Принципы государственного регулирования цен
смотреть на рефераты похожие на "Принципы государственного регулирования цен" | |
|Финансовая академия при Правительстве РФ |
| |
| |
|Кафедра |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|КУРСОВАЯ РАБОТА |
| |
|на тему |
| |
|«ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО |
|РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН» |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|Студент группы Н2-3 |
|Щёголев Н.В. |
|Научный руководитель |
|Корнеева И.В. |
| |
| |
| |
| |
|МОСКВА, 2000 | ПЛАН Введение 2
1. Основы государственного регулирования цен 3
2. Государственное регулирование цен в зарубежных странах. 10
2.1. Опыт государственного регулирования цен в США 12 2.2. Опыт государственного регулирования цен во Франции. 15 3. Законодательное регулирование цен в РФ 20 3.1. Административное регулирование цен 20 3.2. Регулирование цен естественных монополий. 23 3.3. Регулирование цен гражданским законодательством 24 3.4. Регулирование цен в целях налогообложения 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Список литературы 30
Введение Вопрос об экономической роли государства является одним из старейших
в экономической науке. Назревший и выдвинутый ещё в начале восемнадцатого
века, затем образно сформулированный А. Смитом («государство – ночной
сторож») принцип невмешательства государства в экономику вплоть до 30-х
годов ХХ столетия разделялся практически всеми странами и экономическими
школами. Этот принцип, получивший название laissez-faire («оставьте нас в
покое»), и сегодня имеет некоторое число сторонников. И все-таки абсолютно
подавляющей теоретической точкой зрения и практикой стала концепция
совмещения рыночного регулирования и государственного вмешательства в
экономику. В данной работе проводится анализ государственного регулирования цен,
т.е. рассматриваются инструменты государственного регулирования цен, опыт
зарубежных стран (США и Франции) и рассматривается ситуация, сложившаяся в
РФ. Особое внимание уделяется законодательному регулированию цен в
Российской Федерации, описанному в третьей главе. Для полного осмысления проблемы государственного регулирования цен её
надо рассмотреть в двух аспектах: теоретическом и практическом. Первая
глава повествует о теоретических основах государственного регулирования
цен. Основы государственного регулирования цен Широко распространено мнение, что в рыночной экономике
ценообразование не регулируется. Однако такое представление является
ошибочным. Во-первых, существует система саморегулирования цен, когда
произвольное завышение цен, как правило, не выгодно прежде всего
производителю. Он заинтересован в оптимизации уровня цен, с тем, чтобы
иметь гарантии сбыта своей продукции и прочные позиции на рынке не только
сегодня, но и в перспективе. Во-вторых, даже в странах с развитой рыночной
экономикой регулирующее воздействие на процессы ценообразования оказывает
государство. Не редко саморегулирование цен понимается упрощено – как встреча
продавца и покупателя на рынке, которые, исходя из наличия товара и денег,
договариваются о цене. Однако саморегулирование – не стихийный процесс. Это
совокупность норм и правил, которые должны соблюдать контрагенты на рынке.
Данный процесс можно сравнить с правилами движения автотранспорта, когда на
проезжей части движется то много, то мало машин, и все они едут в свободно
выбранном направлении с самыми различными грузами. Но свой путь они при
этом прокладывают так, чтобы проехать быстрее и наиболее экономично к
конечной цели, не нанося при этом ущерба другим видам транспорта и
пешеходам. Всем известно, что происходит, когда общие правила движения
нарушаются. Нечто подобное происходит сейчас в сфере ценообразования в
России: только здесь правила товарного производства и обращения нарушаются
всеми одновременно. В месте с тем существенную роль в развитии современной экономики
играет государство. Проблемы, связанные с усилением экономической роли
государства, нашли широкое отражение в исследованиях различных
экономических школ. Кризис 1929 – 1933 гг., который основательно потряс экономические
основы западного мира, привел к пониманию того, что для обеспечения
стабильности развития рыночный механизм необходимо дополнить мерами
государственного регулирования. Теоретическую разработку данная позиция нашла в работе известного
западного экономиста Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и
денег». С тех пор кейнсианские взгляды на природу государственного
регулирования надолго овладели умами политиков и экономистов. В смешанной экономике, т.е. экономике, основанной на рыночной
конкуренции и макроэкономическом регулировании, государству в хозяйственной
жизни отводится строго определенная роль. Рыночный механизм, как показывает опыт многих стран, ведет к
существенному подъему экономики, но одновременно сопровождается спадами и
кризисами, которые могут затормозить развитие экономики. Поэтому
государство стремится разработать такой рыночный механизм, чтобы колебания
на рынке не привели к разрушительным последствиям в экономике. Государственное регулирование цен является попыткой государства с
помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий
воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному
развитию экономической системы в целом, т.е. через цены нивелировать
циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от
конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный
и антиинфляционный характер. Система цен – один из важнейших элементов рыночной экономики; она
взаимосвязана с другими элементами рыночного механизма и реагирует на их
изменения. Государственное регулирование через изменение бюджетных
расходов, налогов, процентных ставок за кредит и других экономических
рычагов проявляется и в изменении издержек и цен на продукцию и
воздействует на процессы воспроизводства. В условиях перехода к рынку в России, когда произошла серьезная
разбалансированность экономики, роль государства заключается в создании
рыночных структур в целях обеспечения нормальных условий развития рынка. На
это направлено развитие предпринимательства, принятие антимонопольного
законодательства и т.д. Проведение государством антимонопольной политики
должно снять искусственное ограничение и способствовать развертыванию
конкуренции во всех отраслях и секторах экономики, её поддержанию и
всяческому поощрению и развитию на этой основе рыночного ценообразования.
