Меню
Поиск



рефераты скачать Политика реформ и экономическая безопасность России

p> По достигнутым результатам особенно выделяется 2000 г., когда прирост
ВВП составил 7,7%, продукции и услуг пяти базовых отраслей – 8, промышленной продукции – 9%. Рост охватил (хотя и в разной степени) почти все отрасли промышленности.

Розничная торговля увеличилась на 8,9%, внешнеторговый оборот повысился на 29,7%, реальные располагаемые денежные доходы населения возросли на 9,1%, а реальная начисленная заработная плата поднялась на
22,5%. Соотношение двух последних показателей дает основание предполагать, что часть заработной платы начинает выходить из “тени” в сферу легальной экономики. Положительное сальдо внешнеторгового баланса (69,1 млрд долл.) почти на 2/3 превысило неплохой результат предыдущего года. Валютные резервы выросли с 11,2 млрд. долл. в августе 1999 г. до 29 млрд в начале февраля 2001 г., превзойдя достигавшийся до этого максимум.

Постепенно снижается банковский процент. С конца 2000 г. ставка рефинансирования Центрального банка упала до 25%. Ставки же по кредитам вопреки всем предшествующим тенденциям и правилам составили еще меньшую величину – 23% в июне 2000 г. Реальные же ставки по депозитам являются отрицательными, что приводит к обесценению накоплений.

Таким образом, впервые за время реформ наблюдаются многие положительные явления в состоянии экономики и ее динамике.

Появившиеся позитивные тенденции не дают, однако, оснований для успокоенности.

Во-первых, заметный рост после масштабного спада, особенно при наличии значительных незагруженных мощностей, - естественное явление.

Во-вторых, появляются признаки того, что импульс, вызванный девальвацией рубля, практически исчерпан и рост существенно замедляется, если не сходит на нет.

В-третьих, ненадежность достигнутых результатов определяется тем, что развитие российской экономики продолжает находиться под огромным влиянием внешних факторов, слабо зависящих от усилий предпринимателей и государства.
Речь идет о мировых ценах на нефть и другие виды топлива и сырья, составляющие основу российского экспорта, и большом внешнем долге.

Таким образом, и постепенное исчерпание текущих возможностей экономического роста, и острота внешних опасностей свидетельствуют, что страна снова находится перед дилеммой: жить под угрозой оказаться на длительное время в состоянии застоя или принять энергичные меры по созданию условий для достаточно высокого и устойчивого роста, без которого невозможно рассчитывать на какое-либо приемлемое решение острейших социальных проблем.

Главное – избавляться в принципе от угрожающей внешней зависимости.
Способ один - повышение конкурентоспособности российской продукции, особенно в сфере переработки. Следовательно, на первый план выходит не просто экономический рост, а его качество.

Повышение конкурентоспособности требует обновления производства. Для этого нужна глубокая и комплексная реструктуризация – банковской системы, бюджетной сферы, естественных монополий, отраслей, предприятий. Последняя составляет основу всего процесса повышения качества производства.

Затем встает более сложная задача – дальнейшее сокращение фактических государственных расходов как условие ослабления налогового бремени и улучшения инвестиционного климата на перспективу. Снижение уровня налогообложения неизбежно пройдет несколько стадий. Первым шагом явилась принятая Государственной думой вторая часть Налогового кодекса, позволяющая провести в жизнь радикальную налоговую реформу.

При всех обстоятельствах возможности одноразового прямого снижения налогов ограничены. В ходе нынешней налоговой реформы намечается сократить налоговое бремя на 2% по отношению к ВВП. Это много для бюджета и мало для производителей. Поэтому дальнейшее уменьшение налоговой нагрузки на производство будет зависеть от сокращения самих государственных расходов.
Поскольку возможности непосредственного урезания отдельных расходов давно исчерпаны, их снижение может быть обеспечено только на основе глубокого реформирования всей бюджетной сферы, учитывая, что отдельные виды расходов придется не только сокращать, но и увеличивать.

