p> Таблица. Показатели экономической безопасности
| |Пороговы|Фактическо|
| |е |е |
| |значения|состояние |
|Снижение объема ВВП |25% |50% |
|Доля инвестиций в ВВП |25% |16% |
|Доля импорта в потреблении населения |30% |53% |
|Объем иностранной валюты в наличной форме к |25% |100% |
|объему нал. руб. | | |
|Доля людей с доходом, ниже прожиточного минимума |7% |20% |
|Разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и |8 раз |13 раз |
|низко-доходных групп | | |
В результате кризиса перед Россией возникла реальная угроза потери
экономической независимости. Советская экономика была полуизолирована от
внешних воздействий, в руководстве страны господствовали автаркические
представления, незыблемым устоем социализма признавалась монополия внешней
торговли. В конечном счете это стало одной из главных причин стагнации,
отставания от мирового научно-технического прогресса. В середине 80-х годов
началась перестройка внешнеэкономической деятельности с целью органичной
интеграции в мировое хозяйство. Однако неконтролируемая приватизация
внешних экономических связей, последовавшая за распадом СССР, придала этому
процессу крайне противоречивый характер.
Объем внешней торговли, особенно импорта, резко сократившийся в 1992 г.,
затем стал увеличиваться. Хотя он не достиг докризисного уровня, его
удельный вес в конечном продукте из-за уменьшения последнего и изменения
структуры заметно поднялся. Экспорт составляет не менее 20% ВВП и около 40%
его товарной части. За счет импорта покрывается половина потребностей
внутреннего рынка в продовольственных и промышленных товарах для населения,
современной бытовой технике.
При сокращении внутреннего производства и потребления, а также поставок в
страны СНГ, поток топлива и сырья устремился на Запад. В 1995 г. на экспорт
ушло 40% добытой нефти, а с учетом продуктов ее переработки продажа на
мировом рынке поглотила 55% добычи жидкого топлива. За рубеж перекачено 32%
газа, вывезено 63% проката черных металлов, 70% рафинированной меди,
большая часть алюминия, 80% никеля, 50% каучука, 40% аммиака, 80%
минеральных удобрений, значительная часть древесины и лесоматериалов. В
1996 г. эта доля еще больше возросла. На топливо, сырье, продукты их
переработки приходится более 80% экспорта в зарубежные страны (без СНГ).
Деградирует такой жизненно важный сектор экономики страны, как сельское
хозяйство, с которым так или иначе связана жизнь и деятельность 40 млн.
человек. Его продукция уменьшилась более чем на одну треть.
Состояние экономической безопасности страны находит итоговое выражение в
показателях социального здоровья нации. По всем его составляющим (уровень
жизни населения, дифференциация доходов, степень удовлетворения социально-
культурных потребностей, соблюдение прав и свобод личности, состояние
преступности, динамика рождаемости, смертности и прироста населения,
продолжительность жизни) достигнуты или превышены предельно допустимые
величины.
Заметно ухудшилось питание основных слоев населения. Сократилось
потребление мяса, молока, рыбы, сахара, возросло потребление хлеба и
картофеля. В структуре расходов домашних хозяйств доля затрат на покупку
продуктов питания существенно увеличилась, а на приобретение
непродовольственных товаров - упала. Выросла оплата услуг.