Однако конкуренция может быть и разрушительной силой, разоряя целые группы
производителей. Поэтому задача государственной власти состоит в том, чтобы
обеспечивать такое соотношение монополии и конкуренции, которое не привело
бы к разрушительным последствиям. Антимонопольное регулирование предусматривает также санкции,
направленные против «недобросовестной деловой практики», которая включает: -ценовую дискриминацию (скидки для одних клиентов, надбавки для
других); -принудительные сделки (т.е. продажа и покупка с каким –либо
предварительным условием, принудительные «наборы» товаров и услуг); - принудительную привязку покупателей к продавцам; -сбивание цен ниже издержек производства (демпинг для вытеснения соперников и захвата рынка); -отказ от поставок «неугодным» клиентам, имеющим дело с конкурентами данной фирмы, или необоснованный возврат заказанных товаров; -различного рода бойкоты. Все эти разновидности «недобросовестной» практики подлежат
расследованию и пресечению антимонопольными органами. Либерализация цен не ослабляет, а, напротив, повышает роль
государства в осуществлении политики ценообразования. Она заключается не в
установлении конкретных цен, а в воздействии с помощью экономических мер на
принятие товаропроизводителями оптимальных решений по ценам, оказание им
методологической и методической помощи, разработки правовых норм по
ценообразованию. Цели государственного регулирования состоят в том, чтобы
не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого
дефицита, резкого роста цен на сырье и топливо, монополизма производителей,
способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на
использование достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при
этом является достижение определенных социальных результатов, в частности,
поддержание прожиточного минимума, обеспечение возможности приобретения в
достаточном количестве товаров первой необходимости. Цены разрабатываются и устанавливаются товаропроизводителями
самостоятельно, но с учетом законодательных и нормативных актов. Отклонение
от норм экономического поведения в отработанной системе рыночных отношений
легко может быть обнаружено в процессе взаимодействия с партнерами, либо
через финансово-кредитную систему, налогообложение и т.п. В США, например,
предусмотрена даже уголовная ответственность за установление чрезмерно
высоких цен. Государство играет роль не насильственного аппарата контроля
за ценами, а -- арбитра. Обычно при возрастании цены на товарных рынках спрос уменьшается, а
чем ниже цена, тем больше спрос. В период инфляции спрос может расти вместе
с повышением цены. Потребитель не верит в стабильность рынка и, не взирая
на цены, увеличивает спрос. Это характерно для переходной экономики России.
Кроме того, в рыночной экономике возрастание затрат на покупки неизбежно
влечет за собой снижение нормы сбережения. В переходный период возможна и
такая ситуация, когда растут и спрос, и сбережения: дефицит товаров не
позволяет израсходовать сумму денег, которую покупатель накопил на данный
момент. В России за последние годы спрос значительно превышал предложение.
