- эффекты
движения капиталов за рубеж (доходы от движения частного и государственного
капитала).
Специфической
формой внешнеэкономической связи выступает движение рабочей силы. Речь идет не
о любой миграции части населения (например, туристы), а о перемещении части
населения между странами в поисках лучшей занятости. Основной закономерностью
здесь выступает перемещение неквалифицированной и весьма квалифицированной
рабочей силы из менее развитых стран в более развитые.
С учетом
внешнеэкономических связей при расчете макроэкономических показателей различают
ВНП и ВВП.
ВВП (валовый внутренний продукт)
– совокупная стоимость продукции и услуг, произведенных на территории данной
страны предприятиями независимо от их национальной принадлежности.
ВНП (валовый национальный продукт) – совокупная стоимость
продукции и услуг национальных предприятий данной страны независимо от их
местонахождения (в своей стране или за рубежом). ВНП – это показатель всех
доходов, полученных гражданами данной страны, включая чистые доходы на факторы
производства, находящиеся за рубежом. Чистые доходы являются разницей между
доходами на факторы производства данной страны, находящиеся за рубежом, и
доходами на иностранные факторы производства, находящиеся на территории данной
страны (с учетом реинвестирования доходов). Если отток доходов на иностранные
факторы производства из данной страны превышает приток доходов на национальные
факторы производства, находящиеся за рубежом, тогда ВВП > ВНП, и наоборот. В
случае, когда отток доходов равен притоку их, тогда ВВП = ВНП.
Статьи платежного баланса отражают не только собственно платежные
операции, но и операции, не связанные с платежами (односторонние
государственные и частные переводы, балансирующие операции). Статьи платежного
баланса можно сгруппировать в пять основных частей:
1.
Текущий платежный баланс.
2.
Баланс движения капитала.
3.
Пропуски и ошибки.
4.
Компенсирующие статьи.
5.
Балансирующие статьи.
Статьи текущего платежного баланса показывают, есть ли чистые доходы от
движения товаров, услуг, капиталов и денежных переводов.
Составной частью текущего платежного баланса выступает баланс движения
товаров (торговый баланс), который отражает движение товаров по экспорту и
импорту. Сальдо торгового баланса показывает разницу между доходами по экспорту
и расходами по импорту. Если доходы превышают расходы, то говорят, что торговый
баланс положителен (экспортный излишек). Когда доходы от экспорта меньше
расходов по импорту говорят, что торговый баланс отрицателен (торговый
дефицит). Если к торговому балансу присовокупить операции по предоставлению и
получению услуг, то получаем баланс движения товаров и услуг. Соответственно,
сальдо баланса товаров и услуг отражает в себе не только сальдо торгового баланса,
но и величину чистых доходов от предоставления услуг.
Если к балансу движения товаров и услуг присовокупить операции,
отражающие использование прав собственности (платежи по лицензиям, патентам),
эффекты движения капиталов (переводы доходов от зарубежных государственных и
частных инвестиций), операции, связанные с осуществлением политических и
административных функций государства за рубежом, частные и государственные
односторонние переводы, то получим текущий платежный баланс. Соответственно,
сальдо текущего баланса отражает сальдо баланса движения товаров и услуг и
величину чистых доходов от вышеуказанных операций.
Статьи баланса движения капиталов показывают, есть ли чистые доходы от
движения различных форм краткосрочного и долгосрочного капитала. Сальдо баланса
движения капитала, как и сальдо текущего платежного баланса, может быть как
положительным, так и отрицательным. К балансу движения капитала примыкает корректирующая
статья пропусков и ошибок. Наличие этой позиции отражает трудности, с которыми
сталкиваются, когда пытаются охватить все сделки в официальной статистике.
Сальдо пропусков и ошибок было бы нулевым, если бы все величины в отдельных
статьях были бы точно измерены (в частности, отражены нелегальная утечка
капитала, контрабанда).
Если к текущему балансу, балансу движения капитала, статье пропусков и
ошибок прибавить компенсирующие статьи, то получим итоговый платежный баланс
страны.
Компенсирующие статьи отражают операции по переоценке золотовалютных
резервов страны, ее внешних требований (иностранную задолженность) в связи с
изменением цен на золото и валютных курсов.
