p> - прямые, при которых иностранный инвестор получает контроль над
предприятием на территории России или активно участвует в управлении им;портфельные, при которых иностранный инвестор в не участвует активно в
управлении предприятием, довольствуясь получением дивидендов (в большинстве
случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных
бумаг). К разряду портфельных относятся также вложения зарубежных
инвесторов на рынке государственных и муниципальных ценных бумаг. к прочим инвестициям относятся вклады в банки, товарные кредиты и т.п. Их
исключение из анализа вызвано прежде всего разнородностью группы, а также
сложностью получения достоверной статистической информации о многих из них. Граница между первыми двумя видами инвестиций довольно условна
(обычно предполагается, что вложения на уровне 10-20 и выше процентов
акционерного (уставного) капитала предприятия являются прямыми, менее 10-20
процентов - портфельными), однако, так как цели, преследуемые прямыми и
портфельными инвесторами несколько различаются (что будет показано ниже),
такие деление представляется вполне целесообразным. Выделение прочих
инвестиций связано со спецификой вложения (не в уставной капитал). [6, с.
4] 2.2. Роль иностранного капитала в формировании мировой рыночной экономики и экономики России Среди важных факторов развития рыночных отношений в России существенное
место занимает привлечение иностранного капитала. В условиях
административно-командной экономики страна была полностью отделена от
потоков движения капитала. Между тем в странах Запада международная
миграция капитала привела к углублению интернационализации хозяйственной
жизни. Наиболее ярко это проявилось во взаимном движении капитала между
промышленно развитыми странами. Рост вывоза капитала из одних промышленно развитых стран в другие
отражает углубление международного разделения труда и интернационализацию
производства. Современное производство под давлением научно-технической
революции становиться все более сложным. Растет число видов и подвидов производств, и их развитие оказывается
экономически нецелесообразным в рамках отдельных стран. Усиливается
развитие международной специализации и кооперации производств.
Производство конечного продукта расчленяется на отдельные участки
производства, которые оказываются в разных странах. [6, с. 8-10] Следуя за развитием производства, капитал также интернационализируется.
Перелив капитала из одной страны в другую отражает стремление компаний
сосредотачивать в своих руках отдельные этапы производства продукта,
оказавшиеся в разных странах. Компании промышленно развитых стран, особенно
крупные, становятся все более транснациональными, выходя за национальные
границы. Образование крупных транснациональных компаний, у которых имеются
предприятия, расположенные в разных странах, ведет к ускорению
международной специализации и кооперации, так как у одного собственника
предприятия есть возможность более устойчиво развивать производственные
связи. Таким образом, взаимное движение капитала, образование его на базе
транснациональных компаний выступают важнейшим фактором углубления
экономической взаимозависимости стран в мировом хозяйстве. Следует подчеркнуть, что вторая половина 80-х годов характеризуется
значительным увеличением темпов роста иностранных инвестиций из промышленно
развитых стран. Так, в 1986-1990 годах среднее ежегодное увеличение
капиталовложений из четырех крупнейших стран-инвесторов (Японии, США, ФРГ и
Великобритании) составило 20,8%, в то время как в 1982-1986 годах - 10%. В
1990-1991 годах общий объем вывоза капитала составил 419 млрд. долл., в
том числе из Японии - 78,8 млрд., из США - 58,8 млрд., из Германии - 44,4
млрд., из Великобритании - 35,3 млрд. В 1990 году общий объем иностранных
инвестиций четырех крупнейших стран-инвесторов превысил 1101 млрд. долл.
[6, с. 13-14] Эти данные говорят об огромных масштабах, которые приняло движение
капитала в современном мире, при этом вывозимый капитал направляется
прежде всего в промышленно развитые страны. Из более чем 200 млрд. долл.
