Планирование производственной деятельности предприятия
Планирование производственной деятельности предприятия
Работа выполнена Сапалёвой Татьяной Юрьевной
Содержание:
стр.
Введение __________________________________________________3
1. Планирование производственной деятельности предприятия ________5
1.1. Содержание плана производства предприятия _______________5
1.2. Основные показатели плана производства __________________9
2. Экономическая характеристика и правовой статус предприятия _____12
2.1. Правовой статус компании «В-Лазер» _____________________12
2.2. Экономическая характеристика компании «В-Лазер» ________12
3. Современное состояние планирования производственной деятельности компании
«В-Лазер» ____________________________________________17
3.1. Оценка возможных рисков _______________________________17
3.2. Планирование производства строительных блоков и брусчатки 17
4. Планирование безубыточной деятельности предприятия ___________23
Заключение ___________________________________________________29
Список литературы _____________________________________________30
Приложение ___________________________________________________31
Введение
В условиях рынка, ориентирующего каждого производителя и предпринимателя на
получение высоких конечных результатов, планирование приобретает на наших
предприятиях новые функции. Оно призвано сейчас не только обеспечивать процесс
производства конкурентоспособной продукции, но и способствовать при этом
достижению полной занятости ресурсов, справедливому распределению доходов и
росту качества жизни.
Сущность
планирования в свободной рыночной экономике состоит в том, чтобы наилучшим
образом обосновать такие виды, объемы, сроки и другие показатели производства и
продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг, которые при умелом
использовании имеющихся ресурсов могут принести предприятию
наибольший доход. Из этого экономического положения вытекают два важных в
теории планирования метода обоснования и максимизации плановой прибыли на
каждом предприятии: сокращение применяемых ресурсов и приращение используемого
капитала . Первый путь ориентирует производителей на планирование снижения
затрат, а второй – на повышение результатов.
Планирование на предприятии в условиях рыночных отношений должно быть
ориентировано на потребителя, носить прогнозный характер, поскольку базируется
на неполной информации. В процессе планирования определяется глобальная цель
развития предприятия, и все частные решения служат условием для достижения
поставленной цели.
Цель
курсовой: изучить теоретически основы планирования производственной
деятельности, проанализировать современный уровень деятельности предприятия,
выявить резервы планирования производственной деятельности предприятия,
обосновать эффективность предложенных мероприятий.
Задачи,
которые решены для достижения поставленной цели: изучить литературные
источники, выявить основные позиции теоретиков по этой проблеме, высказать
собственное мнение на каждый вопрос.
Источники
информации: литература, данные предприятия, справочная и нормативная
литература.
Методы
исследования, использованные в работе: монографический,
экономико-статистический, расчетно-конструктивный, графический.
Объект
исследования: компания «В-Лазер».
1. Планирование производственной
деятельности предприятия
1.1. Содержание плана производства предприятия
План производства определяет генеральное направление перспективного роста
всех подразделений фирм и организаций, основной профиль плановой,
организационной и управленческой деятельности предприятия, а также главные цели
и задачи текущего планирования, организации и управления производством.
Планирование производства продукции, товаров и услуг должно удовлетворять на
всех действующих предприятиях конкретные потребности покупателей, заказчиков
или потребителей и быть тесно связанным с разработкой общей стратегии развития
фирмы, проведением маркетинговых исследований, проектированием
конкурентоспособной продукции, организацией ее производства и реализации, а
также с выполнением других функций и видов внутрихозяйственной деятельности.
В современных условиях рынок требует производства адресной продукции
потребителям, разнообразия выполняемых работ и услуг, обновления товаров по
инициативе покупателей, проведения частых закупок ресурсов, планирования
наступательных действий против конкурентов, осуществления гибких бюджетов и
непредвиденных расходов. Гибкая производственная политика предприятий или фирм
может при планировании входить в конфликт с целями отдельных подразделений и
функциональных служб, стремящихся к массовому производству товаров
(производственные службы), ограниченному числу видов продукции (конструкторские
отделы), постоянным бизнес-планом (плановые службы), четко определенным
бюджетам (финансовые службы), стандартизированным сделкам (маркетинговые
службы), пассивным действиям против конкурентов (юридические службы). В этих
условиях высшие руководители – менеджеры должны добиваться тесного
взаимодействия функциональных подразделений своей организации в выборе
конкретной стратегии для каждого из них.
