О реформе заработной платы
О реформе
заработной платы
Рассматривая
проблемы реформирования заработной платы, необходимо иметь в виду ряд новых
обстоятельств в ее характеристике как экономической категории, которых ранее не
было и быть не могло.
Общеизвестна
многоплановость отношений, отражаемых заработной платой. В прежней
экономической системе обычно выделялись две ее функции: воспроизводственная и
стимулирующая. Для рыночной экономики помимо этих двух функций выделяют еще
одну -регулирующую. Ведь спрос на рынке труда влияет на уровень заработной
платы, а последняя - на цены на предметы потребления и услуги. Правда, в
сложившейся экономической ситуации практически не выполняется ни одна из
указанных функций, и в этом смысле можно говорить о потере заработной платой
своей роли как экономической категории. Все три функции в период 1996-1998 гг.
предстоит возродить. В этом заинтересованы основные субъекты, действующие в
рыночной экономике: работники, работодатели и государство.
Надо иметь в
виду, что у каждой функции есть своего рода персонифицированный носитель:
воспроизводственную функцию представляет работник, стимулирующую -работодатель,
регулирующую - государство. Но все они еще не "дозрели" до осознания
своей "причастности" к той или иной функции заработной платы.
Заработная плата в прежней экономической системе была долей работника в фонде
потребления национального дохода. Из него формировались фонды заработной платы,
поощрительные фонды и фонды специального целевого премирования. Все условия
оплаты разрабатывались под эти фонды.
В рыночной
экономике первичны условия оплаты, т.е. система ставок, окладов, норм трудовых
затрат, форм и систем заработной платы, гарантийных и компенсационных выплат,
тех или иных льгот. Именно они в совокупности определяют издержки работодателя
на оплату труда. Значит, фонд заработной платы, фонд поощрения или какой-либо
иной фонд как элементы организации заработной платы становятся ненужными. Они
должны отмереть. Между тем тяга к использованию старых, уже формальных, понятий
еще остается. Они используются в новых условиях, искажая реально складывающиеся
отношения. В качестве примера можно привести постоянно уточняемые инструкции
Госкомстата: то о составе фонда потребления, то о составе фонда заработной
платы и т.д. Заработная плата делится на включаемую в себестоимость и на
выплачиваемую из прибыли. Расходы на заработную плату принимают форму то
материальной помощи, то страховых платежей и т.п.
Попытки
увязывать отдельные элементы заработной платы с различными фондами и
источниками их формирования нередко тормозят развитие нормальных
взаимоотношений между работниками, работодателями и государством. При этом
колдоговорное регулирование оплаты и некоторых других трудовых вопросов
становится невыгодным, потому что приводит к дополнительному налогообложению
работодателя. Государство нередко преследует чисто фискальные цели, произвольно
относя те или иные выплаты работникам к облагаемым налогами доходам.
Реформирование
заработной платы в 1996-1998 гг. по каждой из названных подсистем механизма
рыночного регулирования заработной платы предполагает осуществление
соответствующих мероприятий.
Многоуровневая
договорная система
Развитие
многоуровневой договорной системы требует четкого разграничения круга вопросов
в области оплаты труда, решаемых каждым видом соглашений из предусмотренных
Законом о коллективных договорах и соглашениях и Законом о профсоюзах. Нужны и
более строгая координация сроков заключения каждого вида соглашений, и усиление
принципа обязательности решений, принятых в соглашениях относительно
предприятий всех форм собственности.
Важно заключать
генеральное, отраслевое и территориальное соглашения на срок не менее двух лет
и разграничивать круг вопросов, решаемых в области оплаты и других трудовых
отношений на основе КЗоТа и тарифного законодательства.
Проблема
разграничения круга вопросов, решаемых в каждом из основных видов соглашений,
уже неоднократно рассматривалась в Министерстве труда РФ. Попытки ее решения
оформлялись в проекты различных документов, из которых наиболее существенный -
проект Закона о регулировании заработной платы.
Позиция
Института труда по данной проблеме сводится вкратце к следующему. Генеральное
соглашение как минимум должно решить три вопроса:
-о степени
приближения минимальной заработной платы к прожиточному минимуму с
установлением конкретных сроков (по кварталам) и параметров сближения;
-о соотношениях
в оплате труда (по сложности) по основным тарифно-квалификационным группам
работ и должностей работников; эти соотношения могут быть установлены в виде
Единой тарифной сетки для рабочих, специалистов, служащих и руководителей
(наиболее желаемый вариант) либо в виде так называемых диапазонов соотношений
(между рабочим высшей квалификации и неквалифицированным рабочим, между
инженером и квалифицированным рабочим и т.п.);
-о соотношениях
в оплате труда работников средней квалификации по профессиям, наиболее полно
представляющим отрасль, а точнее, условия труда в этой отрасли (шахтер,
станочник, ткачиха, пекарь, сталевар и т.п.).
Включение в
генеральное соглашение других вопросов заработной платы грозит чрезмерным
затягиванием сроков переговоров.