Ежегодных мировых прямых инвестиций около 70% вкладывается в экономику
стран Японии и США, а остальное - главным образом в экономику развивающихся
стран. Среди последних в 80-е годы возросла доля азиатских стран (свыше 60%),
в том числе новых индустриальных стран, АСЕАН и КНР. На бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы в
конце 1993 года приходилось 18,3 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций,
из них 5,5 млрд. составляли вложения в Венгрию, 2,5 млрд. - в Чешскую и
Словацкую Республики. По оценкам зарубежных экспертов, в Российскую
Федерацию было вложено около 3 млрд. долл. В1992 году страны Центральной и
Восточной Европы смогли привлечь лишь 2,4% мирового объема прямых
иностранных инвестиций, в то время как на Азию пришлось 20,9%. [6, с. 16-
17] Для России, которая встала на путь интеграции в мировое хозяйство и
перехода к открытой экономике, в стратегическом плане крайне необходимо
участие в процессах миграции капитала и как импортера, и как экспортера
капитала. И тогда будет более активно вовлечена в интернационализацию
производства. 3. Роль предприятий с иностранными инвестициями в экономике России 3.1. Региональный аспект привлечения иностранных инвестиций Экономика Российской Федерации находится в состоянии экономического
кризиса, испытывая острый дефицит накоплений. Частично проблема может быть
решена посредством привлечения иностранного капитала. В данной главе
рассматриваются объем, структура и проблемы привлечения иностранного
капитала в экономику России на примере предприятий с иностранными
инвестициями, значение которых в экономике Российской Федерации возрастает.
Так, по данным Госкомстата, по итогам 1994 года в России было
зарегистрировано 13 300 предприятий с иностранными инвестициями, в том
числе количество действующих предприятий с иностранными инвестициями
составило 9887, или 74,3% от общего числа зарегистрированных предприятий с
иностранными инвестициями. Уставной фонд этих предприятий достиг на 1
января 1995 г. 2,3 трлн. руб. При этом доля иностранных партнеров в их
уставном фонде составила 58,7%, а российских - 41,3%. В 1994 году число
занятых на предприятиях с иностранными инвестициями равнялось 331 тыс.
человек. Объем производства продукции ( работ и услуг) достиг более 12,9
трлн. руб. [26, с. 47] Создаваемый механизм организации внешнеэкономической деятельности как
части целостной системы организации и управления народнохозяйственным
комплексом России призван расширить хозяйственную самостоятельность всех
участников внешнеэкономических связей. Повышение роли региональных органов
в хозяйственной деятельности предполагает их участие во внешнеэкономической
деятельности как важнейшего звена, регулирующего, координирующего и
стимулирующего внешнеэкономическую деятельность на подведомственной
территории. До настоящего времени мало внимания уделялось этой функции
региональных органов, что явилось одной из причин негативных тенденций во
внешнеэкономической сфере, в том числе слабого развития совместного
предпринимательства, низкого уровня использования сложных форм научно-
технического сотрудничества с зарубежными партнерами. В современных условиях, когда народное хозяйство страны
переориентируется на рыночную экономику, коренным образом меняются
требования и к методам регулирования внешнеэкономической деятельности на
уровне краев, областей и бывших автономных образований. Мировой опыт свидетельствует, что даже в условиях раз витой рыночной
экономики органы управления вынуждены брать на себя многие хозяйственные
функции, в первую очередь связанные с созданием инвестиционного капитала.
Так или иначе им приходится заниматься инфраструктурой, мобилизацией
ресурсов , определением приоритетов хозяйственного развития, обеспечением
пропорций и взаимосвязей в экономике, отстаивать свои интересы в мировом
хозяйстве. Регулирование на региональном уровне способствует достижению
баланса взаимных интересов, т о есть обеспечивает эффективное
распределение доходов и ресурсов в интересах всех участников хозяйственной
деятельности. Поэтому не случайно в последнее время резко обострилась
проблема увязки методов государственного регулирования с формирующимся
механизмом хозяйствования на уровне субъектов Федерации. Субъекты
Федерации выступают за повышение их роли в организационно-правовом
оформлении регионального рыночного механизма, в разработке и проведении
программы приватизации на подведомственной территории, в определении
механизма стимулирования развития территории через фонд имущества,
инвестиционные фонды и холдинговые компании, в установлении системы льгот в
налогообложении, платы за сырье и материалы, коммунальные услуги , аренду
помещений и территорий, что обеспечивает стимулирование и регулирование
деятельности предприятий с иностранными инвестициями в наиболее важных для
социального и экономического развития региона отраслях. [23, с. 16] Но во всех законодательных актах роль субъектов Федерации в
привлечении иностранных инвестиций достаточно четко не определена.
