Меню
Поиск



рефераты скачать Билеты по политэкономии с ответами

Билеты по политэкономии с ответами

Билеты по политэкономии с ответами

Ссудный капитал и ссудный процент.

Ссудный капитал – это новый вид капитала. Существуют три формы капитала: промышленный, ссудный, торговый.

Ссудный капитал – это денежный капитал, представленный в ссуду его собственником во временное пользование на условиях возвратности и полезности в виде процентов.

Движение ссудного капитала называется кредитом. Кредитные отношения пронизывают весь механизм пр-ва и накопления т.е. сферу  материального пр-ва, сферу обращения, финансов, международные отношения. До 1-ой Мировой войны лидером развития кредитных отношений была Англия. Это ускоряло её развитие. После 2-ой Мировой войны быстрее всего кредитные отношения стали развиваться в Японии. Это ускоряло трансформацию японской эк-ки. Ныне из 50-и мировых банков 20 принадлежат Японии.

Нынешняя рыночная эк-ка является кредитной. Историческим предшественником ссудного капитала был капитал ростовщический, который возник до н.э. Этот капитал славился неуёмным процентом. В др. Греции 2 в. до н.э. месячный процент составлял 40%, а годовой процент составлял 570%.

Маркс называл ростовщический капитал паразитическим т.к. заёмные средства не шли в пр-во. Ростовщичества в развитых странах мало осталось. Оно переместилось в развивающиеся страны.  Ростовщичество – дело суровое. В период первоначального накопления капитала 16 в. предприниматель нуждался в деньгах и вынужден был просить их у ростовщиков. Но они назначали очень высокий процент, поэтому предприниматели создавали товарищества и стали объединять деньги, получать ссуды и т.д. В 1604г. в Англии возник первый банк, который давал ссуду под 8% годовых. В 1651г. процент стал уже 5%.  Ссудный капитал  возникает и функционирует на базе кругооборота промышленного и торгового капитала. Он обслуживает их кругооборот. Основными заёмщиками ссуд выступают функционирующие капиталисты.

По своим источникам ссудный капитал представляет собой часть промышленного капитала. Этими источниками являются временно свободные деньги, а именно: амортизационное отчисление, накапливаемая часть прибыли, деньги после продажи товара, до закупки сырья, часть фонда зарплаты, которая  временно свободна, деньги “рантье”, прибыли корпораций и монополий, средства организации хранящиеся в банке, сбережение разных слоёв населения, средства пенсионных фондов, страховых компаний, временно свободные деньги гос. Бюджета.

Праздные деньги не приносят дохода. В обществе существует противоречия: с одной стороны есть свободные деньги, а с другой у предприятий и фирм существует постоянная потребность к дополнительным деньгам. Кредит разрешает это противоречие. Владельцы денег отдают их другим (через банк) в основном физическим капиталистам. Эти деньги возвращаются к собственникам уже как возросшие деньги, т.е. с процентом. Ссудный капитал – это капитал-собственность. Он отдаётся в ссуду лишь на время. Существуют рынки ссудных капиталов, где предъявляются спрос на свободные деньги, а с другой стороны, существует предложение этих денег. В качестве ссуды деньги представляют особую потребительную ст-ть. Эта ст-ть состоит в способности денег приносить доход, прибыль в виде процента.

Д=Д▲ формула ссудного капитала

Д – первоначальные деньги

Д▲ - деньги с приростом

Но из формулы не видно за счёт чего деньги возрастают, и создаётся впечатление, что сами деньги способны приносить прибыль. Поэтому ссудный капитал называют самым таинственным капиталом.

Теории процента.

Процент – это объективная эк-ая категория. В процессе развития пол. эк-ии возникали разные подходы трактовок социально эк-го сущности процента.

Смит и Рикардо. Они определяли % как часть прибыли произведённой ссудным капиталом. По их мнению норма % зависит от нормы прибыли, и движения последних параллельно.

 Ж.-Б. Сэй. Он считал, что % служит показателем “чистой производительности капитала”.

Сениор – английский эк-ст трактовал % как вознаграждение от текущего потребления имеющихся благ с целью будущего их прироста.

Маркс доказывал, что % и предпринимательский доход являются двумя сторонами прибавочной ст-ти.

