Парадоксы бухгалтерской отчетности
Парадоксы бухгалтерской отчетности
Ярослав Вячеславович Соколов, доктор экономических
наук, профессор, заведующий кафедрой статистики, учета и аудита
Санкт-Петербургского государственного университета.
Никогда
не надо верить в данные отчетности, они всегда должны вызывать сомнения.
Анализируя отчетность, мы должны с предельной осторожностью относиться к тем
данным, которые принимаем во внимание. Рассмотрим важнейшие парадоксы, присущие
бухгалтерской отчетности.
Никогда
не надо верить в данные отчетности, они всегда должны вызывать сомнения. Даже
если при составлении отчетности все было сделано абсолютно правильно, и у ее
составителей не было никаких желаний что-либо исказить, то, тем не менее, анализируя
отчетность, мы все равно должны с предельной осторожностью относиться к тем
данным, которые мы принимаем во внимание.
Любой
администратор должен быть хозяином в своем доме и по крайней мере знать, какие
сознательные отклонения от требований нормативных документов делает бухгалтер.
Но дальше перед администратором встает вопрос огромной важности: можно ли
отчетность, составленную по предписанным нормативными документами правилам,
считать достоверной? Полностью это сделать невозможно по причине того, что
самой бухгалтерской методологии присущи определенные парадоксы. Они объективны,
и их надо знать, понимать и уметь принимать во внимание. Рассмотрим важнейшие
парадоксы, присущие бухгалтерской отчетности.
Прибыль есть, а денег нет
Этот
парадокс может иметь место, если предприятие деньги, полученные в виде прибыли,
вложило в немонетарные (не денежные) активы, у фирмы существует непогашенная
дебиторская задолженность или бухгалтер не списал текущие расходы и они
отражены в балансе.
Многие
предприниматели не понимают этой ситуации. Часто в поисках путей для сокрытия
прибыли они говорят: "Я куплю за счет прибыли компьютер, автомобиль,
станок, дом и т. д. и тем самым спрячу прибыль". Это не так. Все подобные
приобретения только меняют структуру актива баланса, не затрагивая
представленных финансовых результатов. И вопреки бухгалтерским предрассудкам
никто никогда ничего не покупал за счет прибыли. Все покупают только за деньги
или за обещание их уплатить. (Бартер — это тоже обмен посредством денег, но без
их непосредственного участия. Деньги тут выступают в функции меры стоимости.)
Рассмотрим
общие проявления этого парадокса.
1.
Фирма купила ценности, стоимость которых больше полученной прибыли. В активе
(касса и расчетный счет) денежные остатки крайне незначительны, а прибыль
огромна.
Допустим
имеют место следующие балансы (балансы 1 и 2 в у.е.):
Баланс
1 (исходный)
|
|