Платон и Аристотель о налогообложении
Платон и
Аристотель о налогообложении
Платон
(428/427-348/347 гг. до н.э.)
1."Развитие
роскошного образа жизни, начавшееся еще в олигархии, неудержимая потребность в
деньгах приводят молодых людей в лапы ростовщиков, а быстрое разорение и
превращение богатых в бедняков способствуют возникновению зависти, злобы бедных
против богатых и злоумышленных действий против всего государственного строя,
обеспечивающего богатым господство над бедными".
Платон.
Собрание сочинений. В 4 т. Т. 3. С. 542
2."Наш
набросок законов имел целью сделать людей возможно более счастливыми и
дружелюбными. Но разве будут граждане дружелюбны там, где между ними много тяжб
и много несправедливостей? Нет, только там они будут дружелюбными, где
несправедливостей всего меньше и где они незначительны. Поэтому мы говорим, что
в нашем государстве не должно быть ни золота, ни серебра, ни большой наживы
путем ремесел и ростовщичества, ни чрезмерно обширного скотоводства, но должны
быть только доходы, доставленные земледелием; да и из них лишь такие, получение
которых не вынуждает пренебрегать тем, для чего и нужно имущество." Итак,
мы утверждаем, что получивший надел по жребию должен владеть им на указанных
условиях. Было бы прекрасно, если бы каждый член колонии обладал и всем
остальным имуществом в равной доле со всеми. Но это невозможно: один явится,
обладая большим имуществом, другой меньшим. Поэтому, а также по многим другим
причинам для удобства и равной доли для всех в государстве надо установить
неравный имущественный ценз. Стало быть, должности, подати, распределения и
подобающий каждому почет устанавливаются не только по личной добродетели или по
добродетели предков, не только по силе и красоте тела, но и по имущественному
достатку или нужде.
Платон.
Собрание сочинений. В 4 т. Т. 3. С. 195-196.
3.Что касается
пищи и распределения, доставляемых страной припасов, то правильным здесь было
бы, конечно, осуществить порядок, близко напоминающий критский закон (см. Платон.
Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. С.750.) Все эти припасы должны быть всеми
разделены на двенадцать частей и соответственно должны потребляться. А каждая
двенадцатая - например, пшеницы, ячменя и всего того, что созреет, а также всех
тех животных, которые у каждого идут на продажу, - будет, согласно расчету,
разделена еще на три части: первая часть назначается для свободнорожденных
людей, вторая для их рабов, третья - для ремесленников и вообще чужеземцев, как
для тех переселенцев, что поселились у нас из нужды в пропитании, так и для
тех, что всякий раз приезжают к нам по государственным или частным делам".
Платон.
Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. С. 302.
Аристотель
(384-322 гг. до н. э.)
4. «С
сисситиями (В Древней Греции сисситии (греч. syssitia) - общественные обеды,
проходившие за столами под открытым небом с одинаково скромной пищей для всех)
у критян дело обстоит лучше, чем у лакедемонян. В Лакедемоне каждый поголовно
должен делать положенный взнос - в противном случае закон лишает его гражданских
прав… на Крите сисситии имеют более общенародный характер: от всего урожая, от
всего приплода, от всех доходов, получаемых государством, из взносов, платимых
периеками, отчисляется одна часть, идущая на дела культа и на
общегосударственные расходы, а другая часть идет на сисситии. Таким образом,
все, и женщины, и дети, и мужчины, кормятся на государственный счет»
Аристотель.
Сочинения: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. С. 435.
5.
"Седьмую часть составляют те, кто служит государству своим имуществом и кого
вообще мы назовем состоятельными. Восьмую часть образуют те, кто служит народу,
то есть занимает государственные должности (без должностных лиц существование
государств немыслимо); необходимо иметь таких людей, которые могли бы быть
должностными лицами, исполнять государственные повинности или непрерывно, или с
соблюдением очереди”.
Аристотель.
Сочинения: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. С. 494.
6.Подобным же
образом упразднена была демократия и в Мегарах: демагоги изгнали многих
знатных, чтобы иметь возможность конфисковать их имущество; изгнанников этих
набралось много; вернувшись, они победили демократов в битве и установили
олигархию. То же случилось в Киме при демократии, которую упразднил Фарсимах.
Почти таким же образом, как оказывается при ближайшем рассмотрении, происходили
государственные перевороты и в остальных местах. То демагоги, желая
подольститься к народу, начинают притеснять знатных и тем самым побуждают их
восстать, либо, требуя раздела их имущества, либо отдавая доходы их на
государственные повинности (Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль,
1983. С. 711.)
Примечание в
тексте: Государственные повинности (так называемые литургии) выполнялись
состоятельными гражданами (оснащение триеры и подбор экипажа для нее, покрытие
расходов на постановку хора для драматических представлений и др.).
(Аристотель.
Сочинения: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983.С. 536.
7.Ввиду того
что население в крайних демократиях бывает очень многочисленным, в них
затруднительно устраивать народные собрания без денежного вознаграждения, а
такой порядок там, где у государства нет доходных статей, враждебен знатным:
ведь доходы в таком случае неизбежно приходится получать путем установления
чрезвычайных налогов, путем конфискаций, плохого судопроизводства, а все это ниспровергло
уже немалое число демократий ……..
Там, где
доходные статьи имеются, следует остерегаться поступать так, как теперь
поступают демагоги, которые употребляют на раздачи излишки доходов; народ же
берет и вместе с тем снова и снова нуждается в том же, так что такого рода
вспомоществование неимущим напоминает дырявую бочку. Истинный друг народа
должен смотреть за тем, чтобы народные массы не были в сплошном бедственном
имущественном положении, которое ведет к тому, что демократический строй
становится никуда не годным. Итак, нужно изыскать какие-либо средства к тому,
чтобы благосостояние граждан было долговечным. Ввиду того что в этом
заинтересованы и состоятельные люди, следует всю сумму, образующуюся от излишка
собираемых доходов, распределять между неимущими, особенно если есть
возможность собирать столько, чтобы всякий мог приобрести в собственность
небольшой участок земли, а если этого нельзя сделать - заняться торговлей или
земледелием. Если это не может быть предоставлено всем неимущим, то нужно устраивать
очередные раздачи по филам или по каким-нибудь иным подразделениям граждан. В
то же время состоятельные люди должны делать денежные взносы на устройство
необходимых народных собраний и судебных заседаний; при этом их следует
освободить от бесполезных литургий…
Аристотель.
Сочинения: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. С. 578-579.
8."следует
правильно устанавливать все касающееся должностей (archas); без необходимых
должностей государство не может существовать, а без должностей, в ведении
которых благораспорядок и благопристойность, оно не может хорошо управляться.
Следующая
должность - та, к которой относится получение государственных доходов; тех, кто
хранит их и распределяет на нужды отдельных отраслей управления, называют
аподектами и казначеями".
Аристотель.
Сочинения: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983.С. 582-583.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://tax-nalog.km.ru/
|