Большое внимание будет уделяться мониторингу
потребности в кадрах для обеспечения развития предпринимательской деятельности
и их подготовке в коммерческих и государственных учебных заведениях.
Предполагается создать и поддерживать благоприятные условия для дальнейшего
развития в Мурманской области системы образовательных услуг по подготовке и
переподготовке кадров для малых предприятий, государственных и муниципальных
служащих, консультантов территориальных организаций инфраструктуры поддержки
малого предпринимательства. В муниципальных образованиях планируется регулярное
проведение консультаций специалистов органов местного самоуправления и
налоговых органов. Многие предприниматели смогут пройти стажировку на
российских и зарубежных предприятиях.
С целью решения некоторых социальных проблем и
создания точек экономического роста предусматривается бюджетная финансовая
поддержка инвестиционной деятельности субъектов малого предпринимательства.
Предоставление бюджетных кредитов и государственных гарантий будет
осуществляться в рамках установленных ежегодных лимитов для реализации
следующих проектов:
- инновационные проекты, имеющие высокий уровень
рентабельности;
проекты внедрения ресурсо- и энергосберегающих
технологий в жилищно-коммунальной сфере;
- проекты по развитию туризма;
- проекты по оказанию коммунальных и бытовых
услуг;
- проекты начинающих предпринимателей, в
особенности молодежи и социально
- незащищенных групп населения;
- проекты малых предприятий в депрессивных
населенных пунктах;
- проекты международных и донорских организаций,
направленные на развитие
- предпринимательства в Мурманской области;
- проекты, направленные на активизацию деловых
межрегиональных связей;
- проекты народных промыслов,
высокохудожественных производств и ремесел коренных народов Мурманской области.
При выборе объектов для финансирования будут
учитываться интересы смежных программ: социально-экономического развития
муниципалитетов, занятости населения, развития туризма, экологических и других.
Учитывая ограниченность бюджетов всех уровней, планируется привлечение
внебюджетных финансовых и материальных ресурсов путем долевого финансирования
процентной ставки банков и оказываемых лизинговых услуг субъектам малого
предпринимательства.
Раздел 2. Содействие продвижению товаров и услуг
субъектов малого предпринимательства на
региональные, межрегиональные и
международные рынки
Осуществление мероприятий второго раздела
Программы создаст благоприятные условия для конкуренции и продвижения продукции
и услуг малых предприятий Мурманской области на региональный, межрегиональный и
международный рынки.
С целью расширения деловых связей между
предпринимателями будут проводиться форумы "Кольский партнериат",
региональные выставки-ярмарки "Имандра", "Золотая осень",
специализированные отраслевые выставки "Море, ресурсы, технологии" и
другие. Повышению конкурентоспособности будет способствовать участие предприятий
Мурманской области в конкурсах продукции и услуг "Золотая марка "Знак
качества", всероссийских конкурсах "Золотой Меркурий", конкурс
"Сто лучших товаров" и других. Инновационные малые предприятия смогут
показать свою продукцию в составе коллективных экспозиций Мурманской области на
ежегодных выставках в Санкт-Петербурге "Высокие технологии. Инновации.
Инвестиции" и "Малый бизнес. Технологии успеха". Проведение
региональных выставок и ярмарок, ежегодных конкурсов предпринимателей,
конференций, форумов малых предприятий Мурманской области с партнерами из
Северо-западного Федерального округа и других регионов России,
Евро-Арктического Баренцева региона обеспечит хорошие предпосылки для
эффективного вовлечения предприятий малого бизнеса Мурманской области в
экономическое сотрудничество.
