Повышение квалификации руководителей, специалистов и служащих
Повышение квалификации
руководителей, специалистов и служащих
Современное производство предъявляет высокие требования к
обновлению конкретных знаний и навыков не только рабочих, но и других категорий
промышленно-производственного персонала. Главная задача повышения квалификации
руководителей – обеспечить быструю реализацию новых научных, технических,
организационных и экономических идей в
практику деятельности предприятия. Один из путей совершенствования системы
повышения квалификации этой категории работников – переход от сложившейся
практики периодического обучения к непрерывному обновлению знаний. Поэтому
повышение квалификации руководителей, специалистов и служащих должно стать
основной частью государственной системы непрерывного образования с подключением
сюда системы высшего и среднего образования страны.
Повышение квалификации служащих и категорий специалистов
осуществляется в различных формах. В частности, это могут быть курсы
при предприятиях и учреждениях с использованием в качестве преподавателей как
собственных квалифицированных работников, так и специалистов со стороны. Такая
форма повышения квалификации носит оперативный характер и обеспечивает
достаточную целенаправленность подготовки.
Организацию работы осуществляет отдел подготовки кадров, а при
его отсутствии – отдел кадров.
Более глубокие знания по широкому кругу вопросов в порядке
повышения квалификации можно получить на специальных факультетах или курсах
повышения квалификации при высших учебных заведениях, учебных центрах, как
например, ОАО «ММК им. Ильича», в
отраслевых или межотраслевых институтах повышения квалификации и их филиалах, а
также на курсах, семинарах, устраиваемых многочисленными фирмами,
специализирующимися на нужды предприятий и организаций.
Повышение квалификации руководителей и специалистов будет
более эффективным при соблюдении принципа преемственности обучения и последующего рационального использования
кадров с учетом приобретенных ими знаний и навыков. Чтобы повысить
ответственность и заинтересовать кадров в непрерывном повышении своей
квалификации, необходимо обеспечить взаимосвязь результатов повышения
квалификации, аттестации, должностных перемещений и оплаты труда работников с
качеством знаний и эффективностью их практического использования.
Работа по повышению квалификации является основной частью
подготовки кадрового резерва и потому предусматривается коллективными
договорами администрации с работниками предприятия, а сами мероприятия по
повышению квалификации находят отражение в системе планирования на предприятии.
Острой потребностью стало улучшение связей и координации
деятельности специализированных учебных заведений и различных форм производственного
обучения. Непрерывное образование решает задачи до обучения управляющих и
специалистов, развития их профессиональных навыков, обучение новым методам и
приемам работы, переподготовки, ускорения внедрения в практику управленческих и
научно-технических новшеств, повышение уровня управления и экономической
работы. Руководитель проходит несколько этапов подготовки. Первый этап –
базовое обучение в высшем учебном заведении. Именно в рамках этой специализации
готовятся будущие специалисты по управлению производством, финансами,
маркетингу, планированию и другим функциональным дисциплинам.
Подготовка управляющих не замыкается на вузовских программах,
несмотря даже на увеличение доли министерских программ. Виды обучения
руководителей среднего и высшего звена многообразны: самообразование, курсы
различной продолжительности с отрывом и без отрыва от производства, семинары,
симпозиумы, стажировки, аспирантура, переподготовка.
В системе повышения квалификации на производстве существуют
жесткие экономические критерии, она ориентируется на конечный практический
результат, осуществляется тщательный контроль и обязательно оценивается
эффективность каждой программы. Повышение квалификации осуществляется в двух
основных формах тренировки профессиональных навыков и развития работников. В
последнем случае обычно предполагается подготовка к следующей должности.
В зарубежных странах есть центры оценки для аттестации
управленческого персонала. Задача центров выявление с помощью экспертов и на
основе специальных тестов и упражнений потенциальные способности работников.
Существуют 3 группы оценок: оценка работника (потенциал); должностные
требования (нормативы); фактическое функционирование (результат). С помощью их
сравнений анализируется потребность в подготовке, повышении квалификации или
проведении других организационных мероприятий.
Широко распространен в США и в Японии ротация – планомерно
организованная смена должностей руководителей всех рангов. Руководителя,
проявившего не том или ином участке работы организаторские способности,
направляют на другую работу – с теми же уровнем ответственности, но с другими
функциями или другой обстановке, или с более высоким уровнем ответственности.
Ротация может применяться и к молодым специалистам в качестве введения их в
курс дела, ознакомления с различными сторонами деятельности и подразделениями
предприятия, повышения уровня их информативности.
Рассматривая кадры как важнейший ресурс производства, фирмы
ставят задачу оптимального его использования прежде всего за счет повышения
качества, в том числе с помощью программ привлечения рабочей силы, кадрового
планирования, отбора, мотивации, подготовки и повышения квалификации. Единая
кадровая политика строится на базе тщательно разработанных стандартов
устанавливающих требования к персоналу, подробной регламентации порядка работы
с ними, введения типовых процедур работы с кадрами.
Переход к новым технологиям требует значительных затрат,
связанных с обновлением знаний, переподготовкой работников. Считается, что
переподготовить работника дешевле чем заменить его.
Большим недостатком
программ обучения является отсутствие в них экономических знаний.
Систему переподготовки и повышения деловой квалификации можно
рассмотреть на примере США. Она может быть представлена в следующем виде:
краткосрочные курсы при школах бизнеса и университетах (2-4
недели);
вечерние курсы, рассчитанные на обучение высшего и среднего
управленческого персонала;
американская ассоциация менеджмента, рассчитанная на низкий и
средний управленческий персонал;
внутрифирменные курсы повышения квалификации;
центры повышения квалификации при колледжах, университетах,
учебных центрах, где проводится специализированная подготовка по программам,
разработанным фирмами;
переподготовка на основе долгосрочных соглашений между фирмами и школами бизнеса и
университетами;
переподготовка на рабочем месте предполагает создание групп
работников, которые обучаются на основе разбора конкретных хозяйственных
ситуаций;
вечерняя школа Американского института мировой торговли.
Рост экономики в США за счет повышения обучения составил 2,1%,
за счет роста населения – 0,4%, за счет увеличения капитала – 0,5%.
Работник должен получать универсальное образование в быстро
меняющихся условиях, а непрерывное образование, кроме того, является фактором
стабилизации рабочей силы на предприятии.
На основании
литературного обзора можно сделать следующие выводы:
1. Подготовка
и повышение квалификации работников в настоящее время должны носить непрерывный
характер и проводиться в течение всей трудовой жизни.
2. Предприятия
должны рассматриваться затраты на подготовку персонала как инвестиции в
основной капитал, которые позволят наиболее эффективно использовать новейшие
технологии.
3. Подготовка
кадров заключается в обучении их трудовым навыкам, необходимым для качественного
выполнения работы. Для эффективности непрерывного обучения необходимо, чтобы
работники были в нем заинтересованы. Администрации необходимо создать климат,
благоприятствующий обучению.
4. Обучение
полезно и нужно в трех случаях:
а) когда человек поступает на работу;
б) когда работника назначают на новую работу;
в) когда установлено, что у работника не хватает определенных
навыков для работы.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru
|