Посредническая предпринимательская деятельность
Посредническая предпринимательская деятельность
А. Пон
ятие посредника
Рынок, как известно,
представляет собой место встречи двух основных субъектов экономических
(хозяйственных) отношений. А раз это так, то на рынке должны присутствовать или
сами производитель и потребитель, или же их представители.
Лица (юридические или
физические), представляющие интересы производителя или потребителя (а часто и
действующие от их имени), но сами не являющиеся таковым
и,
называются посредниками.
Б. Функциональное назначение посредника
Предпринимательская активность в сфере посредничества
позволяет совместить в самые сжатые сроки экономические интересы производителя
и потребителя. Посредничество, с точки зрения производителя, повышает степень
эффективности работы последнего, поскольку дает возможность сосредоточить свою
активность только на самом производстве, передавая посреднику функции по
продвижению товара к потребителю. Кроме того, включение посредника в отношения
между производителем и потребителем существенно сокращает срок оборачиваемости
капитала, а значит, повышает прибыльность производства.
Для подтверждения последнего тезиса рассмотрим следующую схему
(рис. 2.3).
Рис. 2.3. Временная периодизация производства и продвижения
товара к потребителю
Пояснения к схеме:
Д
— подготовительный период.
Необходимая предпосылка производства — обладание денежным капиталом, который
используется для приобретения всего, что необходимо для начала производства.
Предположим, что такой период продолжается 3 месяца;
П...
— процесс производства. Он
продолжается в нашем случае, скажем, 6 месяцев;
Т
— процесс реализации. Продукт
нашей деятельности уже принял товарную форму, это уже товар, готовый к
потреблению. Но нам требуется, предположим, 3 месяца, чтобы довести товар до
потребителя. Время это мы тратим, чтобы капитал, совершив оборот, вернулся в
первоначальную, т. е.
денежную (с приростом,
естественно) форму.
Если бы мы смогли продать товар сразу после окончания процесса
производства, то мы сократили бы период обращения капитала на 3 месяца. В этом
случае, правда, мы реализуем товар по оптовой цене, а не по розничной, т. е.
теряем часть возможной прибыли. Могли бы, скажем, получить 90 денежных единиц,
а получаем только 81 (10%, т
. е. 9 денежных единиц,
— торговая или оптовая скидка посреднику). Однако, учитывая то, что период
обращения капитала в этих новых условиях составит не 12, а 9 месяцев, суммарная
прибыль также бу
дет
составлять не 90, а 108 денежных единиц.
Посредник и три вида
ценовых показателей
При рассмотренной схеме продвижения товара от производителя к
потребителю различают:
•оптовые цены производителя,
•
оптовые цены посредника,
•
розничные цены.
Каналы распределения
товаров
Использование посредника объясняется прежде всего высокой
эффективностью его деятельности, которой
самому прои
зводител
ю
товара подчас добиться невозможно или просто
-напросто
ему придется менять профиль, т. е. становиться
посредником.
Благодаря включению посредника в
цепочку взаим
оотношений производитель-потребитель
обеспечивается широкая доступность товара для всех (или почти всех) потребит
елей. Другая сторона этой проблемы сводится к
способности посредника эффективно довести товар производителя до целевых
рынков. Посредник обычно предлагает производителю значительно больше того, что
сам производитель в состоянии осуществить. С точки зрения потребителя,
посредничество поз
воляет полнее и значительно
быстрее удовлетворить существующие
у него
потребности за счет образования более эффективного канала распределения.
Канал распределения — это
путь, по которому товары движутся к потребителю (покупате
лю) от производителя. Каналы распределения устраняют
достаточно длительные разрывы или во времени, или между местом производства и
местом потребления, а также между правами собственности на товары и правами на
пользование ими. Каналы распределения, как оказывается, будут наиболее
эффективными, когда они базируются не на прямых связях, а на основе включения
посредника.
Прямые связи — договорные отношения, устанавливающиеся между
производителем товара (или услуги) и его непосредственным потребителем.
Предположим, имеются три производителя разных товаров и три
потребителя каждого из этих товаров. Канал распределения, базирующийся на таких
прямых связях, будет включать в себя 9 контактных линий (рис. 2.4).
Рис. 2.4. Схема контактн
ых линий
"производители-потребители" (без включения посредника)
Включение же посредника сокращает число таких контактных
линий, составляющих канал распределения, до шести (рис. 2.5).
В. Агентирование
Предпринимательская деятельность в посредничестве
осуществляется всегда в какой-то конкретной форме. Самой распространенной
формой посредничества является а гентирование,
т.е.
такой тип отношен
ий, в которых агент вы
ступает посредником между производителем и
потребителем.
Рис. 2.5. Схема контактных линий
"производители-потребители" (с включением посредника)
Агент — лицо, действующее от имени и в интересах производителя
товара или потребителя. Лицо, в интересах и от имени которого действует агент,
называется принципалом. Принципалом может быть как собственник товара,
поручающий агенту продать его, так и потребитель товара, поручающий агенту
купить этот требуемый товар.
Таким образом, посредничество с участием агента включает
взаимоотношения уже не двух, а трех субъектов (рис. 2.6).
Рис. 2.6. Схема отношений производителя и потребителя с
участием агента
Типы агентов
Различают несколько типов агентов:
1) агенты производителей;
2) полномочные агенты по сбыту;
3) агенты по закупкам.
Агенты производителей (представители производителей) —
представляют интересы двух или нескольких производителей дополняющих друг друга
товаров.
Полномочные агенты по сбыту получают право на сбыт всей
продукции и представляют собой как бы отдел сбыта, но не входят в структуру
фирмы-производителя, а взаимодействуют с ней на договорных условиях.
Агенты по закупкам
чаще всего
занимаются подбором нужного товарного ассортимента (например, для мелких
розничных торговцев).
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта
http://www.studentu.ru
|