Бесконечная перестройка в правительстве и в других центральных органах
практически свела на нет все попытки координации и регулирования в области
привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику н а федеральном
уровне. Все увеличивающееся число законодательных и нормативных актов,
особенно исполнительной власти, привело к почти полной ликвидации всех
льгот, данных иностранным инвесторам ранее принятым законодательством. В результате иностранное предпринимательство так и не стало фактором
ускорения социально-экономического развития России и отдельных ее регионов.
Учитывая все возрастающий дефицит финансовых и материальных ресурсов в
условиях огромной потребности в них, структурную перестройку экономики и
необходимость обновления большей части производственных фондов во всех
отраслях экономики, игнорирование такого источника инвестиций не
оправданно. Расчет на зарубежные кредиты не заменит прямых вложений
капитала, так как, во-первых, крайне сложно получить эти кредиты, во-
вторых, их явно недостаточно для покрытия потребности в инвестициях, в-
третьих, из-за сложившейся в стране обстановки нет уверенности, что эти
кредиты будут направлены на решение действительно первоочередных проблем:
учитывая централизованный порядок их использования, нельзя быть уверенным,
что будут учтены потребности отдельных регионов. [18, с. 31] Помимо нестабильной политической обстановки, экономического спада и
отсутствия гарантий для предпринимательской деятельности, иностранных
инвесторов сдерживают слабое развитие инфраструктуры, отсутствие опыта
работы в условиях рыночной экономики у российских руководителей и многие
другие причины, которые характерны для всех регионов страны. Но эти общие
для страны в целом проблемы имеют и региональные особенности. Так, если
развитие инфраструктуры в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах
приближается к международному уровню, то в большинстве других регионов
этот уровень крайне низок. Существенные различия в условиях подготовки и
компетентности кадров, информационном обеспечении, структуре производства и
др. не могут не сказаться на уровне развития совместной предпринимательской
деятельности в отдельных регионах. Именно поэтому на начальном этапе развития совместного
предпринимательства наиболее характерной была концентрация СП в крупных
промышленных центрах России - Москве и Санкт-Петербурге, а также в
регионах, в экспортном потенциале которых преобладают сырьевые ресурсы
и/или расположенных вблизи границы, а также имеющих выход к морю
(Приморский и Хабаровский края, Мурманская, Саратовская, Сахалинская и
Самарская области, а также республики Карелия и Татарстан). Весьма
характерен был рост числа СП, расположенных в районе Дальнего Востока,
который стимулировался наиболее благоприятным режимом налогообложения в
рамках России. По мере роста численности СП происходило и их некоторое
рассредоточение по территории России: если в 1990 году СП были созданы
только в 47 регионах, то в 1991 году - в 67, а к настоящему времени они
имеются практически повсеместно. В настоящее время в региональном размещении иностранных инвестиций
происходят существенные сдвиги. Наибольший объем иностранных инвестиций по-
прежнему приходится на Москву (30,2% от общего объема прямых иностранных
инвестиций). Однако в связи с увеличением иностранных вложений в добывающие
отрасли существенно возросли вложения в Северный район Росси и (Республику
Коми и Архангельскую область), на который приходится 22,4%, и Западно-
Сибирский район (Тюменская область и Ханты-Мансийский округ) - 14,7% . Из
других районов России относительно высокий уровень вложений в
Дальневосточном регионе и Санкт-Петербурге. Из вложений в Волго-Вятский
район основная часть приходится на Республику Марий Эл (211,4 млн. долл.),
из вложений в Поволжский район существенная доля приходится на Татарстан