В процессе планирования производства и продажи продукции должен достигаться
компромисс между возможностями выпуска и сбыта товаров, способностью новой
продукции замещать старую, расходами на хранение и транспортировку ресурсов,
инвестициями и доходами, издержками и прибылью, потенциалом развития и
капиталовложениями, освоением новых услуг и риском. Поэтому в процессе
разработки планов производства необходимо выработать общие цели и стимулировать
контакты между отдельными подразделениями, привлекать к планированию
специалистов, соединяющих воедино технические, маркетинговые и экономические
цели, создавать межфункциональные рабочие группы плановиков, разрабатывать
комплексные программы развития производства с учетом конкретных задач
каждого подразделения [5].
Планирование производства и реализации продукции на отечественных
предприятиях представляет собой процесс разработки и выполнения основных
показателей годового плана, включающих предвидение потребностей рынка на
ближайшую и отдаленную перспективу. Для этого необходимы выбор и обоснование
важнейших направлений производственной и предпринимательской деятельности,
установление объемов производства и продажи товаров, расчет потребности
всех видов экономических ресурсов. В свою очередь это предполагает обеспечение
сбалансированности производственной программы и производственной мощности,
конкретизацию объемов и сроков выполнения работ и услуг, оперативное
регулирование производственной деятельности и корректировку исходных плановых
показателей.
В годовом плане производства каждого предприятия содержится взаимосвязанная
система следующих плановых показателей:
1.
основная цель производственной деятельности фирмы и ее
отдельных подразделений на плановый период;
2.
объемы и сроки производства продукции, работ и услуг с
указанием конкретных количественных и качественных показателей по всей
номенклатуре товаров;
3.
расчет производственной мощности предприятия, цехов, и
участков, подтверждающих ее сбалансированность с годовыми объемами
производства, равновесие спроса и предложения;
4.
определение потребности ресурсов выполнение годовой производственной
программы предприятия и его подразделений, расчет баланса полуфабрикатов и
комплектующих;
5.
распределение планируемых работ по основным цехам –
исполнителям рыночных заказов, а также сроком изготовления и поставки продукции
на рынок;
6.
выбор средств и методов достижения запланированных
показателей, расчет объемов незавершенного производства, коэффициентов загрузки
технологического оборудования и производственных площадей;
7.
обоснование методов и форм организации производства
запланированных товаров, работ и услуг и контроля выполнения планов
производства и реализации продукции.
Как видно, планирование производства продукции предусматривает систему
взаимодействия комплекса экономических ресурсов и внутрифирменных факторов,
направляемых на достижение выработанной стратегии и поставленных задач на
основе полного использования технических, организационных и иных имеющихся на
предприятии резервов. Планирование служит необходимым условием свободного
выбора вида производственной деятельности, своевременной подготовки
материальных и трудовых ресурсов, технологического оборудования и конкурирующих
изделий для производства требуемых рынком товаров и услуг. Поэтому каждая
независимая производственная фирма должна самостоятельно планировать свою
производственную деятельность на несколько лет вперед с учетом потребностей
рынка и своих возможностей.
План производства продукции является для каждого предприятия в условиях
рынка базой комплексного социально-экономического планирования всей
внутрифирменной деятельности. На его основе разрабатываются социально-трудовые,
снабженческо-сбытовые, финансово-инвестиционные и другие разделы долгосрочного
и текущего планов. На современных предприятиях количество разделов или частей
плана, а также их название и перечень применяемых показателей могут различаться
в зависимости от формы собственности, концентрации производства, размера
предприятия, численности персонала, корпоративных особенностей и других
факторов. Могут изменяться также методика и порядок планирования: на частных фирмах
планы разрабатываются самостоятельно по принципу «сверху вниз» или «снизу
вверх». На государственных и муниципальных предприятиях годовые планы задаются
директивным образом в виде заказов – нарядов. Однако содержание плановой работы
в целом мало зависит от существующих форм собственности.
Каждое предприятие разрабатывает и взаимоувязывает отдельные планы в единую
комплексную систему и обеспечивает сбалансированность плановых показателей, как
по видам применяемых ресурсов, так и по срокам выполнения планов. Планы
производства должны быть в свою очередь согласованы с планами по труду и
инвестициям. Подобным образом достигается полная сбалансированность комплексной
социально-экономической деятельности предприятия. Иначе говоря, создается
динамичная система взаимосвязи производственных, технических, экономических,
организационных, социальных и других факторов, направленных на достижение общей
цели предприятия. В комплексном плане производства предприятия
предусматриваются, кроме того, общий порядок и очередность выполнения работ,
устанавливаются единые сроки постановки продукции, а также ответственные
исполнители по всему циклу проектно-конструкторских,
производственно-хозяйственных, планово-управленческих работ и другим видам
деятельности.
