Меню
Поиск



рефераты скачать Потребительский рынок Украины

p> Опрос потребителей показал, что большинство из них (82,4%) отдают свои предпочтения при покупке непродовольственных товаров импортной продукции, объясняя свой выбор более высоким качеством, надежностью и удобством в эксплуатации, соответствием моде и передовым технологиям; привлекательным видом и дизайном; престижностью торговых марок данных товаров. Только 12,6% потребителей предпочитают приобретать непродовольственные товары отечественного производства, вследствие их более низких цен, соответствия в большинстве случаев цены качеству реализуемых товаров.

При покупке же продовольственных товаров большая часть опрошенных потребителей (62%) предпочитают приобретать отечественные товары, так как они отличаются в большинстве случаев более высоким качеством, недлительными сроками хранения, безопасностью в употреблении, а кроме того, соответствуют рациону питания человека, проживающего в данной местности, что способствует устранению дисбаланса в питании и энергетике, а соответственно, укреплению здоровья.

По мнению торговых работников, основными критериями, определяющими выбор покупателями производителя приобретаемых продовольственных товаров является цена (84,3% респондентов отметили данный критерий), их качество (78,1%), упаковка (28,1%). Вместе с тем, покупатели стали меньше внимания обращать на внешний привлекательный вид продуктов питания и больше на их экологическую безопасность и срок годности. При выборе потребителями непродовольственных товаров основными критериями являются также цена реализуемых товаров (данный критерий отметили 72,4% респондента) и их качество (69%). Однако, при покупке непродовольственных товаров покупатели большее внимание уделяют привлекательному внешнему виду изделия (34,5%), и торговой марке производителя (62%).

При реализации непродовольственных товаров на потребительском рынке города большинство предприятий торговли испытывают такие трудности, как неплатежеспособность покупателей (90% респондентов), насыщенность потребительского рынка аналогичными товарами зарубежного производства
(48,3%), высокая себестоимость товаров (38%) и как следствие указанных факторов — снижение покупательского спроса (20,7% респондентов).

Проведенные исследования показали, что товарное предложение непродовольственных товаров на региональном потребительском рынке формируется на 65—70% за счет импортных товаров, причем наблюдается тенденция дальнейшего, постепенного вытеснения отечественных непродовольственных товаров с потребительского рынка региона. Опрошенные торговые агенты и покупатели отмечают низкую конкурентоспособность отечественных непродовольственных товаров по сравнению с импортными, вследствие их относительно высоких цен при среднем уровне качества, недостаточно привлекательного внешнего вида и упаковки; несоответствия моде и требованиям НТП.

На наш взгляд, приоритетным направлением на современном этапе развития экономики страны является насыщение внутреннего потребительского рынка отечественными конкурентоспособными товарами и постепенное вытеснение импортных товаров отечественными с доведением доли импорта в общем объеме товарного предложения на рынке до 10—15%. Это необходимо для того, чтобы не только обеспечить экономическую безопасность страны, но и способствовать преодолению безработицы, росту доходов как потребителей, так и производителей, развитию инвестиций в экономику

Для достижения данной цели прежде всего необходимо создание конкурентоспособного отечественного потребительского рынка продовольственных товаров. Причем, формирование и развитие продовольственного рынка должно идти по двум направлениям:

> Развитие отечественного производства и переработки продуктов питания.

> Развитие торговли продовольственными товарами отечественного производства.

В первом направлении наиболее слабым звеном является именно переработка произведенных продуктов питания. Импортные продовольственные товары, уступая в большинстве случаев по своему качеству, выигрывают в современной технологии обработки и упаковки, обеспечивающей длительные сроки хранения товаров при сохранении их качества. Кроме того, современные технологии обработки продуктов позволяют существенно снизить и потери при их производстве, переработке хранении. Однако, многие перерабатывающие отечественные предприятия не имеют финансовых ресурсов для приобретения и внедрения современных технологий и линий по переработке и упаковке продуктов питания, а высокие проценты по кредитам ухудшают финансовое состояние предприятий. Поэтому, в целях стимулирования технического оснащения перерабатывающих предприятий для создания конкурентоспобной продукции необходима помощь государства и прежде всего местных органов власти. Помощь данным предприятиям может быть осуществлена в виде льготных долгосрочных кредитов на техническое перевооружение и реконструкцию под минимальные проценты, в форме льгот по местным налогам в виде полного или частичного освобождения от налогообложения прибыли на период срока окупаемости вложенных средств. Данные меры позволят перерабатывающим предприятиям осуществить накопление и вложение средств в дальнейшее развитие и расширение производства высококачественных продуктов питания.
Опыт работы региональных товаропроизводителей подтверждает необходимость внедрения новых технологий для достижения успеха на рынке. Так, запуск новых технологических линий и линий по упаковке молочных продуктов
«Тетрапак» предприятием позволили значительно увеличить сроки хранения продукции, улучшить качество товаров, расширить их ассортимент, что привело к увеличению доли продовольственного рынка, занимаемого данным предприятием.