(85,5 млн. долл.). Пока крайне низкий уровень вложений в Центрально-
Черноземном районе, незначительны вложения на Урале, в Восточной Сибири и
на Северном Кавказе. Правда, в 1994 году относительно крупные вложения были
произведены в Иркутской области и Краснодарском крае. Приводятся данные по
регионам России (см. Приложение 2). Размещение совместных предприятий, а также объемов иностранных
инвестиций предопределило неравнозначное участие СП в объеме
производственной деятельности. В первом полугодии 1992 года и за девять месяцев 1994 года совместными
предприятиями, размещенными в десяти регионах, было произведено около 75%
объема производства продукции СП России. В их число как в 1992 году, так и
в 1994 году вошли Москва (в первом полугодии 1992 г. - 40,3%, за девять
месяцев 1994 г. - 31,7% от общего производства), Тюменская область
(соответственно 11,1 и 15,7%), Краснодарский край (1,7 и 3,2%), Пермская (5
и 1,9%) и Иркутская (1,7 и 2,2%) области. По итогам девяти месяцев 1994
года в первую десятку вошли также Санкт-Петербург (9,7%), Республика
Татарстан (3,2%), Томская область (2,7%), Республика Коми (2,3%) и
Приморский край (2,3%). Около 1% продукции было произведено СП Сахалинской,
Мурманской и Кемеровской областей. Республики Карелии и Хабаровского края.
[22, с. 530] Отсутствие льготного режима по стимулированию иностранных
предпринимателей вкладывать свои капиталы в регионы и отдельные отрасли, в
ускоренном развитии которых заинтересована российская сторона, приводит к
тому, что при инвестировании средств зарубежные партнеры учитывают только
свои интересы. Размещение объемов иностранных инвестиций по регионам обусловлено
значительным интересом иностранных предпринимателей к сырьевым отраслям,
прежде всего топливно-энергетического комплекса, что отражается на
региональном размещении иностранных инвестиций. Структуру экспорта СП также трудно назвать прогрессивной. В основном
она отражает потребности западных стран в сырье, а также в продукции
производств, вредных в экологическом отношении. В 1993 году нефть и
продукты ее переработки в общем объеме экспорта СП составили около 42%,
лесоматериалы - 8,2, удобрения - 4,4, рыба мороженая -3,4%. Эта продукция помимо значительного спроса на нее на мировом рынке имеет
достаточно высокую экспортную эффективность за счет сохраняющегося разрыва
цен на мировом и внутреннем рынках. В структуре импорта СП преобладающее
место также занимают товары, имеющие высокую импортную эффективность. В то
же время современное оборудование и новейшие технологии составляют весьма
незначительный процент. Наиболее активную роль в экспортно-импортных операциях в 1994 году
играли крупнейшие в России города - Москва и Московская область (52% от
общего объема экспорта СП), Санкт-Петербург (6,8%), а также регионы с
сырьевой ориентацией (Тюменская область - 13,1%, Томская область - 2,4,
Республика Коми - 2,8, Республика Татарстан - 2,0%). Отличительно
особенностью, отражающей региональную специфику деятельности СП в крупных
промышленных центрах России, является отрицательное сальдо их
внешнеэкономической деятельности, а в регион ах, экспортирующих сырье и
морепродукты, они имеют, как правило, значительное превышение экспорта над
импортом. Существующее территориальное размещение СП в России
свидетельствует о том, что интересы зарубежных инвесторов не совпадают с
усилиями российской политики в области привлечения иностранных инвестиций.
[17, с. 19-21] Все это обусловливает необходимость коренного пере- смотра отношения к
проблемам привлечения иностранных инвестиций, в первую очередь,
значительного повышения роли субъектов Федерации в регулировании
привлечения иностранного капитала с учетом задач социально-экономического
развития региона.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|