Суммируя сальдо текущего баланса, баланса движения капитала, сальдо
пропусков и ошибок, сальдо изменения золотовалютных резервов и внешних
требований в связи с колебаниями валютных курсов и цен на золото, получаем
сальдо итогового платежного баланса. Сальдо итогового платежного баланса может
быть положительным или отрицательным. В случае положительного сальдо говорят об
излишке платежного баланса, в случае отрицательного сальдо, говорят об его
дефиците.
Для устранения положительных или отрицательных диспропорций платежного
баланса осуществляются балансирующие операции по его уравновешиванию,
отражающее итоговое изменение золотовалютных резервов страны и приравненных к
ним активам. К числу балансирующих операций относятся изменения, не связанные с
колебаниями цен и валютных курсов:
-
золотого запаса;
-
валютных резервов;
-
активов в МВФ;
-
задолженности иностранных государств.
К балансирующим операциям относят также получение кредитов от МВФ, МБРР и
других финансовых организаций для смягчения дефицита платежного баланса,
пролонгацию, реструктуризацию, списание такого рода внешней задолженности.
Сальдо итогового платежного баланса изменяет золотовалютные и
приравненные к ним резервы в стране. В случае дефицита итогового
платежного баланса его покрытие будет происходить за счет сокращения
золотовалютного и прочих резервов. В платежном балансе такое сокращение,
отраженное по балансирующим операциям, пойдет с положительным знаком. Это объясняется
тем, что такая операция подобна любой другой операции, приводящей к расширению
предложения иностранной валюты. В случае излишка итогового платежного баланса
его устранение будет происходить за счет увеличения золотовалютных и прочих
резервов. В платежном балансе такое увеличение, отраженное по балансирующим
операциям, пройдет с отрицательным знаком. Это объясняется тем, что такая
операция подобна любой другой операции, приводящей к сокращению предложения
иностранной валюты.
Таким образом, сокращение официальных и прочих резервов связано с
дефицитом итогового платежного баланса, а их увеличение с его излишком.
Изменения официальных резервов по своей абсолютной величине совпадают с сальдо
итогового платежного баланса, но имеют по сравнению с ним противоположный знак.
Общая сумма сальдо итогового платежного баланса и изменение официальных
резервов всегда равна нулю.
Диспропорции в сальдо итогового платежного баланса устраняются не только
по средством изменения официальных золотовалютных и приравненных к ним
резервам, но и колебанием сальдо составных частей платежного баланса.
Излишек платежного баланса может коррелироваться с дефицитом баланса движения
капитала, и наоборот. Действительно, увеличение, например, экспорта товаров и
услуг над импортом приводит к увеличению притока иностранной валюты над ее
оттоком в данной стране. Резиденты –держатели иностранной валюты могут
поместить часть ее на депозитные счета в иностранный банк, покупать иностранные
ценные бумаги и т.д. Это означает увеличение оттока капитала из данной страны и
нарастание дефицитности баланса движения капитала.
Формирование излишка текущего баланса и дефицита баланса движения
капитала оказывает противоречивое влияние на доверие к национальной валюте. С
одной стороны, существование излишка текущего баланса может свидетельствовать о
хорошей конкурентоспособности на внешних рынках отечественных товаров (речь идет,
прежде всего, о готовых продуктах). Это усиливает позиции национальной валюты.
С другой стороны, отток капитала из страны может свидетельствовать о
неблагоприятном инвестиционном климате, что подрывает доверие к национальной
валюте.
Существование внешней торговли и ее объемов выступает критерием
разграничения того объема продукции и услуг, которые произведены данной страной
(или на территории данной страны) и того объема продукции и услуг, который
может находиться в распоряжении данной страны (может быть распределен на
территории данной страны). То, что предназначается для распределения, может
существенно отличаться от того, что произведено. Это проистекает от того, что
страна значительную часть своей продукции и услуг может экспортировать за
границу, а взамен на заработанную валюту импортировать продукцию и услуги,
которую невозможно производить в данной стране или которые производятся в
недостаточном количестве (либо нерентабельно производить). Таким образом, внешняя
торговля может не только изменять материальную структуру того, что
предназначено для распределения, но и изменять размеры последнего, в
зависимости от объемов внешней торговли.
Объем произведенных товаров и услуг может быть представлен как ВНП, так и
ВВП. Различие между этими показателями не существенно для последующих выводов,
поскольку на формирование сальдо внешней торговли оказывают влияние, как
резиденты, так и нерезиденты страны. Различие влияет на определение размеров
этого сальдо. Обозначим объем произведенных товаров и услуг Упр.
