p> Существуют несколько форм банковских объединений. Банковские картели – это соглашения, ограничивающие самостоятельность
отдельных банков и свободную конкуренцию между ними путем согласования и
установления единообразных процентных ставок, проведения одинаковой
дивидендной политики и т.п. Банковские синдикаты, или консорциумы – соглашения между несколькими
банками для совместного проведения крупных финансовых операций. Банковские тресты – это объединения, возникающие путем полного слияния
нескольких банков, причем происходит объединение капиталов этих банков и
осуществляется единое управление ими. Банковские концерны – это объединение многих банков, формально
сохраняющих самостоятельность, но находящихся под финансовым контролем
одного крупного банка, скупившего контрольные пакеты их акций. 2 Банковские операции. В деятельности банков выделяют следующие виды операций: пассивные,
активные и комиссионные, включающие посреднические операции. При помощи пассивных операций банки аккумулируют необходимые для
своего функционирования денежные средства – собственные, привлеченные и
эмитированные. Источником собственных средств являются: взносы учредителей
(долгосрочная ссуда); выручка от продажи акций и облигаций; отчисления от
текущей прибыли в резервный фонд; нераспределенная прибыль. Привлеченные и
эмитированные средства образуются банками за счет вкладов клиентов на
текущие, срочные и сберегательные счета, а также в результате эмиссии
кредитных денег. Важную роль в привлечении денежных средств играют
межбанковские ссуды, учет и переучет векселей. Собственные средства
составляют малую часть фондов, которыми располагают банки. Обычно у крупных
банков доля собственных средств не превышает 10%, причем, чем крупнее банк,
тем меньше удельный вес его собственного капитала в сравнении с
привлеченным. Активные операции направлены на использование образованного денежного
фонда с целью получения прибыли. Они подразделяются на кредитные и
инвестиционные. В свою очередь, кредитные операции классифицируются по: . признаку срочности – на ссуды до востребования (онкольные), краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет); . характеру обеспечения – на учет векселей, ссуды под залог векселей (вексельные), под залог товаров и товарных документов (подтоварные), недвижимости (ипотечные), ценных бумаг (фондовые и бланковые). В зависимости от способа погашения выделяют ссуды с единовременным
погашением и с возвратом в рассрочку. Выплаты процента производятся сразу
при выдаче ссуды, по частям на притяжении всего срока либо в момент
погашения. Наряду с кредитом, имеющим фиксированную ставку процента,
получил развитие средне- и долгосрочный кредит с плавающей процентной
ставкой. Ссуды классифицируются также по типу заемщика: ссуды
предпринимателям, государству, населению, банкам и т.д. Комиссионные операции выполняются банками по поручению клиентов за
определенную плату (комиссию). К таким операциям относятся расчеты,
гарантии, торговые сделки, операции с валютой, инкассирование векселей и
чеков, прием на хранение ценных бумаг. Посреднические операции, тесно переплетаясь с кредитными, породили
такую комплексную форму банковского обслуживания, как факторинг; кроме
того, значительное развитие получил лизинг. Факторинг – перепродажа права на взыскание долгов; коммерческие
операции по доверенности; услуга, связанная с получением денег за продажу в
кредит. Лизинг – форма долгосрочного договора аренды. 3 Органы управления банком. Банк - это такое коммерческое учреждение, которое создается в
соответствии с действующим законодательством данной страны, действует на
основании лицензии, занимается предпринимательской деятельностью в
финансовой сфере и функционирует на принципах коммерческого расчета. Органы управления и организационное строение банков в каких-то чертах
совпадают, а в каких-то отличаются от других деловых учреждений. Главным
органом управления банком является общее собрание акционеров. Оно принимает
важнейшие решения – утверждает устав, выбирает совет директоров, утверждает
балансы и отчеты, направление и цели политики банка и т.д. В тоже время
собрание акционеров, как правило, недостаточно осведомлено о текущих делах
банка и во многих случаях просто штампует решения, предлагаемые советом
директоров. В связи с политикой выпуска мелких акций в крупных банках на
ежегодных собраниях акционеров не присутствует основная масса мелких
владельцев акций, которые переуступают право голоса выборным лицам. Основные вопросы деятельности банка решает совет директоров. Он
является представительным органом владельцев банка, его акционеров и должен
отстаивать их интересы. Первейшей обязанностью совета директоров является
обеспечение необходимого уровня прибыли на вложенный капитал. Вместе с тем
совет должен заботиться, естественно, и о защите других заинтересованных
сторон - клиентов банка, местной общины и т.д. Совет директоров формирует высшие управленческие органы, которые ведут
практическую деятельность согласно рекомендациям и указаниям совета.
Основные функции совета сводятся к следующему. . Определение стратегических целей и формулирование политики. . Подбор людей на руководящие посты. . Создание комитетов. В крупном банке, как правило, имеется четыре комитета: административный (текущие вопросы), учетно-ссудный (заключения о выдаче кредита), комитет по доверительной деятельности (инвестирование средств), ревизионный (проверка финансового состояния отделов банка). . Контроль за ссудными и инвестиционными операциями. Директора занимают ключевые позиции в органах управления банка. Они
несут ответственность за свои неправомерные действия или злоупотребления.