Таблица 3. Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах (в среднем
на члена домохозяйства в год, килограммов)
|1. Продукция государственных предприятий к |13,2* |47,7 |
|ВВП | | |
|2. Государственное потребление к ВВП |17,5 |18,7 |
|3. Государственные расходы к ВВП |24,7 |51,3 |
|4. Дефицит бюджета к ВВП |4,1 |15,9 |
|5. Прирост государственного долга к ВВП |0,4 |35,7 |
|6. Темпы прироста денежной массы за вычетом |41,9 |206,0 |
|реального ВВП | | |
|7. Темпы инфляции |41,3 |296,1 |
|8. Темпы снижения валютного курса |36,8 |345,0 |
|9. Налоги на внешнюю торговлю к |3,7 |6,9 |
|внешнеторговому обороту | | |
|љљљ Темпы прироста ВВП на душу|1,1 |-8,0 |
|населения | | |
Источник: расчеты ИЭА по данным МВФ, Всемирного банка
[pic]
Преодоление экономического кризиса возможно лишь на путях последовательной
либерализации экономической жизни. "Рецепт лечения" российской экономики
хорошо известен. Это снижение бремени государства путем:
. радикального сокращения государственных расходов; . обеспечения бездефицитного бюджета, достижения его профицита; . отказа от новых заимствований как внутренних, так и внешних; . прекращения наращивания государственного долга, перехода к выплате его основной части; . завершения приватизации остающихся государственных предприятий; . приватизации государственных обязательств; . проведения жесткой денежной политики; . безусловного обеспечения стабильности национальной валюты; . снижения до полной ликвидации импортных таможенных пошлин; . масштабного дерегулирования экономической деятельности.
Благодаря последовательному проведению именно такой политики многие
небогатые и слаборазвитые страны становились "рекордсменами" экономического
роста и добивались феноменальных результатов в повышении жизненного уровня
своих сограждан. Если такая политика будет проводиться в России, кажется,
ничто не сможет помешать появлению со временем и российского
"экономического чуда". Приложение Указ Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. № 608 "О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)" Цитата (из Государственной стратегии): I. Цель и объекты Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации Государственная стратегия является составной частью национальной
безопасности Российской Федерации в целом и ориентирована на реализацию
осуществляемых в Российской Федерации экономических преобразований в
ближайшие три-пять лет.
Государственная стратегия развивает и конкретизует соответствующие
положения разрабатываемой концепции национальной безопасности Российской
Федерации с учетом национальных интересов в области экономики.
Цель Государственной стратегии - обеспечение такого развития экономики, при
котором создавались бы приемлемые условия для жизни и развития личности,
социально-экономической и военно-политической стабильности общества и
сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию
внутренних и внешних угроз.
Реализация Государственной стратегии должна создать необходимые условия для
достижения общих целей национальной безопасности. В частности, обеспечить: . защиту гражданских прав населения, повышение уровня и качества его жизни, гарантирующих социальный мир в стране и спокойствие в обществе; . эффективное решение внутренних политических, экономических и социальных задач, исходя из национальных интересов; . активное влияние на процессы в мире, затрагивающие национальные интересы России.
Внешнеэкономическая направленность Государственной стратегии заключается в
эффективной реализации преимуществ международного разделения труда,
устойчивости развития страны в условиях ее равноправной интеграции в
мирохозяйственные связи, недопущении критической засисимости России от
зарубежных стран или их сообществ в жизненно важных вопросах экономического
сотрудничества.
Несмотря на сложность переживаемого переходного периода, Россия имеет
широкие возможности для обеспечения своей экономической безопасности,
сохранения политического и военного статуса великой державы. Страна
располагает квалифицированными кадрами ученых, инженеров, рабочих,
подавляющим большинством видов минерально-сырьевых ресурсов, созданный
производственный потенциал способен обеспечить потребности ее дальнейшего
развития.
