Принципы и функции налогообложения недвижимости
Принципы и
функции налогообложения недвижимости
Принципы
налогообложения недвижимости
К настоящему
времени во многих странах накоплен богатый опыт налогообложения недвижимости.
Мировая практика уже выработала основные принципы:
1.Объектом
налогообложения, выступают земля, здания и сооружения. То есть такое имущество,
которое в отличие от движимого имущества относительно легко выявить и
идентифицировать.
2. В качестве основы
для исчисления базы налога чаще всего выступает рыночная стоимость облагаемых
объектов, что стимулирует их экономически наиболее рациональное использование.
При определении
стоимости объектов для налогообложения:
*Применяется
капитальная (аккумулированная) стоимость объекта
*во Франции,
отчасти Великобритании, в качестве основы берется арендная стоимость
(потенциальная среднегодовая величина дохода от аренды недвижимого имущества)
3. При
определении стоимости недвижимого имущества обычно используется не
индивидуальная оценка каждого отдельного объекта, а массовая оценка на основе
применения стандартных процедур расчета стоимости объектов для целей
налогообложения. Это позволяет оценить большое число объектов при относительно
небольших затратах.
Методика
определения оценочной стоимости базируется:
*на сравнении
продаж, то есть изучении цен рыночных сделок с объектами недвижимости
(Австралия, Дания, Швеция, а также Индонезия и Япония - для земельных
участков),
*капитализации
дохода от потенциального наилучшего и самого выгодного использования
недвижимого имущества (некоторые кантоны Швейцарии, отдельные объекты
недвижимости в Дании и Швеции),
*на затратном
методе, то есть расчете расходов, которые потребовались бы на полное
восстановление данного объекта недвижимости (Индонезия, Япония и Южная Корея -
для зданий),
*на сочетании
всех трех перечисленных методов (США, Канада, Нидерланды)
4. Льготы
предоставляются:
*социально
незащищенным налогоплательщикам;
*по типам
недвижимости, обеспечивающим осуществление общественно-полезных видов
деятельности,
*по объектам,
находящимся в государственной (муниципальной) собственности.
Преимущество
обычно отдается льготированию объектов (типов недвижимости), а не
налогоплательщиков. Вместе с тем конкретные особенности налогообложения
недвижимости могут отличаться друг от друга по странам:
-в Дании, Южной
Корее, Чили, Швеции, Японии предоставляемые льготы относятся только к объектам
недвижимости, но не к налогоплательщикам
-в других
странах сочетание того и другого, хотя в основном все равно льготы обычно
распространяются на объекты. К льготируемым налогоплательщикам, как правило,
относятся пенсионеры и инвалиды, кроме того, в некоторых странах при
предоставлении льготы учитывается уровень доходов налогоплательщика
-к видам
недвижимости, полностью или частично освобождаемым от уплаты налога, в
большинстве стран относятся объекты культуры, образования, предназначенные для
общественных нужд, государственного управления, для религиозных целей.
-освобождение
от уплаты налогов может даваться на фиксированный срок с целью стимулирования
определенных видов деятельности. Так, в Чили, Швеции, Японии и двух штатах США
льгота предоставляется по новостройкам в течении нескольких лет, а в
Нидерландах - на период строительства здания
5. Ставки
налога зависят от конкретной законодательной и экономической практики в стране.
В зависимости от юридически установленного способа определения ставки налога
различают фиксированные и переменные (бюджетные) ставки.
*Фиксированные
ставки устанавливаются центральными органами власти той или иной страны и
представляют собой некоторый исходно заданный процент от налогооблагаемой
стоимости. При этом нельзя заранее определить размер налоговых поступлений,
поскольку величина налогооблагаемой базы год от года меняется. Такой порядок
установления ставок принят в Великобритании, Индонезии, Чили, Швеции, Южной
Корее, Японии.
* переменные
(бюджетные) ставки (Австралия, Канада, Нидерланды, США, Франция, Швейцария)
местные власти планируют ставку налога на недвижимость исходя из предполагаемых
бюджетных расходов и величины имеющейся налогооблагаемой базы. Ставка налога,
таким образом, является переменной величиной. При этом в одних случаях, как,
например, в Нидерландах и некоторых кантонах Швейцарии, местные власти наделены
самыми широкими полномочиями в выборе размеров ставок, в большинстве же других
случаев действуют общегосударственные и региональные нормативные акты,
ограничивающие минимальную или максимальную величину ставки, или и то и другое
вместе. Конкретный же размер ставки может варьировать по странам от долей
процента до 7-10% при коэффициентах налогообложения 20-100% .
Функции
налогообложения недвижимости
Система
налогообложения должна нести в себе три функции:
1.Фискальную,
то есть обеспечивать необходимый уровень поступлений в государственный бюджет.
Налог на
недвижимость способен обеспечить достаточный и устойчивый уровень поступлений в
местные бюджеты, поскольку именно недвижимое имущество является наиболее
стабильным объектом налогообложения по сравнению с другими видами активов или
доходами. Более того, создаются условия для повышения собираемости налогов, так
как недвижимость значительно труднее скрыть от налогообложения.
2.Стимулирующую
- способствовать развитию экономики.
-для предприятий
обложению новым налогом подвергалось бы только недвижимое имущество, а не
стоимость активной части основных фондов. Это могло бы способствовать
инвестициям в техническое перевооружение производства.
-оценка
недвижимости для налогообложения по ее рыночной стоимости ведет к более высоким
налогам за более дорогие здания и землю, что стимулирует их более рациональное
применение, заставляя тех собственников, которые используют недвижимость
неэффективно, передавать ее в руки тех, кто сможет ее использовать с наибольшей
выгодой.
-узаконенная
государством оценка зданий и земли по их реальной стоимости будет
способствовать развитию рыночных отношений в сфере недвижимости,
-такая оценка
способна улучшить планирование городской застройки.
3.Социальную-обеспечивать
выполнение принципа социальной справедливости.
Взимание
большей суммы налога за более ценную и более выгодно расположенную недвижимость
распределяет налоговое бремя более справедливым образом, нежели другие виды
платежей, не основанные на качестве и площади или использующие неадекватные
оценки стоимости. В то же время при существующей системе существенной
дифференциации величины налогов в зависимости от размера и качества
недвижимости не происходит, так как не учитывается ее рыночная цена.
Необходимо
напомнить, что Адам Смит предлагал перенести основную часть налогового бремени
с прибыли и заработной платы на земельную ренту.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://tax-nalog.km.ru/
|