Против директора может быть возбуждено уголовное дело за предоставление
ложных отчетов, кражу и растрату денег, дачу неверных сведений
государственным органам, необоснованную выдачу ссуд должностным лицам
(например, ревизорам) и т.д. Директора могут нести ответственность также за
убытки, которые образовались из-за их неверных рекомендаций или халатности.
Строго наказывается нарушение федеральных и штатных законов о банках
(например, выдача ссуды одному заемщику в большем размере, чем это
предусмотрено законодательством). Для руководства и осуществления практических операций совет директоров
формирует структуры банка. По степени самостоятельности и объему полномочий
управленческий состав имеет три уровня: . высшие менеджеры; . администраторы; . лица, наделенные надзорными и ревизионными функциями. Высшие менеджеры обладают наибольшей степенью самостоятельности при
принятии решений, и сфера их полномочий распространяется на все стороны
деятельности банка. Главное в их работе - координация деятельности
отдельных служб, определение конкретных программ, консультации, оценка
результатов работы отделов и т.д. К категории администраторов относятся руководители отдельных
функциональных служб, отвечающие за свой участок работы. Они действуют в
рамках утвержденных программ и полномочий. Главная цель - обеспечить
нормальную работу своего отдела, тогда как общие цели банка находятся у них
на втором плане. Персонал третьего уровня - надзиратели - это наиболее
квалифицированные оперативные работники, которым поручается руководство
узкоспециализированной группой или участком и которые оказывают помощь
рядовым работникам, разрешают спорные и сложные вопросы, дают консультации
по конкретным случаям, занимаются обучением персонала. К числу высших должностных лиц банка, управляющих его повседневной
деятельностью, относятся: . председатель совета директоров; . президент; . казначей; . контролер; . ревизор. Председатель совета директоров обычно не занимается оперативной
работой. Он созывает и ведет совет директоров, участвует в выработке
стратегических решений, представляет банк на различных форумах и т.д. В
некоторых банках он совмещает пост с постом президента. Президент - это управляющий всей деловой жизнью банка. Как правило, он
определяет характер повседневной деятельности банка. Реальная роль
президента зависит от многих обстоятельств. Иногда он может сосредоточить
главные усилия на налаживании связей банков с властями, общественными
организациями и другими финансовыми учреждениями. Но чаще он участвует в
выработке оперативных решений, дает указания о выдаче крупных кредитов,
оценивает перспективных клиентов и т.п. Как правило, в крупных банках имеется также большое число вице-
президентов, которые отвечают за работу крупных отделов или региональных
подразделений банка. Очень важен в банке пост казначея. Он отвечает за непосредственное
осуществление всех оперативных функций, являясь связующим звеном между
главными отделами банка. По его указанию и с его разрешения производится
учет и продажа векселей, акцептование тратт, индоссирование различных
документов. Он дает разрешение на выдачу ссуд, прием депозитов, выдачу
сберегательных книжек, осуществляет покупку ценных бумаг для банка,
контролирует кассовые операции, несет ответственность за правильность
банковской документации и отчетности. Казначей является обязательным членом совета директоров и его
постоянным секретарем. Основные различия между функциями президента банка и
казначея заключается в том, что президент осуществляет общий контроль и
надзор, а казначей практически руководит выполнением операций. Президент и
вице-президент при этом имеют большую самостоятельность в принятии
стратегических решений, а полномочия казначея ограничены уставом банка.
Даже в относительно небольшом банке казначей не может лично контролировать
весь объем операций. Он имеет заместителей, которым передоверяет часть
функций. Еще два важных должностных лица – контролер и ревизор банка. Контролер
возглавляет бухгалтерскую работу и отдел статистики. Кроме того, он
занимается проблемами введения новых методов работы, автоматизацией и т.п. Ревизор осуществляет комплексную и выборочную проверку работы банка,
его отдельных подразделений. Его главная функция состоит в том, чтобы
установить, нет ли злоупотреблений и растрат, выполняются ли все требования
закона и устава банка в отношении операций и отчетности. О результатах
проверок он докладывает совету директоров. 4 Организационная структура банка. Структура банка, количество отделов, специализация служб, состав
руководства, распределение полномочий и т.д. зависят от многих факторов, и
определяется экономической целесообразностью. В общеорганизационной
структуре банка можно выделить два типа отделов: отделы, выполняющие
линейные функции, и отделы, выполняющие штабные функции. Линейные отделы непосредственно заняты выполнением операционной
работы, например, принятием вкладов, выдачей кредитов, покупкой ценных
бумаг и т.д. Термин «линейный» характеризует характер связей этих отделов с
высшими эшелонами банка. Линейные функции делегируются с высших этажей
команд иерархии на низшие, что создает непрерывную «цепь команд» или
«линию» команд по вертикали, связывающую один уровень с другим. Штабные отделы занимаются обслуживанием линейных отделов, оказывают им
помощь для повышения эффективности их деятельности. Примером могут служит
отделы планирования, кадров, юридический, статистики и т.д. Теория менеджмента рекомендует четко разграничивать функции отделов
разных типов и всегда иметь в виду, что штабные отделы обладают лишь правом
оказывать помощь и давать консультации. Как правило, штабные отделы всегда
выделяются в отдельный блок. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА.
