p> 2. Планирование вырабатывает также целую систему правил и данных,
направленных на обеспечение лучшего функционирования экономики и рынка. Это
экономическое и социальное руководство, однако оно предоставляет в
распоряжение партнеров лишь ориентиры, а не детальные указания показателей
производительности, стоимости и т.п. "Планирование на французский манер" существенным образом отличается от
централизованного планирования, осуществлявшегося ранее в странах Восточной
Европы. Французский план, таким образом, дополняет рынок, исправляя его
близорукость, указывая экономическим и социальным партнерам на те общие
информационные данные, которые позволят им самим сделать выбор. 3. Французское планирование, наконец, позволяет выработать целостное
среднесрочное представление о социальном и экономическом развитии в
сочетании с долгосрочным прогнозированием, делая это с помощью различных
организаций, выполняющих экономические разработки. Они предназначены прежде
всего для Правительства, но также и для всей страны. Любая экономическая и
социальная политика должна высвечиваться знанием ее последствий в средней и
дальней перспективе. План представляет собой такое средство высвечивания тех отдаленных
задач, решения по которым сегодня принять чрезвычайно трудно. Составление
плана - это не столько предвидение, сколько осуществление такого выбора,
который будет учитывать как предсказуемые, так и непредвидимые изменения. В
средней и дальней перспективе План представляет собой государственный
институт, обеспечивающий непротиворечивость решение Правительства, при
котором ГКП служит ведущим советником. Эта функция обеспечения непротиворечивости решений в среднесрочной
перспективе сыграла во Франции значительную роль в тот момент, когда
слишком быстрый рост производства повлек за собой ускорение преобразований
экономики и общества, и когда одновременно стало возможным (в силу
регулярного характера этого роста) определить дальнейшие перспективы
развития. Во время нефтяного кризиса 70-х годов и вытекавшей из него
неуверенностью в отношении экономических прогнозов, увеличение
непредвиденных вариантов не только не отвергло необходимость в
среднесрочной перспективы, но, напротив, усилило ее. План, таким образом,
остался инструментом обеспечения непротиворечивости основных качественных
направлений экономического и социального развития и принятия Правительством
решений на среднюю перспективу, однако при этом он стал более селективным и
стратегическим. Итак, индикативный подход к организации французского планирования
выражается в его совместимости с рыночной экономикой, гибкой и эволюционной
структурой. Планы выполняют 3 постоянные функции, направленные на
поддержание стабильности экономической системы. 2. Функционирование и принципы французского планирования Французский опыт индикативного планирования уже в течение 40 лет
характеризуется определенным постоянством, однако каждый План является
также отражением состояния экономики и, в более широком смысле, -
французского общества на определенный момент времени и тех проблем, с
которыми ему пришлось столкнуться.
Вторая мировая война заставила Францию осознать свое отставание,
накопленное в ходе предыдущих десятилетий, а также определенный упадок
экономики. Основной идеей Плана была модернизация французского общества: 1-
ый план 1947 г. назывался "планом модернизации и переоснащения".
Выдвигалась тогда идея о том, что для обеспечения модернизации французского
общества одних только рыночных механизмов недостаточно. Но такой
децентрализованный механизм, как механизм рыночный, сам по себе не был
достаточен для того, чтобы в одиночку способствовать модернизации Франции,
страны, которая всегда характеризовалась высокой степенью централизма, и в
которой рынок менее, чем где-либо, соответствовал исконным культурным
традициям. Необходимо было, чтобы экономические партнеры общались между
собой не исключительно посредством прямых рыночных связей, но также
неопосредованно, чтобы они коллективно разрабатывали задачи общества и
изыскивали средства, необходимые для их достижения[6]. Подход планирования в таком случае характеризовался следующими
принципами: . коллективным рассмотрением неадаптированности французского общества и поиском консенсусных решений путем всеобщего согласования. . стремлением совместного видения будущего в средней перспективе, т.е. того, что рынок, зачастую, не раскрывает спонтанно. . обязательствами Государства в отношении его будущей деятельности и его взаимоотношений с партнерами.
Именно совокупность этих трех элементов и определяет французский подход к
планированию. Французские планы составлялись, как правило, на пятилетие и в них
фиксировались общие черты желаемого экономического и социального развития.