И.Ш. Петтер. Он утверждал, что источником %  являются сверхдоход полученный за счёт  новаторства, внедрение новой комбинации факторов пр-ва, повышение производительности труда. Он говорил: “Что касается владельца денег, то % достаётся ему без внешних усилий с его стороны. В получении % побуждает его  сужать деньги, а не накапливать их в виде сокровищ. Спрос на деньги предъявляют те предприниматели, которые надеются сегодняшние 100 условных единиц превратить в 200 завтрашние. Заёмщики получают больше, чем отдают”

 Ряд видных эк-ов трактуют % с психологической точки зрения, обосновывая её особенностями капиталистической эк-ки.

П.Самуелсен. Он определял капиталистическую эк-ку  прибылей и убытков, в которых предложению приходится действовать в условиях неопределённости конкуренции неустойчивых рынков. Успех или неуспех дела зависит от способности предвидеть или предугадать конъюнктуру, будущий ход эк-их процессов, поэтому деятельность предпринимателя сопровождается субъективными моментами и переживаниями. Психологическая трактовка % имеется также у И. Фишера и Кейнса.

Фишер. Он принёс в трактовку % фактор риска и неопределённости перспектив. Риск, связанный  с вложениями на длительный срок, определяют Фишеру размер процентного платежа. Будущие доходы в связи с их неопределённостью представляют меньшую ценность.

Кейнс. Он рассматривал % как плату за расставание с ликвидностью (т.е. денежной наличностью). По его мнению, собственник денег стремится удержать их у себя, не склонен безвозменно расставаться с ними, а % - есть компенсация за временное расставание с денежной формой ст-ью, как премия за риск.

Издержки производства и себестоимость. Предельные издержки. Альтернативные издержки.

Издержки пр-ва – это важнейшая эк. категория, по кот. судят об эффективности работы предприятия. Их ввели классики (Смит и Рикардо). Они понимали под издержками пр-ва затраты труда и капитала, кот. пошли на пр-во продукта. Маркс: издержки пр-ва – это совокупность постоянного и переменного капитала.

Маршал выделил еще ряд издержек: постоянные, переменные, предельные, валовые, средние, альтернативные, в короткий и длинный период.

Категории издержек имеют практическое значение. Их тщательно считают бухгалтеры и эк-ты.

Бухгалтерские издержки- расходы, затраченные на купленный товар у поставщиков.

Эк-ое понятие издержек основывается на факте редкости ресурсов и возможности их альтернативного использования. Например, из дерева можно делать мебель, бумагу, дрова. Структура издержек:

Постоянные издержки- постоянные выплаты, кот. фирма несет, не зависимо от объема пр-ва: Амортизация зданий, страхование, платежи за кредит, коммунальные услуги (вода, свет, тепло), охрана, оплата минимального управленческого аппарата.

Переменные- затраты на сырье, на материалы, на топливо, на зарплату.. Их размер зависит от объема пр-ва.

Валовые- сумма постоянных и переменных издержек.

Средние –издержки на единицу продукции. Они равны валовые издержки деленные на объем выпуска продукции.

Предельные- дополнительные расходы ресурсов, в случае изменения объема выпуска продукции в расчете на единицу продукции.

Считается, что если фирма покрывает свои издержки, то она находится в состоянии рыночного равновесия, Но бизнес- дело беспокойное, нужно получить больше прибыли, изменяя технологии, улучшая управление и тд. Поэтому возникают предельные издержки.

Себестоимость. В хозяйственной практике для определения величины издержек пр-ва используют термин себ-ть, Себ-ть продукции представляет собой стоимостную оценку, использованных в пр-ве ресурсов (сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов), а также др. затрат на пр-во. Себ-ть является ценообразующим фактором. На ее уровень влияют: уровень техники, организации, управления, качество продукции. Структура себ-ти:

сырье, материалы, энергия

расходы на эксплуатацию машин и оборудования(наладка, контроль, обслуживание)

затраты на оплату труда( зарплата)

отчисление на социальные нужды по законодательным нормативам(39% от фонда –зарплата, в пенсионный фонд-28%, гос.страхование-5,4%,   мед,страховка-3,6%, фонд занятости-2%.)

амортизация основных фондов на полное восстановление

прочие затраты (налоги, платежи за загрязнение окруж. среды, платежи по кредитам, за связь, за аренду, за вычислительный центр, расходы за рекламу)- цеховые расходы.