Реструктуризация бюджетной сферы требует проведения серии крупномасштабных реформ. К их числу относится пенсионная реформа, призванная сочетать нынешние пенсионные выплаты с накопительной системой, когда часть зарплаты занятых накапливается за время их работы на специальных счетах и используется после выхода на пенсию на увеличение пенсионных выплат. При этом будет ограничиваться необходимость наращивания в будущем бюджетных средств, направляемых в нынешнюю распределительную пенсионную систему. Учитывая перспективу старения населения, не удастся, видимо, избежать и поэтапного повышения пенсионного возраста до принятых в мире рубежей.

Важная роль отводится жилищно-коммунальной реформе, направленной на сокращение бюджетных дотаций жилищно-коммунальному хозяйству и устранение социальной несправедливости в этой области.

Реформа предполагает постепенное, но последовательное увеличение доли населения (за счет в первую очередь состоятельных слоев) в покрытии расходов жилищно-коммунального хозяйства при снижении самих этих расходов благодаря демонополизации предоставления услуг и переходу от дотирования жилищно-коммунальных предприятий к дотированию потребителей их услуг.

Реформа образования, нацеленная на повышение уровня образованности и раскрытие способностей граждан, будет сопровождаться усилением роли инвестиций в эту сферу (включая повышение заработной платы преподавателей, формирование современной информационной базы и передовых учебных технологий, проведение структурных реформ системы образования, в том числе развитие начального профессионального образования). Начнет стираться разница между государственными и частными учебными заведениями, поскольку госзаказ и государственные средства предполагается распределять на конкурсных началах. Предусматривается также система мер по привлечению в учебные заведения внебюджетных средств.

В области здравоохранения намечается обеспечить всеобщую доступность базовой программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи при повышении качества медицинских услуг. Это потребует в перспективе некоторого увеличения государственных расходов на здравоохранение в реальном выражении. Экономия будет достигаться, в частности, путем рационального уменьшения плановой госпитализации и увеличения врачебной помощи в дневных стационарах и стационарах на дому. Пациенты получат право выбора врачей и лечебных учреждений в условиях конкуренции страховых компаний, обеспечивающих обязательное и добровольное медицинское страхование.

Экономии бюджетных средств смогут также способствовать в перспективе военная реформа, предусматривающая сокращение контингента войск и снижение общих расходов на оборону при повышении обороноспособности страны благодаря лучшему техническому оснащению и высокой обученности соединений, переводимых на профессиональную основу; аграрная реформа, призванная наряду с решением проблемы частной собственности на землю обеспечить нормальное кредитование сельскохозяйственного производства вместо крайне неэффективного дотирования из бюджета; завершение реструктуризации угольной промышленности, показавшей способность в конечном счете сводить на нет зависимость от бюджета, а также других производств, получающих дотации.

Важная роль принадлежит также реформе в сфере государственного управления, которая должна сочетать сокращение раздутого госаппарата с повышением уровня его квалификации и эффективности, а также с
“выкорчевыванием” коррупции, которая все больше становится тормозом и инвестиционного процесса, и развития страны в целом.

Система реформ бюджетной сферы относится к числу наиболее масштабных и сложных этапов реформирования. Она требует, с одной стороны, последовательности, а с другой – взвешенности и высокой организации, поскольку затрагивает интересы практически всего населения.

Даже беглое рассмотрение современных экономических проблем показывает, что для использования шанса перехода от длительного спада к интенсивному росту на новом качественном уровне предстоит пройти сложный этап масштабных реформ. Расчеты экспертов свидетельствуют, что при всех ограничениях существует реальная возможность выйти в ближайшее 10-летие на среднегодовые темпы в 5-6% и достичь к 2010 г. общего увеличения ВВП на 70-80%. На такой основе можно начать сокращение резко усилившегося отставания от развитых стран.