При этом определенную роль играет не столько собственно индикативный план,
сколько сам процесс его составления. В ходе его не только происходит обмен
информацией, но и достигается национальный консенсус между различными
участниками хозяйственной деятельности и разными уровнями хозяйствования и
управления. Индикативный план включает формулировки среднесрочных целей развития
экономики Франции, прогнозные показатели и тенденции, концептуальные
алгоритмы преобразования структурных пропорций. Ключевые разделы плана
касаются экономического роста, инвестиций, финансовых потоков,
сбалансированности экономики, инфляции и конкуренции. В большинстве случаев
стратегические задачи выражаются в конкретных (количественно определенных)
плановых заданиях, но последние носят второстепенный характер. Главное
содержание плана составляет определение «актов государственного
вмешательства»[7], охватывающих:
а) основные задачи государства в области экономики на плановый период;
б) их детализацию применительно к инвестированию и перераспределению
государственных доходов с указанием на источники финансирования
капиталовложений и на соответствующие государственные мероприятия
(предоставление бюджетных субвенций, госкредитование, льготное
финансирование и т.д.). Французские индикативные планы, иными словами, четко ориентированы на
инвестиционную деятельность. Причем если в первых планах присутствовали
конкретные отраслевые прогнозы и отраслевые плановые задания, то
впоследствии их заменили отмеченные акты, программы государственного
вмешательства, разрабатываемые применительно к основным отраслям
промышленности. В настоящее время во Франции пятилетние планы носят аналитический
характер. Они включают проекты, предусматривающие совместное их
финансирование партнерами – предпринимателями, центральными и местными
властями, профсоюзами и другими институтами. Технология работы над индикативными планами во Франции выглядит
следующим образом. Сам план принимается и утверждается парламентом Франции,
что делает его независимым от ведомственных решений и внутренних раскладов
в кабинете министров. Французский опыт планирования неотделим от активного согласования, под
которым понимается подключение основных экономических и социальных сил
страны к процессу планирования. Французский план состоит из 2 типов
документов, имеющих различный статус: 1. Текст плана, который представляется от имени Правительства перед парламентскими ассамблеями для его обсуждения и голосования. Этим документом определяется ответственность всего Правительства. 2. Доклады комиссий разрабатываются параллельно с составлением самого текста плана внутри комиссий, которые представляют собой трехсторонние специализированные соглашения, объединяющие представителей администрации, социальных партнеров (профсоюзов и предпринимателей) и экспертов. Председатель каждой такой комиссии выбирается за пределами ГКП и зачастую даже извне самой администрации: им может быть руководитель предприятия, банкир, профсоюзный деятель, представитель ассоциации, университетский профессор или журналист. ГКП обеспечивает организационное обслуживание всей группы, содействует председателю в проведении работ и в составлении доклада. Однако ведение работ осуществляется самим председателем, с тем, чтобы это наилучшим образом соответствовало вверенному ему мандату. Таким образом, согласование, консенсус и диалог представляют собой
основные принципы индикативного подхода французской системы планирования. 3. Организация и роль Генерального комиссариата планирования (ГКП) Генеральный комиссариат планирования (ГКП) - небольшая организация: в
ней занято около 70 кадровых ответственных работников, называемых
"порученцами", т.е. в общей сложности менее 200 человек. Он не имеет
размеров, достаточных для управления хозяйством страны и поэтому может
выполнять лишь стимулирующую и координационную функцию. Подобный выбор
требует четкого распределения ролей с крупными административными
инстанциями, занимающимися управлением, и тем самым позволяет избежать
бесполезных конфликтов. Координация между различными административными
органами предполагает, что ГКП занимает нейтральное положение. Его
нынешнее подчинение Премьер-министру (через посредство Государственного
секретаря) способствует подобной его роли "интерфейса". Ограничиваясь задачами организации и координации, персонал
Генерального комиссариата планирования имеет оригинальный состав: он
состоит из "порученцев", кадровых работников высокого уровня, главным
образом администраторов или инженеров, что позволяет ему располагать
различной кадровой компетенцией в юридической, экономической, научной и
технической областях, а также выполняет услуги секретариатского
обслуживания. Представители среднего звена административной иерархии,
обычно решающие задачи управления, таким образом, в ГКП отсутствуют. Со
своей стороны, порученцы, половина которых является чиновниками,
принадлежащими другим ведомствам, проводят в ГКП по несколько лет после
получения первого профессионального опыта, позволяющего им устанавливать
связи с администрацией. Тот факт, что большая часть порученцев проводит в
нем лишь по несколько лет, исключает «застой» организации и способствует
появлению новых идей. После своего ухода из ГКП порученец обычно сохраняет
с ним связи, участвуя, например, в работе согласовательных инстанций. Такие функции Генерального комиссариата планирования, легкого и не
обремененного управленческими задачами, были специально продуманы Жаном
Моне. Он говорил, что "План будет представлять собой нечто иное, нежели
простое министерство по обеспечению снабжения"[8]. ГКП играет 3 основных роли, во многом взаимосвязанные и
взаимозависящие: . разработка плана . консультирование Правительства . изучение долгосрочных структурных проблем, т.е. перспективное прогнозирование.
Эти роли неразрывно связаны с основной задачей: способствовать модернизации
французского общества. Остановимся на них подробнее.