В себ-ти промышл. продукции ¾  составляют затраты на сырье, материалы, топливо, энергию.

Пути снижения себ-ти: внедрение НТП, вложение в человеческий капитал.

Рентабельность . Для определения «здоровья» эк-ки страны, отрасли, предприятия используют понятие макро- и микроэк-ая рентабельность. Макроэк-ая рентабельность (эффективность) = созданный национальный доход / МТФ, где М- затраты овеществленного труда (сырье, энергия, оборудование); Т- затраты живого труда; Ф- вложение в основной и оборотный капитал.

 Эти затраты видны при сравнении пр-ва, например, 1 млн $ национального дохода в разных странах. В основании макро рентабельности лежит НТП, повышение производительности труда, развитие прогрессивных отраслей.

Микро рентабельность означает увеличение прибыли на каждый рубль, вложенный в основной и оборотный капитал.

Рентабельность пр-ва отдельных фирм = годовая валовая прибыль/ (основной + оборотный капитал).

Для контроля за затратами на единицу продукции на предприятиях составляют расчетно-аналитическую калькуляцию.

Образование средней прибыли и цены производства (модель Маркса).

В повседневной практике капиталисты не говорят о прибавочной ст-ти. Ее раскрыл Маркс в результате специального анализа. Предприниматели говорят о прибыли, о норме прибыли, о ренте, о проценте на капитал, о дивидендах на акции, о биржевых котировках. Прибыль- излишек выручки над авансированным капиталом.

К(авансированный)= С+V+Р, где С- затраты на орудия труда, сырье, энергию; V- затраты на найм рабочих (переменный капитал); Р- прибыль.

К(аванс.)= C+V

Норма прибыли- отношение прибыли к издержкам пр-ва.

Р`=Р/(С+V)*100%=Р/К*100%, где Р`- норма прибыли; Р- прибыль.

Прибыль- конкретная цель, к кот. стремится каждый капиталист; а издержки пр-ва – это затраты на достижение этой цели. Норма прибыли показывает степень возрастания авансированного капитала, признак эффективности пр-ва, умение капиталиста и его менеджера рационально использовать ресурсы. На норму прибыли также влияет скорость оборота капитала. Теперь рассмотрим как в ходе конкуренции формируется средняя прибыль, цена пр-ва и рыночная цена.

Конкуренция- способ развития- это главный стихийный рычаг рыночного регулирования капиталистического хоз-ва.

Существуют 2 главные формы конкуренции:

внутриотраслевая. борьба между предприятиями отрасли за более выгодные условия пр-ва и сбыта, за получение дополнительной прибыли. Ее результатом является технический прогресс в отрасли, повышение производительности труда, снижение индивидуальных издержек над общественными.

межотраслевая. Борьба между капиталистами разных отраслей за получение более высокой нормы прибыли. Она выражается в переливе капитала из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой. Переливы капитала в отрасли с высокой нормой прибыли приведет к расширению пр-ва и увеличению предложения. В итоге цены падают, а прибыль уменьшается. В отраслях, откуда ушел капитал, объем пр-ва сокращается, спрос растет, цена повышается, норма прибыли растет.

Межотраслевая конкуренция выравнивает отраслевые нормы прибыли в среднюю норму прибыли (она выражает отношение между капиталистами разных отраслей по распределению совокупной прибыли, произведенной во всех отраслях в данном году.) В результате образуется средняя прибыль на равновеликий капитал. Например: 20% на 100 ед. аванс. кап. независимо от отрасли. В результате образуется цена пр-ва. Она равна совокупным издержкам пр-ва + средняя прибыль. Средняя норма прибыли определяется как отношение всей массы прибыли ко всему авансированному в промышленность капиталу.

Р`= 60/(240+60)*100%=  60/300*100%= 20%  - средняя норма прибыли определяется во всех отраслях .При ней цена пр-ва = 120 ед.

Таков сложный рыночный механизм образования цены пр-ва. Но она не гарантирует всем предпринимателям получение средней прибыли. Все зависит от спроса, потребительских свойств, технического уровня, которые требуют высоких дополнительных издержек производства. И все это влияет на уровень цен пр-ва.

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru






Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.