Объектами экономической безопасности Российской Федерации являются
личность, общество, государство и основные элементы экономической системы,
включая систему институциональных отношений при государственном
регулировании экономической деятельности. Государственная стратегия включает: 1. Характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности Российской Федерации как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства; определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную перспективу. 2. Определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации. 3. Формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики. Реализация Государственной стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей - макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экологических, технологических и других. II. Угрозы экономической безопасности Российской Федерации
Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской
Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность
федеральных органов государственной власти, являются: 1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. 2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как: . усиление топливно-сырьевой направленности экономики; . отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; . низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий; . свертывание производства в жизненнно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении; . снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России; . завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления; . приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка; . рост внешнего лолга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение. 3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов. 4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности . III. Критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности Российской Федерации Состояние экономики, отвечающее требованиям экономической безопасности
Российской Федерации, должно характеризоваться определенными качественными
критериями и праметрами (пороговыми значениями), обеспечивающими приемлемые
для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость
социально-экономической ситуации, военно-политическую стабильность
общества, целосность государства, возможность противостоять влиянию
внутренних и внешних угроз. Для определения критериев и параметров,
отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации,
необходимо учитывать: 1. Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства. 2. Приемлемый уровень жизни населения и возможность его сохранения. 3. Устойчивость финансовой системы . 4. Рациональную структуру внешней торговли . 5. Поддержание научного потенциала страны и сохранение ведущих отечественных научных школ. 6. Сохранение единого экономического пространства и широких межрегиональных экономических отношений . 7. Создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности . 8. Определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях. IV. Меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности Меры и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые на
федеральном и региональных уровнях, должны быть направлены на
предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности
Российской Федерации. 1. Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации
Важнейшими элементами механизма обеспечения экономической безопасности
Российской Федерации являются мониторинг и прогнозирование факторов,
определяющих угрозы экономической безопасности.
Мониторинг как оперативная информационно-аналитическая система наблюдений
за динамикой показателей безопасности экономики имеет большое значение для
переходного состояния экономики при наличии серьезных межотраслевых
пропорций и острой недостаточности ресурсов (прежде всего финансовых). 2. Разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности Российской Федерации
Для реализации Государственной стратегии должны быть разработаны
количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния
экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической
безопасности страны, характеризующие: . динамику и структуру валового внутреннего продукта, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и тому подобное; . состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны; . способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам ; . состояние финансово-бюджетной и кредитной систем; . качество жизни населения . 3. Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации осуществляется по следующим основным направлениям: 9. Выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности.
10. Организация работы в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации.
11. Экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации (конец цитаты). Литература 1. Материалы Госкомитета РФ по статистике 2. Материалы Центра макроэкономического анализа и прогнозирования ИНП РАН 3. Гусаков Н.П., Зотова Н.А. Национальные интересы и внешнеэкономическая безопасность России. М.: Евразийский регион. 1998. 4. Путь в ХХI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики. М.:Экономика. 1999. 5. Скопин А. Региональная политика и экономическая безопасность России. // Вопросы экономики. 1995 №1. С.119-126. 6. Экономическая безопасность: производство, финансы, банки. Под. ред. Сенчагова В.К. М.: “Финстатинформ”, 1998 -----------------------
[1] В действительности никакой «шоковой терапии» правительство не
применяло. «Шок» произошел оттого, что к российской действительности была
попытка применения широко известной теоретической доктрины Laissez-Faire
(франц. = «разрешается делать»). Это - доктрина, требующая минимизировать
вмешательство правительства в экономику и бизнес. Адам Смит в своей работе
«Богатство народов» (1776 год) описывал Laissez-Faire как «невидимую руку»,
которая принесет всем максимальное благополучие, если предприниматели будут
добиваться прибыли так, как им хочется. Считается, что развитие
промышленности Англии в начале 19 века и промышленный рост в Америке в
конце 19 века произошли в условиях капиталистического Laissez-Faire. Период
Laissez-Faire завершился в начале 20 века, когда активная демонополизация и
регулирование правительством условий предпринимательства и экономики стали
нормой. В данной работе следование этой доктрине чаще всего называется
«саморазвивающимся процессом» либо «вульгарным либерализмом».
[2] Между такими авторитетами как Я.Корнаи, Л.Тейлор, М.Эллман и др. по этому поводу сегодня уже наблюдается практически полное единодушие. Не следует, однако, забывать о том, что и в нашей стране не все были готовы согласиться с такого типа либералистским подходом даже в самом его начале.
Страницы: 1, 2, 3
|