Часть Упр идет на экспорт Ех, а часть потребляется в стране.
Обозначим объем потребленной продукции в стране Упот. Величина Упот
определяется не только разницей (Упр – Ех), но и объемом импорта Im, т.е.
Упот = Упр –Ех + Im. Сальдо
внешней торговли: Ех – Im.
Упот = Упр – (Ех – Im)
когда Ех = Im, тогда Упот = Упр;
когда Ех > Im, тогда Упот < Упр;
когда Ех < Im, тогда Упот > Упр.
Экспорт уменьшает, а импорт увеличивает объем потребленной продукции в
стране. Разница между доходами от экспорта и расходами по импорту, выраженная в
валюте данной страны по действующему валютному курсу, проистекает не только из
разницы в физических объемах экспорта и импорта, но также и из изменений в
относительных ценах по экспортируемой и импортируемой продукции. Если
возрастают цены экспортируемой продукции, выраженные в ценах импортируемой
продукции, это благоприятно сказывается на формирование положительного сальдо
внешней торговли. На практике для оценки влияния изменений зарубежных цен на
сальдо внешней торговли используется показатель соотношения относительных
изменений цен по экспорту и импорту.
P'ex, Pex –
новые и прежние уровни цен по экспорту;
P'imp, Pimp –
новые и прежние уровни цен по импорту;
– индекс
изменения цен по экспорту (импорту).
Рост этого
показателя выше единицы означает, что произошли выгодные для страны изменения, поскольку зарубежные цены
экспортируемого товара росли быстрее цен импортируемых товаров. Когда
показатель падает ниже единицы, наступают потери для страны, поскольку для
закупки прежнего объема импорта страна должна больше экспортировать своей
продукции. Из-за этого ухудшается сальдо внешней торговли. В долгосрочном
периоде существование отрицательного сальдо во внешней торговле возможно, если
страна располагает большими золотовалютными резервами или когда получает под
его финансирование кредиты. Тогда объем потребления продукции в стране,
предназначенной на потребительские и инвестиционные цели больше того объема,
который производится в стране. Но это приводит к истощению официальных
резервов и нарастанию внешней задолженности. Если кредиты используются на
расширение и реконструкцию материально-технической базы страны, тогда создается
основа для урегулирования внешнего долга. В случае, если кредиты направляются
на расширение текущего потребления, тогда ухудшаются условия последующего
урегулирования внешнего долга.
Независимо от
того, на какие цели было использовано отрицательное сальдо внешней торговли, в
будущем приходится урегулировать внешние обязательства данной страны перед ее
иностранными партнерами. Тогда в течение всего периода их урегулирования
необходимо достижение положительного сальдо внешней торговли. Следовательно,
объем потребления продукции в стране, предназначенной на текущее потребление и
инвестирование, будет меньше объема произведенной продукции в стране.
В краткосрочном
периоде, т.е. когда производственные возможности страны фиксированы, внешняя
торговля оказывает существенное влияние на формирование совокупного спроса Dа. С учетом сальдо торгового баланса
уравнение, определяющее величину объема производимых в стране товаров и услуг
по методу потока расходов, можно представить в виде
Dа = С + I + G + (Ех – Im) = Упр
Экспорт
представляет собой часть совокупного спроса на продукцию данной страны со
стороны иностранных партнеров. Импорт же означает, что определенная часть
доходов в стране тратится на покупку иностранной продукции. С точки зрения
совокупных расходов, формирующих величину объемов производства товаров и услуг
в данной стране, импорт можно рассматривать как уменьшение совокупного спроса
на ее товары и услуги.
Из приведенного
уравнения следует, что положительное сальдо торгового баланса может
положительно влиять на уровень производства в стране. Превышение экспорта над
импортом можно рассматривать как форму инвестиций за рубежом, которые
увеличивают золотовалютные резервы страны
Размеры влияния
сальдо внешней торговли на изменение равновесного объема национального
производства можно представить, используя понятие мультипликатора внешней
торговли.
Х – величина
прироста экспорта.
МРС – предельная
склонность к потреблению национальной продукции.
МРСМ – предельная
склонность к потреблению импортной продукции. Первоначальное изменение экспорта
приводит к многократному изменению У, размеры которого предопределяются МРС.