1 Типы банковской системы.
Практика знает несколько типов банковской системы: . распределительная централизованная банковская система; . рыночная банковская система; . система переходного периода. В противоположность распределительной системе банковская система
рыночного типа характеризуется отсутствием монополии государства на банки.
Каждый субъект воспроизводства самой разнообразной формы собственности (не
только государственной) может образовать банк. В рыночном хозяйстве
функционирует множественность банков с децентрализованной системой
управления. Эмиссионные и кредитные функции разделены ими между собой.
Эмиссия сосредоточена в центральном банке, кредитование предприятий и
населения осуществляют различные деловые банки – коммерческие,
инвестиционные, инновационные, ипотечные, сберегательные и др. Деловые
банки не отвечают по обязательствам государства, так же как государство не
отвечает по обязательствам деловых банков; деловые банки подчиняются своему
Совету, решению акционеров, а не административному органу государства.
Различия между этими двумя типами системы представлены в Таблице 2. Современная банковская система России представляет собой систему
переходного периода. Она выступает как рыночная модель; разделена на два
яруса. Первый ярус охватывает учреждения Центрального банка РФ,
осуществляющего эмиссию денег. Его задачей является обеспечение
стабильности рубля, надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков.
Второй ярус состоит из различных деловых банков, задача которых –
обслуживание клиентов (предприятий, организаций, населения), предоставление
им разнообразных услуг (кредитование, расчеты, кассовые, депозитные,
валютные операции и др.). Таблица 2. Сравнение распределительной и рыночной банковской системы.
|Распределительная |Рыночная банковская система |
|(централизованная) банковская | |
|система | |
|По типу собственности |
|Государство – единственный |Многообразие форм собственности |
|собственник на банки | |
|По степени монополизации |
|Монополия государства на |Монополия государства на банки |
|формирование банков |отсутствует, любые юридические и |
| |физические лица могут образовать |
| |свой банк |
|По количеству уровней системы |
|Одноуровневая банковская система |Двухуровневая банковская система |
|По характеру системы управления |
|Централизованная (вертикальная) |Децентрализованная (горизонтальная) |
|схема управления |схема управления |
|По характеру банковской политики |
|Политика единого банка |Политика множества банков |
|По характеру взаимоотношений банков с государством |
|Государство отвечает по |Государство не отвечает по |
|обязательствам банков |обязательствам банков, так же как |
| |банки не отвечают по обязательствам |
| |государства |
|По характеру подчиненности |
|Банки подчиняются правительству, |Центральный банк РФ подотчетен |
|зависят от его оперативной |парламенту, коммерческие банки |
|деятельности |подотчетны своим акционерам, |
| |наблюдательному Совету, а не |
| |правительству |
|По выполнению эмиссионной и кредитной операции |
|Кредитные и эмиссионные операции |Эмиссионные операции сосредоточены |
|сосредоточены в одном банке (кроме |только в Центральном банке РФ; |
|отдельных банков, которые не |операции по кредитованию предприятий|
|выполняют эмиссионные операции) |и физических лиц выполняют только |
| |коммерческие банки |
|По способу назначения руководителей банка |
|Руководитель банка назначается |Руководитель ЦБ РФ утверждается |
|центральной или местной властью, |парламентом. Председатель |
|вышестоящими органами управления |(Президент) коммерческого банка |
| |назначается его Советом | Банковская система России находится в переходной стадии: она содержит
компоненты рыночной банковской системы, однако их взаимодействие еще
недостаточно развито. Известно, что та или иная система, так или иначе,
происходит из предшествующей, поэтому содержит «родимые пятна» прошлого.
Рыночная система России, возникшая из централизованной системы, проходя
становление в условиях переходного периода, должна быть еще «наполнена»
рыночной идеологией. В составе элементов банковской системы и их
взаимодействии должны полнее учитываться особенности и условия рыночной
экономики. К элементам банковской системы относят и банковскую инфраструктуру. В
нее входят различного рода предприятия, агентства и службы, которые
обеспечивают жизнедеятельность банков. Банковская инфраструктура включает
информационное, методическое, научное, кадровое обеспечение, а также
средства связи, коммуникации и др. В условиях рынка банки, прежде всего, нуждаются в широкой и
оперативной информации о состоянии экономики, ее отраслях, группах
предприятий, отдельных предприятиях, обращающихся в банк за кредитом и
другими услугами. Для оценки кредитоспособности клиентов, экономического и
делового рынка, для консультирования предприятий и населения, управления
имуществом клиента банки нуждаются в подробной информации.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|