Раздел 3. Развитие инновационной инфраструктуры
и информационное обеспечение
предпринимательской деятельности
В третьем разделе Программы предусматривается
развитие объектов инновационной инфраструктуры. Для содействия продвижению на
рынок новых технологий и инновационных продуктов, при финансовой поддержке за
счет бюджетных средств, получат развитие "Технопарк-Апатиты", будут
созданы новые инженерно-технологические центры и центры трансфера технологий на
базе МГТУ и КНЦ РАН. При СТПП будет создан региональный центр субконтрактинга и
ценового мониторинга. Планируется оказание финансовой помощи предприятиям по
созданию опытных образцов в наукоемких производствах, проведению экспертизы,
сертификации и патентования.
Продолжится работа по совершенствованию
информационного обеспечения малого предпринимательства в Мурманской области -
оптимизации баз данных и доступа к информационным ресурсам по правовым
вопросам, имущественным отношениям, государственным и муниципальным заказам на
товары и услуги. Предприниматели должны получить доступ к базам данных об
оборудовании для малого бизнеса (включая и вторичное), его производителях,
поставщиках, лизингодателях и потенциальных потребителях.
Развитие современных информационных технологий,
обеспечит свободный доступ предпринимателей к дистанционному обучению, участию
в виртуальных торгах, конкурсах и выставках, а также ведению электронного
бизнеса.
Распространение на территории Мурманской области
федеральной и региональной системы дистанционного консалтинга для субъектов
малого предпринимательства позволит оперативно отвечать на вопросы
предпринимателей, осуществлять эффективный обмен информацией между
консультантами и предпринимателями в рамках единого информационного
пространства.
С целью прогнозирования развития малого
предпринимательства и для выработки предложений по развитию инфраструктуры
предпринимательской конкурентной среды предполагается проведение
научно-исследовательских работ и социологических исследований, теоретических и
научно-практических конференций.
Раздел 4. Решение социальных задач, в том числе
социальная защита предпринимателей и
наемных работников, сокращение бедности
и безработицы
В рамках настоящего раздела предусматриваются
мероприятия:
- по повышению роли малого предпринимательства в
обеспечении качественных услуг, оказываемых населению в жилищно-коммунальной
сфере, общественном питании и бытовом обслуживании, туризме, физической
культуре и спорте, здравоохранении, образовании и культуре;
- по обеспечению занятости, снижению уровня
безработицы и бедности;
- по социальной защите занятого в малом бизнесе
населения области.
Предусматривается, что Государственный заказчик
Программы, совместно с федеральными и международными организациями, органами
местного самоуправления Мурманской области продолжит формирование
территориальной сети учебно-деловых и информационно-маркетинговых центров,
бизнес инкубаторов. Развитие сети территориальных представительств Северной
торгово-промышленной палаты, Мурманского агентства развития
предпринимательства, а также создание муниципальной инфраструктуры обеспечат
приближение к предпринимателям по месту их работы полного набора
консультационных услуг. С целью создания рабочих мест Департамент ФСЗН
обеспечит работу по вовлечению в предпринимательскую деятельность безработных,
уволенных в запас военнослужащих, женщин, других социально незащищенных слоев
населения и начинающих предпринимателей. Комитет по образованию и управление по
делам молодежи Мурманской области совместно с учебными заведениями области
обеспечат совершенствование форм и методов профессиональной подготовки. Для
создания минимальных стартовых условий начинающим предпринимателям органы
местного самоуправления и ФОРМАП продолжат работу по развитию системы
микрокредитования, включая создание муниципальных фондов и пополнение
кредитного портфеля ФОРМАП за счет бюджетных и внебюджетных источников.
Раздел 5. Развитие форм и методов взаимодействия
органов исполнительной власти, местного
самоуправления и малого предпринимательства на
территории Мурманской области
Мероприятия пятого раздела Программы направлены
на обеспечение взаимодействия федеральных и региональных органов
государственной власти, органов местного самоуправления и бизнеса в решении
задач социально-экономического развития Мурманской области и создания благоприятных
экономических, правовых, политических и других условий для предпринимательской
деятельности и укрепления социального статуса предпринимательства. На
дальнейшее развитие предпринимательства в Мурманской области будут оказывать
влияние открытость и прозрачность земельных отношений, порядок согласования
застройки территорий, условия аренды государственного и муниципального
имущества. С целью обеспечения взаимодействия органов государственной власти и
местного самоуправления Мурманской области с предпринимательской
общественностью предусматривается:
- проведение ежегодных "Дней
предпринимательства";
- проведение круглых столов, конференций,
деловых встреч;
- организация различных мероприятий по выявлению
и преодолению имеющихся административных барьеров и обеспечению прав
предпринимателей при осуществлении государственного контроля.
