Подоходный налог в СНГ и странах Балтии
Подоходный
налог в СНГ и странах Балтии
В Украине
Ставки
подоходного налога в Украине сравнимы со ставками в наименее либеральных в этом
отношении странах Северной Европы (стр. 68), а ставки отчислений в социальные
фонды даже превышают скандинавские аналоги. При этом неоправданно низкими
остаются уровни доходов, которые облагаются высокими ставками. С учетом
инфляции это приводит к ежегодному снижению реальных доходов людей: согласно
подсчетам экономистов программы TACIS, в 1999 году ставка налога на доход,
взимаемый с эквивалента $100, достигла уровня налогообложения... $300 в 1995
году. Принимая во внимание, что по украинскому законодательству предприятие,
желая выплатить работнику “чистыми” эквивалент $100, должно заплатить
государству свыше $72 на подоходный налог, социальные отчисления и начисления
на фонд зарплаты. Неудивительно, что зарплаты предпочитают держать низкими или
выплачивать их в тени, изощряясь во всевозможных схемах.
В результате,
официальная средняя зарплата в Украине по итогам 2000 года — с учетом роста на
35% по сравнению с 1999 годом — по данным Госкомстата, составляет 230 грн. в
месяц при официально признанном прожиточном минимуме доходов свыше 300 грн. По
этому показателю Украина безнадежно отстает не только от развитых стран, но и
от соседей по Центральной и Восточной Европе, включая Болгарию и Румынию (см.
“Какая зарплата у наших соседей”, стр. 68). Нелишне напомнить, что уровень
потребительских цен в Центральной и Восточной Европе сравним с украинским, а в
некоторых странах и ниже.
Авторы
налоговой реформы в России исходили из того, что на начальных этапах реформ
достаточно внедрить простейшую схему налогообложения, которая включала бы в
себя необлагаемый минимум, единую (и низкую — около 12%) ставку подоходного
налога (ныне действует 13%) и умеренные — до 25% — отчисления в социальные
фонды (обязательного социального, пенсионного и медицинского страхования). В
целом отчисления с доходов не должны превышать 35-35,5%.
Известно, что
применение этих теоретических выкладок на практике в России дало позитивный
эффект. Как утверждает министерство по налогам и сборам РФ, рост поступлений
налога на доходы физлиц в первом квартале нынешнего года составил 70% по сравнению
с аналогичным периодом прошлого. Поступления от единого социального налога
(аналог украинских сборов в Пенсионный фонд и соцфонды) за тот же период
возросли на 33%.
Практически,
единовременное увеличение поступлений от подоходного налога — без привычного
для макроэкономистов “лага” (временного интервала между изменением правил игры
и их экономическим эффектом) — аналитики объясняют немедленным выходом
значительных объемов заработной платы из тени.
Впрочем, сейчас
в российской прессе активно обсуждается вопрос, сколько еще продлится
дарованное властью послабление. Еще летом 2000 года первый вице-премьер Илья
Клебанов проговорился, что единая ставка подоходного налога — “временная мера”.
Как только большинство предпринимателей начнут указывать реальные доходы своих
работников, правительство резко поднимет ставки. А оправдать резкое занижение
декларируемых доходов будет уже очень непросто, и гражданам придется платить
более высокий налог. К тому же сроки повышения ставок не определены
законодательно, и правительство может внести соответствующее предложение в
любой момент. Это пока только предположения. Но они существенно уменьшают
доверие к реформе.
Кроме России на
постсоциалистическом пространстве единая ставка применяется только в Эстонии.
Но там она вдвое выше — 26% (со сниженной ставкой 10% для выплат по пенсионному
страхованию). В стране существует также единый социальный налог (33% фонда
зарплаты).
Остальные
государства, возникшие на территории бывшего СССР, используют прогрессивную
шкалу налогообложения.
В Армении
действует
прогрессивная шкала налогообложения с тремя ставками: 15, 25 и 30%.
В
Киргизстане
(кстати, одно
из немногих государств, имеющих Налоговый кодекс — с 1996 года) — целых шесть
ставок прогрессивной шкалы:
до 5-кратной
минимальной годовой заработной платы (МГЗП) — 5% с суммы дохода;
от 5 до
15-кратной МГЗП — сумма налога с 5-кратной МГЗП + 10% с суммы, превышающей ее;
от 15 до
25-кратной МГЗП — сумма налога с 15-кратной МГЗП + 15% с суммы, превышающей ее;
от 25 до
35-кратной МГЗП — сумма налога с 25-кратной МГЗП + 20% с суммы, превышающей ее;
от 35 до
45-кратной МГЗП — сумма налога с 35-кратной МГЗП + 30% с суммы, превышающей ее;
свыше
45-кратной МГЗП — сумма налога с 45-кратной МГЗП + 40% с суммы, превышающей ее.
Социальные
отчисления в Налоговый кодекс Киргизстана не включены.
В
Узбекистане
(также имеющем
Налоговый кодекс — с 1998 года) — пять ставок прогрессивной шкалы:
до 3-кратного
размера минимальной зарплаты (МЗ) — 15%;
от 3 до 5 МЗ —
налог до трех МЗ + 25% с суммы, превышающей их;
от 5 до 10 МЗ —
налог до пяти МЗ + 35% с суммы, превышающей их;
от 10 до 15 МЗ
— налог до десяти МЗ + 40% с суммы, превышающей их;
свыше 15 МЗ —
налог до пятнадцати МЗ + 45% с суммы, превышающей их.
В Литве
предусмотрено
разделение налогообложения доходов в зависимости от их вида. Так, доходы с
основного места работы облагаются по единой ставке 33% — так называемый
“подоходный налог на трудоустройство”. Иные доходы облагаются по прогрессивной
шкале от 10% до 35% — также в зависимости от вида доходов.Интересно, что доходы
работающих в иностранных компаниях облагаются по ставке 20%. Лица, занимающиеся
частным предпринимательством, также платят единый налог — 24%. Необлагаемый
минимум устанавливается правительством и ныне составляет 214 литов в месяц,
“заработанных на основном месте работы”. Поступления от подоходного налога в
Литве полностью зачисляются в местные бюджеты. Предусмотрены также отчисления в
фонд социального обеспечения, в который:
с работников
удерживается 1% валовой зарплаты,
с работодателя
— 27% фонда заработной платы, и
фонд
медицинского страхования, в который работодатели платят 3% фонда зарплаты.
В Латвии
существуют две
ставки подоходного налога:
основная — 25%
и
дополнительная
— 10% с разницы между реальным объемом дохода и двадцатью необлагаемыми
минимумами. Этот минимум в Латвии составляет 21 лат в месяц.
Все работники
платят 1%-ный сбор в социальный фонд.
В Латвии также
отчисляется — до 31 декабря 2001 года — 37%-ный сбор (для занятых в сельском
хозяйстве — 18,5%) в фонд социального страхования, из которых 28% с фонда
зарплаты платит работодатель, а 9% — со своей зарплаты работник. С 2002 года
ставку этого сбора снизят до 33%, из которых половину должен будет выплачивать
работник. К тому же устанавливается, что сбор на социальное страхование будет
взиматься лишь с доходов, не превышающих 12000 латов в год.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://medicinform.net/
|