1) Во-первых, это подготовка плана. Методика его разработки исторически претерпела определенные изменения по сравнению с подготовкой первых планов, учитывая, что в настоящее время применяется концепция стратегического планирования. Однако можно наметить несколько традиционных крупных этапов. Подготовка плана начинается с составления рамочного правительственного текста. Затем проходит этап согласования с основными экономическими и социальными силами страны, которым предлагается принять участие в работе всей системы тематических комиссий, организуемых Генеральным комиссариатом планирования. Следующий этап состоит из межведомственных дискуссий, предназначенных для подготовки проекта Плана; Правительство проводит при этом последний выбор вариантов и представляет законопроект Плана на рассмотрение Экономического и социального совета. С учетом рекомендаций этого Совета, Правительство представляет модифицированный проект Плана на голосование в Парламент (через Национальное собрание и Сенат), который может изменить текст путем внесения поправок. Вся процедура завершается принятием Парламентом текста Плана. Генеральный комиссариат планирования, однако, не управляет процессом
выполнения Плана, который осуществляется другими инстанциями, но пристально
следит за этим выполнением. Подобное курирование влечет за собой целый ряд
различных работ: > технические работы, заключающиеся в разработке и анализе количественных индикаторов макроэкономического развития; > специализированные работы с объяснением приоритетных тем, выбранных в конкретном плане; для Х-го Плана такие работы были проведены в области туризма, транспорта, народного образования, природных пространств и благоустройства сельской местности; > формальные работы по составлению доклада о ходе выполнения Плана, который может стать предметом парламентской дискуссии. Во-вторых, роль советника по экономической политике при Премьер-министре.
Генеральный комиссариат планирования берет на себя инициативу, с тем, чтобы
проведение текущей экономической политики должным образом отражало
выбранные ориентиры. 2) В качестве своей третьей роли ГКП занимается долгосрочными структурными проблемами и прогнозированием, которые по определению могут быть принесены в жертву решению конъюнктурных проблем. Так, например, в 1987- 88 гг. рабочая группа рассмотрела возможное воздействие на Францию завершения строительства внутриевропейского рынка и необходимую адаптацию французского общества в целях успешного выполнения этого проекта. Начиная с 1989 г. Генеральный комиссариат планирования учредил группу по разработке вопросов социального неравенства в перспективе европейского строительства и группу по перспективам энергетики с горизонтом на 2010 г.[9] При составлении плана используется метод прогнозирования. Прогноз
является постоянной характеристикой самого подхода к планированию, однако
его горизонт может меняться и иметь более или менее ярко выраженный
количественный характер. План способствует сокращению неопределенности.
Французский опыт обширен, в отношении как горизонтов прогнозирования, так и
способа его оценки. Работы количественного прогнозирования для Плана всегда выполнялись за
пределами Генерального комиссариата планирования в соответствии с тем
правилом, что "он лишь заказывает, но не делает сам"[10]. Тем не менее, ГКП выполняет дополнительные функции, обеспечивая связи
с экономическими администрациями и научной средой. Он оформляет заказы на
проведение исследований и прогнозов с различными специализированными
администрациями. ГКП располагает также бюджетными ресурсами, позволяющими
финансировать те исследования и разработки, которые он считает
необходимыми. Наиболее прикладные работы являются предметом
исследовательских контрактов. В тех случаях, когда речь идет скорее о
научных исследованиях, ГКП опирается на специализированные научные
комитеты, объединяющие экспертов в определенной области, которые на
конкурсной основе подбирают конкретные исследовательские лаборатории. Для
участия в этих работах привлекаются все дисциплины социальных наук. Выбор, сделанный Францией, в этом плане не является единственным.
Бельгия и Нидерланды, в частности, руководствовались противоположным
подходом и предпочли включить бригады по прогнозированию в кадровую
структуру организации планирования. Итак, во Франции главный орган планирования – ГКП – не имеет
директивных полномочий как, например, Госплан в СССР. Его основная миссия
состоит в регулировании и координации деятельности разных инстанций в
процессе осуществления плановой деятельности. Заключение Лауреат Нобелевской премии по экономике Милтон Фридман писал: «В
принципе существуют лишь два способа координации экономической деятельности
миллионов. Первый - это централизованное руководство, сопряженное с
принуждением; таковы методы армии и современного тоталитарного государства.