Получат развитие экономические и финансовые
формы взаимодействия органов власти, местного самоуправления, коммерческих
банков по созданию и развитию малых предприятий, в том числе:
- долевое бюджетное финансирование расходов по
разработке и экспертизе проектно-конструкторской документации и бизнес-планов;
- финансирование процентной ставки по
привлеченным субъектами малого предпринимательства кредитам коммерческих банков
и лизинговых компаний для реализации инвестиционных проектов на территории
Мурманской области.
Предполагается более активная государственная
поддержка участия объединений предпринимателей Мурманской области в российских
и международных проектах, направленных на развитие региональной инфраструктуры
малого бизнеса и системы повышения профессиональной компетенции
предпринимателей.
Раздел 6. Развитие форм саморегулирования
предпринимательской
деятельностью и деловой этики
Мероприятия настоящего раздела нацелены на возрастание
организующей роли общественных объединений предпринимателей и органов местного
самоуправления в развитии конкуренции и потребительского рынка.
Предусматривается содействие созданию
профессиональных гильдий, некоммерческих партнерств, обществ взаимного
кредитования, других общественных объединений малого бизнеса, а также
организации сотрудничества предпринимателей Мурманской области с
предпринимательскими объединениями СЗФО и других регионов России, стран СНГ,
БЕАР.
Дальнейшее развитие получат саморегулируемые
организации предпринимателей, деятельность которых обеспечит повышение
экономической и социальной ответственности предпринимателей. Для обеспечения
защиты прав предпринимателей СТПП продолжит работу по развитию
негосударственных механизмов регулирования хозяйственных споров - Центра
правовой защиты предпринимателей и Третейского суда. Улучшению качества
выпускаемых товаров и оказываемых услуг и повышению их конкурентоспособности
будет способствовать внедрение добровольной сертификации.
Повышению престижности малого бизнеса,
укреплению норм деловой этики и открытости предпринимательства будет
способствовать ежегодное проведение конкурсов "Предприниматель года".
Организация радио- и телепередач, публикаций по освещению опыта малых предприятий
и благотворительной деятельности обеспечит информированность населения о
проблемах и достижениях малого бизнеса и вовлечение населения в
предпринимательскую деятельность, формирование благоприятного общественного
климата.
Реализация основных мероприятий Программы будет
стимулировать предпринимательскую активность и приведет к повышению
эффективности малого бизнеса, что в свою очередь облегчит решение ряда
социальных и экономических проблем.
V. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Большая часть мероприятий Программы будет
выполнена за счет собственных средств исполнителей и внебюджетных источников.
Предусматривается долевое бюджетное финансирование Программы региональными
органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Мурманской
области. Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением
Программы за счет областного бюджета, определяется в установленном порядке при
принятии Закона Мурманской области "Об областном бюджете". Долевое
финансирование совместных мероприятий Программы осуществляется на договорной
основе между участниками Программы.
Общий объем финансирования Программы в 2005 -
2008 годах - 343,81 млн. руб., в том числе: гарантии областного бюджета - 20
млн. руб.; кредиты областного бюджета - 20 млн. руб.; целевое финансирование мероприятий
Программы из областного бюджета Мурманской области - 28,46 млн. руб.; гарантии
и кредиты из местных бюджетов - 13,0 млн. руб.; из федерального бюджета - 15,0
млн. руб.; из внебюджетных источников - 247,35 млн. рублей.