Однако
многократное изменение У в свою очередь связано с изменением объема импорта.
Это означает, что в случае возрастания У в результате положительного прироста
экспорта, будет наблюдаться прирост импорта. Увеличение импорта действует
аналогично как и увеличение сбережений, т.е. способствует сжатию У, поскольку
рост импорта означает сокращение совокупного спроса на национальную продукцию.
Поэтому мультипликатор внешней торговли отражает в себе как МРС, так и МРСМ,
т.е.
Поэтому влияние
прироста экспорта с учетом последующего прироста импорта на изменение У можно
представить в виде
Долгосрочные
последствия внешней торговли связаны с влиянием импорта на расширение и
модернизацию материально-технической базы экономики, что делает возможным
расширение экспорта. Без импорта новых технологий из-за рубежа трудным было бы вхождение на
внешние рынки и ограничен экспорт высокотехнологичных продуктов. Страна
вынуждена была бы экспортировать сырье и полуфабрикаты. Производство этих
продуктов является высоко капиталоемким, а формирование их цен не является
благоприятным по отношению к их издержкам производства. Технический прогресс
снижает удельные затраты сырья и материалов и способствует росту производства и
потребления искусственного сырья и материалов, все больше заменяющих
натуральные. Это приводит к тому, что показатель соотношения относительных
изменений цен в долгосрочном периоде формируется неблагоприятно для стран,
добывающих сырье, так как мировые цены на промышленно переработанные товары
растут быстрее, чем цены на сырье и полуфабрикаты. Поэтому страна, стремящаяся
укрепить свою конкурентоспособность на внешних рынках, должна импортировать
прежде всего современную технологию, комплектующие изделия для производства
современных изделий, чтобы на этой основе развивать собственный экспорт,
необходимый для финансирования импорта.
Это означает, что
в процессе индустриального развития импорт может в течение определенного
периода быть больше экспорта.
3.
Внешнеторговая политика
Государственная политика
в области внешней торговли может быть направлена на развитие свободной
конкуренции на внутреннем рынке между иностранными и национальными
производителями (политика свободной торговли).
Благоприятные
последствия реализации политики свободной торговли представлены эффективным
размещением ресурсов, увеличением номенклатуры и ассортимента потребляемых
товаров и услуг, ростом покупательной способности населения, приростом общих
объемов производства, стимулированием конкуренции и ограничением монополий на
внутреннем рынке. Реализация политики свободной конкуренции способствует
развитию международной экономической интеграции.
Процесс
международной экономической интеграции представляет собой создание взаимосвязей между
странами, которые заключают между собой договора относительно свободного
движения всех видов труда, капитала, продукции через существующие между этими
странами политические границы.
Развитие
международной экономической интеграции проходит несколько этапов посредством
создания:
1. Зон свободной торговли,
т.е. отмены торговых ограничений (прежде всего таможенных пошлин) между
странами-участницами.
2. Таможенных
союзов, которые характеризуются как признаками зоны свободной торговли, так и
установлением единых внешнеторговых тарифов и проведением единой внешнеторговой
политики по отношению к странам - неучастницам.
3. Общего рынка,
который характеризуется наряду с признаками таможенного союза свободным
передвижением капиталов и рабочей силы, согласованием экономической политики
стран-участниц.
4. Экономического
и валютного союза. Это наиболее развитый этап международной экономической
интеграции, который наряду с признаками общего рынка характеризуется
проведением общей экономической и валютной политики.
Условиями
создания экономического и валютного союза выступают:
- устранение всех
институциональных ограничений, которые мешают его достижению;
- создание единой
правовой базы и системы, обеспечивающей права собственности и заключение
международных договоров на территории союза;
- наличие
соответствующей транспортной инфраструктуры, системы связи, коммуникаций,
отвечающих нормальным условиям функционирования валютного рынка, рынка ценных
бумаг, товарного рынка и т.д.;
- приведение в
соответствие налоговых систем, универсализация косвенного налогообложения с
целью устранения неоптимального размещения ресурсов и конфликтов между
производителями различных стран-участниц на территории союза;
- введение единой
системы учета затрат и результатов, методологии расчетов;
- унификация
методов и форм государственного регулирования;
- создание общего
центробанка, ответственного за эмиссию и стабилизацию денежного обращения, что
предполагает ограничение роли национальных центробанков;
- создание общего
национального бюджета для финансирования общих мероприятий;
- создание
механизма равномерного распределения выгод от интеграции между странами,
находящимися на различных уровнях развития;
- ведение
разъяснительной работы среди населения по преодолению ощущения утраты
национальной независимости, его культурных традиций, подготовка его к
восприятию нового уровня и структуры цен в странах- участницах.