Немаловажную роль в развитии отечественного потребительского рынка играет и торговля, призванная воздействовать на производство на основе изучения покупательских предпочтений и спроса. Вместе с тем, проведенные исследования показали, что только 37,5% опрошенных торговых работников осуществляют в той или иной мере изучение покупательского спроса на потребительские товары, используя такие методы, как опросы (6,3%), учет и анализ продаж и товарных запасов (18,7%) и т. д. Большая же часть торговых работников (62,5%) не осуществляет вообще изучение покупательского спроса населения, объясняя это большими затратами, нехваткой времени, отсутствием квалифицированных специалистов. Вследствие данной сложившейся ситуации торговля не выполняет в должной мере одну из своих основных функций — выявление предпочтений потребителей, изучение покупательского спроса и формирование на этой основе заказов товаропроизводителям. Кроме того, торговля должна не только изучать, но и осуществлять формирование покупательского спроса на новые потребительские товары, появляющиеся на рынке.

1.5. Модели потребительского поведения на рынке

Изучение поведения потребителей на рынке можно начать со сравнения ассортиментного набора. Допустим, что такой набор включает несколько предметов потребления, которое потребитель покупает каждый месяц. Например, набор продуктов питания в сочетании с одеждой, топливом и какой-нибудь услугой. Мы можем описать предпочтения потребителей, сравнив для простоты наборы продовольствия и одежды.

Альтернативные ассортиментные наборы потребительских товаров
|Ассортиментные наборы|Количество видов |Количество видов |
|товаров |продуктов питания |одежды |
|A |15 |20 |
|B |10 |35 |
|C |20 |15 |
|D |5 |40 |

Предложенный вариант ассортиментного набора лишь количественно описывает потребительские предпочтения. Однако данный пример может стать основанием для предположений, которые остаются в силе для большинства людей практически во всех ситуациях.

Теория поведения потребителей предлагает три основных предположения предпочтений потребителей определенного набора благ и услуг по отношению к другому набору.

Первое предположение состоит в том, что предпочтения уже сформировались, а их стоимость значения не имеет. В данном случае потребители могут сравнить и классифицировать все наборы благ. Например, из двух наборов потребительских товаров и услуг А и В, потребитель предпочтет А вместо В, или наоборот, В вместо А. Возможен вариант одинаковой удовлетворенности тем и другим. Потребитель может предпочитать грудинку окорочкам, но купит все- таки окорочка, потому что они дешевле.

Вторым предположением является то, что потребительские предпочтения обладают свойством транзитивности. Это значит, что если вы предпочитаете А некоему набору В, а В некоему набору С, то вы предпочитаете А и этому набору С. Предпочтение автомобиля марки "мерседес" автомобилю марки
"вольво" означает также, что "мерседес" предпочтительнее "рено", если
"вольво" предпочтительнее последнего. Предположение о транзитивности гарантирует согласованность и рациональность предпочтений.

Третья модель потребительского поведения на рынке гласит, что все товары желательны и, пока не принимая во внимание цены, потребители всегда предпочитают большее количество любых товаров и услуг меньшему. Это предположение очень наглядно можно выразить графически. Разумеется, некоторые товары и услуги, потребление которых обществом осуждается
(например, наркотики, как и сомнительные услуги), исключаются из контекста потребительского выбора, так как большая часть потребителей не покупает такие "потребительские блага". Их потребление нежелательно и население будет их в основном избегать.

Эти три модели образуют основу теории модели потребительского поведения на рынке и они лишь описывают, а не объясняют потребительские предпочтения.

Поведение потребителя не вписывается в строго определенную и тем более формализованную шкалу предпочтений покупки одного товара другому. Можно лишь говорить об общих принципах, которыми руководствуются потребители, выбирая товары для покупки.

Одну из таких закономерностей установил еще в XIX в. прусский статистик
Эрнест Энгель, согласно которой по мере увеличения доходов потребителей структура потребления смещается в сторону дорогих товаров. При этом доля доходов, затрачиваемых на приобретение товаров первой необходимости, уменьшается, тогда как часть дохода, направляемая на предметы роскоши, товары не первой необходимости, увеличивается.

С одной стороны, уменьшение доли расходов высокодоходной части населения, затрачиваемых на товары повседневного спроса, необязательно означает, что эта категория граждан уменьшает потребление простейших товаров.

С другой стороны, смещение потребления богатых людей в область дорогих и ценных товаров может происходить и путем замещения более дешевых товаров и услуг, которые "вымываются" из зоны потребления. Интересно отметить, что изменение структуры потребления в соответствии с законом Энгеля наблюдается не только в связи с уже полученным, но даже в связи с ожидаемыми доходами.
Вместе с тем закон Энгеля не носит абсолютного характера, так как структура потребностей ряда людей слабо зависит или даже не зависит от величины доходов.

Потребительское поведение на рынке по отношению к определенным товарам можно также объяснить действием закона убывающей предельной полезности.

Раздел 2. Товарная биржа.