Государство не могло гарантировать быстрое устранение проблемы острейшего
дефицита, и товаров по новым ценам не стало больше. Радикально не
перестраивающаяся экономика не может дать и не дает устойчивого,
стабильного прироста требуемых товаров. Но если цены недостаточно высоки,
они не заинтересовывают производителя в изготовлении необходимой продукции
в нужном объеме и в относительно короткие сроки. Экономическая теория и мировая практика предлагают два сценария
построения рынка: «шоковая терапия» со всеми вытекающими из нее
экономическими последствиями; долгий, но социально менее взрывоопасный путь
поэтапного восстановления рыночной экономики и ликвидации инфляционных
явлений. Сложность второго пути состоит в том, что рычаги, с помощью
которых можно остановить инфляцию, одновременно тормозят экономический рост
и платежеспособность населения. Прямое регулирование цен осуществляется главным образом в отраслях
общественного пользования (электроэнергетика, транспорт, связь,
водоснабжение и т.д.). Среди прямых методов государственного регулирования
необходимо назвать прежде всего административное установление цен. Оно
получило распространение в ряде развитых стран (во Франции, Бельгии,
Нидерландах и т.д.). Крупные монополии – потребители в результате этого
получают дополнительные выгоды, приобретая товары и услуги по более низким
ценам. В США государством регулируется от 5 до 10% цен. Цены на пшеницу,
кукурузу, рис, кормовое зерно, арахис, хлопок, табак поддерживаются
преимущественно через залоговые операции и закупки у фермеров, а цены на
молочные продукты – через закупки и излишки этих продуктов у
перерабатывающих фирм. При этом государство гарантирует минимальные уровни
залоговых цен для фермеров, а также поддерживает соотношение между ценами
на сельскохозяйственную продукцию и товарам, приобретаемыми фермерами. Эту
функцию выполняет Министерство сельского хозяйства. В целом контроль за
ценами осуществляют антитрестовские управления Министерства юстиции и
Федеральная торговая комиссия. В Японии создан особый правительственный орган – бюро цен Управления
экономического планирования. В его функции входят: контроль за соблюдением
антимонопольного законодательства, поддержание спроса на необходимом
уровне, изучение тенденции спроса и предложения. Государство регулирует
цены на рис, пшеницу, мясо и молочные продукты, железнодорожные тарифы,
тарифы на водо- и теплоснабжение, электроэнергию и газ, образование и
медицинское обслуживание. В целом регулируется около 20% потребительских
цен. Наряду с методами прямого регулирования государство воздействует на
процесс ценообразования и с помощью косвенных мер. Эти меры направлены на
изменение конъюнктуры, установление оптимального соотношения между спросом
и предложением. Этими мерами государство стремится установить равновесие между
спросом и предложением и тем самым способствовать более равномерному и
медленному росту цен в масштабах всей экономики. Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости
от состояния экономики. Оно усиливается в кризисных ситуациях – в периоды
ускорения инфляции, роста дефицитности отдельных продуктов, необходимости
быстрой перестройки экономики – и ослабевает по мере выхода из кризиса. В
странах с динамичной, сбалансированной экономикой цены регулируются в
меньшей степени, чем в станах с несбалансированной и неустойчивой
экономикой. По мере стабилизации экономики сфера государственного
регулирования сокращается, и происходит постепенный переход к свободному
ценообразованию. Как только на рынке создаются условия для конкуренции,
государственное регулирование цен, зачастую, отменяется. Так, в 70-х годах
в США было установлено государственное регулирование авиационных,
железнодорожных и автомобильных грузовых тарифов, тарифов телефонной связи,
банковского дела. Это, к примеру, в гражданской авиации способствовало
снижению издержек производства посредством снятия маловыгодных маршрутов,
увеличения степени загрузок рейсов, сокращения персонала и т. д. Налоговая система также воздействует на уровень и динамику цен. От
размера налогов прямо зависят динамика цен и темпы инфляции. Чем выше
налоги, тем быстрее растут цены. Любой производитель, когда его облагают
налогом, старается перенести его через цену на потребителя. Государство же,
получая большие доходы, увеличивает и свои расходы. Для того чтобы снизить
инфляцию, замедлить рост цен, государство должно уменьшить налоговые
ставки. Современная налоговая политика в развитых странах мира направлена
на снижение налогов. В США, например, доля налогов на прибыль в доходах
налога федерального бюджета не превышает 8%, в то время как в России она
составляет около 20%. Практика государственного регулирования цен показывает, что для
преодоления инфляции необходимо, по крайней мере, два условия:
1. Всемерное укрепление механизмов рыночной системы. Это поощрение малого бизнеса, диверсификация производства и продаж, ослабление таможенных и других ограничений на ввоз импортной продукции, систематический контроль за состоянием рынков, пресечение монополистического поведения и др.
2. Курс на постепенное искоренение неуправляемой инфляции, пользующийся поддержкой большинства населения. Если этот курс проводится в течение нескольких лет, то производители и потребители постепенно убеждаются в том, что правительство не только решительно ведет борьбу с инфляцией, но и способно контролировать положение, добиваться реализации своих целей. Прямые методы контроля за ценами должны не противопоставляться
косвенным, а сочетаться с ними. Общая антиинфляционная политика и связанные
с ней меры косвенного воздействия на ценообразование в этом случае
дополняются непосредственными, прямыми методами государственного
регулирования. Государство путем установления определенных режимов движения
цен, «замораживания» и «блокирования» их на определенном уровне,
посредством контроля над отдельными статьями издержек производства
воздействует на решения предприятий и фирм об уровне цен на продукцию. Эффективность различных методов зависит от правильного выбора условий
их применения. Получивший распространение в России метод регулирования цен
через уровень рентабельности к издержкам производства практически не
используется в мировой практике. Он не заинтересовывает предприятия в
снижении издержек. За рубежом регулируется уровень цен через ограничения
возможностей достижения повышенной рентабельности на вложенный капитал. Государственное регулирование цен в зарубежных странах. Изучение опыта ценообразования зарубежных стран позволяют понять его
закономерности и тенденции, использовать полученные знания при формировании
ценового механизма в России в период перехода её экономики к рынку. В ходе исторического развития экономическое устройство многих стран
претерпело глубокие изменения. На смену свободному рынку разрозненных
товаропроизводителей пришел организованный рынок, объединивший в единую
хозяйственную систему страны различные экономические уклады.
Страницы: 1, 2, 3
|