приватизации. В условиях экономической либерализации государст­во во многом теряет возможность контролировать госпредприятия. Имущество, фактически потерявшее владельца, становится объек­том злоупотреблений.

Опыт платной приватизации.

В середине 90-х годов возник­ла новая волна интереса к платной приватизации. На этот раз она была связана с острейшим бюджетным кризисом, поразившим поч­та все восточноевропейские страны.

Причина кризиса—в нереформированности бюджетной сферы. Государство сохраняет высокие обязательства перед производством и социальной сферой, но налоговая база и организация сбора налогов не дают возможности профинансировать государственные расходы в предусмотренном объеме. Более того, если в период высокой инфляции первой половины 90-х годов государство добивалось приемлемого уровня собираемости налогов благодаря высокой инфляции (а собираемость многих налогов, включая НДС, прямо пропорциональна инфляции), то при переходе экономики в низкоинфляционный режим оно лишилось этого «источника». На­конец, по мере развития рыночной экономики стали появляться такие статьи государственных расходов, которых раньше в постсо­циалистических странах не было (например, выплата пособий по безработице).

В 1995—1996 гг. проблема финансирования бюджета с наи­большей остротой встала перед Болгарией, Венгрией и Румынией, хотя проявилась и в Польше и Чехии. Государственные органы этих стран приступили к приватизации крупных объектов энерге­тики, тяжелой промышленности и транспорта. Главная трудность состоит в том, чтобы привлечь покупателей к этим объектам, ко­торые обычно отличаются хронической убыточностью и отягощены большой социальной инфраструктурой, устаревшим оборудованием и избыточной занятостью. Например, в Венгрии одни и те же энергетические и транспортные компании приходилось выставлять на торги пять-шесть раз.

В числе объектов, которые были выставлены на продажу в эти годы,— электростанции, сети энерго- и газоснабжения в Венг­рии, Польше и Чехии, нефтепромыслы, нефтеперерабатывающие заводы, сети заправочных станций в Румынии и Болгарии, нацио­нальные авиакомпании в Польше и Чехии, машиностроительные предприятия, ранее составлявшие сердцевину индустриального ком­плекса. Из-за высокой стоимости эти компании и предприятия достаются главным образом иностранному капиталу.

Для некоторых стран, например для Болгарии, характерно стремление продать госпредприятия дешевле, но как можно быст­рее. Это объясняется необходимостью срочно пополнить бюджет, а также связано с необходимостью производить крупные платежи по внешнему долгу. По этой же причине Болгария, единственная из стран Восточной Европы, возобновила практику приватизации по «схеме Брэйди» (названной по имени министра финансов США конца 80-х годов), которая предусматривает продажу государствен­ной собственности зарубежным инвесторам и проведение экологи­ческих мероприятий международного значения в зачет погашения внешнего долга.

В процессе приватизации государство поощряет формирование крупных промышленно-финансовых структур (аналогичных россий­ским). Такие структуры возникают, например, в результате приобретения банком контрольного пакета акций крупного производственного предприятия. Не смотря на то что подобные объединения финансового и производ­ственного капитала ведут к монополизации рынка, восточноевро­пейские страны видят в них возможность добиться роста произ­водства за счет экономии на масштабе. В то же время интерес к политике поддержания конкуренции заметно ослаб. Например, в Польше в 1995 г. парламент пересмотрел антимонопольный закон, изменив критерий «монополистического положения», с которого начинается применение санкций к монополисту, с 20 до 40% объ­ема продаж в отрасли. Благодаря этому из сферы действия анти­монопольного закона были выведены многие предприятия энерге­тики, транспорта и телекоммуникаций, то есть тех отраслей, где особенно остро стоит вопрос о реструктуризации и приватизации. В том же году польское правительство объявило о планах объеди­нения государственных предприятий в нефтеперерабатывающей, сталелитейной, фармацевтической и других отраслях. Органы анти­монополистического регулирования в Польше (как и в других вос­точноевропейских странах) осуществляют наблюдение за рынком по критерию не столько доли компании в отраслевом производст­ве или сбыте, сколько «монополистического поведения», то есть значительного завышения цен, снижения качества продукции, неза­конного препятствования вступлению новых конкурентов на рынок и т. п. Такой подход соответствует доминирующим в мире тен­денциям антимонопольного регулирования.

Приватизация и другие институциональные преобразования в Восточной Европе создали ту среду, которая благоприятствует эко­номической активности и помогла быстро преодолеть глубокий кризис.[10]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таким образом, можно сделать вывод, что приватизация оказывает прямое положительное влияние на рост производительности труда. При этом с развитием процессов приватизации, в обществе могут развиваться такие отрицательные тенденции как безработица и рост социальной напряженности. И все же приватизация является одним из движущих рычагов НТП, способствует обновлению ассортимента продукции на предприятиях, модернизации основных фондов, совершенствованию организации и нормирования труда. Т. е. оказывает, как положительное, так и отрицательное воздействие на экономику, и общество в целом.[4]

 Итак, разгосударствление и приватизация это основной метод перехода к реальному многообразию форм собственности, метод оптимизации структуры предпринимательства, основа формирования рыночного хозяйства.

К эффективному хозяйствованию ведут не сами по себе разгосударствление и приватизация, а рыночная система, главную движущую силу которой составляет конкуренция. Разгосударствление и приватизация образуют лишь объективную основу формирования конкурентной среды рыночной экономики в целом, поэтому они являются не целью, а средством для повышения эффективности экономики и роста благосостояния трудовых коллективов, регионов и каждого из нас.

На современном этапе развития процессы приватизации прошли/проходят во всех странах мира, что является одним из основных условий создания рыночной экономики. Основным вопросом в этой области остаётся создание оптимальной законодательной базы, касающейся приватизационных процессов, с целью их регулирования и уменьшения негативных последствий. [8] 

Список использованной литературы:


1.                 Сажина М.А., Чибриков Г.Г. «Экономическая теория» учебник – Москва: «Норма-Инфра-М», 1998 г.

2.                 Борисов Е.Ф. «Экономическая теория. Курс лекций для студентов высших учебных заведений» - Москва: Общество «Знание» России, 1997 г.

3.                 Каспин В.И., Острина И.А. Приватизация по правилам: вопросы и ответы: Справочник. – М.: Финансы и статистика, 1992 г.

4.                 Под ред. Карибжановой Ж.С. «Приватизация» Т.2, Т.3 1993г.

5.                  «Столица» 27июня 1995 г.

6.                 Казахстан - 2030 /«Казахстанская правда» 11 октября 1997 г.

7.                 Законодательные и нормативно - методические документы по проблемам рыночной экономики, Закон «О приватизации»

8.                 Под редакцией Райзберга Б.А. «Курс экономики» 1997 г.

9.                 Шеденов У.К. «Общая экономическая теория» Актобе – 2004 г.

10.            Экономика. Учебник под редакцией Архиповой А.И., Нестеренко А.Н., Большакова А.К. М.: Проспект, 1998.



Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.