Меню
Поиск



рефераты скачать Оценка эффективности хозяйственной деятельности

В экономической литературе нет общепринятого взгляда на содержание и методику комплексного анализа хозяйственной деятельности предприятия. В настоящей работе будем придерживаться следующей методики, состоящей из следующих основных этапов:

I. анализ финансового состояния предприятия (структура активов и пассивов, величина чистых активов, ликвидность баланса, рентабельность и деловая активность предприятия, структура доходов и расходов) как база комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия;

II. анализ производственно-технологических показателей деятельности предприятия, таких как фондоотдачи, численности и производительности персонала, производительности оборудования, потери рабочего времени, стоимости материальных затрат и материалоемкости;

III. комплексная аналитическая оценка хозяйственной деятельности предприятия, заключающаяся в комплексной оценке влияния использования ресурсов (материальных и трудовых) на выпуск товарной продукции путем расчета обобщенного показателя факторов производства;

IV. анализ взаимосвязи «затраты – объем продаж – прибыль» проводится на основе маржинального анализа прибыли;

V. анализ финансовых результатов деятельности предприятия на материале периодической бухгалтерской отчетности.

Первый этап этой методики является начальным в том смысле, что он носит предварительный характер, и его результаты можно отнести к общей характеристике предприятия как хозяйствующего субъекта.

 

2.2. Выявление хозяйственных резервов


Произведем расчет показателей эффективности хозяйственной деятельности ООО «Дальмебель».

Таблица 2.2

Основные показатели рентабельности предприятия


Показатель

Алгоритм расчета

2007

2006


(по данным отчета о

год

год


прибылях и убыОООах)



Прибыль(убыток) от продаж

стр.011-стр.021

39 983,5

41 272,5

Чистая прибыль (убыток)

стр.190

23 598,0

23 034,5

Коэффициент рентабель-

Прибыль / Выручка от

0,4

0,4

ности продаж

продаж



Коэффициент обшей

Прибыль / Выручка

0,3

0,3

рентабельности

(стр.029/стр.010)



Коэффициент рентабель-

Прибыль / Итог раздела

0,6

4,6

ности собственного капитала

III баланса



Коэффициент рентабель-

стр.190/(стр.011+0,13)

0,2

0,2

ности производства




Коэффициент рентабель-

Прибыль/Чистые

2,1

-1,4

ности чистых активов

активы




Коэффициент рентабельности продаж, общей рентабельности и производства остается неизменным, откуда можно сделать вывод об устойчивом спросе на продукцию предприятия. Снижение рентабельности капитала с 4,6 до 0,6 свидетельствует о снижении эффективности использования имущества организации. Увеличение рентабельности чистых активов с – 1,4 до 2,1 свидетельствует об увеличении чистых активов, не обремененных обязательствами.

Таблица 2.3

Показатели деловой активности рассматриваемого предприятия


Показатель

Алгоритм расчета

Значения



2006

2007

1

2

3

4

Оборачиваемость

Выручка/ср.размер

2,5

2,6

оборотных фондов

оборотных фондов



Период оборота

365/оборачиваемость

148,8

138,1

текущих активов

текущих активов



Оборачиваемость

Выручка/

6,1

6,6

Запасов и затрат

Средний размер запасов



Период оборота

365/оборачиваемость

59,5

55,3

Запасов и затрат

запасов и затрат



Оборачиваемость

Выручка / ср.размер

6,1

6,6

дебиторской задолженности

дебиторской задолженности



Оборачиваемость

Выручка / ср.размер

1,8

1,9

кредитоской задолженности

кредиторской задолженности




За рассматриваемый период 2006-2007 гг. группа показателей деловой активности в основном не плохую тенденцию:

·                   длительность оборота текущих активов сократилась до 138,1 дня, то есть оборот по сравнению с предыдущим периодом снизился на 107 дней или на 3,5 месяца;

·                   оборачиваемость запасов и затрат снизилась 0,5 (6,6-6,1);

·                   период оборота запасов и затрат снизился на 4,2 дня (59,5-55,3);

·                   оборачиваемость дебиторской задолженности увеличилась на 0,5 (6,6-6,1);

·                   оборачиваемость кредиторской задолженности увеличилась на 0,1 (1,9-1,8)

Комплексная аналитическая оценка хозяйственной деятельности предприятия, заключающаяся в комплексной оценке влияния использования ресурсов (материальных и трудовых) на выпуск товарной продукции путем расчета обобщенного показателя факторов производства проводится следующим образом: на основе производственно-технологических показателей деятельности предприятия проводится расчет обобщенного показателя факторов производства предприятия по следующей методике.