Отраслевое
соглашение в части вопросов оплаты труда основное внимание сосредотачивает на
вопросах дифференциации тарифных ставок работников по основным
профессионально-должностным группам, а также на особенностях организации оплаты
труда отдельных групп (профессий) работников. Практика установления в
отраслевых соглашениях минимальных тарифных ставок по принципу кратности минимальной
заработной платы не выдерживает никакой критики и должна быть прекращена.
В
территориальных тарифных соглашениях (которым следовало бы отдать приоритет на
нынешнем этапе реформирования) должен решаться тот же круг вопросов, что и в
генеральном, только с некоторой модификацией. В частности, в нем могут быть
определены абсолютные размеры минимальной заработной платы поквартально в
течение периода действия соглашения, зафиксированы уточненные параметры
соотношений в оплате труда по сложности и по основным профессиям, удельные веса
тарифной (гарантированной) заработной платы в общем заработке и др.
В коллективном
договоре предприятия обязательно должны отражаться все вопросы, касающиеся
условий оплаты труда работников, включая гарантии и компенсации за непроработанное
время; льготы работникам предприятия с учетом решений, принятых по оплате труда
в отраслевых и территориальных соглашениях.
Государственные
гарантии
Система
минимальных государственных гарантий в области оплаты труда включает бюджет
прожиточного минимума и минимальную заработную плату, порядок корректировки
минимальной заработной платы в связи с удорожанием стоимости жизни, поправки на
районные коэффициенты и т.п. Реалистично оценивая ситуацию, следует признать,
что количественное выражение минимальных гарантий по всем параметрам системы
крайне низкое.
Как показывают
расчеты, в 1990 г. минимальная заработная плата (80 руб.) была примерно в 1,5
раза выше стоимости бюджета прожиточного минимума, исчисленного на тот период
по методике Мин. труда РФ, в январе 1992 г, в результате либерализации цен она
сравнялась с его стоимостью, что означало ее снижение в 1,5 раза. В настоящее
время (июнь 1996 г.) минимальная заработная плата едва ли достигает 20%
стоимости этого бюджета. При этом следует иметь в виду, что в 1 полугодии 1992
г. в качестве социальной гарантии был введен бюджет прожиточного минимума,
обеспечивающий по существу лишь физиологическое выживание работников. По своим
количественным параметрам он был более чем в пять раз дешевле и соответственно
беднее прожиточного минимума, действовавшего в начальный период перестройки (25
руб. против 140 руб.).
Установленный
порядок корректировки минимальной заработной платы даже формально не
предусматривает соответствия в темпах роста цен и минимальной заработной платы.
Кроме того, он постоянно нарушается по срокам и, наконец, для небюджетного
сектора экономики его реализация увязывается с возможностями "изыскания
средств", а для бюджетного - с состоянием бюджета. Иными словами,
установленный порядок корректировки минимальной заработной платы носит
негарантированный характер и не защищает заработную плату от обесценения. Во
всяком случае за период 1990-1995 гг. реальная заработная плата снизилась почти
на 67%.
Районные
коэффициенты не j обеспечивают привязки минимальной заработной платы к условиям
1 воспроизводства рабочей силы по регионам, И практически повсюду не
обеспечивается своевременная выплата заработанной работниками заработной платы.
Чтобы система
государственных гарантий в области оплаты труда стала реально действующей, к
концу 1997 г. необходимо обеспечить поэтапное (ежеквартальное) приближение
минимальной заработной платы к стоимости бюджета прожиточного минимума, а к
концу 1998 г. - его превышение примерно в 1,5 раза. Надо восстановить
соотношение минимальной заработной платы и бюджета прожиточного минимума,
имевшее место до начала рыночных реформ. Целесообразно отказаться от районных
коэффициентов и перейти к дифференцированному установлению минимальной
заработной платы по территории страны посредством ее исчисления в процентах к
стоимости бюджета прожиточного минимума, отражающего условия воспроизводства
рабочей силы на той иди иной территории.
Размеры
соотношения минимальной заработной платы и бюджета прожиточного минимума в
1996-1998 г. по кварталам представляется разумным определять в генеральном
тарифном соглашении, а абсолютные размеры минимальной заработной платы - в
территориальном тарифном соглашении с учетом параметров генерального
соглашения.
Уже в 1996 т.
следовало бы принять Закон об автоматической ежеквартальной индексации
минимальной заработной платы при росте цен на потребительские товары и услуги
более чем на 5% за квартал, с введением его в действие с 1 января 1997 г. Для
обеспечения своевременной выплаты заработной платы необходимо определить нормы
компенсации работодателем потерь работающим за каждый день задержки. При
задержке зарплаты на период более 5 дней помимо компенсации потерь нужна еще и
индексация заработной платы в меру роста цен на период задержки.
С учетом
специфики организации заработной платы в бюджетной сфере в дополнение к
названным мерам надо осуществлять сближение диапазона оплаты в ETC с 1:10,07 до
1:6,0 или 1:5,5 (на основе опережающего роста минимальной тарифной ставки 1-го
разряда); ввести в 1997-1998 гг. индексацию заработной платы всем работникам
бюджетной сферы; повышение тарифных ставок в отраслях бюджетной сферы с тем,
чтобы постепенно приблизить ее к уровню заработной платы на предприятиях
небюджетного сектора экономики.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ovsem.com/
|