Резкое падение уровня доходов и жизни населения представляет угрозу государственности России. Всему этому виной - состояние экономики. Как его оценить, как принимать решения по выводу её из затянувшегося кризиса?
Проблема экономической безопасности в зарубежной литературе рассматривается по-видимому достаточно давно так как начало этому положил ещё Ф.Рузвельт в
1934 году началом использования термина экономическая безопасность.

В начале 1995 года на заседании межведомственной комиссии Совета
Безопасности были обсуждены и приняты основные положения государственной стратегии (позже они были утверждены Президентом). В апреле и июле 1996 года дважды проходили парламентские слушания в Совете Безопасности, посвященные проблемам экономической безопасности.

Во время реформ и переходных явлений любой непрогнозируемый шаг или внешнее воздействие могут стать причиной тяжелых последствий, поэтому становится ясным необходимость дальнейшей разработки проблем экономической безопасности.

2. Экономическая безопасность России


2.1. Общее понятие

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

Разумеется, экономическая безопасность органически включена в систему государственной безопасности, вместе с такими её слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Здесь все взаимосвязанно, и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Но, рассматривая те или иные стороны безопасности, нельзя обойти их экономические аспекты.

Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.

Сама экономическая безопасность имеет сложную внутреннюю структуру, в которой можно выделить три её важнейших элемента:
1. Экономическая независимость не носит абсолютного характера потому, что международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля за национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает её конкурентноспособность и позволяет на равных учавствовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями.
2. Стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех её формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения и т. д.).
3. Способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном, динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.[4]

Таким образом, экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимости национальной экономики, её стабильности и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию. Глубочайший кризис охвативший российское общество, существенно осложняет решение задач, связанных с отражением угроз экономической безопасности.

Для лучшего понимания сущности экономической безопасности важно уяснить её связь с понятиями “развитие” и “устойчивость”. Развитие - один из компонентов экономической безопасности. Ведь если экономика не развивается, то резко сокращаются возможности её выживания, а также сопротивляемость и приспособляемость к внутренним и внешним угрозам.
Устойчивость и безопасность - важнейшие характеристики экономики как единой системы. Их не стоит противопоставлять, из них каждая по-своему характеризует состояние экономики. Устойчивость экономики характеризует прочность и надежность её элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние
“нагрузки”. Безопасность - это состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности к самовыживанию в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и труднопрогнозируемых факторов.[5]

Чем более устойчивы экономическая система (например, межотраслевая структура), соотношение производственного и финансово-банковского капитала и т. д., тем жизнеспособнее экономика, а значит и оценка её безопасности будет достаточно высокой. Нарушение пропорций и связей между разными компонентами системы ведет к дестабилизации и является сигналом перехода экономики от безопасного состояния к опасному.

Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев и показателей. Критерий экономической безопасности - это оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критериальная оценка безопасности включает в себя оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимуму; конкурентноспособности экономики; целостности территории и экономического пространства; суверенитета, независимости и возможности противостояния внешним угрозам, социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов.

Система показателей-индикаторов, получивших количественное выражение, позволяет заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности и предпринимать меры по её предупреждению.

Для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые значения - это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. В качестве примера (по отношению к внутренним угрозам) можно назвать уровень безработицы, разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченными группами населения, темпы инфляции. Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально - экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых, значений - о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономической безопасности. С точки зрения внешних угроз в качестве индикаторов могут выступать предельно допустимый уровень государственного долга, сохранение или утрата позиций на мировом рынке, зависимость национальной экономики и её важнейших секторов (включая оборонную промышленность) от импорта зарубежной техники, комплектующих изделий или сырья.

Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим. Например, снижение темпа инфляции до предельного уровня не должно приводить к повышению уровня безработицы сверх допустимого предела, или снижение дифицита бюджета до порогового значения - к полному замораживанию капиталовложений и падению производства и т. д.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.