Применение бенчмаркинга на малых и средних предприятиях
Применение бенчмаркинга на малых и средних
предприятиях
Дмитрий Маслов, канд. экон. наук
Эрнест Белокоровин, Заместитель председателя комиссии
по труду и занятости и молодежному предпринимательству молодежной палаты
Государственной Думы РФ
Сегодня
для большинства руководителей малых и средних предприятий России
"бенчмаркинг" - это незнакомое слово, а эталонное сопоставление
воспринимается не как метод управления, а как обычный анализ конкурентов или
маркетинговое исследование. Однако еще 10 лет назад мало кто из наших
предпринимателей различал понятия "менеджмент" и
"маркетинг", а сегодня это неотъемлемые атрибуты хозяйственной
деятельности практически каждой российской компании, от крупной до малой и
мельчайшей. Бенчмаркинг уверенно находит свое место в управленческом арсенале
руководителей малых и средних предприятий за рубежом. Очередь за российскими
компаниями, и уже сегодня, те организации, которые освоят этот метод, будут
иметь неоспоримые конкурентные преимущества на рынке.
Бенчмаркинг
или эталонное сопоставление - термин, уже довольно прочно вошедший в российский
экономический лексикон - это метод (инструмент) управления, который может
помочь многим российским компаниям в решении задачи совершенствования систем
менеджмента и повышения конкурентоспособности.
Название
метода происходит от английских слов "bench" (уровень, высота) и
"mark" (отметка). Это словосочетание трактуется по-разному:
"опорная отметка", "отметка высоты", "эталонное
сравнение" и т. п. [1]
Бенчмаркинг
- это непрерывный поиск новых идей и последующее использование на практике [2].
Сущность бенчмаркинга заключается, во-первых, в сравнении своих показателей с
показателями конкурентов и лучших организаций. Во-вторых, в изучении и
применении успешного опыта других у себя в организации.
Пройдя
путь от промышленного шпионажа и конкурентного анализа, эталонное сопоставление
в конце 1970-х годов становится эффективным инструментом менеджмента и на
протяжении последних лет прочно входит в число самых популярных методов
управления.
Бенчмаркинг,
как и большинство других инструментов управления, является продуктом крупного
бизнеса и для крупного бизнеса. Большие компании, в поисках конкурентных
преимуществ, направляют усилия на разработку новых методов управления. Эти
исследования носят глобальный характер, и наиболее успешные решения становятся
отдельными направлениями в менеджменте, под них подводится теоретическая
методологическая база, они занимают свое отдельное место в арсенале
бизнес-решений. Примеров этому достаточно: 6-сигма (Motorola), методы Тагучи и
Точно вовремя (Тойота), Покэ-ёка (Мацусита), и снова Бенчмаркинг (Ксерокс).
В
сложившейся ситуации, менеджер любого из миллионов малых и средних предприятий
(МСП) по всему миру вправе задать вопрос: "применимы ли эти методы к моему
бизнесу?". Могут ли небольшие компании извлечь реальную пользу от новых
подходов к управлению? Часто приводимые примеры эталонного сопоставления
описывают опыт крупных корпораций, таких как Ксерокс, Тойота, Форд, Ямаха и др.
Справедливо будет предположить, что подходы крупных компаний не будут также
приемлемы для малого и среднего бизнеса. Действительно, повышение качества
бизнеса, посредством внедрения современных методов управления - тотального
управления качеством, сбалансированной системы показателей, системы
развертывания планов компании Хосин канри и других, сопровождается для малых
предприятий вопросом применимости решений, используемых крупными фирмами. Хотя,
следует подчеркнуть, что "… малые фирмы не менее заинтересованы в
построении и развитии систем качества, чем крупные компании, с той лишь
разницей, что стандартные и широко распространенные подходы не всегда работают
в малом бизнесе" [3].
Малые
и средние предприятия играют важную роль в экономике любой страны. Россия в
этом смысле не является исключением, и поддержка малого бизнеса возводится
сегодня в ранг государственной политики. Несмотря на это, большинство теорий
менеджмента все же укореняется сначала в крупных компаниях. Насколько оправдана
роль второго плана, которую оставляют малому бизнесу в развитии современных
систем управления, должны ли малые компании учиться на примерах больших, или
необходимы исследования, раскрывающие потенциал малых предприятий как источника
новых тенденций в управлении [4]. Возможность формирования собственных
подходов, в том числе и для эталонного сопоставления, на наш взгляд,
существует. Бенчмаркинг, в частности, с определенными оговорками, можно
рассматривать как продукт малых и средних компаний, возникший из необходимости
обучаться у больших фирм и возведенный в ранг метода управления. Традиция
транспонировать опыт крупных компаний на собственные системы управления
замечена у малых организаций Японии еще задолго до признания бенчмаркинга в
качестве официального инструмента управления.
Очевидно,
что анализ возможностей бенчмаркинга для малого и среднего бизнеса следует
вести через призму особенностей предприятий-представителей этого сектора рынка.
Успех
эталонного сопоставления в большой степени зависит от определения того, что
будет подвергнуто сравнению. Проблем у малых предприятий всегда много, и у
руководителей возникает желание улучшить все сразу. Эффект при таком подходе
обычно нулевой. Далее будут рассмотрены показатели, которые используют малые
компании, практикующие бенчмаркинг, в качестве объекта измерения и
сопоставления.
Еще
в 1995 году исследования E. Монкхаус [5] выявили тенденцию к использованию
эталонного сопоставления финансовых показателей в сфере малого и среднего предпринимательства
(рис. 1).
Рис.
1. Показатели бенчмаркинга в МСП (1995 г.)
Изучение
малых компаний экспертами Шеффилдского университета шестью годами позже [6,
стр. 218] показало, что в малом и среднем бизнесе нашел свое применение как
стратегический, так и процессный бенчмаркинг. Цифры данного исследования
отражает табл. 1.
Табл.
1. Показатели, используемые для эталонного сопоставления на малых и средних
предприятиях (2001 г.)
Показатель / объект
эталонного сопоставления
|
|
|