Оценивая условия
создания экономического и валютного союза, можно сказать, что его создание
возможно между странами, находящимися на приблизительно одинаковом уровне
развития.
Осуществление
политики протекционизма объясняется следующими мотивами:
1. Стремление
обеспечить достаточную обороноспособность страны посредством государственной
поддержки стратегических отраслей экономики, обеспечивающих нормальное
функционирование военно-промышленного комплекса.
2. Поддерживать
внутреннюю занятость населения, поскольку может наблюдаться рост безработицы
вследствие сокращения тех производств, которые не выдерживают конкуренции со
стороны зарубежных поставщиков.
3. Устранить
чрезмерную специализацию в международном разделении труда и развивать
диверсификацию производства, что позволяет избавить экономику от негативных
конъюнктурных колебаний внешнего рынка.
4. Защитить
экономику от демпинга - продажи товаров по сниженным ценам (т.е. по ценам ниже
себестоимости) с целью захвата рынка сбыта или избавления от товарных излишков.
Однако каждый из
этих мотивов в отдельности бывает подчас достаточно сложно обосновать,
поскольку на практике всегда можно найти и аргументы против осуществления
протекционистских мер:
1) государство
может принять иные непротекционистские меры по поддержке стратегических
отраслей экономики;
2) трудно
определить ту грань, которая разделяет отрасли экономики на две группы:
стратегические и нестратегические;
3) стремление
обеспечить обороноспособность может привести к хозяйственной автаркии;
4) ограничение
импорта может негативно сказаться на внутренней занятости, так как часть
населения занята в сфере обслуживания импортных потоков;
5) ограничение
импорта может негативно сказаться на экспорте, так как иностранные партнеры
могут предпринять ответные меры. Помимо этого, посредством своего экспорта в
страну, осуществляющую протекционистскую политику, они зарабатывают валюту этой
страны. Это позволяет им делать закупки продукции в ней;
6) издержки
диверсификации отраслевого производства могут быть значительно выше, чем потери
от негативных конъюнктурных колебаний внешнего рынка при чрезмерной
специализации;
7) бывает подчас
весьма сложно определить в каком направлении должна осуществляться
диверсификация;
8) поддержка ряда
производств с целью осуществления диверсификации может отрицательно сказаться
на внутренней конкуренции и предпринимательской активности. Возникает вопрос о
том, сколько времени должна продолжаться протекционистская поддержка
диверсификации, ведь технический прогресс не имеет границ;
9) то, что
объявляется демпингом, на самом деле может быть следствием более высокой
эффективности импортного производства;
10) от демпинга
выигрывают потребители.
В основе мотивов
в пользу осуществления протекционистской политики лежат интересы различных
отраслевых групп, которые стремятся получить для себя дополнительную выгоду и
избежать иностранной конкуренции.
Инструменты
протекционистской политики:
1. Протекционистские
пошлины. Если фискальные пошлины налагаются с целью пополнения доходной части
бюджета, то протекционистские пошлины направлены на защиту национальных
производителей от иностранной конкуренции.
2. Импортные
квоты, т.е. установление максимальных объемов товаров, которые могут быть
импортированы за какой-то период времени.
3. Нетарифные барьеры:
установление жесткой системы лицензирования, неоправданно высоких требований к
стандарту качества продукции, сложностей в оформлении таможенных процедур и
разного рода бюрократических запретов.
4. Экспортные и
импортные субсидии. В случае предоставления экспортных субсидий (дотаций,
льготного налогообложения и кредитования) государство способствует выравниванию
различий в издержках производства неэффективных национальных и иностранных
производителей по продукции, реализуемой за рубежом. В случае импортных
субсидий государство способствует возмещению у неэффективных национальных
производителей потерь, возникающих вследствие того, что их уровень издержек
производства выше по отношению к рыночной цене, чем у иностранных поставщиков
по продукции, реализуемой на внутреннем рынке.
