Банковская система России: кризис и перспективы развития
Банковская
система России: кризис и перспективы развития
Интенсивное
развитие банковской системы России, происходившее в последнее десятилетие,
определялось процессом трансформации плановой экономики в рыночную. За
сравнительно короткое время была создана двухуровневая банковская система. На
первом этапе, в 1988-1993 гг., активное развитие банковской системы
определялось дефицитом банковских услуг, распределением централизованных
кредитов, а также высокой инфляцией одновременно с низкой стоимостью
привлекаемых средств. В этот период было образовано около 2500 коммерческих
банков.
С 1993 г. в
России началось интенсивное рaзвитие финансовых рынков, в первую очередь рынка
государственных ценных бумаг. И это внесло изменения в направления работы
коммерческих банков. Принципиальное значение в связи с этим приобрело
увеличение объема привлекаемых банковской системой средств и их размещение на
внутреннем финансовом рынке. Коммерческие банки снизили практически до нуля
тарифы на расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц и начали проводить
активную политику процентных ставок по депозитам физических лиц. Высокая
реальная доходность на финансовых рынках вместе с укреплением реального курса
рубля обеспечили устойчивое развитие банковской системы.
Однако в
результате прошлогоднего финансового кризиса банковская система понесла
значительные потери. Так, по активной части потери вследствие решений
правительства от 17 августа составили:
110-120 млрд.
руб. вложений в ГКО/ОФЗ, которые оказались замороженными на неопределенный
срок, т.е. фактически 17% чистых активов банков из ликвидных мгновенно
превратились в просроченную задолженность. (Сбербанк на 17 августа имел пакет
рублевых гособлигаций в объеме 78-85 млрд. руб., остальные коммерческие банки -
33-34.5 млрд. руб.);
6.2-6.3 млрд.
руб. вложений в муниципальные бумаги, которые также можно квалифицировать как
неликвидные активы, поскольку после 17 августа обязательства по своим
облигациям смогли выполнять немногие местные органы власти;
23.2 млрд. руб.
- прирост просроченной задолженности за август-сентябрь1998 г. по
предоставленным кредитам (предприятиям, банкам и местным органам власти).
Кроме того,
уровень достаточности капитала (рассчитываемый как отношение капитала к чистым
активам) банковской системы сократился с почти 20% (на 1 августа 1998 г.) до
10% (на 1 ноября 1998 г.).
Изъятие средств
из банковской системы (или уменьшение пассивной части банковских балансов) в кризисный
период составило:
5 млрд. руб. -
уменьшение (за август) рублевых средств юридических лиц;
7.8 млрд. руб.
(1.3 млрд. долл.) - уменьшение (за август) валютных средств юридических лиц;
17.5 млрд. руб.
- сокращение за период кризиса (с июня по декабрь) рублевых депозитов
физических лиц (в том числе в Сбербанке - 1.1 млрд. руб., в остальных
коммерческих банках - 16.4 млрд. руб.);
23.4 млрд. руб.
(3 млрд. долл.)- сокращение с июня по декабрь валютных депозитов физических лиц
(в том числе в Сбербанке - 1 млрд. долл., в остальных коммерческих банках - 2
млрд. долл.).
Таким образом,
суммарные активы банков, оценивавшиеся еще на начало августа в 1.1 трлн. руб.,
за один день, 17 августа, фактически сократились на 140-150 млрд. руб. (или на
12.5-13.5%); чистые активы, оценивавшиеся на 1 августа примерно в 700 млрд.
руб., сократились на 20-21.5% (т.е. до 560-550 млрд. руб.).
Оценка средств,
необходимых для восстановления российской банковской системы (приравниваемая к
понесенным потерям) по состоянию на 1 января 1999 г., может быть различна в
зависимости от поставленных целей:
70 млрд. долл.
(1.45 трлн. руб. - по курсу 20.65 руб./долл.) - восстановление (в долларовом
исчислении) чистых активов российской банковской системы;
15 млрд. долл.
(310 млрд. руб. - по курсу 20.65 руб./долл.) - восстановление (в долларовом
исчислении) собственных средств российских банков;
76.6 млрд. руб.
- ликвидация потерь, понесенных в результате замораживания гособлигаций
(средства, вложенные в ГКО/ОФЗ по состоянию на 1 января 1999 г.);
135 млрд. руб.
- ликвидация объема неликвидных активов (просроченная задолженность, ГКО/ОФЗ и
муниципальные облигации);
40 млрд. руб. -
ликвидация непокрытого активами (исключая неликвидные активы) объема
привлеченных средств банковских клиентов ;
33.3 млрд. руб.
- ликвидация убытков российских коммерческих банков (исключая Сбербанк) или
18.5 млрд. руб. - убытки банков с учетом показателей Сбербанка.
Реформа
национальной банковской системы может основываться на трех принципиальных
подходах (сценариях), хотя и очевидно, что дальнейшее ее развитие будет
сочетать в себе все направления, лежащие в основе этих подходов Но в любом
случае очертания будущей банковской системы будут во многом зависеть от
выбранных денежными властями соотношений между данными подходами,
характеризуемыми ниже.
Первый -
самостоятельный выход банков из кризиса. Очевидно, что на восстановление
российской банковской системы понадобится значительное время. Ряд коммерческих
банков, несмотря на имеющиеся убытки, реализуют агрессивную стратегию,
направленную на привлечение новых клиентов, и за счет их средств решают
проблемы с ликвидностью. Другие, главным образом крупные кредитные учреждения,
открывают новые банки. При этом в старом банке остаются все “плохие” активы и
пассивы, а крупные корпоративные клиенты переводятся на расчетно-кассовое
обслуживание в новый банк. Неработающие активы (государственные и муниципальные
ценные бумаги, подлежащие реструктуризации) и замороженные пассивы (средства
физических и юридических лиц) остаются в старом банке до завершения
реструктуризации государственных облигаций, часть депозитов физических лиц
переводится в Сбербанк РФ.
