Меню
Поиск



рефераты скачать Политика реформ экономическая безопасность России

p> Таблица. Показатели экономической безопасности
| |Пороговы|Фактическо|
| |е |е |
| |значения|состояние |
|Снижение объема ВВП |25% |50% |
|Доля инвестиций в ВВП |25% |16% |
|Доля импорта в потреблении населения |30% |53% |
|Объем иностранной валюты в наличной форме к |25% |100% |
|объему нал. руб. | | |
|Доля людей с доходом, ниже прожиточного минимума |7% |20% |
|Разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и |8 раз |13 раз |
|низко-доходных групп | | |


В результате кризиса перед Россией возникла реальная угроза потери экономической независимости. Советская экономика была полуизолирована от внешних воздействий, в руководстве страны господствовали автаркические представления, незыблемым устоем социализма признавалась монополия внешней торговли. В конечном счете это стало одной из главных причин стагнации, отставания от мирового научно-технического прогресса. В середине 80-х годов началась перестройка внешнеэкономической деятельности с целью органичной интеграции в мировое хозяйство. Однако неконтролируемая приватизация внешних экономических связей, последовавшая за распадом СССР, придала этому процессу крайне противоречивый характер.
Объем внешней торговли, особенно импорта, резко сократившийся в 1992 г., затем стал увеличиваться. Хотя он не достиг докризисного уровня, его удельный вес в конечном продукте из-за уменьшения последнего и изменения структуры заметно поднялся. Экспорт составляет не менее 20% ВВП и около 40% его товарной части. За счет импорта покрывается половина потребностей внутреннего рынка в продовольственных и промышленных товарах для населения, современной бытовой технике.
При сокращении внутреннего производства и потребления, а также поставок в страны СНГ, поток топлива и сырья устремился на Запад. В 1995 г. на экспорт ушло 40% добытой нефти, а с учетом продуктов ее переработки продажа на мировом рынке поглотила 55% добычи жидкого топлива. За рубеж перекачено 32% газа, вывезено 63% проката черных металлов, 70% рафинированной меди, большая часть алюминия, 80% никеля, 50% каучука, 40% аммиака, 80% минеральных удобрений, значительная часть древесины и лесоматериалов. В
1996 г. эта доля еще больше возросла. На топливо, сырье, продукты их переработки приходится более 80% экспорта в зарубежные страны (без СНГ).
Деградирует такой жизненно важный сектор экономики страны, как сельское хозяйство, с которым так или иначе связана жизнь и деятельность 40 млн. человек. Его продукция уменьшилась более чем на одну треть.
Состояние экономической безопасности страны находит итоговое выражение в показателях социального здоровья нации. По всем его составляющим (уровень жизни населения, дифференциация доходов, степень удовлетворения социально- культурных потребностей, соблюдение прав и свобод личности, состояние преступности, динамика рождаемости, смертности и прироста населения, продолжительность жизни) достигнуты или превышены предельно допустимые величины.
Заметно ухудшилось питание основных слоев населения. Сократилось потребление мяса, молока, рыбы, сахара, возросло потребление хлеба и картофеля. В структуре расходов домашних хозяйств доля затрат на покупку продуктов питания существенно увеличилась, а на приобретение непродовольственных товаров - упала. Выросла оплата услуг.
Таблица 3. Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах (в среднем на члена домохозяйства в год, килограммов)
|1. Продукция государственных предприятий к |13,2* |47,7 |
|ВВП | | |
|2. Государственное потребление к ВВП |17,5 |18,7 |
|3. Государственные расходы к ВВП |24,7 |51,3 |
|4. Дефицит бюджета к ВВП |4,1 |15,9 |
|5. Прирост государственного долга к ВВП |0,4 |35,7 |
|6. Темпы прироста денежной массы за вычетом |41,9 |206,0 |
|реального ВВП | | |
|7. Темпы инфляции |41,3 |296,1 |
|8. Темпы снижения валютного курса |36,8 |345,0 |
|9. Налоги на внешнюю торговлю к |3,7 |6,9 |
|внешнеторговому обороту | | |
|љљљ Темпы прироста ВВП на душу|1,1 |-8,0 |
|населения | | |


Источник: расчеты ИЭА по данным МВФ, Всемирного банка
[pic]
Преодоление экономического кризиса возможно лишь на путях последовательной либерализации экономической жизни. "Рецепт лечения" российской экономики хорошо известен. Это снижение бремени государства путем:

. радикального сокращения государственных расходов;

. обеспечения бездефицитного бюджета, достижения его профицита;

. отказа от новых заимствований как внутренних, так и внешних;

. прекращения наращивания государственного долга, перехода к выплате его основной части;

. завершения приватизации остающихся государственных предприятий;

. приватизации государственных обязательств;

. проведения жесткой денежной политики;

. безусловного обеспечения стабильности национальной валюты;

. снижения до полной ликвидации импортных таможенных пошлин;

. масштабного дерегулирования экономической деятельности.
Благодаря последовательному проведению именно такой политики многие небогатые и слаборазвитые страны становились "рекордсменами" экономического роста и добивались феноменальных результатов в повышении жизненного уровня своих сограждан. Если такая политика будет проводиться в России, кажется, ничто не сможет помешать появлению со временем и российского
"экономического чуда".