Применение
различных инструментов протекционистской политики приводит к общим
последствиям:
- неэффективное
размещение ресурсов внутри страны;
- определенные
потери для потребителей.
Заключение
Теория сравнительных издержек стала обоснованием либеральной политики в
международном обмене. Ее суть можно сформулировать в виде следующего
утверждения: каждая страна должна специализироваться на производстве той
продукции, по которой несет наименьшие альтернативные издержки.
Внешняя торговля расширяет производственные возможности экономики страны.
К основным формам
внешнеэкономических связей относят внешнюю торговлю, движение услуг, капитала,
технологий, разного рода платежей и переводов, рабочей силы.
Статьи платежного баланса отражают не только собственно платежные
операции, но и операции, не связанные с платежами (односторонние
государственные и частные переводы, балансирующие операции). Статьи платежного
баланса можно сгруппировать в пять основных частей:
1.
Текущий платежный баланс.
2.
Баланс движения капитала.
3.
Пропуски и ошибки.
4.
Компенсирующие статьи.
5.
Балансирующие статьи.
Для устранения положительных или отрицательных диспропорций платежного
баланса осуществляются балансирующие операции по его уравновешиванию,
отражающее итоговое изменение золотовалютных резервов страны и приравненных к
ним активам. К числу балансирующих операций относятся изменения, не связанные с
колебаниями цен и валютных курсов:
-
золотого запаса;
-
валютных резервов;
-
активов в МВФ;
-
задолженности иностранных государств
Диспропорции в сальдо итогового платежного баланса устраняются не только
по средством изменения официальных золотовалютных и приравненных к ним
резервам, но и колебанием сальдо составных частей платежного баланса. Излишек
платежного баланса может коррелироваться с дефицитом баланса движения капитала,
и наоборот.
Внешняя торговля может не только изменять материальную структуру того,
что предназначено для распределения, но и изменять размеры последнего, в
зависимости от объемов внешней торговли.
Разница между доходами от экспорта и расходами по импорту, выраженная в
валюте данной страны по действующему валютному курсу, проистекает не только из
разницы в физических объемах экспорта и импорта, но также и из изменений в
относительных ценах по экспортируемой и импортируемой продукции.
Государственная
политика в области внешней торговли может быть направлена на развитие свободной
конкуренции на внутреннем рынке между иностранными и национальными
производителями (политика свободной торговли).
Процесс
международной экономической интеграции представляет собой создание взаимосвязей
между странами, которые заключают между собой договора относительно свободного
движения всех видов труда, капитала, продукции через существующие между этими
странами политические границы.
В основе мотивов
в пользу осуществления протекционистской политики лежат интересы различных
отраслевых групп, которые стремятся получить для себя дополнительную выгоду и
избежать иностранной конкуренции.
Инструменты
протекционистской политики:
1.
Протекционистские пошлины.
2. Импортные
квоты
3. Нетарифные
барьеры: установление жесткой системы лицензирования, неоправданно высоких
требований к стандарту качества продукции, сложностей в оформлении таможенных
процедур и разного рода бюрократических запретов.
4. Экспортные и
импортные субсидии. Применение различных инструментов протекционистской
политики приводит к общим последствиям:
- неэффективное
размещение ресурсов внутри страны;
- определенные
потери для потребителей.
Список
используемой литературы
*Экономическая
теория. Учебное пособие. Медведев И.П. Белгород: НИиРИО БЮИ МВД РФ,1998.
*Экономическая
теория: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. В.Д.Камаева. - 6-е
изд. - М., ВЛАДОС, 2001.
*Экономика.
Учебник. /Под ред. Булатова А.С. М.: БЕК, 2001.
Пороховский А.
Мирохозяйственный потенциал России и внешнеэкономические императивы его
реализации. // РЭЖ, 2005, № 7.
Сильвестров С.
Мировое хозяйство: новые тенденции развития. // РЭЖ, 2000, № 8.
*Водянов А.
Таможенно-тарифная политика в контексте новых макроэкономических реальностей.
// РЭЖ, 2005, № 5-6.
*Водянов А. и др.
Внешнеторговая политика России в контексте проблемы с вступления в ВТО. // РЭЖ,
2004, № 7.
*Кротов М.
экономическая интеграция стран СНГ: проблемы и перспективы. // РЭЖ, 2003, № 1.
Страницы: 1, 2
|