2.1. Конъюнктура рынка

Особую важность в условиях современного рынка приобретает необходимость знания его конъюнктуры - совокупности условий, сложившихся на рынке в определенный момент. Различают общехозяйственную конъюнктуру - положение в экономике отдельной страны или мирового хозяйства в целом - и конъюнктуру рынка . Последняя зависит от соотношения спроса и предложения на рынке ; товарных запасов; соотношения цен на конкурирующие товары ; ёмкости рынка ; коммерческих условий реализации продукции ; распределения доходов ; уровня экономического развития страны .
Факторы , влияющие на конъюнктуру рынка , можно классифицировать следующим образом :
. По продолжительности действия – на временные (сезонные , социальные, стихийные) и постоянные ;
. По характеру воздействия – на циклические (обновление основных фондов и продукции ) и нециклические (регулирование экономики , инфляция и др.).
На конкретных рынках отмеченные факторы действуют с неодинаковой интенсивностью , причем один и тот же фактор влияет по-разному на одном и том же рынке в разные моменты времени . Возникновение , силу и длительность воздействия временных факторов на конъюнктуру рынка трудно предсказать , что осложняет анализ, вносит некоторую вероятность в прогноз.
Конъюнктурное исследование состоит из текущего наблюдения , анализа рынка и прогноза конъюнктуры . Прогноз – это научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и об альтернативных вариантах и сроках их осуществления .
В современной экономической науке используется более 100 различных методов и приёмов прогнозирования, отличающихся по своему инструментарию, области применения и научной обоснованности . Наиболее часто используются три метода :
. Метод экстраполяции - состоит в анализе рынка за предшествующий период и установлении тенденций его развития в будущем , при этом используются относительные показатели , например темпы роста.
. Метод экспертных оценок - предполагает внесение в прогнозируемые тенденции определенных корректировок на основе изучения и сопоставления конъюнктурных факторов в настоящем и будущем .
. Метод математического моделирования - связан с установлением функциональной зависимости между отдельными конъюктурными показателями рынка, что выражается системой уравнений.
Емкость рынка - совокупный платежеспособный спрос покупателей . Изменяется в соответствии с развитием общественных потребностей

2.2. Биржевые товары и основные товарные биржи

Эффективное функционирование современного рынка находится в прямой зависимости от постоянно воспроизводимой рыночной среды. Важным его элементом является рыночная инфраструктура, представляющая собой систему предприятий и организаций, обеспечивающих движение товаров, услуг, денег, ценных бумаг, рабочей силы. К таким учреждениям принадлежат товарные и фондовые биржи.

В современной экономической литературе товарная биржа рассматривается, во-первых, как экономическая категория, отражающая составную часть рынка, спецификой которого является особая оптовая форма торговли товарами с определенными характеристиками: массовость, стандартности, взаимозаменяемость. Во-вторых, это хозяйственное объединение (общество) продавцов, покупателей и торговцев-посредников с целью создания условий для торговли, облегчения, ускорения и удешевление торговых соглашений и операций. Такие объединения организовываются для улучшения торговли, быстрого обеспечения товаропроизводителей необходимыми товарами, ускорения оборота капитала. Члены биржи выигрывают не от ее функционирования, а от своего участия в торгах. Члены товарной биржи, которыми могут быть как посреднические (брокерские, торговые и т.п.), производственные фирмы, так и банковские учреждения, инвестиционные компании, отдельные граждане, в соответствии с установленными биржевыми правилами заключают соглашения купли-продажи товаров по ценам, складывающимся непосредственно в ходе торговли в зависимости от соотношения спроса и их предложения. Это свидетельствует о том, что биржа представляет собой особый ценообразующий механизм. В свободном ценообразовании также заключается цель биржи.

Охарактеризовав различные стороны деятельности товарной биржи, можно дать ей следующее обобщающее определение. Товарная биржа - это ассоциация юридических и физических лиц, осуществляющая оптовые торговые операции на основе стандартов, образцов в специальном месте, где цены на товары определяются путем свободной конкуренции.

Биржа как сегмент общего рынка выполняет функции сбалансирования спроса и предложения путем открытой купли-продажи, упорядочения и унификации рынка товарных и сырьевых ресурсов, стимулирования развития рынка, экономического индикатора. В странах с развитой рыночной экономикой товарные биржи в основном функционируют как бесприбыльные ассоциации, освобожденные от уплаты корпоративного подоходного налога. Главными статьями их дохода являются: учредительские и паевые взносы и отчисления организаций, образующих биржу; доходы от предоставления услуг членам биржи и другим организациям; выручка от прочих поступлений.

Аналогичные цели стремятся ставить перед собой и отечественные учредители бирж. Так, в статье 1 Закона Украины “О товарной бирже” говориться, что товарная биржа не занимается коммерческим посредничеством и не имеет целью получение прибыли. Однако на практике биржи получают прибыли, источником которых являются отчисления из сумм комиссионного вознаграждения, поступающего от брокерских контор. Поступления от биржевых операций, определенные ст. 13 упомянутого Закона, являются одним из источников формирования имущества биржи. Как правило, отчисления в пользу бирж составляют 0.1 - 0.5% от суммы заключенных брокерами соглашений.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.