В планах производства при необходимости можно также устанавливать основные
источники и размеры финансирования по каждому виду деятельности предприятия,
предельно допустимые затраты по этапам и видам работ, конечные результаты по
отдельным подразделениям, видам потоков и срокам поступления денежных средств.
В ходе внутрифирменного планирования каждое структурное подразделение, цех или
отдел разрабатывают свои планы производственной деятельности, которые затем
увязывают с общим планом предприятия. По уровням управления производственные
планы бывают общефирменными, цеховыми, бригадными и др. На малых предприятиях
разрабатывается, как правило, общий план производственно-хозяйственной
деятельности.
Полное совмещение планов, а также методов учета и контроля хода их
реализации достигается, как правило, только на завершающем этапе
производственной деятельности [6].
1.2.Основные показатели плана производства
Производственная деятельность предприятий характеризуется системой показателей.
Важнейшим из них в условиях свободных рыночных отношений являются такие, как
спрос на продукцию и объем производства, величина предложения и
производственная мощность предприятия, издержки и цены на продукцию,
потребность ресурсов и инвестиций, объем продаж и общий доход.
Спрос показывает количество товаров, которые потребители готовы и в
состоянии приобрести по действующим рыночным ценам в течение определенного
периода времени. А для предприятия или фирмы спрос определяет объем продукции,
который они могут продать на рынке в данное время и, следовательно, должны
произвести в планируемом периоде. Чтобы величины спроса имели существенное
экономическое значение в ходе планирования, они должны относиться к
определенному отрезку времени – дню, неделе, месяцу, кварталу, году и т.п.
Поэтому следует различать годовые, квартальные, месячные и другие показатели
спроса, необходимые для планирования соответствующих объемов производства и
продажи продукции. Коренное свойство спроса, как учит рыночная экономика,
заключается в том, что при неизменности всех прочих параметров снижение цены на
товар ведет к возрастанию величины спроса [2]. Именно поэтому существует
обратная, или отрицательная, связь между цепной и величиной спроса, называется
экономическим законом спроса, или кривой спроса.
Предложение можно определить как шкалу, показывающую разные количества
продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к
продаже на рынке по каждой конкретной цене в течение определенного периода времени.
Предложение показывает, какие объемы или количества товаров будут предъявлены к
продаже на рынке по разным ценам, когда все прочие факторы остаются
неизменными. С повышением цен возрастает и размер предложения, а сокращение цен
приводит к соответствующему уменьшению предложения. Закон предложения, или
кривая предложения, показывает, что производители хотят изготовить и предложить
к продаже большее количество своего товара по высокой цене, а меньшее – по
низкой. Равновесие между величиной и ценой достигается в точке пересечения
кривой спроса с кривой предложения (точка равновесия). В этой точке при
равновесной цене совпадают планы производителей и потребителей по изготовлению
и покупке продукции.
Равновесие определяет количество товара, которое покупатели хотят
приобрести, а производители предложить при соответствующей рыночной цене,
действующей в данное время. Когда цены достигают равновесной величины, они
определяют такой объем товаров, что все потребители, которые хотят их покупать
по рыночной цене, получают к ним свободный доступ. В то же время производителя,
которые хотят продать свой продукт или услугу по данной цене, также могут легко
найти покупателя для своих товаров [4]. Таким образом, точка равновесия
отражает планы производителей товаров и запросы потребителей, которые совпадают
при действующих ценах и соответствующих объемах производства и продажи товаров
и услуг.
Объем производства характеризует количество и номенклатуру выпускаемой на
предприятии продукции в планируемом периоде времени. При определении объемов
выпуска конкретной продукции и включении ее в годовой план производства
необходимо учитывать величину существующего спроса, темпы его роста, уровень
рыночных цен, размеры получаемой прибыли, степень риска, влияние конкуренции,
издержки производства, возможность снижения себестоимости единицы продукции и
другие факторы и условия производства и сбыта изделий. Планируемая номенклатура
выпускаемой продукции должна в целом обеспечивать равновесие спроса и
предложения, а также сбалансированность годового объема выпуска с
производственной мощностью соответствующего подразделения или всего
предприятия. Поэтому в процессе составления производственного плана необходимо
правильно выбрать используемые в расчетах измерители продукции [1].