Перечисленные
стратегии могут в той или иной степени успешно реализовываться в случае, если
банк имел нулевую (или незначительную) открытую валютную позицию, а также
крупных корпоративных клиентов. Девальвация рубля (напомним, что рост обменного
курса за 1998 г. составил около 250%, а инфляция - 84.4%) резко обесценила
активы, а также создала дополнительные проблемы с возвратом синдицированных
кредитов. Крупные банки, располагающие значительным объемом депозитов населения
и вложения которых в государственные ценные бумаги существенны, фактически не
имеют шансов на самостоятельное восстановление.
Второй -
государственная поддержка банковской системы. За более чем полгода, прошедшие с
начала финансового кризиса, денежными властями были обнародованы несколько
планов стабилизации банковской системы, однако конкретных практических действий
предпринято не было. Вызвано это следующими причинами:
отсутствием
общего правительственного плана макроэкономической стабилизации и среднесрочной
экономической программы;
стабилизация в
настоящий момент банковской системы, как это ни парадоксально, усилит общую
финансовую нестабильность.
Последний тезис
нуждается в некоторых пояснениях. Прежде всего, только решение проблемы
нормализации банковских перечислений в экономике потребовало значительной
эмиссии: было проведено несколько взаимных зачетов с использованием фонда
обязательного резервирования, а ряд банков получили стабилизационные
централизованные кредиты.
Далее, перевод
депозитных вкладов физических лиц из проблемных банков в Сбербанк РФ
предполагает, что государство берет ответственность за их возврат на себя, даже
при использовании частично конфискационных схем. Население испытывает, по
понятным причинам, недоверие как к банковской системе, так и к государству, и
будет стремиться изъять вклады. Наличные деньги, в свою очередь, окажутся на
товарных и валютном рынках и обусловят рост цен и обменного курса рубля.
Наконец,
российские коммерческие банки имеют значительную внешнюю задолженность. Выдавая
подобным банкам стабилизационные кредиты, Центробанк должен учитывать, что
определенная часть рублевых средств будет конвертироваться в иностранную
валюту, усиливая давление на обменный курс. В случае расширения
государственного участия в определенном банке власти берут ответственность за
взятые им ранее внешние кредиты на себя.
Отметим, что в
случае предоставления банкам централизованных кредитов важное значение имеют
условия залога и процентные ставки. При предоставлении централизованного
кредита под залог ГКО/ОФЗ речь фактически идет о досрочном погашении данных
бумаг. Централизованный кредит, выданный по ставке рефинансирования (60% годовых),
при складывающейся рыночной конъюнктуре означает, что определенный коммерческий
банк привлекает ресурсы по любой цене и его шансы на восстановление нормального
состояния невелики.
Активное
участие денежных властей в восстановлении банковской системы имеет и ряд
положительных моментов, к которым можно отнести следующие:
контроль за
финансовыми потоками. Расширение участия правительства и Центробанка в крупных
коммерческих банках позволит расширить кредитование предприятий реального
сектора;
значительная
устойчивость конъюнктуры на финансовых рынках, поскольку снизится объем
спекулятивного капитала;
сокращение
вывоза капитала из России в результате ужесточения государственного контроля;
привлечение
ресурсов для федерального бюджета, в частности размещение государственных
ценных бумаг, со сравнительно низкой доходностью.
Третий -
расширение участия внешнего капитала на банковском сегменте. Опыт работы
зарубежных банков на российском рынке нельзя назвать удачным. Иностранные
инвестиционные структуры понесли огромные убытки в результате объявленной
реструктуризации рынка ГКО/ОФЗ, а вопрос о репатриации оставшихся средств не
решен до сих пор. Российские долговые обязательства, номинированные в
иностранной валюте, находятся под угрозой дефолта либо оцениваются как
чрезвычайно рискованные. Некоторая активность по предоставлению кредитов
предприятиям, отмеченная в середине 90-х годов, также сведена на нет.
Для большинства
иностранных банков российский рынок не представляет особого интереса, за
исключением двух случаев. Во-первых, банки, понесшие значительные потери и не
имеющие возможности провести фиксацию убытков и возврата оставшихся средств,
будут вынуждены присутствовать на российском рынке - в частности, в случае
обмена государственных (равно как и муниципальных) облигаций на другие
государственные бумаги либо акции российских компаний или в случае
невозможности репатриации остатков средств. Во-вторых, банки, преследующие
стратегические интересы, могут открыть, помимо представительств, небольшие
отделения с ограниченной областью деятельности.
В целом можно
констатировать, что реформирования банковской системы не происходит. Одни
коммерческие банки проводят достаточно агрессивную стратегию, направленную на
выживания и захват части рынка банковских услуг. Другим удалось получить
централизованные стабилизационные кредиты. Наконец, ряд банков либо закрыты,
либо находятся на грани банкротства. Государственное агентство реструктуризации
кредитных организаций (АРКО) так и не начало функционировать. Вхождение иностранных
банков на российский рынок приветствуется денежными властями (по крайней мере,
на словах), однако никаких реальных действий в связи с этим не предпринимается.
Наиболее
вероятный сценарий развития российской банковской системы на 1999 г. -
отсутствие реальной реформы. Активная национализация коммерческих банков
представляется маловероятной в силу их значительной задолженности - в первую
очередь населению и внешним инвесторам. Учитывая сохраняющуюся финансовую
нестабильность, денежные власти будут не в состоянии провести реструктуризацию
государственного долга с минимальными потерями для инвесторов и эффективно
реформировать банковскую систему.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://referat2000.bizforum.ru/
|