(в ред. постановления Правительства Мурманской
области от 26.10.2005 N 400-ПП)
Объем финансирования в 2005 году - 44,49 млн.
рублей, в том числе гарантии областного бюджета - 5 млн. руб., кредиты
областного бюджета - 5 млн. руб., целевое финансирование мероприятий Программы
из областного бюджета Мурманской области - 0,8 млн. рублей, гарантии и кредиты
из местных бюджетов - 2,0 млн. рублей, из внебюджетных источников - 31,69 млн.
рублей.
Объем финансирования Программы в 2006 году -
82,15 млн. руб., в том числе: гарантии областного бюджета - 5,0 млн. руб.;
кредиты областного бюджета - 5,0 млн. руб.; целевое финансирование мероприятий
Программы из областного бюджета Мурманской области - 6,42 млн. руб.; гарантии и
кредиты из местных бюджетов - 2,5 млн. руб.; из федерального бюджета - 6,0 млн.
руб.; из внебюджетных источников - 54,23 млн. рублей.
(в ред. постановления Правительства Мурманской
области от 26.10.2005 N 400-ПП)
Объем финансирования Программы в 2007 году -
103,11 млн. руб., в том числе: гарантии областного бюджета - 5 млн. руб.;
кредиты областного бюджета - 5 млн. руб.; целевое финансирование мероприятий
Программы из областного бюджета Мурманской области - 14,78 млн. руб.; гарантии
и кредиты из местных бюджетов - 3,5 млн. руб.; из федерального бюджета - 7,5
млн. руб.; из внебюджетных источников - 70,33 млн. рублей.
(в ред. постановления Правительства Мурманской
области от 26.10.2005 N 400-ПП)
Объем финансирования Программы в 2008 году -
114,06 млн. руб., в том числе: гарантии областного бюджета - 5 млн. руб.;
кредиты областного бюджета - 5 млн. руб.; целевое финансирование мероприятий
Программы из областного бюджета Мурманской области - 6,46 млн. руб.; гарантии и
кредиты из местных бюджетов - 5 млн. руб.; из федерального бюджета - 1,5 млн.
руб.; из внебюджетных источников - 91,1 млн. рублей.
(в ред. постановления Правительства Мурманской
области от 26.10.2005 N 400-ПП)
VI. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ПРОГРАММОЙ
Механизм реализации Программы основан на
скоординированных по срокам и направлениям действиях исполнителей и участников
программных мероприятий по достижению намеченных целей. В основу организации
выполнения Программы положены принципы открытости, добровольности и взаимной
выгоды, которые обеспечивают широкие возможности для участия всех
заинтересованных юридических и физических лиц. В рамках своих полномочий
территориальные представительства федеральных органов государственной власти,
органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации
принимают на себя обязательства осуществить целевые мероприятия Программы за
счет собственных средств.
Управление Программой осуществляют Департамент
экономического развития Мурманской области - Государственный заказчик и
Координационный Совет, которые на основе поступающих предложений разрабатывают
сводные квартальные планы работы, определяют первоочередность выполнения
мероприятий Программы. По отдельным мероприятиям Программы разрабатываются и
утверждаются Правительством Мурманской области конкретные планы действий,
заключаются договора между Государственным заказчиком и исполнителями.
В Координационный Совет войдут представители
федеральных органов исполнительной власти: ФСЗН по Мурманской области; МНС по
Мурманской области; Мурманской областной Думы; департаментов Мурманской
области: экономического развития, финансов, по труду и социальной защите
населения, по управлению государственным имуществом; руководители органов
местного самоуправления; предпринимательских объединений; Северной ТПП; Союза
ПП (работодателей); ООП "Кольский Север"; Союза РПС; Государственного
фонда развития малого предпринимательства Мурманской области. Положение о
Координационном Совете и его состав утверждаются Правительством Мурманской
области. Координационный Совет наделяется правами, достаточными для
осуществления межведомственного взаимодействия и оперативного контроля
выполнения основных мероприятий Программы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|