1) Исходные данные ai1 сравниваются с эталонными (плановыми, нормативными) ai2.

2) Исходные данные стандартизуются по отношению к эталонным по формуле:

                    (1)

3) Обобщенный показатель находится по формуле:

.           (2)

Этот показатель отражает совокупное отклонение факторов производства от их эталонных (плановых, нормативных) показателей.

III. Анализ взаимосвязи «затраты – объем продаж – прибыль» дается на основе категории маржинального дохода.

Маржинальный доход представляет из себя сумму прибыли и постоянных расходов. Суть этой категории в том, что полное погашение всех постоянных расходов предусматривает списание их полной суммы на текущие результаты деятельности предприятия и приравнивается к одному из направлений распределения прибыли. В формализованном виде маржинальный доход (Dm) можно представить двумя основными формулами:

Dm = P + Zc;                 (3)

Dm = Q – Zv,                (4)

где    Р – прибыль;

Zc – постоянные расходы (не зависят от изменения объема производства);

Zv – переменные расходы (изменяются пропорционально изменению объема производства);

Q – выручка от продаж.

Приступая к анализу влияния на прибыль отдельных факторов, преобразуем формулу следующим образом:

P = Dm – Zc.                          (5)

В аналитических расчетах прибыли от продаж часто используются показатели выручки от продаж и удельного веса маржинального дохода в выручке от продаж вместо показателя общей суммы маржинального дохода. Эти три показателя взаимосвязаны:

,                               (6)

где Dy – удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж.

Если исходя из этой формулы выразить сумму маржинального дохода как

Dm = Q × Dy                           (7)

и преобразовать формулу (4), то получим следующую формулу определения прибыли от продаж:

P = Q×Dy – Zc.              (8)

Формулу (7) используют тогда, когда приходится считать общую прибыль от продаж при выпуске одного вида продукции и от продаж предприятием нескольких видов продукции. Если известны удельные веса маржинального дохода в выручке от продаж по каждому виду продукции в общей сумме выручки от продаж, то тогда Dy для общей суммы выручки от продаж подсчитывается как средневзвешенная величина.

В аналитических расчетах используют еще одну модификацию формулы определения прибыли от продаж, когда известными величинами являются количество проданного в натуральных единицах и ставки маржинального дохода в цене за единицу продукции. Маржинальный доход можно представить как

Dm = g×Dc,          (9)

где    g – количество проданного в натуральных единицах;

Dc – ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции.

Отсюда формулу можно записать как

P = g×Dc – Zc.               (10)

На прибыль от продаж оказывают влияние изменение количества  и структуры продукции, уровня цен, а также уровня постоянных расходов. Приведем алгоритм расчета данного влияния.

Пусть исходные данные для расчета выглядят следующим образом:


Вид изделия

Отпускная цена

Переменные расходы на единицу продукции

Удельный вес изделия, % к общему итогу по продажам

По плану

По факту

А

В

С

D

a

b

с

d

a1

b1

c1

d1

a2

b2

d2

b3

c3

d3


Пусть выручка от продаж планировалась в объеме Qпл, а фактически она составила Qф, постоянные расходы по плану и по факту не изменились и составили Zc.

Определим прибыль от продаж по плану, используя вышеприведенную формулу.

Предварительно рассчитаем удельные веса  маржинального дохода в отпускной цене за изделие для каждого вида продукции:

Вид изделия

Алгоритм расчета

Результат

А

(a – a1) : a

ga

В

(b – b1) : b

gb

D

(d – d1) : d

gd


Средний удельный вес маржинального дохода в выручке (Dy1) для всего объема по плану:

.

Подставив полученное значение в формулу (9), получим

Р1 = Qпл × Dy1 – Zc.

Аналогично определяем фактическую прибыль от продаж:


Вид изделия

Алгоритм расчета

Результат

В

(b – b1) : b

gb

С

(c – c1) : c

gc

D

(d – d1) : d

gd


Средний удельный вес маржинального дохода (Dy2) для всего объема фактических продаж:

.

Фактическая прибыль от продаж при неизменных ценах и постоянных расходах:

Р2 = Qф × Dy2 – Zc.

Проводим сравнение полученных значений плановой и фактической прибыли, вычисляя разность (Р2 – Р1).

За счет увеличения количества проданных изделий, безусловно, вырастет абсолютная сумма прибыли. И это позволяет считать, что при постоянной структуре данного объема не будет меняться средний удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж. Сумма прироста маржинального дохода при увеличении выручки от продаж составит:

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.