Приложение

Указ Президента Российской Федерации

от 29.04.96 г. № 608

"О Государственной стратегии экономической безопасности Российской

Федерации (Основных положениях)"

Цитата (из Государственной стратегии):

I. Цель и объекты Государственной стратегии экономической безопасности

Российской Федерации

Государственная стратегия является составной частью национальной безопасности Российской Федерации в целом и ориентирована на реализацию осуществляемых в Российской Федерации экономических преобразований в ближайшие три-пять лет.
Государственная стратегия развивает и конкретизует соответствующие положения разрабатываемой концепции национальной безопасности Российской
Федерации с учетом национальных интересов в области экономики.
Цель Государственной стратегии - обеспечение такого развития экономики, при котором создавались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.
Реализация Государственной стратегии должна создать необходимые условия для достижения общих целей национальной безопасности. В частности, обеспечить:
. защиту гражданских прав населения, повышение уровня и качества его жизни, гарантирующих социальный мир в стране и спокойствие в обществе;
. эффективное решение внутренних политических, экономических и социальных задач, исходя из национальных интересов;
. активное влияние на процессы в мире, затрагивающие национальные интересы России.
Внешнеэкономическая направленность Государственной стратегии заключается в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, устойчивости развития страны в условиях ее равноправной интеграции в мирохозяйственные связи, недопущении критической засисимости России от зарубежных стран или их сообществ в жизненно важных вопросах экономического сотрудничества.
Несмотря на сложность переживаемого переходного периода, Россия имеет широкие возможности для обеспечения своей экономической безопасности, сохранения политического и военного статуса великой державы. Страна располагает квалифицированными кадрами ученых, инженеров, рабочих, подавляющим большинством видов минерально-сырьевых ресурсов, созданный производственный потенциал способен обеспечить потребности ее дальнейшего развития.
Объектами экономической безопасности Российской Федерации являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.

Государственная стратегия включает:

1. Характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности Российской Федерации как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства; определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную перспективу.

2. Определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации.

3. Формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

Реализация Государственной стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей - макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экологических, технологических и других.

II. Угрозы экономической безопасности Российской Федерации


Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской
Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются:

1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия.

2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как:
. усиление топливно-сырьевой направленности экономики;
. отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;
. низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;
. свертывание производства в жизненнно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;
. снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;
. завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;
. приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка;
. рост внешнего лолга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов.

4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности .

III. Критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности Российской Федерации

Состояние экономики, отвечающее требованиям экономической безопасности
Российской Федерации, должно характеризоваться определенными качественными критериями и праметрами (пороговыми значениями), обеспечивающими приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, военно-политическую стабильность общества, целосность государства, возможность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз. Для определения критериев и параметров, отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации, необходимо учитывать:
1. Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства.
2. Приемлемый уровень жизни населения и возможность его сохранения.
3. Устойчивость финансовой системы .
4. Рациональную структуру внешней торговли .
5. Поддержание научного потенциала страны и сохранение ведущих отечественных научных школ.
6. Сохранение единого экономического пространства и широких межрегиональных экономических отношений .
7. Создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности .
8. Определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях.

IV. Меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности

Меры и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые на федеральном и региональных уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности
Российской Федерации.

1. Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности

Российской Федерации
Важнейшими элементами механизма обеспечения экономической безопасности
Российской Федерации являются мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности.
Мониторинг как оперативная информационно-аналитическая система наблюдений за динамикой показателей безопасности экономики имеет большое значение для переходного состояния экономики при наличии серьезных межотраслевых пропорций и острой недостаточности ресурсов (прежде всего финансовых).

2. Разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности Российской Федерации
Для реализации Государственной стратегии должны быть разработаны количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, характеризующие:
. динамику и структуру валового внутреннего продукта, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и тому подобное;
. состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны;
. способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам ;
. состояние финансово-бюджетной и кредитной систем;
. качество жизни населения .

3. Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности

Российской Федерации осуществляется по следующим основным направлениям:
9. Выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности.
10. Организация работы в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности Российской

Федерации.
11. Экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации (конец цитаты).

Литература

1. Материалы Госкомитета РФ по статистике

2. Материалы Центра макроэкономического анализа и прогнозирования ИНП РАН

3. Гусаков Н.П., Зотова Н.А. Национальные интересы и внешнеэкономическая безопасность России. М.: Евразийский регион. 1998.

4. Путь в ХХI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики. М.:Экономика. 1999.

5. Скопин А. Региональная политика и экономическая безопасность России.

// Вопросы экономики. 1995 №1. С.119-126.

6. Экономическая безопасность: производство, финансы, банки. Под. ред.

Сенчагова В.К. М.: “Финстатинформ”, 1998

-----------------------
[1] В действительности никакой «шоковой терапии» правительство не применяло. «Шок» произошел оттого, что к российской действительности была попытка применения широко известной теоретической доктрины Laissez-Faire
(франц. = «разрешается делать»). Это - доктрина, требующая минимизировать вмешательство правительства в экономику и бизнес. Адам Смит в своей работе
«Богатство народов» (1776 год) описывал Laissez-Faire как «невидимую руку», которая принесет всем максимальное благополучие, если предприниматели будут добиваться прибыли так, как им хочется. Считается, что развитие промышленности Англии в начале 19 века и промышленный рост в Америке в конце 19 века произошли в условиях капиталистического Laissez-Faire. Период
Laissez-Faire завершился в начале 20 века, когда активная демонополизация и регулирование правительством условий предпринимательства и экономики стали нормой. В данной работе следование этой доктрине чаще всего называется
«саморазвивающимся процессом» либо «вульгарным либерализмом».
[2] Между такими авторитетами как Я.Корнаи, Л.Тейлор, М.Эллман и др. по этому поводу сегодня уже наблюдается практически полное единодушие. Не следует, однако, забывать о том, что и в нашей стране не все были готовы согласиться с такого типа либералистским подходом даже в самом его начале.



Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.