Второй - это добровольное сотрудничество индивидов; таков метод, которым
пользуется рынок»[11]. Именно второй принцип и реализуется в плановой
политике Франции. Итак, система индикативного планирования, существующая во Франции уже
более полувека, характеризуется определенным постоянством и отличается от
организации планирования в других странах. Особенностью системы
французского планирования является ее индикативность, которая выражается в неразрывной связи рыночных механизмов и государственного регулирования. В
то же время французский план дополняет рынок, корректируя его недостатки и
указывая на возможные направления развития. Иными словами, индикативные
планы не являются обязательными к исполнению, а носят рекомендательный
характер. Плановые документы содержат лишь ориентиры государственного
прогноза о желаемом развитии экономики, а также включают решения о
государственных расходах и капиталовложениях. Французская система планирования имеет как общие для любой системы
планирования функции, так и специфические: > Планирование благоприятствует развитию рынка; > Планирование является результатом диалога и объединения усилий различных экономических и социальных агентов для решения проблем в различных сферах (информационная функция); > Планирование сочетается с долгосрочным прогнозированием, обеспечивая целостное представление о дальнейших вариантах развития в средней и долгосрочной перспективе; > Наконец, планирование во Франции - руководство к действию, а не директивное указание. В целом французская система планирования отличается гибкостью
структуры и организации, согласованностью на всех этапах разработки плана.
Существенную роль в этом играет Генеральный Комиссариат планирования,
обеспечивающий реализацию плана, контроль за его выполнением, а также
занимающийся решением долгосрочных структурных проблем и прогнозированием. Следует отметить, что за все время своего существования система
французского планирования не оставалась неизменной, а отражала экономико-
политическую ситуацию в стране. Так, если первые планы были направлены
исключительно на модернизацию французской экономики в послевоенный период,
то последние планы стали носить приоритетный стратегический характер, а
отраслевые программы стали центральным их элементом. Одновременно
планирование превратилось из инструмента регулирования экономики в средство
поддержки бизнеса. Индикативное планирование во Франции на современном этапе приближается
к стратегическому планированию крупных транснациональных корпораций и
служит одним из средств, позволяющих направлять и регулировать современную
сложную и конкурентную экономику, где субъекты хозяйствования должны
постоянно адаптироваться к эволюциям технологий, идей и международного
окружения. В этих условиях государство по-прежнему играет важную роль в
регулирование рыночной системы. Западные эксперты до сих пор называют
французскую экономическую политику «дирижизмом»: сохраняется крупная
государственная собственность, а деятельность бизнеса строго
регламентируется. Однако, именно благодаря этому во 2-ой половине ХХ века
Франции удается занять одно из ведущих мест на мировой арене.В настоящее
время Франция занимает пятое место по душевому ВВП и четвертое место - по
доли в мировом экспорте среди стран Западной Европы[12]. В заключении хочется отметить, что опыт французской системы
индикативного планирования может быть полезен для нашей страны. Современные
социально-экономические и политические условия требуют формирования
качественно нового подхода , поскольку прежние командно-административные
методы и принципы планирования теряют свою актуальность, а новая система
носит переходный характер. Литература 1. Экономическая и социальная политика Франции/ Российско-Французская серия «Информационные и Учебные Материалы» №36, 1995. 2. Иванова Е. Французское программирование: эволюция механизма разработки планов. Л., 1990 3. Фишер В.Европа: экономика, общество и государство. 1914-1980. // Под ред. Ю.А. Петрова. М., 1999 4. Е. Островская. Франция / МЭ и МО, № 8, 2001, с. 89-97 5. Батин В. Индикативное управление от Франции до Татарстана. / «Время и деньги». 14.03.2001 6. Современный экономический словарь. // Под ред. Райзберга Б.А, Лозовского Л.Ш., Стародубцевой Е.Б. М., 1998 7. Волчкова Л.Т. Планирование социально-экономического развития: Теория, методология, организация: Учебное методическое пособие. СПб., 1999
-----------------------
[1] Современный экономический словарь. / Под ред. Райзберга Б.А, Лозовского
Л.Ш., Стародубцевой Е.Б. М., 1998, с.134
[2] Волчкова Л.Т. Планирование социально-экономического развития: Теория,
методология, организация: Учебное методическое пособие. СПб., 1999, с. 9
[3] Батин В. Индикативное управление от Франции до Татарстана. / «Время и
деньги». 14.03.2001, с. 7
[4] Экономическая и социальная политика Франции / Российско-Французская
серия «Информационные и Учебные Материалы» №36, 1995, с. 25
[5] Там же, с. 27
[6] Там же, с. 30-31
[7] Батин В. Индикативное управление от Франции до Татарстана. / «Время и
деньги». 14.03.2001, с. 8
[8] Экономическая и социальная политика Франции / Российско-Французская
серия «Информационные и Учебные Материалы» №36, 1995, с. 26
[9] Там же, с. 30
[10] Там же, с.33
[11] Цит. по: Батин В. Индикативное управление от Франции до Татарстана. /
«Время и деньги». 14.03.2001, с. 6
[12] Е. Островская. Франция / МЭ и МО, № 8, 2001, с. 89
Страницы: 1, 2
|