Натуральные измерители выражают физический объем конкретных видов
выпускаемой продукции в таких единицах, как штуки, тонны, метры, и служат
основой для установления трудовых и стоимостных измерителей. Однако на практике
диапазон их применения ограничен расчетами объемов выпуска только одной
продукции.
Трудовые измерители являются универсальными и наиболее распространены на
производстве. Они характеризуют объем выпущенной продукции в нормо-часах
(человеко-часах, станко-часах), нормо-рублях и других нормируемых показателях
затрат труда или рабочего времени. Эти измерители являются базой
технико-экономического, социально-трудового, оперативно-производственного и
многих других видов внутрифирменного планирова- ния
[3].
Стоимостные нормативы характеризуют объем производства продукции в денежном
измерении. Они позволяют на единой ценовой основе сопоставлять, анализировать,
суммировать объем выпуска разнородной продукции. Однако при этом надо учитывать
существующий уровень изменения рыночных цен при планировании и измерении
объемов выпущенной в разное время продукции.
Поэтому сейчас в ходе планирования производства продукции предприятию
предпочтительнее применять натуральные и трудовые нормативы, от которых легко
перейти к стоимостному измерению объема продукции, планируемой или выпущенной в
соответствующем периоде времени.
Коэффициент обновляемости продукции характеризует соотношение новой и старой
продукции в годовом плане производства. Новой в мировом промышленном
производстве считается такая продукция, которая в современных динамичных
условиях рынка выпускается в течение одного – трех лет, но не более пяти.
Коэффициент обновления продукции на многих зарубежных промышленных фирмах
задается как плановый показатель в общем объеме производства и продаж [7].
Планирование производства новой конкурентоспособной продукции должно
обеспечивать высокий доход всем предприятиям и фирмам. Это предполагает
составление каждым предприятием долгосрочных и краткосрочных планов
производства и продажи продукции, обновления номенклатуры выпускаемых товаров,
а также расширение использования новых плановых показателей, и в первую очередь
оценочных или экономических [6].
2. Экономическая характеристика и правовой
статус предприятия
2.1. Правовой статус компании «В-Лазер»
Компания «В-Лазер» образована несколькими предпринимателями без образования
юридического лица, во главе компании «В-Лазер» стоит Б.В.Постовалов, который
является генеральным директором компании.
Согласно статье 23 п. 1 ГК РФ гражданин вправе заниматься
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента
государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Каждый предприниматель, входящий в компанию «В-Лазер» отвечает по своим
обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на
которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (статья 24 ГК
РФ).
Компания может быть признана банкротом только по решению суда либо
объявления индивидуального предпринимателя о своем банкротстве. Процедура
ликвидации предприятия в случае объявления его банкротом производится в
соответствии со статьей 25 ГК РФ.
В данной курсовой работе рассматривается деятельность компании «В-Лазер» в
сфере производства строительных блоков и брусчатки. Производство данного товара
происходит на приобретенном компанией «В-Лазер» заводе «Родина». Это
производство не требует очень больших финансовых вложений, так как в качестве
исходных производственных ресурсов используются отходы основного производства
завода, такие как упаковка из полиэтилена и пенопласта от деталей для сборки
бытовой техники.
Производство происходит следующим образом: пенопласт крошат, добавляют в
бетон и изготавливают строительные блоки, а пленку пропускают через гранулятор
и из получившегося сырья делают формочки для производства брусчатки.
2.2. Экономическая характеристика компании «В-Лазер»
Компания «В-Лазер» полностью обеспечена ресурсами для производства
строительных блоков и брусчатки, что обеспечивает беспрерывное производство
данного вида товара.
Имеются соответствующие материалы, оборудование, здания для размещения
оборудования, хранения и транспортировки произведенного товара. Имеется
производственный и управленческий персонал.
Для планирования производственной деятельности нам потребуется изучить
затраты на производство и реализацию продукции. Для этого нам понадобятся
исходные данные, изложенные в приложении.
Имея исходные данные можно провести исследование всех факторов производства
и реализации строительных блоков и брусчатки. На основе полученных данных можно
будет охарактеризовать изменение в динамике факторов и сделать прогнозы.
В первую очередь рассмотрим состав и структуру основных производственных
фондов (таблица 2.1).
Таблица 2.1.
Состав и структура основных производственных фондов
|